Материалы по заседанию Коллегии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК
Доклад на Коллегию МЭГПР «Об итогах деятельности АО «Казгеология» за первое полугодие 2021 года и задачах на второе полугодие 2021 года»
Уважаемый Магузм Маратович! Уважаемые коллеги!
Как Вам известно в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2011 года № 684 «О создании акционерного общества «Национальная геологоразведочная компания «Казгеология» целью создания Общества является обеспечение оптимального освоения территории республики, создание благоприятных условий для жизни населения и новых минерально-сырьевых баз для фонда будущих поколений. Также, в соответствии со Стратегией развития Общества до 2025 года миссией Общества являются комплексное геологическое изучение недр и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы страны в области твердых полезных ископаемых и подземных вод. Штатная численность компания составляет 295 человек. Производственный персонал компании составляет 261 человек или 85%, в т.ч. 75 человек это необходимый персонал для 8 буровых установок, 47 человек относится к 6 отрядам геофизиков (4 ЭРО и 2 гравимагниторазведки), 66 человек это геологи в г. Нур-Султан и 4 Региональных филиалах), ИТР и вспомогательный персонал 62 человека. Доля административного персонала и инвестиционного блока не превышает15% и составляет 34 единицы. Казгеология отметила в этом году свой 10-летний юбилей, за исключением 3 первых лет компания уверенно демонстрирует свою безубыточность. Даже несмотря на ограничения, связанные с пандемией в 2020 году получен доход в сумме 318 млн. тенге. Государству в форме налогов и дивидендов было выплачено 276 млн. тенге. По итогам 1 полугодия доходы составили 534 млн. тенге. При этом текущий убыток по проектам обусловлен тем, что актирование работ проходит согласно планам финансирования, указанным в заключенных договорах, тогда как основные объемы работ по проектам уже исполнены. В последующем, по мере актирования выполненных работ данный убыток будет нивелирован. Совокупные ежегодные инвестиции совместных предприятий, где Казгеология является учредителем за 4 года составили 29 млрд. тенге. При этом, соотношение привлеченных инвестиций на геологоразведку по отношению расходам бюджета составляет 1 к 1. Из этого слайда видно, что ежегодный объем работ за счет средств госбюджета, выполняемый собственными силами Казгеологией составляет по сравнению с совокупными затратами госбюджета и СП 6%. Даже не учитывая расходы других недропользователей видно, что нет оснований говорить о том, что Казгеология является монополистом. В рамках реализации Госпрограммы развития регионов до 2025 года Казгеология на протяжении 8 лет проводит геологоразведку вблизи моногородов для восполнения минерально-сырьевой базы градообразующих предприятий. В 2021 году Обществом заключены договора госзадания по 7 объектам на сумму 1,2 млрд. тенге. Я считаю, что политика выполнения Казгеологией госзадания правильная, поскольку ранее государством были выделены соответствующие средства на закуп оборудования. Создание Казгеологией СП обусловлено исполнением государственной задачи по привлечению инвестиций, а также стратегического направления деятельности «Привлечение инвестиций в геологоразведочную отрасль» в рамках Стратегии развития Казгеологии до 2025 года. В группу компаний Казгеология входят 28 СП, в т.ч. 26 компанийнедропользователей и 2 сервисные компании. На сегодняшний день, Казгеология состоялась, как инвестиционная площадка для зарубежных и отечественных инвесторов в проекты недропользования. В числе партнеров Казгеологии, такие транснациональные компании, как Rio Tinto, Iluka, Ulmus Fund, Yildirim и другие, отечественные градообразующие компании ТОО «Казцинк», ТОО «Корпорация Казахмыс». При этом, финансирование СП осуществляется исключительно стратегическими партнерами Казгеологии, которые принимают на себя все риски по реализуемым проектам. В рамках рабочих программ по данным проектам предусмотрено привлечение более 67,3 млрд. тенге инвестиций в геологоразведку, из них на сегодняшний день освоено 28,5 млрд. тенге. С учетом второго полугодия эта сумма увеличится на сумму не менее 3,0 млрд.тенге. Казгеология финансирует создание информационной системы Национальный банк данных минеральных ресурсов, которая в свою очередь предусмотрена в 75 шаге Плана наций и пункте 59 Плана мероприятий Госпрограммы «Цифровой Казахстан» со сроком исполнения 30 июля 2021 года. На несвоевременность исполнения сроков повлияла форс-мажорная ситуация с пандемией. Лидером консорциума - АО «ТрансТелеКом» разработан сетевой график по доработке замечаний со сроком ввода в опытную эксплуатацию 31 января 2022 года. Во втором полугодии планируется продление Договора с изменением даты ввода в эксплуатацию на срок не менее 1 года. Хороший старт получила коммерческая геохимическая лаборатория в г. Караганда. В прошлом году СП получила чистый доход в сумме 200 млн. тенге. В первом полугодии лаборатория получила 3 сертификата соответствия. Планируется, что общий объем проб в 2021 году составит порядка 118 тыс. проб. Проблемный вопрос: В настоящее время, Казгеология не задействована как государственный актив. В рамках скорректированного вышеуказанного ФЭО, одобренного Республиканской бюджетной комиссией и утвержденного приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (от 6 марта 2019 года №122), для достижения АО «Казгеология» прямого результата бюджетных инвестиций определено проведение государственного геологического изучения недр в форме государственного задания - ежегодно не менее 10 проектов с 2019 года. На сегодняшний день, возник риск не достижения указанного прямого результата ФЭО и пункта 19 Плана мероприятий Госпрограммы развития регионов до 2025 года, поскольку на 2022 год Комитетом геологии не предусмотрено предоставление для Общества 10 новых проектов. Прошу Вас, уважаемый Магзум Маратович, оказать содействие в решении данного вопроса.
Спасибо за внимание!
Тезисы доклада Вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Шалабековой А.Л. на заседании Коллегии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
Құрметті Мағзұм Маратұлы! Құрметті депутаттар! Құрметті алқа қатысушылары!
Сізге орман шаруашылығы және жануарлар дүниесі саласындағы 2021 жылдың бірінші жартыжылдығындағы қызмет қорытындылары және 2021 жылдың екінші жартыжылдығына арналған міндеттер туралы хабарлауға рұқсат етіңіз. Қазіргі уақытта Мемлекет Басшысының 2 млрд.ағаш отырғызу жөніндегі тапсырмасы орындалып жатыр. 2021 жылға ормандарды молықтыру және орман өсіру 130,0 млн. дана көлемінде жоспарланған, оның ішінде 81,6 млн.дана көктемгі отырғызу аяқталды, 48,4 млн. дана ағаш күзгі отырғызу жоспарланған. Орман шаруашылығы және жануарлар дүниесі комитетінің геопортал базасында 2 млрд. ағаш отырғызу бойынша интерактивті карта құрылды. 2 Онда мекемелер туралы деректер, орманшылықтардың, орамдардың, телімдердің атауы, ағаш түрлері жүктелді. Қызметкерлерді деректерді енгізу бойынша оқыту жүргізілді. Халыққа арналған «OrmanMap» мобильді қосымшасы әзірленді. Отдельная работа согласно поручению Главы государства ведется по фитолесомелиорации осушенного дна Аральского моря. В 2021 году посев будет произведен на площади 100 тыс. га, в 2022 - 2025 годы на площади 250 тыс. га ежегодно. Работы по бороздованию почвы начаты 1 сентября текущего года, начало аэросева - 15 ноября текущего года. В настоящее время в целях развития экологического туризма на территории государственных национальных природных парков Алматинской области, (Иле-Алатауский, Чарынский, «Көлсай көлдері» и «Алтын-Эмель») инвесторами реализуются 5 проектов по развитию экологического туризма (строительство туристских объектов такие как визит-центры, эко-отели, пункты питания, глэмпинги, кемпинги, қазақ-аулы и караванинги) Срок реализации 2020-2024 годы, общая сумма инвестиции 27,5 млрд. тенге. В 2021 году объем инвестиций составляет 2,9 млрд. тенге. Это позволит увеличить поток туристов до 2 млн. человек и создаст более 1200 рабочих мест. Справочно: количество посетителей в 2019 году составило 428,1 тыс. человек; 2020 году 321,2 тыс. человек. 2021 году-391,9 тыс. человек. Также на территории государственного лесного фонда Акмолинской области реализуется 2 проекта по туризму и рекреации. Объем инвестиций составляет 3,1 млрд. тенге. 3 В настоящее время, разработаны Концепции развития экологического туризма Баянаульского ГНПП и ГНПП «Кокшетау». Концепция Баянаульского ГНПП (3 участка, 56 га) позволит привлечь инвестиций около 4,5 млрд. тенге и создать более 100 новых рабочих мест. Ожидаемый поток туристов составит более 200 тыс. человек. Концепция ГНПП «Кокшетау» (6 участков, 19 га) позволит привлечь инвестиции в сумме около 2,35 млрд. тенге и создать 100 новых рабочих мест. Прогнозируемый туристский поток увеличится до 100 тыс. человек. В Концепцию ГНПП «Кокшетау» включены инвестиционные проекты акимата Северо-Казахстанской области (4 участка, 39,3 га) объем инвестиций составляет более 10 млрд. тенге. Ориентировочный срок реализации данных проектов 2021-2025 годы. Продолжается работа по совершенствованию законодательства по курируемым областям. Разработаны проекты следующих Законов: - «О растительном мире» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного мира», который в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. - «Об ответственном обращении с животными». 1 апреля текущего года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной безопасности» (далее - Закон промбезопасности). В рамках Закона промбезопасности внесены 2 поправки в Закон ООПТ: 1) в части сокращения сроков предоставления участков государственных национальных природных парков в долгосрочное пользование до 25 лет; 2) в части осуществления строительства объектов на участках государственных национальных природных парков в соответствии с договором государственно-частного партнерства. 30 апреля 2021 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам туристской деятельности». В рамках Закона внесены поправки в Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон ООПТ) в части взимания платы с объектов туристского и рекреационного назначения, платы за въезд автотранспортного средства на территорию природоохранного учреждения, освобождения от платы пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, детей дошкольного возраста. Кроме того, в настоящее время действуют льготное посещение ООПТ для школьников - скидка 50%, студентов - 25%. 3 сентября 2021 года принято Постановление правительства РК «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2009 года № 172 «Об утверждении Правил перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса». Которым предусматривается введение нормы по возврату ранее переведенных земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса, обратно - в земли особо охраняемых природных территорий и возможности перевода земель ООПТ для целей недропользования. Разработаны поправки в КоАП РК, УК РК «по ужесточению уголовного и административного преследование граждан, совершающих правонарушения лесного законодательства и Закона ООПТ» и внесены в Министерство юстиции РК и Генеральную прокуратуру. Проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административном правонарушений» предусматриваются ряд поправок, в части усиления адм. ответственности за нарушения режима ООПТ, а также правил осуществление туристкой и рекреационной деятельности в ГНПП и другие. В рамках УК РК предусматриваются ряд поправок, в части усиления уголовной ответственности за порчу земли, самовольное пользование недрами, нарушения режима территории ООПТ. Лесные пожары. По состоянию на 2 сентября 2021 года на территории государственного лесного фонда зарегистрировано 648 случаев лесных пожаров, общая площадь которых составила 143 216 га (в т.ч. 8 196,8 га лесная, из них 5 731,7 га покрытая лесом, 135 019,2 га нелесная площадь). Общий ущерб от пожаров составил 4 622 млн. тенге. Справочно: по сравнению с данными прошлого года, количество лесных пожаров увеличилось на 53 случаев (2021 - 648 случаев, 2020 - 595 случаев), но общая площадь уменьшилась на 35% (2021 - 143 216 га, 2020 - 93 441,5 га), в том числе лесная площадь также уменьшился на 80% (2021 - 8 196,8 га, 2020 - 40 669,2 га). Наибольшие площади лесных пожаров зафиксированы в Костанайской (101,3 тыс. га), Алматинской (23,7 тыс. га), Акмолинской (8,4 тыс. га) и Атырауской (4,3 тыс. га) областях. Увеличение общих площадей пожаров произошло за счет нелесных площадей пройденной пожарами на территории ГПР «Алтын дала» (всего 7 пожаров, нелесная площадь 89 346 га), ГПР «ИлеБалхаш» (всего 5 пожаров, нелесная площадь 12,6 тыс. га), Наурзумского ГПЗ (всего 11 пожаров, нелесная площадь 10,1 тыс. га) и Алакольского ГПЗ (всего 3 пожара, нелесная площадь 7,4 тыс. га). По итогам служебных расследований, по фактам крупных лесных пожаров первые руководители, а также заместители лесных и природоохранных учреждении были привлечены к дисциплинарной ответственности. Незаконная порубка леса С начала текущего года на территории гослесфонда проведено 12931 рейдов, при этом выявлено 121 случай незаконной порубки леса в объеме 8351,6 м3 (по сравнению с прошлым годом количество случаев уменьшился на 17 случаев, но объем незаконной порубки увеличился на 3 раза с 2407 м3 до 8351,6 м 3 ). Ущерб составил 124 408,7 тыс. тенге. Справочно: Всего составлено 50 административных протоколов. Передано: в правоохранительные органы 77 материалов; в суды 38 дел, из них рассмотрено судами уголовных 3, адм. 35. У нарушителей были изъяты 445,5 м3 древесины, 2 транспортных средств и 32 других орудий. В отчетном году принимались меры по сохранению объектов животного мира. На слайде представлены статистические данные, показывающие определенный рост копытных животных. В целях рационального управления за Уральской популяцией сайгаков Министерством совместно с Акиматом ЗКО утверждена Дорожная карта по сохранению популяции сайгаков. Дорожной картой предусмотрены ряд мероприятий по учету и мониторингу, биологическому исследованию, обеспечению прохода сайгаков через государственную границу. В настоящее время ведутся работы по мониторингу популяции сайгаков в целях определения мест массового скопления и путей миграции популяции сайгаков, а также определения мест возможного перехода через реку Жайык. Пограничной службой КНБ Республики Казахстан во взаимодействии с акиматом Западно-Казахстанской области и Пограничной службой ФСБ России проведена работа по обеспечению проходов для диких животных в период их сезонных миграций через государственную границу (путем снятия нижних нитей оградительных заборов). Выполнены изыскательские работы на наличие источников подземных вод пригодных для водопоя сайгаков. В то же время инспекторами зафиксированы 42 факта браконьерства на сайгаков, изъяты 120 туш сайгаков и 5384 рогов. Привлечено к уголовной ответственности 39 лиц, ущерб составил 2,1 млрд. тенге. Совместно с МВД и КНБ продолжается работа природоохранной акции «Сайгак», в рамках которой активизированы профилактические мероприятия, пресечена деятельность ряда преступных групп, специализирующихся на браконьерстве сайгаков и других диких животных. Принимаются меры в области охраны животного мира, которые показаны на слайде. Справочно: Продлен запрет на пользование сайгаками, их частями и дериватами на всей территории Казахстана до 2023 года. Запущен пилотный проект Smart патрулирование с применением БПЛА, видеорегистраторов, видеожетонов Повышение квалификации инспекторского состава на базе учебных центров МВД. В настоящее время начата работа по совершенствованию законодательства в части развития дичеразведения и трофейной охоты с учетом мирового опыта. Ағымдағы жылдың соңына дейін орман шаруашылығын, Ерекше қорғалатын табиғи аумақтар және жануарлар дүниесін дамыту саласында мынадай міндеттер тұр: - ормандарды молықтыру және орман өсіру жөніндегі кешенді жоспарлардың іске асырылуын бақылау; - Ұлытау ұлттық паркін және Бөкей-Орда резерватын құру жолымен республиканың табиғи-қорық қорының объектілерін сақтау мақсатында Ерекше қорғалатын табиғи аумақтар желісін дамыту, сондай-ақ экологиялық туризмді дамыту; - «Жануарларға жауапкершілікпен қарау туралы» Қазақстан Республикасының Заңын қабылдау. - 2030 жылға дейін жануарлар дүниесін сақтау және аңшылық шаруашылықтарын дамыту жөніндегі мастер-план бекіту. - Аңшылық саласын дамыту мәселелері жөніндегі заң жобасы шеңберінде аң-құс өсіруді және олжалы аң аулауды дамыту жөніндегі нормаларды әзірлеу. - Инспекторлық құрамның біліктілігін арттыру және цифрландыру. Разрешите перейти к вопросам развития рыбного хозяйства. Глава государства в своем Послании в сентябре 2020 года отметил о необходимости обращения особого внимания рыбному хозяйству. В этой связи, в апреле текущего года утверждена Программа развития рыбного хозяйства до 2030 года. В Программе определена задача - увеличить к 2030 году объем выращиваемой рыбы до 270 тысяч тонн в год. Рост объемов выращивания рыбы планируется достичь за счет использования потенциально пригодных водоемов для рыбоводства, реализации новых инвестиционных индустриальных рыбоводных проектов, а также доведения до проектной мощности уже существующих хозяйств. Будут созданы более 1500 рыбоводных хозяйств. Проекты распределились исходя из особенностей каждого региона и отражены в Региональных программах развития рыбного хозяйства, утвержденных акиматами. Ответственность за достижение индикаторов и показателей Программы также возложена на них. В 2021 году действующими рыбоводными хозяйствами ожидается вырастить 12,8 тысяч тонн рыбы, из которых на сегодня уже выращено 9,1 тысяч тонн. В целях создания условий для развития рыбоводства, проведена работа по совершенствованию законодательства, которая отражена на слайде. Вместе с тем, совершенствование законодательства будет продолжено в части: - передачи компетенций по вопросам субсидирования рыбоводства из МСХ в ведение МЭГПР; - включения в отраслевой Закон нормы по предоставлению рыбохозяйственного водоема без проведения конкурса при условии предоставления инвестиционных проектов по выращиванию рыбы по аналогии с земельным законодательством; - внесения в Лесной кодекс и Закон «Об ООПТ» нормы, регулирующей развитие рыбоводства на участках гослесфонда и ООПТ. В целях достижения индикаторов Программы развития рыбного хозяйства и создания условий для привлечения инвестиций в сферу рыбоводства, проведена следующая работа. С 17 августа 2021 года действуют новые Правила проведения конкурса по закреплению рыбохозяйственных водоемов. В настоящее время объявлен конкурс по закреплению 22 водоемов. До конца текущего года будут выставлены еще 300 водоемов и 328 водоемов переведены для ведения рыбоводства. Таким образом, за счет закрепления и перевода 628 водоемов рассчитываем привлечь порядка 14,3 млрд. тенге частных инвестиций и выращивать до 27 тысяч тонн рыбы в год. Предусмотренные на сегодня виды субсидирования: - возмещение части расходов (25%), понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях; - возмещение до 30% расходов на приобретение кормов, используемых при выращивании ценных видов рыб. Вместе с тем, как видно на слайде, в текущем году значительно расширены меры господдержки в сфере рыбоводства. Для координации работы по практической реализации Программы развития рыбного хозяйства создан Инвестиционный Штаб с подразделениями в территориальных инспекциях ведомства, их деятельность осуществляется совместно с акиматами областей. 11 Еженедельно на заседаниях Инвестштаба проводятся заслушивания региональных штабов для решений возникающих проблем. Текущая информация по 22 проектам показана на слайде. Балық өсіруді дамытумен қатар, балық ресурстарының табиғи популяциясын сақтау бойынша шаралар қабылдануда. Браконьерлікпен күрес, балық аулауды реттеу және балық ресурстарын жасанды түрде молайту жұмыстары жүргізілуде. Соңғы үш жылдағы инспекциялық қызмет көрсеткіштерінің динамикасын слайдтан байқауға болады. Балық аулау жағдайларын жақсарту үшін заңнаманы жетілдіру бойынша қабылданған шаралар слайдта көрсетілген. Табиғи су айдындарында балық ресурстарын сақтау жөніндегі шаралардың бірі жасанды түрде өсімін молайту және бағалы балық түрлерінің шабақтарын су айдындарына балықтандыру болып табылады. Ағымдағы жылдың көрсеткіштерін слайдтан көруге болады. Балық шаруашылығын 2021 жылдың соңына дейін дамыту міндеттері - слайдта. Жалпы, балық шаруашылығын дамыту саласындағы белгіленген шаралар экономиканың осы секторындағы кәсіпкерліктің дамуына оң әсерін тигізеді. 12 Баяндама аяқталды, назарларыңызға рахмет!
Тезисы к выступлению Вице-министра Брекешева С. А. на коллегии ЭГГРМ «О результатах работы в геологической отрасли за 8 месяцев 2021 года и задачах на 2-е полугодие»
Қайырлы күн құрметті Мағзум Маратұлы, құрметті әріптестер! Назарларыңызға есепті кезеңдегі геология саласындағы жұмыс нәтижелері және 2-ші жартыжылдыққа арналған міндеттер туралы есепті ұсынамын. 2021 жылы мемлекеттік бюджеттік қаржыландыру 11,6 млрд.теңгені құрайды. Жер қойнауын мемлекеттік геологиялық зерттеу бойынша жұмыстар 79 объектіде жүргізілуде, атап айтқанда: Өңірлік геологиялық түсіру жұмыстары бойынша 46 объектіде;
Анықтама: АГЖЗ-200 - 7 объект; ТГК-200 - 14 объект; ГМК-200 - 4 объект; гидрогеологиялық жете зерттеу - 18 объект; геологиялық-геофизикалық жұмыстар - 3 объект
- іздеу - 17; - 2 объект бойынша қатты пайдалы қазбаларға іздеу-бағалау жұмыстары; - дайындық және қорытынды тақырыптық жұмыстар - 13; - гидрогеологиялық карта жасау - бір іс-шара.
Сонымен қатар, - мемлекеттік желінің 4006 пунктінде жер асты сулары мониторингінің жүйелі режимдік бақылаулары жүргізіледі; - республикалық деңгейде мемлекеттік су кадастрын және жер асты сулары мен қауіпті геологиялық процестердің мемлекеттік мониторингінің деректер банкін жүргізу жүзеге асырылады - ШҚО Бесқарағай ауылының су басу ауданында мониторингтік желі құру және жер асты суларының режимін зерделеу жұмыстары басталды; - 151 иесіз өздігінен ағып жатқан гидрогеологиялық ұңғыманы жою бойынша, жобалық-сметалық құжаттаманы жасау бойынша жұмыстар басталды; - пайдалы қазбалар қорларының жыл сайынғы мемлекеттік балансы және пайдалы қазбалар кен орындарының есебі жасалды.
2021 жылдың 8 айында жер қойнауын пайдаланушылардың геологиялық барлау бойынша жүргізген жұмыстарының нәтижесінде алғаш рет көмірсутек шикізатының 3 кен орны (Құл-бас, Тайқазан, Бастау), қатты пайдалы қазбалардың 14 кен орны (Мәди, Үшбас2, Шыбынды, Яковлевское, Қара-ағаш, Ырғайты, Көкпар, 7 техногендік минералдық түзілімдер) жерасты сулары кен орындарының 6 учаскесі мемлекеттік балансқа қойылды. Пайдалы қазбалар қорларының өсімі алтын бойынша - 14,7 тонна, уран - 43,7 мың тонна, құрамында хром бар шикізат - 597, 3 мың тонна, титан - 57,4 мың тонна, цирконий - 31,2 мың тонна, кремнийлі шикізат - 63,2 млн. тонна, фосфориттер - 25,17 млн. тонна, мұнай - 64,6 млн. тонна, шаруашылық-ауыз су және техникалық мақсаттағы жерасты сулары - 22,1 мың м3 /тәул., минералды су - 421,8 м3 /тәул. құрады. «Жер қойнауы және жер қойнауын пайдалану туралы» Кодексті іске асыру үшін есепті кезеңде (2021 ж.) жер қойнауы кеңістігін пайдалануға 6 лицензия және 309,5 мың шаршы шақырым алаңда жер қойнауын геологиялық зерттеуге 67 лицензия берілді (10 - жерасты суларына іздестіру-бағалау жұмыстарын жүргізуге, 35 лицензия - көмірсутек шикізатына, 22 лицензия - қатты пайдалы қазбаларға). Мемлекеттік жер қойнауы қорын басқару бағдарламасын қалыптастыру бойынша жоспарлы жұмыс жүзеге асырылуда. Барлығы 1693 объект қосылған. «Қазгеология» Ұлттық геологиялық барлау компаниясы» акционерлік қоғамы инвесторлармен бірлесіп 47 инвестициялық жоба бойынша геологиялық барлау жұмыстарын жалғастыруда. 2021 жылы 3 кезеңге бөлінген «Еуразия» жобасы іске асырыла бастады. Ағымдағы (бірінші) кезеңде мемлекеттік қаражат есебінен қазіргі заманғы технология бойынша геологиялық-геофизикалық материалдарды жинау, қайта өңдеу және қайта түсіндіру жүзеге асырылады. 2 және 3 кезеңдерді іске асыру жеке инвестициялар есебінен көзделеді. Жобаның негізгі мақсаты - тереңдігі орталық бөлігінде 18-20 шақырымға жететін Каспий маңы ойпатының терең құрылымын зерттеу. Бұдан өзге, есепті кезеңде МСШ-2016 халықаралық хроностратиграфиялық шәкілі негізінде Қазақстан фанерозойының стратиграфиялық схемаларын жаңғырту бойынша жұмыс жалғасуда. Жаңғырту әртүрлі елдердің, атап айтқанда, шекара маңындағы аумақтардың геологиялық карталарының аңыздарын өзара байланыстыруға мүмкіндік береді. Бұл жоба биыл аяқталады. Посланием Главы государства дано поручение по созданию Национальной геологической службы. Миссия Национальной геологической службы - предоставлять беспристрастные, независимые, достоверные данные и рекомендации о геологическом строении и состоянии недр, минерально-сырьевых ресурсах, опасных геологических процессах, рисках возникновения ЧС природного и техногенного характера. Национальная геологическая служба наблюдает, отслеживает и оценивает геологическую среду, как на национальном, так и на международном уровне, используя проверенные методы и технологии в области науки о земных системах. Сбор, анализ, интерпретация и предоставление данных и знаний - его основная деятельность. Создание Национальной геологической службы позволит: 1. Обеспечить взаимодействие науки, бизнеса и государства; 2. Создать единое окно для инвесторов и сократить бюрократические процедуры; 3. Обеспечить хранение геологической информации в соответствии с международными стандартами; 4. Обеспечить доступность геологической информации. В целях качественной реализации послания проведено совещание с геологическим сообществом на котором обсуждались вопросы создания Национальной геологической службы. Работа в данном направлении продолжается. С целью повышения геологической изученности территории для формирования условий для устойчивого восполнения, развития и поддержки конкурентоспособности минеральносырьевой базы разработано направление «Развитие геологической отрасли» Национального проекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев». Одна из задач Национального проекта это - повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки. Национальный проект в части геологии содержит 3 показателя: Показатель №1. Охват геолого-геофизической изученности к 2025 на площади 2170,4 тыс.кв.км
Показатель №2. 14 сформированных инвестиционных пакетов геологической информации
Методы достижения: - проведение регионального геологического изучения недр масштаба 1:200000 (ГДП-200, ГМК-200, ГГК-200, ГГДП-200) на площади 578,9 тыс.кв.км доступной к изучению территории Казахстана; - геологическая съемка масштаба 1:50 000 с общими поисками на площади не менее 15 тыс. кв. км; - проведение геологического изучения с определением прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, в том числе и РЗМ; - опережающее научно-исследовательское сопровождение геологического изучения недр;
Показатель №3. Уровень обеспеченности Государственной инфраструктуры по хранению и обработке геологических материалов - 50% Методы достижения: - строительство республиканского фондового хранилища; - модернизация национального оператора по сбору, учету, хранению, обобщению и предоставлению геологической информации ТОО «Республиканский центр геологической информации «Казгеоинформ» в национальную геологическую службу;
1. Финансовые затраты на реализацию Нацпроекта в части геологии из государственного бюджета составят порядка 55 млрд.тенге (55,272 млрд.тг).
В рамках законопроектной деятельности подготовлен Проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс «О недрах и недропользовании» по вопросам геологического изучения недр».
Законопроект предусматривает: - повышение эффективности государственного контроля за проведением операций по разведке и добыче твердых полезных ископаемых; - регламентация, оптимизация сроков и обеспечение прозрачности процедуры разработки, согласования и утверждения Программы управления государственным фондом недр; - продление приоритетного права национальных компаний на недропользование в части ТПИ, предусмотренного пунктом 8 статьи 278 Кодекса, сроком до 1 января 2026 года позволяющее привлечение крупных инвесторов по твердым полезным ископаемым.
Одной из мер по развитию геологической отрасли является внедрение Национального банка данных минеральных ресурсов Республики Казахстан. Более подробную информацию о Национальном банке данных минеральных ресурсов Республики Казахстан в своем докладе раскроет Боранбаев А.К.. Кроме того, осуществляется работа в рамках международного сотрудничества. Подписан ряд меморандумов, которые вы видите на слайде. Осуществляется сотрудничество в рамках Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр стран СНГ. По состоянию на текущий год проведено 23 сессии Межправсовета. Следующая сессия Межправительственного совета будет проведена 20-22 октября в городе Ташкент. Также 24 сентября будет проведен экономический совет стран СНГ в городе Москва. Приятным событием для геологов стало открытие памятника великому ученому-геологу К.И.Сатпаеву в нашем городе. Кроме того, в столице открыт Геологический музей в котором собраны уникальные образцы поделочных и драгоценных минералов, горных пород и палеонтологических останков. Уважаемые коллеги, таковы текущее состояние и основные перспективы развития геологической отрасли.
Благодарю за внимание.
Доклад вице-министра Кожаниязова С. С. на заседании коллегии
Құрметті Мағзұм Маратұлы! Құрметті әріптестер.
Біріншіден, биылғы вегетация еліміздің оңтүстігінде су тапшы циклінде өткендіктен вегетациялық кезенің қорытындысына тоқталсам. Арал-Сыдария бассейінде судың 93%, Шу-Талас бассейінде - 75% өзге сырттан келетінің ескере отырып көрші елдермен белсенді келіссөздер жүргізілді. Нәтижесінде, Түркістан және Қызылорда облыстарын суармалы сумен тұрақты қамтамасыз ету үшін «Тоқтоғұл» және «Бахри Точик» су қоймаларынан қосымша 700 млн.м3 астам су алынды. Қырғызстан фермелеріне су жетіспеуне қарамастан Жамбыл облысының шаруалары суармалы сумен қамтамасыз етілді. Су тапшылығын ескере отырып өнірлерде мақта алқабы 17,9 мың гектарға, күріш - 9,5 мың гектарға қысқартылды. Суару кезегінің кестесі әзірленді, қосымша сорғылар орнатылды, коллекторлықдренаждық сулар қайта пайдалану ұымдастырылды. Нәтижесінде, қындықтарға карамастан вегетация кезеңі өз дәрежесінде өтті. С учетом опыта текущего маловодья мы разработали план наших действий на будущее, где определили что необходимо: Для недопущения дефицита воды: 1. составить прогнозный баланс стока и водопотребления до 2030 года; 2. на основе прогнозного баланса принять комплекс мер по предотвращению дефицита в стрессовых водохозяйственных бассейнах; 3. построить 7 водохранилищ в Арало-Сырдарьинском и Шу-Таласском бассейнах; 4. развивать водную дипломатию на основе международного водного права.
Эффективно использовать воду: - согласно плана по годам с привязкой к площадям орошаемых земель, объемам потребления воды и субсидий активно внедрять водосберегающие технологии орошенияс автоматизацией учета и распределения воды; - сокращать потери и объемы безвозвратно используемой воды.
Управлять спросом на воду: - пересмотреть в сторону понижения лимиты и нормы потребления воды; - изменить механизмы и правила субсидирования стоимости услуг по подаче воды;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |