| ||||||||||||||||||||
|
|
|
04.11.2025 Предупреждение семейно-бытового насилия в
Рахметов С.М., главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, д.ю.н., профессор
Несмотря на принимаемые в последние годы меры по противодействию семейно-бытовому насилию эта проблема в Казахстане продолжает оставаться одной из актуальных. В настоящее время семейное насилие с каждым годом совершается все чаще, в связи с этим его общественная опасность повышается. Опасность семейно-бытого насилия заключается в его относительной распространенности, а также в его общественно опасных последствиях. Кроме такого невосполнимого последствия, как смерть, искалечение жертвы, серьезным его последствием является разрушение семьи. Это влечет беспризорность детей со всеми ее отрицательными последствиями. Семейное насилие, в частности, избиение женщины, глубоко травмирует детей, так как избиение, унижение одного из самых близких для ребенка людей - его матери нередко происходит в его присутствии, причиняя ему глубокую психическую травму. Насилие в семейной жизни порождает рост преступности несовершеннолетних, так как ежегодно тысячи детей убегают из дома, не желая больше видеть это насилие. Дети в таких семьях, спасаясь от расправы, становясь беспризорными, оказываются вовлеченными в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и в преступную деятельность. Некоторые подростки пытаются защитить от насилия, жестокого обращения своих матерей, сестер, младших братьев, получая при этом травму (иногда смертельную) или попадая после этого на скамью подсудимых. Ежегодно имеет место около 100 тысяч обращений в органы полиции по поводу семейно-бытового насилия[1]. Это вынуждает обращать внимание на проблемы противодействия семейно-бытовому насилию. Поэтому Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость повышения эффективности противодействия семейно-бытовому насилию. В частности, в своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Казахстан в новой реальности: время действий» Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал: «…нам нельзя закрывать глаза на многочисленные случаи семейно-бытового насилия. Безнаказанность дебоширов развязывает им руки, фактически оставляет их жертв беззащитными. Считаю, что пришло время ужесточить ответственность за подобные деяния» [2]. Следует отметить, что насильственная преступность посягает на самые значимые и ценные блага человека — его жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность. Наиболее часто встречающимися формами насилия являются избиение, психическое и сексуальное насилие. Оскорбления, запугивания, угрозы являются часто имеющими место формами насильственных действий в семье. Каждый из этих видов насилия приносит одинаковую боль. Особенность семейно-бытового насилия заключается в том, что оно представляет собой многократно повторяющийся цикл противоправного физического, духовного и экономического воздействия с целью контроля, запугивания, внушения у жертвы чувства страха. Оно характеризуется еще и тем, что если уже имело место физическое насилие, то с каждым последующим разом обычно возрастает степень жестокости. Статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан свидетельствуют о том, что за последние 10 лет наблюдается рост более, чем в 7 раз преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Если в 2015 году в Казахстане в указанной сфере было зарегистрировано 472 уголовных правонарушения[3], в 2020 году - 1072 уголовных правонарушения[4], в 2024 году - 3382 уголовных правонарушения [5]. В связи с этим увеличилось число жертв насилия. Жертвами - пострадавшими от преступлений в семейно-бытовой сфере обычно становятся женщины, дети и пожилые члены семьи. Как видно из приведенных выше статистических данных, на количество ежегодно регистрируемых уголовных правонарушений оказывает большое влияние состояние уголовного законодательства. Законом Республики Казахстан от 3 июля 2017 года были исключены из Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее-УК) ст. 108 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ст. 109 (побои). С этого момента произошел рост указанных преступлений потому, что лица, склонные к совершению уголовных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, почувствовали, что за совершение этих правонарушений им грозит в основном всего лишь административное взыскание в виде предупреждения. Мы, ученые 7 лет добивались возврата указанных норм в УК, так как меры административно-правового характера, применявшиеся к семейным дебоширам[6]. Законом Республики Казахстан от 15 апреля 2024 года наконец-то были возвращены в УК указанные уголовно-правовые нормы под номерами 108-1 и 109-1. Из этого следует вывод об ошибочности исключения из УК статей 108 и 109, которые применялись в основном по семейно-бытовым конфликтам. Среди насильственных уголовных правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений, наиболее устойчивую и значительную часть составляют побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью, средней тяжести тяжкого вреда здоровью, убийство, изнасилование, развращение малолетних, угроза, вымогательство. В 2024 году в Республике Казахстан было зарегистрировано 566 убийств и покушений на убийство, из них в сфере семейно-бытовых отношений - 117, что составляет 20,7% всех убийств и покушений на убийство; 1627 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека, из них в сфере семейно-бытовых отношений - 251, что составляет 15,4% всех случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека; 2644 случаев умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью человека, из них 298 - в сфере семейно-бытовых отношений, что составляет 11,3% случаев умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью человека; 2513 причинения средней тяжести вреда здоровью человека, из них в сфере семейно-бытовых отношений - 754, что составляет 30% всех случаев умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью человека; 4338 побоев, из них 1799 - в сфере семейно-бытовых отношений, что составляет 41,5% всех случаев зарегистрированных побоев [5]. Исследование, проведенное Национальным центром по правам человека (учреждением Омбудсмена по правам человека) в партнерстве с ЮНИСЕФ при поддержке Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, показало, что 67% представителей взрослого населения применяют насилие в отношении детей. В частности, 65% взрослых применяли психологическое насилие и 39% применяли физическое насилие в целях воспитания детей в духе соблюдения ими дисциплины[7]. При анализе состояния и динамики насильственной преступности в семье исследователи исходят из статистических данных о выявленных и зарегистрированных уголовных правонарушениях. При этом за пределами анализа остается латентная часть уголовных правонарушений, о которых правоохранительные органы не располагают информацией. Между тем, насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Это объясняется тем, что значительная часть подвергшихся насилию женщин, а также большинство детей не обращаются в соответствующие органы с жалобой на лиц, совершивших насилие, по разным причинам, в том числе боясь лишиться материальной поддержки со стороны правонарушителя. В этом можно убедиться по делу Бишимбаева об убийстве своей сожительницы, которая в течение многих лет безнаказанно подвергалась физическому, психическому и сексуальному насилию со стороны осужденного[8]. Кроме того, основная часть насильственных преступлений в семье рассматривается окружающими, в том числе и сотрудниками правоохранительных органов, как сугубо личное дело членов семьи. Поэтому многие факты семейного насилия остаются без внимания со стороны правоохранительных органов, сотрудники которых предпочитают не вмешиваться в семейные конфликты, предоставляя возможность членам конфликтных семей самим разобраться в своих взаимоотношениях. Это также способствует росту латентности насильственных преступлений в семье, а порой приводит и к трагическим последствиям - к смерти потерпевших. В некоторых случаях латентность (скрытость) фактов насилия в семье объясняется неспособностью некоторых членов семьи обратиться в правоохранительные органы (это относится, в первую очередь, к детям). Таким образом, в силу указанных причин в настоящее время невозможно привести исчерпывающие данные, точно отражающие реальное состояние насильственной преступности в семье. Это является серьезным препятствием для эффективности криминологических мер противодействия семейно-бытовому насилию. В ст. 4 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года «О профилактике правонарушений» профилактика правонарушений основывается на принципах приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными. Уголовное законодательств, его применение играет важную профилактическую роль. Оно относится к репрессивным мерам, но в то же время нельзя недооценивать профилактическую роль уголовного законодательства. Это подтверждается содержанием ст. 39 УК, где указывается на 4 цели наказания, из которых две касаются предупреждения совершения уголовных правонарушений. Большую профилактическую роль может сыграть дополнение УК новыми нормами. Например, законом РК от 16 июля 2025 года УК дополнен ст. 115-1, которая предусматривает ответственность за сталкинг, то есть незаконное преследование лица, выражающееся в действиях, направленных на установление контакта и (или) выслеживание лица вопреки его воле, не сопряженных с насилием, повлекших существенный вред. Это правонарушение в основном совершается в отношении лиц, находящихся или ранее находившихся с виновным в семейно-брачных отношениях. В заключении следует отметить, что в настоящее время разрабатывается проект нового Закона «О профилактике правонарушений», и предполагается, что в связи с его принятием будут утрачены силы другие законы, касающиеся предупреждения разных видов уголовных правонарушений. В частности, Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия», Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «О противодействии терроризму», Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года «О противодействии экстремизму», Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». Указанные законы не должны быть признаны утратившими силу потому, что в каждом из них имеются специфические принципы, меры предупреждения тех или иных видов уголовных правонарушений, которые не могут быть предусмотрены общим законом «О профилактике правонарушений». Вопросы профилактики и противодействия семейно- бытовому насилию отражены в специальном Законе РК «О профилактике бытового насилия», принятом в 2009 году и определяющим правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных и иных органов, граждан Казахстана по профилактике бытового насилия[9]. У этого закона немало недостатков. В частности, третья глава должна не дублировать Закон РК «О профилактике правонарушений», а устанавливать специфические меры воздействия, распространяемые исключительно на сферу семейно-бытовых отношений. Между тем анализ пункта 2 статьи 17 Закона РК «О профилактике бытового насилия» показывает, что семь из десяти мер индивидуальной профилактики бытового насилия дублируют меры индивидуальной профилактики правонарушений Закона РК «О профилактике правонарушений» [10]. Необходимо совершенствовать каждый из указанных выше законов. В частности, в Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия» следовало бы внести следующие дополнения: - ст.3 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия», где сформулированы принципы этого закона, необходимо дополнить принципом неотвратимости ответственности и наказания; - в ст. 7 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия», которая определяет компетенцию местных представительных и исполнительных органов в сфере противодействия бытовому насилию, предусмотреть ежегодные отчеты о проделанной местными исполнительными органами работе по профилактике бытового насилия, которые должны утверждаться местными представительными органами. Эта мера необходима для усиления роли местных представительных и исполнительных органов в сфере противодействия бытовому насилию; - ст. 10 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия», которая определяет компетенцию органов внутренних дел в сфере противодействия сбытовому насилию, дополнить словами: «выявление и досудебное расследование уголовных дел о семейно-бытовом насилии (в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством). В новом законе «О профилактике правонарушении», проект которого обсуждается в настоящее время в Парламенте, необходимо указать важный для профилактики правонарушений принцип неотвратимости ответственности и наказания. Кроме того, раздел 7 УК необходимо дополнить нормами о понятии иных мер уголовно-правового воздействия, о защитном предписании в качестве иных мер уголовно-правового воздействия. Также следует предусмотреть одной из иных мер уголовно-правового воздействия установление особых требований к поведению правонарушителя. Эти меры должны применяться наряду с наказанием или самостоятельно, если прекращается уголовное преследование. Они могут сыграть особую роль в профилактике семейно-бытового насилия в случаях назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы, а также при освобождении лица, совершившего уголовное правонарушение, от уголовной ответственности.
Список использованных источников: 1. 100 тысяч обращений: шокирующая статистика семейного насилия в Казахстане за 2024 год. URL: https://ulysmedia.kz/news/43316-100-tysiach-obrashchenii-shokiruiushchaia-statistika-semeinogo-nasiliia-v-kazakhstane-za-2024-god/ (дата обращения: 23.03.2025 г.). 2. Казахстан в новой реальности: время действий. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2022 года. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g. Дата обращения: 08.09.2020 года. 3. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Форма отчета № 1-М. Раздел 1. Сведения о зарегистрированных уголовных правонарушениях (за 12 месяцев 2015 года). 4. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Форма отчета № 1-М «О зарегистрированных уголовных правонарушениях» за 12 месяцев 2020 года. 5. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Форма отчета № 1-М «О зарегистрированных уголовных правонарушениях» за 12 месяцев 2024 года. 6. Противодействие насилию в семейно-бытовой сфере по законодательству Республики Казахстан. Изд-во «Лантар Трейд» (в соавторстве). 2022. -277 с. 7. Насилие в отношении детей в семьях в Казахстане: исследование знаний, отношения и практики. Краткий аналитический отчет. Астана, 2017. 27 с. 8. Шокирующие подробности убийства жены бывшего министра Куандыка Бишимбаева Салтанат Нукеновой. URL: https://kzgazeta.com/news/4483?user_label=74452e97f38f398f01b3d345b306ec7c5dabf266fd3232d4c0e6f3a99435cab4 (дата обращения: 25.10.2025 г.). 9. Сборник материалов «Международной научно-практической конференции «Противодействие домашнему насилию: проблемы и пути решения» (23-24 ноября 2023 года, г. Астана) // https://www.gov.kz/memleket/entities/ombudsman/documents/details/585554?lang=ru. 10. О противодействии семейно-бытовому насилию. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан. Специальный доклад. 2024 год. Стр. 31.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |