| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ В СЛУЧАЕ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ФАКТУ ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПОСТАВЩИКА?
Налоговым управлением по Медеускому р-ну налогового департамента по г. Алматы в адрес ТОО (далее - Компания) было направлено извещение о проведении досудебного расследования по факту лжепредпринимательства. В извещении указывается, что в отношении нашего поставщика проводиться досудебное расследование по признакам преступления, предусмотренного ст.215 Уголовного кодекса РК - лжепредпринимательство. Существуют ли правовые основания для назначения налоговой проверки?
Для начала определим, что такое налоговая проверка и в каких случаях она проводится. Определения поставленным вопросам предусмотрены в главе 89 Налогового кодекса «Налоговые проверки». Итак, налоговая проверка - это осуществляемая налоговыми органами проверка: 1) исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы; 2) лиц, располагающих документами, информацией, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента), в том числе уполномоченного представителя участников простого товарищества (консорциума), ответственного за ведение сводного налогового учета по такой деятельности, для получения сведений о проверяемом налогоплательщике (налоговом агенте) по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью проверяемого налогоплательщика (налогового агента); 3) для получения дополнительных сведений от налогоплательщика (налогового агента), подавшего жалобу на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. Налоговые проверки подразделяются на документальные проверки и хронометражное обследование. Одним из видов документальной проверки является встречная проверка - проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях для использования в ходе проверки указанного налогоплательщика. Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке. Встречной проверкой также признается проверка, проводимая: по запросам налоговых или правоохранительных органов других государств, международных организаций в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями; в отношении лиц, осуществляющих операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), которым не устранены нарушения по налоговому обязательству по налогу на добавленную стоимость, выявленные по результатам камерального контроля и связанные с такими операциями, либо представлены пояснения, не подтверждающие отсутствие таких нарушений; Налоговые проверки могут быть также внеплановые и проводиться по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, а также по вопросам определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда (подпункт 2 пункта 9 статьи 627 Налогового кодекса). Такие внеплановые проверки могут осуществляться за ранее проверенный период. Согласно статье 122 Уголовно-процессуального кодекса в процессе досудебного расследования и судебного разбирательства путем производства процессуальных действий производится собирание доказательств. Собирание доказательств включает их обнаружение, закрепление и изъятие. Орган, ведущий уголовный процесс, по ходатайствам участников процесса или собственной инициативе вправе по находящемуся в его производстве уголовному делу вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта или специалиста; производить процессуальные действия; требовать от физических, юридических и должностных лиц, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления документов и предметов, имеющих значение для дела, с соблюдением установленного законодательными актами Республики Казахстан порядка выдачи и разглашения сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну; требовать производства ревизий и проверок от уполномоченных органов и должностных лиц. О требовании производства ревизий и проверок деятельности субъектов предпринимательства орган уголовного преследования в течение суток уведомляет прокурора. Суд не вправе по собственной инициативе собирать доказательства. Таким образом, проведение налоговой проверки в процессе досудебного расследования по факту лжепредпринимательства вполне обосновано и правомерно в соответствии с нормами Налогового кодекса и Уголовно-процессуального кодекса.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |