Досье на проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан» (февраль 2021 года)
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан (февраль 2021 года)
В связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан, руководствуясь принципом гуманизма, принят настоящий Закон.
Статья 1. Действие настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на лиц, совершивших уголовные правонарушения до введения его в действие.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе к социально уязвимым лицам относятся: участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, статус которых определен статьей 6 Закона Республики Казахстан «О ветеранах»; вдовы военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в том числе бывшего Союза ССР, погибших или пропавших без вести при выполнении воинского и (или) интернационального долга, и не вступившие в другой зарегистрированный брак, а также жены инвалидов войны и приравненных к ним лиц; лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста на момент совершения преступления; женщины, которым исполнилось пятьдесят лет и старше, мужчины, которым исполнилось шестьдесят лет и старше на день введения в действие настоящего Закона; женщины, беременные на день введения в действие настоящего Закона; женщины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, в том числе усыновленных либо взятых под опеку и (или) попечительство, не достигших восемнадцатилетнего возраста на день введения в действие настоящего Закона, либо имевшие на момент совершения преступления и осуждения на иждивении детей-инвалидов независимо от их возраста; мужчины, являющиеся на день введения в действие настоящего Закона единственным родителем несовершеннолетних детей и не лишенные родительских прав; лица с инвалидностью первой и второй групп, признанные таковыми в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, до введения в действие настоящего Закона.
Статья 3. Освобождение от уголовной ответственности и наказания 1. От уголовной ответственности и наказания освобождаются лица, совершившие: 1) уголовный проступок и (или) преступление небольшой тяжести; 2) преступление средней тяжести, не имеющие ущерба, причиненного уголовным правонарушением и иных исковых требований либо полностью их возместившие. 2. От уголовной ответственности и основного наказания освобождаются социально уязвимые лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, совершившие преступление средней тяжести. 3. Находящиеся в производстве уголовные дела в случаях, указанных в пунктах 1, 2 настоящей статьи, подлежат прекращению органом, ведущим уголовный процесс, с освобождением от уголовной ответственности. 4. По делам об уголовных проступках, преступлениях небольшой или средней тяжести, находящихся в производстве судов, за которые предусматривается назначение обязательного дополнительного вида наказания лица, указанные в пунктах 1, 2 настоящей статьи, освобождаются судом только от основного вида наказания. 5. Осужденные лица, подпадающие под действие пунктов 1, 2 настоящей статьи, подлежат освобождению от дальнейшего отбывания только основного вида наказания.
Статья 4. Сокращение сроков и размеров основного наказания 1. Лицам, совершившим преступление средней тяжести, не подпадающим под действие подпункта 2) пункта 1 и пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, срок или размер неотбытой или неисполненной части основного наказания сокращается на одну вторую часть. 2. Сроки или размеры основного наказания социально уязвимым лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, которые отбывают наказание или еще его не исполнили, сокращаются: 1) по тяжким преступлениям - на одну вторую часть; 2) по особо тяжким преступлениям - на одну четвертую часть. 3. Сроки или размеры основного наказания лицам, за исключением социально уязвимых лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, которые отбывают наказание или еще его не исполнили, в случае полного возмещения имущественного ущерба, причиненного уголовным правонарушением, и предъявленных к ним исковых требований, либо при их отсутствии, срок или размер неотбытой или неисполненной части наказания сокращаются: 1) по тяжким преступлениям - на одну третью часть; 2) по особо тяжким преступлениям - на одну пятую часть. 4. Сроки и размеры неотбытой или неисполненной части основного наказания лицам, не подпадающим под действие пункта 3 настоящей статьи, сокращаются: 1) по тяжким преступлениям - на одну пятую часть; 2) по особо тяжким преступлениям - на одну шестую часть.
Статья 5. Лица, в отношении которых не применяется амнистия Действие настоящего Закона не распространяется на лиц: 1) совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления несовершеннолетним в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, террористические преступления, экстремистские преступления, пытки, а также наказание которым назначено при рецидиве преступлений или опасном рецидиве преступлений; 2) совершивших преступления, предусмотренные в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 16 июля 1997 года: изнасилование (статья 120); насильственные действия сексуального характера (статья 121); половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 122), понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера (статья 123), развращение малолетних (статья 124); 3) совершивших преступления, предусмотренные в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 3 июля 2014 года: изнасилование (статья 120); насильственные действия сексуального характера (статья 121); половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 122), понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера (статья 123), развращение малолетних (статья 124); 4) совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против личности; 5) совершивших преступления, сопряженные и соединенные с посягательством на жизнь либо насилием, опасным для жизни и здоровья человека, предусмотренные в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 16 июля 1997 года: вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность (часть третья статьи 131); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (часть третья статьи 132); вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (часть вторая статьи 132-1); торговля несовершеннолетними (пункт «в» части второй статьи 133), разбой (статья 179); вымогательство (пункт «а» части второй, пункт «б» части третьей статьи 181); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (часть четвертая статьи 185); монополистическая деятельность (часть третья статьи 196); принуждение к передаче информации (пункт 1 части второй статьи 227-6), экономическая контрабанда (пункт «в» части второй статьи 209), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (пункт «б» части второй статьи 226), превышение полномочий служащими частных охранных служб (статья 230); применение насилия в отношении представителя власти (часть вторая статьи 321); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 340); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (часть четвертая статьи 341); подкуп или принуждение к даче ложных показаний или уклонению от дачи показаний, ложному заключению либо к неправильному переводу (часть четвертая статьи 354); побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (пункт «б» части второй статьи 358), неповиновение законным требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения (часть третья статьи 360); угроза применения насилия в отношении сотрудника учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, либо его близких, а также осужденного или посягательство на их здоровье или жизнь (части третья и четвертая статьи 361); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (части вторая, третья и четвертая статьи 368); насильственные действия в отношении начальника (статья 369); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (пункт «д» части второй и часть третья статьи 370); 6) совершивших преступления, сопряженные и соединенные с посягательством на жизнь либо насилием, опасным для жизни и здоровья человека, предусмотренные в Уголовном кодексе Республики Казахстан от 3 июля 2014 года: вовлечение несовершеннолетнего в совершение уголовных правонарушений (часть третья статьи 132); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (часть третья статьи 133); вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (часть вторая статьи 134); торговля несовершеннолетними (пункт 3 части второй статьи 135); разбой (статья 192); вымогательство (пункт 1 частей второй и третей статьи 194); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (часть четвертая статьи 200); принуждение к передаче информации (пункт 1 части второй статьи 209); монополистическая деятельность (пункт 2 части третей статьи 221); экономическая контрабанда (пункт 3 части второй статьи 234); принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (пункт 2 части второй статьи 248); превышение полномочий служащими частных охранных служб (часть вторая статьи 252); применение насилия в отношении представителя власти (части вторая и третья статьи 380); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного, специального государственного органа, военнослужащего, государственного инспектора по охране животного мира, инспектора специализированной организации по охране животного мира, егеря (статья 380-1); применение насилия в отношении государственного инспектора по охране животного мира, инспектора специализированной организации по охране животного мира, егеря (части вторая и третья статьи 380-2); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или досудебное расследование (статья 408); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или досудебного расследования (часть четвертая статьи 409); подкуп или принуждение к даче ложных показаний или уклонению от дачи показаний, ложному заключению либо к неправильному переводу (часть четвертая статьи 422); побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (пункт 2 части второй статьи 426); неповиновение законным требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения (часть третья статьи 428); угроза применения насилия в отношении сотрудника учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, либо его близких, а также осужденного или посягательство на их здоровье или жизнь (части третья и четвертая статьи 429); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (пункт 3 части второй, части третья и четвертая статьи 438); насильственные действия в отношении начальника (пункт 3 части второй, части третья и четвертая статьи 439); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (пункт 4 части третей и часть четвертая статьи 440); 7) совершивших тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления; 8) совершивших преступления в составе преступных групп, организованной группы, преступного сообщества (преступной организации), транснациональной организованной группы, транснационального преступного сообщества (транснациональной преступной организации), устойчивой вооруженной группы (банды), незаконного военизированного формирования, террористической группы, экстремистской группы; 9) совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства; 10) совершивших присвоение и растрату вверенного чужого имущества (пункт 2 части четвертой статьи 189 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года и пункт «б» части четвертой статьи 176 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 16 июля 1997 года; 11) совершивших преступления, предусмотренные пунктом 2) части четвертой статьи 189 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года, если это совершено лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием ими своего служебного положения и причинением ущерба государству и причинением ущерба государству; 12) совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности; 13) совершивших преступления по неосторожности, повлекшие смерть человека либо смерть двух и более лиц; 14) совершивших преступления, предусмотренные пунктом 2) части третьей статьи 188, пунктами 3) или 4) части третьей статьи 190, пунктом 2) части второй статьи 191, статьями 188-1, 217, 299-1, 335, 337, 339, 340, 341, 345-1, 346 Уголовного кодекса Республики Казахстан Республики Казахстан от 3 июля 2014 года; 15) совершивших преступления, предусмотренные пунктом 2) части четвертой статьи 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года, если это совершено лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием ими своего служебного положения и причинением ущерба государству и причинением ущерба государству; 16) которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, а также которым назначено пожизненное лишение свободы; 17) в отношении которых наказание исполнено и отбывших наказание; 18) при совокупности уголовных правонарушений, если одно из них не подпадает под действие настоящего Закона; 19) если одно из уголовных правонарушений, входящих в совокупность приговоров, не подпадает под действие настоящего Закона; 20) признанных на день введения в действие настоящего Закона злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в соответствии со статьей 130 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан, или совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания.
Статья 6. Условия применения амнистии 1. Предусмотренные статьей 4 настоящего Закона сроки или размеры неотбытой или неисполненной части наказания исчисляются со дня введения в действие настоящего Закона. 2. Учреждения и органы, исполняющие наказание, в целях обеспечения своевременного исполнения настоящего Закона, обязаны представить в суды следующие документы: 1) представление об освобождении от дальнейшего отбывания наказания либо о сокращении срока назначенного наказания; 2) выписку из приговора суда (с внесенными в него изменениями, если таковые имели место); 3) сведения об отбытом и оставшемся сроке наказания на день введения настоящего Закона в действие; 4) личное или контрольное дело осужденного; 5) документы, подтверждающие статус социально уязвимых лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона. 3. Органы, ведущие уголовный процесс, а также учреждения и органы, исполняющие наказание, принимают меры к обеспечению исполнения настоящего Закона в течение шести месяцев со дня введения его в действие.
Статья 7. Применение амнистии к лицам, осужденным судами Республики Казахстан и отбывающим наказание за ее пределами, а также к лицам, переданным для отбывания наказания в Республику Казахстан Применение амнистии к лицам, осужденным судами Республики Казахстан и отбывающим наказание за ее пределами, а также к лицам, переданным для отбывания наказания в Республику Казахстан, осуществляется в порядке, определяемом Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.
Статья 8. Меры по реализации настоящего Закона 1. Правительству Республики Казахстан и местным исполнительным органам областей, городов республиканского значения и столицы принять меры по: 1) размещению в медико-социальных учреждениях (организациях) стационарного типа лиц, с инвалидностью первой и второй групп и лиц, не способных к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом, освобожденных от наказания по амнистии и не имеющих супруги (супруга) или близких родственников; 2) передаче освобожденных несовершеннолетних под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа с оказанием содействия в продолжении получения ими среднего, технического или профессионального образования; 3) обеспечению продолжения лечения, назначенного по приговору суда, которое к моменту применения настоящего Закона в ходе исполнения приговора не завершено; 4) размещению освобожденных от наказания по амнистии в центрах для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих определенного места жительства; 5) обеспечению трудоустройства трудоспособных лиц, освобожденных из учреждений, и оказания им социальной и иной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) выдворению за пределы Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, в отношении которых применен настоящий Закон.
Статья 9. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан» (февраль 2021 года)
Проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан» (далее − законопроект) разработан во исполнение поручения Главы государства, данных 29 октября 2020 года на расширенном заседании Коллегии Министерства внутренних дел Республики Казахстан «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 9 месяцев 2020 года». Целями законопроекта являются гуманизация уголовной политики на основании принципа гуманизма в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан, полное или частичное освобождение от наказания, сокращение неотбытой части наказания, прекращение уголовного преследования в отношении индивидуально не определенного круга лиц, а также снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и состоящих на учете службы пробации. В целом проект Закона направлен на освобождение осужденных за совершение преступлений, не несущих серьёзную угрозу безопасности граждан и государства, в том числе социально уязвимых категорий граждан: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин, участников и инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, пенсионеров, инвалидов и других. С точки зрения социально-экономических последствий от принятия проекта закона ожидается: - снижение количества лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы за счет освобождения осужденных за совершение преступлений, не несущих серьёзную угрозу безопасности граждан и государства; - прекращение уголовных дел и дел, не рассмотренных судами о преступлениях, совершенных до введения в действие данного проекта Закона лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; - снижение служебной нагрузки на личный состав уголовно-исполнительной системы и подразделений Национальной гвардии МВД Республики Казахстан. Под экономическими последствиями принятия проекта Закона ожидается значительное улучшение уровня материально-бытового обеспечения лиц, не подпадающих под амнистию и продолжающих отбывать наказание, наступление возможности улучшения норм медико-санитарных требований к условиям содержания. Улучшатся также условия работы администрации и сотрудников уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима в учреждениях и другие условия их службы и социальной защиты. В результате принятия проекта Закона станет возможным направить сэкономленные бюджетные средства на финансирование уголовно-исполнительной системы и внедрения международно-правовых стандартов, в том числе и к переходу к камерным типам тюрем. Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин КОНЦЕПЦИЯ к проекту Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан» (январь 2021 года)
1. Название проекта закона
Проект Закона Республики Казахстан «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан» (далее- проект Закона).
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона
Основанием для разработки проекта Закона является пункт 4.3 протокола заседания Коллегии Министерства внутренних дел Республики Казахстан по итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 9 месяцев 2020 года под председательством Президента Республики Казахстан К.К. Токаева от 6 ноября 2020 года № 20-01-7.25. Проект Закона приурочен к тридцатилетию Независимости Республики Казахстан и предусматривает освобождение от наказания лиц, осужденных за совершение преступлений, не несущих серьёзную угрозу безопасности граждан и государства.
3. Цели принятия проекта закона
Целями принятия проекта Закона являются гуманизация уголовной политики, на основании принципа гуманизма, в связи с тридцатилетием Независимости Республики Казахстан, полное или частичное освобождение от наказания, замена неотбытой части наказания на более мягкое или прекращение уголовного преследования в отношении индивидуально не определенного круга лиц, а также снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и состоящих на учете службы пробации. 4. Предмет регулирования проекта закона
Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающие основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
5. Структура и содержание проекта закона
Структура проекта Закона состоит из 8 статей, в частности: Статья 1. Действие настоящего Закона. Статья 2. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Статья 3. Сокращение сроков и размеров основного наказания. Статья 4. Лица, в отношении которых не применяется амнистия. Статья 5. Условия применения амнистии. Статья 6. Применение амнистии к лицам, осужденным судами Республики Казахстан и отбывающим наказание за ее пределами, а также к лицам, переданным для отбывания наказания в Республику Казахстан. Статья 7. Меры по реализации настоящего Закона. Статья 8. Порядок введения в действие настоящего Закона. Проект закона содержит следующие положения и механизмы, реализующие применение и реализацию амнистии. В частности, устанавливаются пределы распространения закона во времени (статья 1). Отдельно (статья 2) определена категория осужденных, подлежащих освобождению от уголовной ответственности (социально уязвимые). Также определена категория осужденных, которым сокращаются сроки наказания (статья 3). Наряду с этим, ограничивается применение амнистии по некоторым видам преступлений, перечень которых устанавливается законом (статья 4). Определяются условия применения амнистии (статья 5). Особенности применения Закона в отношении лиц, осужденных приговорами судов Казахстана и отбывающих за ее пределами на основе международных договоров (статья 6). Предусматриваются мероприятия, проводимые исполнительными органами по социальному и медицинскому охвату освобождаемых лиц по амнистии (статья 7). Заключительной структурой проекта Закона является условие его ввода в действие (статья 8).
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере
C момента объявления суверенитета Казахстаном в государстве было принято 8 (восемь) законов об амнистии: В соответствии с Законом Республики Казахстан от 5 октября 1994 года «Об амнистии в связи с Международным годом семьи» освобождено 1380 осужденных. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «Об амнистии в связи с первой годовщиной новой Конституции РК» освобождено от наказания 10 988 осужденных и сокращен срок наказания 2 396 осужденным. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 года «Об амнистии в связи с Годом единства и преемственности поколений» освобождены 15 705 осужденных и сокращен срок наказания 2 270 осужденным. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2000 года «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан» освобождены 7 791 осужденный и сокращен срок наказания 964 осужденным. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 февраля 2002 года «Об амнистии в связи с десятилетием независимости Республики Казахстан» освобождены 10 524 осужденных и сокращен срок наказания 693 осужденным. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 января 2006 года «Об амнистии в связи с празднованием Дня независимости Республики Казахстан» освобождены 3626 осужденных и сокращен срок наказания 1406 осужденным. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 декабря 2011 года «Об амнистии в связи с двадцатилетием государственной независимости Республики Казахстан» освобождены 2628 осужденных и сокращен срок наказания 859 осужденным. В соответствии с Законом Республики Казахстан Закон от 13 декабря 2016 года «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости Республики Казахстан» освобождены 1220 осужденных и сокращен срок наказания 2338 осужденным.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие проекта Закона Республики Казахстан не повлечет негативных социально-экономических последствий и направлен на гуманизацию уголовной политики. В целом проект Закона направлен на освобождение осужденных за совершение преступлений, не несущих серьёзную угрозу безопасности граждан и государства, в том числе социально уязвимых категорий граждан: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин, участников и инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, пенсионеров, инвалидов и других. Принятие проекта Закона приведет к следующим правовым и социально-экономическим последствиям: 1) освобождение порядка 3-4 тысяч осужденных; 2) прекращение уголовных дел и дел, не рассмотренных судами о преступлениях, совершенных до введения в действие данного проекта Закона лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; 3) для отдельных категорий осужденных сокращение неотбытой части срока наказания лицам. Под экономическими последствиями принятия проекта Закона ожидается значительное улучшение уровня материально-бытового обеспечения лиц, не подпадающих под амнистию и продолжающих отбывать наказание, снижение плотности тюремного населения, наступление возможности улучшения норм медико-санитарных требований к условиям содержания. Улучшатся также условия работы администрации и сотрудников уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима в учреждениях и другие условия их службы и социальной защиты. В результате принятия проекта Закона станет возможным направить сэкономленные бюджетные средства на финансирование уголовно-исполнительной системы и внедрения международно-правовых стандартов, в том числе и к переходу к камерным типам тюрем. Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия проекта Закона не предполагается.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствии с разработанным законопроектом отсутствует.
9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами.
Общественные отношения, рассматриваемые в рамках данного законопроекта, регламентируются следующими законодательными актами: 1. Конституция Республики Казахстан; 2. Уголовный кодекс Республики Казахстан; 3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан; 4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан; 5. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 38-VІ ЗРК «О пробации»; 6. Закон Республики Казахстан от 30 марта 1999 года № 353-I «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества». 7. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта
Амнистия широко применяется во всём мире. Она предусмотрена законодательством всех стран СНГ, бывшей Югославии, Австрии, Албании, Андорры, Болгарии, Вьетнама, Дании, Египта, Ирака, Италии, КНР, КНДР, Латвии, Ливана, Литвы, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Турции, Филиппин, Франции и её бывших колоний, Эфиопии и др. В то же время, сфера её применения в этих государствах не одинакова. В одних государствах амнистии объявляются часто и касаются значительного количества преступников, в других, напротив, применяются только в исключительных случаях. Например, в странах Латинской Америки амнистии касаются, как правило, только преступлений против конституционного строя. Отсутствует институт амнистии в странах англо-саксонской правовой системы, а также в некоторых странах романо-германской правовой системы, например, в Германии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Эстонии. В Польше применение амнистии признано неконституционным. Отсутствие амнистии в отдельных странах мира обусловлено тем, что совершенствование системы уголовного законодательства и уголовных наказаний делает ненужным данный институт. Как известно, амнистия распространяется как на лиц, подвергающихся уголовному преследованию, так и на осуждённых. Акт амнистии может освобождать от уголовной ответственности и наказания, сокращать наказание или заменять его более мягким видом, освобождать осуждённых от дополнительного наказания, снимать судимость с лиц, отбывших наказание. В отдельных государствах, например, во Франции амнистия распространяется только на лиц, которым вынесен обвинительный приговор. Во многих странах бывшей Югославии, Аргентине, Гондурасе, Ираке, Кубе, Молдове, Франции специально предусматривается, что предоставление лицу амнистии не освобождает его от претензий со стороны третьих лиц, потерпевших или гражданских истцов по уголовному делу. Так, Уголовный кодекс Франции 1992 года содержит нормы об амнистии в главе «О прекращении исполнения наказания, устранении последствий обвинительного приговора». Следовательно, во французском праве амнистия рассматривается лишь как основание освобождения от наказания, как основного, гак и дополнительного. Кроме того, амнистия может быть сопряжена с прекращением последствий осуждения. Уголовный кодекс Аргентины 1922 года закрепляет амнистию в качестве одного из видов погашения уголовной ответственности и наказания. В статье 61 названного закона указывается, что амнистия погашает уголовную ответственность, отбывание наказания и его последствия. Уголовный кодекс Итальянской Республики 1930 года в статье 151 закрепляет: «Амнистия погашает преступность деяния. Прекращается досудебное и судебное производство. Если в отношении лица вступил в силу обвинительный приговор, его исполнение прекращается». Наряду с этим Уголовный закон Италии не распространяет амнистию на рецидивистов и профессиональных преступников. В законодательстве отдельных зарубежных стран указывается и на не причинение амнистией вреда третьим лицам, затронутым обвинительным приговором суда, и устанавливает обязанность возмещения имущественного вреда. В праве большинства государств отсутствует указание на категории лиц или преступления, по которым применение амнистии не допускается. Как правило, амнистии касаются лишь неопасных преступников и преступлений небольшой тяжести. Согласно Конституции Бразилии, амнистия не применяется к лицам, применявшим пытки, занимавшимся незаконной перевозкой наркотиков и соответствующих лекарств, а также к террористам. По Конституции Эфиопии, запрещено применение амнистии, в том числе в форме смягчения наказания к лицам, совершившим преступления против человечества. Конституция Эквадора запрещает применение амнистии к лицам, совершившим такие деяния, как геноцид, пытки, насильственное исчезновение, похищение человека, убийство по политическим или идейным мотивам. Положения кодексов большинства стран Содружества независимых государств, в том числе и нормы об амнистии, базируются на Модельном Уголовном кодексе для государств-участников Содружества Независимых Государств 1996 года. Модельный Уголовный кодекс амнистию характеризует как акт, в соответствии с которым лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, а лицо, осужденное за преступление, может быть полностью или частично освобождено от наказания, как основного, так и дополнительного, либо освобождено от наказания условно, или такому лицу неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием, либо снята судимость. Указывается также, что амнистия распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до принятия акта о ней. В исключительных случаях, в целях прекращения групповых антиобщественных проявлений, амнистия может распространяться на деяния, совершенные в течение определенного времени после принятия акта амнистии, при условии выполнения амнистируемыми определенных действий. Если лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в течение неотбытого срока совершит новое преступление, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров. Одной из особенностей законодательства стран Содружества независимых государств является наличие в нем условной амнистии (Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г., Уголовный кодекс Республики Узбекистан 1994 г., Уголовный кодекс Украины 2011 г.), суть которой заключается в возложении на амнистированных лиц определенных обязанностей и ограничений, несоблюдение которых может повлечь за собой отмену решения о применении амнистии к конкретному лицу. Она может применяться в целях прекращения общественно опасных групповых проявлений, заключаясь в освобождении лиц от наказания при условии соблюдения ими ряда обязательных требований, установленных актом амнистии. Согласно статье 76 УК Республики Узбекистан, «На основании акта амнистии или помилования осужденное лицо может быть полностью или частично освобождено от основного и неисполненного дополнительного наказания либо освобождено от наказания условно-досрочно или неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием. Если лицо, к которому применено условно-досрочное освобождение от наказания на основании акта амнистии до истечения неотбытого срока совершит новое умышленное преступление, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров».
Годовой доступ к документам и консультациям от ведущих специалистов
|