В соответствии с подпунктом 132-1) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 утверждены Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний» согласно приложению к настоящему приказу. Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляет государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» Планы по организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний утверждаются местными исполнительными органами (далее - МИО). Организация и проведение санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению сибирской язвы в СНП и на угрожаемых по сибирской язве территориях территориальными подразделениями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - территориальные подразделения) и подведомственными организациями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - организации) включает: 1) выявление, регистрацию и учет эпидемических очагов сибирской язвы, СНП с регистрацией случаев заболевания сибирской язвой человека, их картографирование с обозначением географических координат; 2) контроль недопущения использования в деятельности человека земельных участков, расположенных в санитарно-защитной зоне вокруг очагов сибирской язвы; 3) контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий в очагах сибирской язвы; 4) контроль за профилактической вакцинацией людей против сибирской язвы; 5) организацию профилактической, текущей и заключительной дезинфекции в эпидемических очагах; 6) проведение санитарно-просветительной работы с населением, а также среди лиц, профессионально занятых заготовкой, сбором, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией сырья животного происхождения с указанием источников инфекции, факторов, путей ее передачи и мер профилактики сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения случаев заболевания туляремии являются наблюдение за эпизоотическим и эпидемическим процессом, включая мониторинг заболеваемости, изучение эндемичности территории, слежение за циркуляцией возбудителя, оценку ситуации, прогнозирование и контроль эффективности проводимых мероприятий. Слежение за циркуляцией возбудителя в природных очагах осуществляется мобильными зоолого-паразитологическими группами (далее - МЗПГ) не менее двух раз в год (март-июнь, сентябрь-октябрь) в зависимости от ландшафтных типов природных очагов (начиная с территории, где в прошлом возникали вспышки и были изолированы культуры возбудителя туляремии), а также ранее не обследованные на туляремию территории населенных пунктов. МЗПГ формируются из профильных специалистов филиалов и территориальных подразделений, противочумных станций. В состав МЗПГ входят зоолог, помощник зоолога, энтомолог, помощник энтомолога, дезинструктор, дезинфектор, лаборант, водитель автотранспорта. МЗПГ на территории природного очага туляремии осуществляет: 1) учет численности (определение индексов обилия, доминирования и встречаемости) клещей и кровососущих членистоногих по видам и биотопам; 2) сбор клещей на разных стадиях их развития в открытой местности и в местах выплода (помещения, норы) для лабораторного исследования; 3) сбор клещей с сельскохозяйственных животных и птиц для оценки уровня их пораженности путем осмотра 5-10 голов в контрольных стадах; 4) определение видового состава клещей и кровососущих членистоногих; 5) определение основных и второстепенных прокормителей клещей на разных стадиях их развития; 6) анализ влияния природных, антропогенных и хозяйственных факторов на численность популяций клещей; 7) фенологические наблюдения за циклом жизнедеятельности клещей; 8) обследование подворий при массовом появлении клещей и активном нападении их на людей; 9) обследование населенных пунктов и очага при регистрации больных туляремией; 10) учет численности, мест концентрации и отлов грызунов (переносчиков возбудителя туляремии) для лабораторного исследования на наличие возбудителя туляремии; 11) оценку интенсивности размножения грызунов и кратковременный прогноз изменений их численности, определение видового состава и уровня эпизоотии в их популяциях; 12) сбор данных по кормовой базе грызунов и погодным условиям; 13) сбор материалов из внешней среды (вода, гнездовой материал, зерно-фураж, сено, экскременты и погадки диких животных и птиц) для лабораторного исследования на наличие возбудителя туляремии; 14) ландшафтно-географическое районирование контролируемой территории по степени активности природных очагов туляремии, выявление активных природных очагов; 15) оценку степени оздоровления территории природного очага и эффективности проведенных дезинсекционных и дератизационных мероприятий, согласно действующих нормативно-правовых актов. Санитарными требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению Конго-Крымской геморрагической лихорадки (далее - ККГЛ) являются наблюдение за зоолого-паразитологическим и эпидемическим процессом, включая мониторинг заболеваемости, изучение эндемичности территории, слежение за циркуляцией возбудителя, оценку ситуации, прогнозирование и контроль эффективности проводимых мероприятий. На эндемичной по ККГЛ территории обеспечивается обследование МЗПГ не менее двух раз в год (март-июне и сентябре-декабре), в годы с ранней и теплой весной обследование начинается раньше. МЗПГ осуществляет: 1) учет численности (определение индексов обилия, доминирования и встречаемости) клещей по видам и биотопам; 2) сбор клещей в населенных пунктах с охватом не менее 10 (десяти) дворов (помещений для домашних и сельскохозяйственных животных) для оценки уровня заклещеванности; 3) сбор клещей с сельскохозяйственных, домашних животных и домашних птиц для оценки уровня заклещеванности путем осмотра не менее 5-10 голов каждого из них; 4) сбор клещей с грызунов и нор для оценки уровня заклещеванности; 5) определение видового состава клещей; 6) определение основных и второстепенных прокормителей клещей на разных стадиях их развития; 7) анализ влияния природных, антропогенных и хозяйственных факторов на численность популяций клещей; 8) фенологические наблюдения за циклом жизнедеятельности клещей; 9) сбор клещей на разных стадиях их развития в открытой местности и местах выплода (помещения, норы) для лабораторного исследования; 10) обследование подворий при массовом появлении клещей и активном нападении их на людей; 11) обследование населенных пунктов и очагов при регистрации больных ККГЛ; 12) обследование на наличие клещей животноводческих помещений, загонов и временных стоянок при переходе на летние выпасы (не реже одного раза в месяц); 13) оценку степени оздоровления территории природного очага и эффективности проведенных дезинсекционных и дератизационных мероприятий, согласно действующих нормативно-правовых актов. Санитарными требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению геморрагической лихорадки с почечным синдромом (далее - ГЛПС) является ежемесячное наблюдение за эпидемическим процессом, включая мониторинг заболеваемости, изучение эндемичности территории, слежение за циркуляцией возбудителя, оценку ситуации, прогнозирование и контроль эффективности проводимых мероприятий. МЗПГ на очаговой по ГЛПС территории проводится зоолого-паразитологическое обследование, включающее: 1) учет мест концентрации и численности грызунов с определением видовой структуры мелких млекопитающих и уровня эпизоотии в их популяциях (апрель - май и октябрь - декабрь); 2) оценку интенсивности размножения грызунов и кратковременный прогноз изменений их численности; 3) сбор данных по кормовой базе грызунов и погодным условиям; 4) отлов грызунов для лабораторного исследования на наличие хантавирусного антигена и определение уровня инфицированности хантавирусом мышевидных грызунов; 5) выявление активных природных очагов ГЛПС и ландшафтно-географическое районирование контролируемой территории по степени активности природных очагов; 6) обследование населенных пунктов и очага при регистрации больных ГЛПС. Санитарными требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению бешенства являются оценка ситуации и разработка санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекции среди людей. Эпидемиологический надзор за заболеваемостью бешенством включает: 1) мониторинг обращаемости населения по поводу нападения и укусов животными; 2) мониторинг заболеваемости бешенством людей с учетом условий территориальности, сезонности, цикличности эпидемических и эпизоотических процессов; 3) определение необходимости и объема проведения профилактической вакцинации людей против бешенства; 4) слежение за проведением профилактических прививок лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения бешенства, и анализ данных по результатам оказания антирабической помощи; 5) оценку эффективности проводимых мероприятий; 6) анализ заболеваемости населения бешенством и прогнозирование развития эпидемиологической ситуации; 7) санитарно-просветительная работа среди населения. Санитарными требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению заболевания листериозом является оценка ситуации и разработка мер, направленных на недопущение возникновения, распространения инфекции среди людей и формирования эпидемических очагов. Эпидемиологический надзор за заболеваемостью листериозом включает: 1) слежение за циркуляцией возбудителя в окружающей среде, контаминацией пищевых продуктов, наличием и состоянием эпидемиологически значимых объектов; 2) анализ заболеваемости населения листериозом с учетом условий районирования (территориальности) и прогнозирование развития эпидемиологической ситуации; 3) постановка на учет и динамическое наблюдение за переболевшими с целью выявления и санации бактерионосителей, особенно декретированных групп населения; 4) определение необходимости и объема проведения санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий; 5) проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий, предупреждающих передачу возбудителей через пищевые продукты при их производстве, хранении, транспортировке и реализации; 6) санитарно-просветительная работа среди населения. Санитарными требованиями к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению заболевания лептоспирозом является оценка ситуации и разработка адекватных мер, направленных на недопущение возникновения, распространения инфекции среди людей и формирования эпидемических очагов. Эпидемиологический надзор за заболеваемостью лептоспирозом включает: 1) слежение за циркуляцией возбудителя в окружающей среде и определение наличия и типа очагов; 2) постоянный контроль эпизоотической активности очага; 3) мониторинг динамики численности синантропных грызунов; 4) изучение видового состава носителей лептоспир; 5) установление серологической структуры лептоспир; 6) определение взаимосвязи очагов лептоспироза с эпидемиологически значимыми объектами (зоны отдыха, животноводческие фермы, районы проведения сельскохозяйственных, гидромелиоративных работ, пищевой промышленности, общественного питания и торговли); 7) оперативный анализ изменений эпидемиологической ситуации, оценка степени их эпидемической опасности; 8) прогнозирование дальнейшего развития событий и проведение профилактических мероприятий; 9) определение необходимости и объема проведения санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий против лептоспироза; 10) проведение дезинфекции в очагах, на объектах, дератизация (экстренной дератизации) на угрожаемых участках и территории природного очага; 11) санитарно-просветительная работа среди населения. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |