|
|
|
Эффективное использование средств
Сахибам Садырова
В стране необходимо институционализировать деятельность Нацфонда и принять специальный закон о Национальном фонде, чтобы обеспечить полноценный и прозрачный контроль над использованием его средств. Об этом в Алматы в ходе «круглого стола» аналитической группы «Кипр» и Фонда Сорос-Казахстан на тему: «Эффективность использования средств Национального фонда РК: пути повышения» заявил директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров. Данное предложение экономист сделал на основе своего исследования «Целевые трансферты из Национального фонда Казахстана: краткосрочные уступки во вред долгосрочному развитию?», которое начато в прошлом году, после принятия решения об очередном выделении средств из Нацфонда. - Экономика республики все больше зависима от минеральных ресурсов. Если в 1995 году они были равны половине экспорта, то в 2013 году, минресурсы составили больше двух третьих. Зависимость экономики от экспорта повысилась с 30 до 60 процентов, а состояние экспорта минеральных продуктов к ВВП составило 47 процентов. Если цена на нефть упадет или мы лишимся такого экспортного потенциала, то активы Нацфонда покроют годовую потерю. Вот такие размеры Нацфонда в контексте экономики страны, - отметил К. Каппаров. При создании Нацфонда 15 лет назад придерживались двух основ - сбережение финансовых ресурсов, поступающих от сырьевого сектора, и стабилизация (снижение зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках). Также, чтобы меньше зависеть от сырьевого сектора. Фонд призван финансировать проекты развития, направленные на структурную перестройку экономики. Касымхан Каппаров отметил, что в условиях экономического кризиса Национальный фонд РК становится одним из ключевых структурных элементов социально-экономической стабильности и поступательного развития страны в долгосрочной перспективе. Вопрос сохранения его средств и их эффективного использования приобретает крайнюю актуальность - подтверждением этого стали слова Президента РК: «Запрещаю использовать деньги из Национального фонда на строительство новых объектов, а также поддержку, субсидирование плохо работающих предприятий». В презентации указано, что с 2001 по 2013 годы общие поступления в Нацфонд составили 142,7 млрд. долларов, 53,3 млрд. из них использованы. За этот период средства Фонда выросли с начальных 660 млн. до 70 млрд. долларов. По данным Нацбанка, активы на август составляли 68,77 млрд. долларов. Инструменты Нацфонда используются по трем каналам: гарантированные и целевые трансферты, расходы на содержание Фонда. По мнению экономиста, целевые трансферты подвержены наибольшему риску нецелевого использования, так как направляются для решения срочных текущих задач, а четкие критерии их использования отсутствуют. - Трата средств Фонда снижает долгосрочную эффективность экономической политики РК за счет появления «привычки разбивать копилку» для решения проблем. Это актуально не только для государства, но и для коммерческих банков и предприятий, которые рассчитывают на государственные субсидии. То же самое касается населения, которое опирается на господдержку. Это уже имело место, когда дольщики или погорельцы ТД «Адем» просили компенсацию ущерба из средств Нацфонда, - считает эксперт. Причины в том, что существует ограниченный опыт исполнительной власти в управлении Фондом, и политика использования средств все еще находится на стадии, формирования. К тому же изначально нечетко прописанные условия для использования средств в виде целевых трансфертов привели к отсутствию конкретных критериев целей, на которые могут выделяться данные средства. - Все это влечет риски и негативные последствия - быстрые темпы использования средств. По расчетам, к 2020 году вместо 180 млрд. долларов активы Фонда составят от 86 млрд. до 133 млрд. долларов, при условии, если в 2018-2019 годах из Фонда не будут выделяться средства в виде целевых трансфертов. За историю Нацфонда выделено два целевых трансферта: десять миллиардов долларов в 2009 году из-за снижения роста экономики, вызванного снижением цены на нефть и закрытием мировых рынков капитала, и 5,5 млрд. долларов в прошлом году в связи с резким ростом импорта и низким объемом иностранных инвестиций, - уточнил докладчик. Экономист добавил, что использование средств Фонда в долгосрочной перспективе снизит эффективность экономической политики Правительства за счет появления постоянного финансового источника для решения различных текущих проблем. Поэтому К. Каппаров предложил несколько решений для повышения эффективности использования средств Нацфонда, в том числе в виде целевых трансфертов. Во-первых, необходимо более четкое определение целей, на которые могут быть выделены целевые трансферты из Фонда. Во-вторых, чтобы данная норма была достаточно эффективной, необходимо основные принципы формирования, использования и контроля деятельности Фонда закрепить в отдельном законе о Национальном фонде. Данный закон должен включать полный и исчерпывающий список целей, на которые могут быть выделены целевые трансферты из Фонда. На основании положений закона каждый случай выделения средств из Фонда в виде целевых трансфертов должен быть принят в виде отдельного закона. Третьим решением для повышения качества и прозрачности работы Фонда может стать институционализация его деятельности и создание отдельного юридического лица. При этом должна быть внедрена практика обязательного ежегодного открытого доклада и обсуждения в Парламенте размеров поступлений, расходования и инвестиционной доходности Фонда, а также ежегодного независимого внешнего аудита и публикации его результатов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |