|
|
|
Объединимся?
Каждому известна притча «Веник», рассказывающая об отце, который позвал к себе сыновей и попросил разломать пополам веник, и сыновьях, которые не смогли выполнить просьбу отца, потому что сломать можно отдельные ветки веника, но не все, связанные воедино. Ситуация в притче в немалой степени отражает ситуацию, которая сложилась в настоящее время при обсуждении изменений, касающиеся законодательства об адвокатской деятельности и юридической помощи. Так, разразившиеся публичным негодованием коллеги критикуют предлагаемые изменения. В своих высказываниях, озвученных на дебатах, некоторые прибегают к риторике, мягко говоря, ставящей под сомнение не только высокий уровень юридических консультантов, но и принадлежность критикующих к профессии. Другие блистают знаниями административного устройства католической церкви, широкий кругозор и словарный запас таких ораторов вызывают уважение. Однако разговор критикующих и поддерживающих названные изменения ведется на разных языках. Между тем результат будет очевидным лица, предлагающие изменения законодательства, по существующим бюрократическим процедурам, иначе говоря, в установленном порядке примут их. Шанс внести разумные корректировки для критикующих будет потерян. Отдельно взятые палаты юридических консультантов высказывают доводы против изменений на основе собственных преследуемых интересов. У разных палат эти интересы схожи, а в ряде случаев идентичны, но доводы не отражают общие для всех юридических консультантов интересы. Для примера общего интереса предлагаю взять цель, принятую за основу регулирования рынка оказания юридических услуг, - повышение качества оказания юридических услуг. Оказывая услуги, представляя интересы клиентов, юридические консультанты непосредственно взаимодействуют с правоприменительным и правоохранительными органами. Зачастую результаты услуг, оказанных при равных условиях, которые выражаются в принятых правоприменительными и правоохранительными органами решениях, различны как по регионам, так и по уровню принятия решений. Такое положение в кодифицированной системе права, конечно, вызывает некоторое недоумение, у меня, в частности. Несведущие в тонкостях права клиенты закономерно считают, что непредполагаемый и явно диссонирующий с конкретной нормой права результат, полученный в ходе оказания услуг юридическим консультантом, является следствием услуг низкого качества. Это порождает другое: жалобы в отношении юридического консультанта, процесс их рассмотрения, принятия по ним решений и т.д. Утомительная переписка, многочисленные жалобы каждого отдельного юридического консультанта, доказывающего неправильность применения той или иной нормы, тонут в бюрократическом потоке государственного аппарата. Голос одного юридического консультанта, одной малочисленной палаты или ассоциации палат, не обладающих широким и глубоким охватом юридической практики, не будет услышан. Государственные органы, с которыми мы взаимодействуем, хорошо понимают язык статистики (количественных и качественных показателей). Естественно, отдельно взятая палата численностью, к примеру, 60 человек, осуществляющая свою деятельность на территории одного района или города, не сможет представить анализ правоприменительной практики в Республике в целом. Это сможет сделать структура, чьи сотрудники, члены или представители работают во всех регионах, имеющей взаимодействие с государственными органами всех уровней. Что касается непосредственно повышения качества услуг, то из критических высказываний видно, как некоторые руководители действующих палат отождествляют руководимую ими палату с собственной персоной. Это говорит о тесной связи между всеми членами палаты. Это неплохо, но медаль, как известно, имеет две стороны. Тесная связь небольшого коллектива чревата пресловутым негативным проявлением - «защитой чести мундира» при разборе конкретной жалобы в отношении некачественно оказанной услуги. Это дешевле, чем разработать и реализовать долговременные мероприятия по повышению квалификации коллектива и качества услуг членов палаты. Процесс эволюционного отбора - долгий и мучительный, ждать многие годы, когда палаты естественным образом нарастят силу и массу, чтобы говорить от имени всех юридических консультантов Республики, представляющих интересы широкого круга граждан, не могут ни сами граждане, ни юридические консультанты. Считаю, что предлагаемые к обсуждению изменения, содержащие предложения по увеличению численности палат и созданию Республиканской палаты юридических консультантов, своевременны. Эти изменения необходимы для перехода массы разрозненных, отдельно взятых малочисленных палат в организацию, которая может предлагать к рассмотрению на высоком уровне вопросы по изменению и унификации правоприменительной практики. Принимая сегодня формулу укрупнения палат и объединения юридических консультантов в Республиканскую палату, полагаю, что юридические консультанты смогут дать адекватный ответ стоящим перед ними вызовам.
С уважением ко всем моим коллегам и друзьям, Ким Игорь Игоревич, Руководитель Kim& Partnerslegalservices, Юридический консультант, Член палаты юридических консультантов г. Нур-Султан «AstаnaZangerPalata»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |