|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Г. Митюгина, советник налоговой службы II ранга, член Палаты налоговых консультантов РК, консультант по налогообложению доходов физических лиц
ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ ИПН СПОНСОРСКАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ВЫДАВАЕМАЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПЕНСИОНЕРАМ, И УЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ КПН?
С 1 января 2015 года внесены изменения в Налоговый кодекс относительно спонсорской и благотворительной помощи, утвержден перечень категорий лиц, имеющих право на поддержку. Это отразится на обложении ИПН у источника выплаты и корректировке налогооблагаемого дохода по КПН (освобождению подлежат только лица из перечня)?
Согласно подпункту 29 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от обложения индивидуальным подоходным налогом стоимости имущества, полученного физическим лицом в виде благотворительной и спонсорской помощи. Для освобождения от налогообложения предоставляемой физическим лицам благотворительной помощи, оказываемая помощь должна соответствовать понятию «благотворительная помощь», приведенному в подпункте 24 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса: «благотворительная помощь - имущество, предоставляемое на безвозмездной основе в виде социальной поддержки физического лица». До 2015 года для оказания благотворительной помощи необходимо было подтвердить, что физическое лицо с возникшей жизненной ситуацией не может справиться самостоятельно (лечение, приобретение лекарств, ремонт жилья, приобретение топлива, подготовка детей к школе и т. д.). Потребность в оказании благотворительной помощи (социальной поддержке) физическому лицу определялась на основании обращений официальных органов, обществ инвалидов, назначений лечащего врача, актов обследования комиссией, созданной хозяйствующим субъектом для подтверждения необходимости социальной поддержки физическому лицу. В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 29.12.14 г. № 269-V c 1 января 2015 года в пункте 1 статьи 12 Налогового кодекса действует новый подпункт 24-1, дающий определение, что такое социальная поддержка физического лица: «социальная поддержка физического лица - безвозмездная передача налоговым агентом за год имущества в пределах 55-кратного МРЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года, физическому лицу, имеющему право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 143 утвержден перечень лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Данный перечень согласован с Министром здравоохранения Республики Казахстан и Министром финансов Республики Казахстан. В указанный перечень физических лиц, имеющих право на социальную поддержку, включены физические лица, являющиеся на дату выдачи социальной поддержки: 1) получателем специального государственного пособия; 2) получателем государственных социальных пособий; 3) получателем специальных социальных услуг; 4) инвалидом, получающим пенсионные выплаты; 5) ребенком-сиротой и (или) ребенком, оставшимся без попечения родителей, не достигший восемнадцати лет, потерявшим родителей до совершеннолетия; 6) малообеспеченным гражданином Республики Казахстан; 7) лицом, пострадавшим от стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, произошедших в течение предшествующего и текущего года; 8) лицом, имеющим заболевание, входящее в перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаемым в соответствии с подпунктом 89 пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»; 9) лицом, имеющим заболевание, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев; 10) лицом, имеющим заболевание, входящее в список тяжелых форм некоторых хронических заболеваний, утверждаемым в соответствии с подпунктом 4 статьи 68, подпунктом 6 статьи 69 и пунктом 4 статьи 75 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях». C учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс, оказание социальной поддержки (благотворительной помощи) ограничено утвержденным перечнем физических лиц, имеющих право на социальную поддержку (благотворительную помощь), и установлен максимальный предел социальной поддержки за год - 55 МРЗП. В перечень лиц, имеющих право на социальную поддержку (благотворительную помощь) включены физические лица, которые на дату оказания социальной поддержки, являющиеся малообеспеченными гражданами. Возможно к этой категории можно отнести пенсионеров (единственный доход - пенсия), но требуется, чтобы эти пенсионеры соответствовали понятию «малообеспеченные граждане». Если руководствоваться положениями приказа Минтруда РК от 5.10.11 г. № 353-п (пункт 4), к малообеспеченным могут относиться граждане, указанные в части 4 Закона: «4. Критерии отнесения граждан к малообеспеченным: 11. Согласно Закону к малообеспеченным гражданам относятся физические лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан на адресную социальную помощь и (или) на ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое на детей до восемнадцати лет. 12. Малообеспеченные лица (семьи) в зависимости от размера совокупного дохода лица (семьи) и вида получаемой государственной социальной выплаты делятся на следующие группы: трудоспособные лица, имеющие совокупный доход ниже прожиточного минимума (далее - ПМ); трудоспособные лица, имеющие совокупный доход ниже величины продовольственной корзины (60% от размера ПМ); трудоспособные лица, имеющие совокупный доход ниже черты бедности (40% от ПМ). 13. Для подтверждения статуса заявителя в качестве малообеспеченного Центром занятости населения осуществляется сверка сведений: по базе данных Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» об отсутствии или наличии (размерах) перечислений обязательных пенсионных взносов в пенсионные накопительные фонды; по базе данных автоматизированной информационной системы «Адресная социальная помощь» о наличии либо отсутствии сведений о получении адресной социальной помощи, государственных пособий детям до 18 лет; по базе данных автоматизированной информационной системы «Е-собес» о наличии либо отсутствии сведений о получении социальных выплат по решению местных исполнительных органов». Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном порядке налогообложения, оказавшие благотворительную помощь физическому лицу, имели право уменьшить свой налогооблагаемый доход на условиях подпункта 1 пункта 1 статьи 133 Налогового кодекса. В настоящее время хозяйствующим субъектам для сохранения права на уменьшение налогооблагаемого дохода на условиях подпункта 1 пункта 1 статьи 133 Налогового кодекса, необходимо соблюдать положения о порядке оказания благотворительной помощи (социальной поддержки) физическим лицам в соответствии с приведенным перечнем. Во избежание рисков при оказании благотворительной помощи рекомендуется получить разъяснения уполномоченного государственного органа.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |