В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 196 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан утверждена Методика по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках. Методика по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках (далее - Методика) применяется в целях практического овладения навыками проведения анализа и используется в случаях, требующих анализа состояния конкуренции на товарных рынках или положения на нем субъектов рынка, в том числе: 1) при проведении анализа товарных рынков с целью определения состояния конкуренции на данных товарных рынках и (или) выявления ключевой мощности в соответствии со статьей 176-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан; 2) при государственном контроле за экономической концентрацией; 3) при выявлении признаков антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением; 4) при проведении анализа деятельности государственных предприятий и юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированных с ними лиц (далее – государственные юридические лица) с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде. Срок проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках составляет не более двенадцати месяцев. В настоящей Методике используются понятия, определенные Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с общими и специфическими критериями, указанными в приложении к Методике. Целями осуществления отбора товарных рынков для проведения анализа состояния конкуренции являются: определение приоритетности отбора товарных рынков для проведения анализа состояния конкуренции; повышение эффективности проводимой работы по защите и развитию конкуренции, в том числе предупреждению и пресечению монополистической деятельности. Анализ состояния конкуренции на товарных рынках включает следующие этапы: 1) определение критериев взаимозаменяемости товаров; 2) определение границ товарного рынка; 3) определение временного интервала исследования товарного рынка; 4) определение состава субъектов рынка, действующих на товарном рынке; 5) расчет объема товарного рынка и долей субъектов рынка; 6) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; 7) определение обстоятельств или признаков, свидетельствующих о наличии препятствий, затруднений либо иных ограничений деятельности субъектов рынка, влияющих на развитие конкуренции, в том числе определение барьеров входа на товарный рынок; 8) выводы по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, которые отражаются в заключении. При государственном контроле за экономической концентрацией, а также выявлении признаков антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением анализ состояния конкуренции на товарном рынке исключает подпункты 6), 7) настоящего пункта. Если анализ состояния конкуренции на товарном рынке при выявлении признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением показал, что доля субъекта рынка составляет более тридцати пяти, но менее пятидесяти процентов, или присутствует совокупное доминирование субъектов рынка необходимо проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке с соблюдением всех этапов, предусмотренных настоящим пунктом. Не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении признаков антиконкурентных вертикальных соглашений субъектов рынка. Анализ деятельности государственных юридических лиц с целью установления целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде проводится на основании этапов, предусмотренных настоящим пунктом, а также с особенностями, включающими этап оценки целесообразности присутствия государства на товарном рынке, который проводится в соответствии с пунктами 50, 51, 52 и 53 настоящей Методики. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации используются: 1) данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность субъектов рынка; 2) сведения, полученные от уполномоченного органа в области государственной статистики и его территориальных органов; 3) сведения, полученные от Министерства юстиции Республики Казахстан; 4) сведения, полученные от Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальных органов; 5) сведения, полученные от отраслевых Министерств и ведомств, их территориальных органов; 6) сведения, полученные от местных исполнительных и представительных органов; 7) сведения, полученные от физических и юридических лиц; 8) сведения ассоциаций потребителей (объединений); 9) сообщения средств массовой информации; 10) данные собственных исследований антимонопольного органа; 11) данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования субъектов рынка, граждан, общественных организаций; 12) данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей товаров. Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. |