|
|
|
Признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей в Узбекистане
Право на судебную защиту, в том числе участников международной экономической деятельности, признается и гарантируется Конституцией и законодательными актами Республики Узбекистан, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Узбекистан. В настоящей статей речь пойдёт о признании и приведение в исполнение решений иностранных судов и арбитражей в Узбекистане по спорам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Данный вопрос регулируется Экономическим процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее - ЭПК), а также следующими международными соглашениями и конвенциями, к которым присоединена Республика Узбекистан: l Конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», подписанная 10 июня 1958 года в городе Нью-Йорк, США (далее - Нью-Йоркская Конвенция); l Соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», подписанное 20 марта 1992 года в городе Киев, Украина (далее - Киевское Соглашение); l Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», подписанная 22 января 1993 года в городе Минск, Беларусь (далее - Минская Конвенция); l Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», подписанная 7 октября 2002 года в городе Кишинёв, Молдова (далее - Кишиневская Конвенция). Под судом иностранного государства понимается государственный орган, осуществляющий судебную власть, а под арбитражем - арбитраж, назначенный по каждому отдельному делу, и постоянный арбитражный орган. Решения суда иностранного государства или арбитража, принятые им по спорам и иным делам, возникающим в экономической сфере, могут быть признаны и приведены в исполнение в Республике Узбекистан, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором и законодательными актами Республики Узбекистан. При этом признанию и приведению в исполнение подлежит только вступивший в законную силу судебный акт, принятый по результатам рассмотрения дела. Решение иностранного суда и арбитража может быть предъявлено для признания и приведения в исполнение в течение 3 (трех) лет с момента вступления такого решения в законную силу (если иной срок не предусмотрен международным договором Республики Узбекистан). Полномочия по признанию и исполнению иностранных решений на территории Республики Узбекистан возложены на экономические суды. Заявителем в Узбекский экономический суд вправе выступать только та сторона спора, в пользу которой было принято иностранное решение. Заявление (ходатайство) о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража подаётся заявителем в экономический суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды по месту нахождения (юридическому адресу) или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, - по месту государственной регистрации должника. Если решение иностранного суда или арбитража касается взыскания от Узбекского должника долгов (т.е. дебиторская задолженность), перед обращением в Узбекский экономический суд заявителю настоятельно рекомендуется выяснить является ли должник действующим и платёжеспособным лицом (предприятием), есть ли у должника действующий бизнес, транспортные средства и/или недвижимость и тд, на которые можно обратить взыскание долгов. Данные досудебные проверки можно сделать через официальные источники информации в Узбекистане или путем письменного обращения в уполномоченные государственные органы Узбекистана. Если не провести предварительную (досудебную) проверку состояния должника, то даже получив положительное решение Узбекского экономического суда касательно признания и приведения в исполнение иностранного суда или арбитража, реальное исполнение такого судебного решения в Узбекистане может быть очень затрудненным в силу отсутствия у должника денежных средств и/или имущества, или нахождения должника в состоянии банкротства, бездействующего или ликвидируемого. Ходатайство подается в Узбекский суд в письменной форме, на узбекском или русском языке, и должно быть подписано взыскателем (его руководителем - директором, президентом) или его представителем по доверенности (например, уполномоченным работником компании или привлечённым внешним юристом или адвокатом). В ходатайстве заявителя должны быть указаны: 1) наименование экономического суда в Узбекистане, в который подается ходатайство; 2) наименование и место нахождения иностранного суда или арбитража и его состав, принявшее решение; 3) наименования (фамилия, имя, отчество) лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство (т.е. данные сторон по спору); 4) сведения о решении иностранного суда или арбитража, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует заявитель; 5) ходатайство заявителя о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража; 6) перечень прилагаемых документов. В ходатайстве можно также указать номера телефонов, факсов, электронный адрес заявителя или его представителя по доверенности. К ходатайству в Узбекский суд в обязательном порядке необходимо приложить следующие документы:
** Размер государственной пошлины и почтовых размеров составляет: Государственная пошлина: 2-кратный размер БРВ, т.е. 750.000 сум (примерно 58 долларов США); Почтовые расходы: 10% от 1 БРВ, т.е. 37.500 сум (примерно 3 доллара США)
Экономический суд Узбекистана вправе вернуть ходатайство и приложенные к нему документы если при разрешении вопроса о принятии к производству данного ходатайства Узбекский суд установит, что ходатайство было подано с нарушениями вышеописанных процедур и требований. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения ходатайства, заявитель вправе вновь обратиться в экономический суд Узбекистана с новым ходатайством. Дела о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства рассматриваются экономическими судами на основании Киевского Соглашения, Минской, Кишиневской Конвенции и международных договоров об оказании правовой помощи, заключёнными между Республикой Узбекистан и иностранными государствами. При этом следует отметить, что данные соглашение и конвенции, а также международные договоры Республики Узбекистан об оказании правовой помощи применяются к судебным актам государств, которые являются их участниками. Если ходатайство было подано о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства, не являющегося участником Киевского Соглашения, Кишиневской или Минской Конвенции либо с которым Республика Узбекистан не заключила международный договор об оказании правовой помощи, то в принятии ходатайства Узбекский суд откажет. Если указанное обстоятельство будет установлено Узбекским судом после принятия ходатайства к производству, то производство по делу будет прекращено. Дела о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитража рассматриваются Узбекскими экономическими судами на основании Нью-Йоркской Конвенции. Согласно статье 4 данной Конвенции ходатайствующая сторона должна представить в Узбекский суд должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или её должным образом заверенную копию. Если арбитражное решение или соглашение изложены на иностранном языке, ходатайствующая сторона должна представить суду перевод этих документов на государственный (узбекский) язык. При рассмотрении ходатайства Узбекский суд извещает сторон судебного дела о времени и месте судебного разбирательства. Ходатайство рассматривается экономическим судом в срок, не превышающий 6 (шести) месяцев со дня его поступления в Узбекский суд. При этом суды Узбекистана не вправе пересматривать по существу, изменять либо отменять решение суда иностранного государства или арбитража. При рассмотрении ходатайства экономический суд Узбекистана обязан принять меры к установлению юридического статуса лиц, участвующих в споре. Юридический статус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено данное юридическое лицо (т.е. зарегистрировано или имеет свое основное местонахождение). Правовой статус иностранного физического лица определяется по праву страны, гражданином которой он является или в которой постоянно проживает (лицо без гражданства). При этом правовой статус иностранного лица - предпринимателя определяется по законодательству той страны, где оно зарегистрировано как предприниматель. По общему правилу, юридический статус иностранного юридического лица подтверждается легализованной (апостилированной) выпиской из торгового реестра страны происхождения или иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения. При этом не требуется легализация (апостилирование) документов иностранных компаний, зарегистрированных (учреждённых) в странах-участницах Минской конвенции О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина, Азербайджан, Армения, Молдова, Грузия и тд ). При этом при оценке представленных документов Узбекский суд проверяет соответствие данных о лицах, указанных в выписке из торгового реестра в качестве руководителей либо имеющих право подписи, реквизитам лица, подписавшего иск, заявление (ходатайство), жалобу или выдавшего доверенность.
Отказ Узбекского суда в признании и приведении в исполнение иностранного решения
*** Например, к исключительной компетенции экономических судов Республики Узбекистан относятся дела с участием иностранных лиц по спорам: 1) в отношении находящегося в собственности Республики Узбекистан имущества, в том числе по спорам, связанным с разгосударствлением и приватизацией государственного имущества и изъятием имущества для общественных нужд; 2) предметом которых является недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Республики Узбекистан, или права на него.
В отличии от вышеуказанных оснований отказа, установленных в ЭПК, важно отметить что Узбекский суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства только при наличии оснований, предусмотренных в статье 9 Киевского Соглашения, статье 55 Минской Конвенции, статье 59 Кишиневской Конвенции и двухсторонних договорах Республики Узбекистан. Перечень оснований отказа в удовлетворении ходатайств, предусмотренных в указанных международных договорах, является исчерпывающим. По результатам рассмотрения ходатайства экономический суд Узбекистана выносит решение в форме «определения». Определение суда может быть обжаловано (опротестовано) согласно положениям ЭПК. Исполнение иностранного решения на территории Узбекистана производится на основании исполнительного листа, выданного Узбекским экономическим судом, вынесшим определение. Если решение иностранного суда или арбитража было частично исполнено, то Узбекский суд выдаёт исполнительный лист на неисполненную часть решения суда иностранного государства или арбитража. Исполнительный лист на основании решения суда иностранного государства или арбитража, может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение 3 (трёх) лет с момента вступления иностранного судебного/арбитражного решения в законную силу (если иной срок не предусмотрен международным договором Республики Узбекистан). Принудительное исполнение исполнительного листа осуществляется территориальными отделениями Бюро принудительного исполнения (БПИ) при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
Юридическая фирма Ryskiyeva & Partners
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |