|
|
|
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 31 августа 1995 года № 2444 О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года "О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий" и в целях определения видов, правового статуса, порядка создания, функционирования и прекращения деятельности банков второго уровня издаю настоящий Указ. Раздел I. Основания и условия создания и деятельности банков Глава I. Общие положения Статья 1. Банк, его статус и местонахождение 1. Банк - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с настоящим Указом правомочно осуществлять банковскую деятельность. 2. Официальный статус банка определяется разрешением Национального Банка на его открытие, государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в Министерстве юстиции и наличием лицензий Национального Банка Республики Казахстан (в дальнейшем - Национальный Банк) на проведение банковских операций. 3. Ни одно юридическое лицо, не имеющее официального статуса банка, не может именоваться "банком" или характеризовать себя как занимающееся банковской деятельностью. 4. Местом нахождения банка признается место нахождения (почтовый адрес) его правления. Статья 2. Депозит 1. Депозит - денежная сумма, передаваемая одним лицом (депозитором) другому лицу на условиях возврата данной суммы в номинальном выражении с добавлением заранее оговоренной надбавки (вне зависимости от того, должна ли сумма быть возвращена по первому требованию или через какой-либо срок, полностью или по частям, с нулевой либо положительной надбавкой, с надбавкой в денежной либо иной форме, возвращена непосредственно депозитору либо передана по его поручению третьим лицам). 2. Вне зависимости от наименования сделки и намерений сторон приемом депозита является: а) выдача документов в подтверждение полученных денежных средств, не связанных с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, на условиях возврата денежных средств в обмен на данные документы; б) продажа ценных бумаг на условиях обязательства и обратной покупки. Статья 3. Банковская система Республики Казахстан 1. Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. 2. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка определяются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан". 3. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы. 4. Государственный банк - банк второго уровня, созданный на основании отдельного законодательного акта или решения Правительства Республики Казахстан, которое является единственным владельцем его уставного фонда. Государственный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Указом с учетом особенностей, предусмотренных законодательными и нормативными актами об их создании и деятельности. 5. Депозитный банк - банк второго уровня, имеющий право принимать депозиты и осуществлять другие банковские операции, не запрещенные настоящим Указом. 6. Инвестиционный банк - банк второго уровня, основным видом деятельности которого является осуществление прямых и портфельных инвестиций. 7. Банк с иностранным участием - банк второго уровня, более пятидесяти процентов акций которого находятся во владении, собственности и/или управлении: а) нерезидентов Республики Казахстан; б) юридических лиц - резидентов Республики Казахстан, более пятидесяти процентов акций (вкладов участников) которых находятся во владении, собственности и/или управлении нерезидентов Республики Казахстан либо аналогичных им юридических лиц - резидентов Республики Казахстан; в) резидентов Республики Казахстан, являющихся распорядителями средств (доверенными лицами) нерезидентов Республики Казахстан либо юридических лиц, указанных в подпункте б) настоящего пункта. 8. Межгосударственный банк - банк, созданный и действующий на основании международного договора (соглашения), владельцами уставного фонда которого являются Правительство Республики Казахстан и правительство (правительства) государство (государств), подписавшее данный договор (соглашение). Статья 4. Правовое регулирование банковской деятельности Банковская деятельность регулируется Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан, настоящим Указом, другими актами Президента Республики Казахстан, международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан, а также нормативными актами Национального Банка, издаваемыми на основании и во исполнение законодательных актов и указов Президента Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции. Статья 5. Небанковское финансовое учреждение Небанковское финансовое учреждение - юридическое лицо, не являющееся банком, которое на основании лицензии Национального Банка правомочно проводить отдельные банковские операции. Статья 6. Запрет на неуполномоченную деятельность 1. Ни одно лицо, не имеющее соответствующей лицензии Национального Банка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не имеет права: а) принимать депозиты, а также выполнять иные банковские операции в качестве основной или дополнительной деятельности; б) осуществлять аудиторскую проверку банковской деятельности в качестве основной или дополнительной деятельности. в) использовать в своем наименовании, документах, объявлениях и рекламе слово "банк" или производное от него слово (выражение), создающее впечатление, что оно принимает депозиты, выполняет другие банковские операции либо проводит аудиторскую проверку банковской деятельности. Настоящий запрет не распространяется на Национальный Банк, филиалы и представительства банков, международные финансовые организации. 2. Возможные исключения к запрещению на прием депозитов лицами, не имеющими лицензии Национального Банка определяются нормативными актами Национального Банка и включают случаи приема депозитов: а) от Национального Банка, банков, а также небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию Национального Банка на предоставление кредитов в денежной форме; б) в качестве суммы, уплачиваемой в связи с действительной сделкой по купле-продаже имущества, выполнению работ или оказанию услуг (в виде залога или суммы, подлежащей возврату, в случае, если сделки не состоится); в) в качестве займа на условиях возврата суммы, не превышающей первоначальную. 3. Банковские операции, осуществленные без лицензий Национального Банка, являются недействительными. Статья 7. Разграничение ответственности банков и государства. Независимость банков 1. Банки не отвечают по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по их обязательствам, кроме случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также случаев, когда банки или государства принимают на себя такую ответственность. 2. Государство несет ответственность по обязательствам государственных банков в пределах средств, вложенных в их уставные фонды. Правительство может отдельным решением принять на себя и возложить на государственные банки дополнительную ответственность по их обязательствам. Государство гарантирует сохранность депозитов, принятых межгосударственными банками-резидентами Республики Казахстан, и отвечает по их обязательствам пропорционально доле правительства Республики Казахстан в уставных фондах таких банков. 3. Запрещается вмешательство в любой форме государственных органов и их должностных лиц в деятельность банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Статья 8. Деятельность, запрещенная и ограниченная для банков 1. Всем банкам запрещается осуществление деятельности в сфере материального производства, торговли движимым и недвижимым имуществом (за исключением валютных ценностей) и осуществление всех видов страховой деятельности (за исключением коллективного страхования депозитов), а также участие в уставных фондах юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. 2. Инвестиционным банкам запрещается прием всех видов депозитов, за исключением срочных депозитов иных банков. 3. Запрет, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на следующие случаи: а) участие инвестиционных банков в уставных фондах юридических лиц, осуществляющих указанные в пункте 1 настоящей статьи виды деятельности; б) участие банков в уставных фондах и межбанковских операций, не ставящих своей целью получение прибыли и ее распределение между участниками; в) участие банков в уставных фондах юридических лиц, организуемых для автоматизации деятельности банков и небанковских финансовых учреждений; г) разработку и реализацию специализированного программного обеспечения, используемого для автоматизации деятельности банков и небанковских финансовых учреждений; д) издание и реализацию специальной литературы по вопросам банковской деятельности на любых видах носителей информации; е) реализацию собственного имущества банков; ж) реализацию в установленном настоящим Указом и иным действующим законодательством порядке заложенного заемщиками имущества; з) хеджирование (минимизацию) валютного и процентного рисков, осуществляемое банками путем создания встречных требований и обязательств либо иными способами, не предусматривающими образование специальных резервов (фондов). Статья 9. Запрет на рекламу, не соответствующую действительности 1. Банкам запрещается реклама их деятельности, не соответствующая действительности на день ее опубликования. 2. Национальный Банк вправе потребовать от банка внесения изменений в рекламу, не соответствующую действительности, ее прекращения или публикации ее опровержения. В случае невыполнения данного требования в установленный Национальным Банком срок Национальный Банк вправе опубликовать информацию о несоответствии действительности сведений, содержащихся в рекламе, либо уточнить их за счет банка, опубликовавшего такую рекламу. 3. Юридическим лицам, не имеющим лицензии Национального Банка на проведение банковских операций, запрещается реклама осуществляемых услуг, подпадающих под категорию банковских операций. Статья 10. Ассоциации (союзы) банков 1. Для координации своей деятельности, защиты и представления общих интересов, осуществления совместных проектов и решения иных общих задач банки вправе образовывать в соответствии с действующим законодательством ассоциации и союзы банков. 2. Ассоциации (союзы) банков являются некоммерческими организациями. 3. Ассоциации (союзы) банков не могут использоваться в целях ограничения конкуренции в банковской системе, манипулирования процентными ставками, условиями предложения кредитов и иных банковских услуг. Статья 11. Дочерние банки филиалы и представительства банков 1. Банки вправе открывать свои дочерние филиалы и представительства как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами. 2. Дочерний банк - банк второго уровня, более пятидесяти процентов уставного фонда которого принадлежит родительскому банку. Дочерние банки являются самостоятельными юридическими лицами и создаются в порядке, установленном статьями 12-28 настоящего Указа. 3. Филиалы и представительства банков создаются в порядке, установленном статьей 29 настоящего Указа. 4. Представительства банков-нерезидентов Республики Казахстан открываются на территории Республики Казахстан с согласия Национального Банка. Глава 2. Создание банков Статья 12. Организационно-правовая форма банков 1. Банки (за исключением государственных банков) создаются в форме акционерных обществ закрытого типа без права выпуска акций на предъявителя. 2. Преобразование банка в акционерное общество открытого типа допускается при условии его непрерывного безубыточного функционирования в течение одного календарного года с момента получения лицензий Национального Банка на прием депозитов и предоставление кредитов в денежной форме и соблюдения в течение этого года установленных Национальным Банком пруденциальных нормативов и иных обязательных норм и лимитов. 3. Акционеры банка, являющиеся его учредителями, после его преобразования в акционерное общества открытого типа не могут иметь каких-либо дополнительных преимуществ или нести какие-либо дополнительные обязанности по сравнению с другими акционерами. 4. В зависимости от вида банка Национальный Банк устанавливает различные стандарты ежегодной публикации годового отчета, бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков. Статья 13. Формы собственности банков Банки могут создаваться на основе любой формы собственности, за исключением государственных банков, которые создаются только на основе государственной собственности. Статья 14. Учредительные документы банка 1. Банк создается на основании учредительного договора и действует в соответствии со своим уставом. 2. Учредительный договор о создании банка должен, помимо сведений, предусмотренных действующим законодательством о хозяйственных товариществах, содержать в обязательном порядке: сведения об учредителях, включая полное фирменное наименование и место нахождения каждого из них, а также данные об их государственной регистрации (для юридических лиц), имя, гражданство, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность (для физических лиц); сведения о количестве, категориях и номинальной стоимости акций. 3. Устав банка должен, помимо сведений, предусмотренных действующим законодательством о хозяйственных товариществах, содержать в обязательном порядке: полное и сокращенное фирменное наименование банка; данные об организационно-правовой форме собственности банка; принципы образования и использования фондов банка; порядок принятия решений органами управления банка, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов акционеров. Статья 15. Наименование банка 1. Банк использует в качестве своего фирменного наименования то, которое записано в его уставе. Ни один банк не вправе именовать себя в любых документах, объявлениях или рекламе иначе, как наименованием, записанным в его уставе. 2. Всем банкам, кроме Национального Банка, запрещается использовать в своем наименовании слова "национальный", "центральный" в полном или сокращенном виде на любом языке. 3. Всем банкам, кроме государственных, запрещается использовать в своем наименовании слово "государственный" в полном или сокращенном виде на любом языке. 4. Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени его смещения с наименованием ранее созданных банков, в том числе банков - нерезидентов Республики Казахстан. Настоящий запрет не распространяется на дочерние банки при использовании ими наименований родительских банков. Статья 16. Уставный фонд банка 1. Уставный фонд банка служит обеспечением его обязательств и основным источником проведения банковских операций. Уставный фонд банка (за исключением государственного банка) первоначально формируется за счет продажи акций либо взносов учредителей. 2. Учредители и акционеры банка обязаны оплачивать приобретаемые акции исключительно денежными средствами. 3. Запрещается использовать для оплаты акций банка, действующего в форме акционерного общества закрытого типа, средства, полученные в кредит, под залог, и иные привлеченные средства. Средства, внесенные в уставный фонд в нарушение настоящего требования, вместе с начисленными дивидендами, а также доходы, полученные банком от их использования, взыскиваются в доход республиканского бюджета, а акции возвращаются банку для дальнейшей их реализации. 4. Первичная продажа акций банка может производиться только по цене не ниже их номинальной стоимости и единой для всех учредителей (акционеров). 5. Уставный фонд вновь созданного банка, объявленный в его учредительных документах, должен быть оплачен его акционерами на пятьдесят процентов к моменту его регистрации и полностью - в течение одного календарного года со дня его регистрации. 6. Увеличение уставного фонда банка может производиться путем: а) выпуска дополнительных акций, в том числе за счет капитализации прибыли банка и обмена облигаций банка на его акции; б) увеличения номинальной стоимости акций. Статья 17. Учредители и акционеры банка 1. Учредителями и акционерами банка могут быть юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан (с учетом ограничений, изложенных в статье 18 настоящего Указа). 2. Государство может быть учредителем и акционером банка только в лице правительства. Государственные предприятия и организации, более пятидесяти процентов уставного фонда которых принадлежит государству, не могут быть учредителями и акционерами банка. 3. В период создания и деятельности банка ни один из его учредителей (акционеров) не может прямо или косвенно владеть, распоряжаться и/или управлять более чем двадцатью пятью процентами акций банка с правом голоса. Настоящий запрет не распространяется на учредителей (акционеров) государственных, межгосударственных банков и на родительские банки. 4. Юридическое лицо, имеющее статус нерезидента или компании, зарегистрированной в оффшорной зоне в соответствии с законодательством государства его регистрации, не может быть учредителем или акционером банка - резидента Республики Казахстан. Перечень зон, признаваемых оффшорными, устанавливается Национальным Банком. Статья 18. Особенности создания дочерних банков банками нерезидентами Республики Казахстан 1. Родительским банком по отношению к дочернему банку могут быть банки-нерезиденты Республики Казахстан, имеющие определенный рейтинг одного из основных рейтинговых агентств. Перечень основных рейтинговых агентств и минимальный требуемый рейтинг устанавливаются Национальным Банком. 2. Банк-нерезидент Республики Казахстан вправе подать в Национальный Банк заявление о выдаче разрешения на открытие дочернего банка после одного года работы на территории Республики Казахстан представительства данного банка. Статья 19. Заявление о выдаче разрешения на открытие банка 1. Юридическое или физическое лицо вправе обратиться в Национальный Банк с заявлением выдаче разрешения на открытие банка. 2. Заявление подается на казахском или русском языках и должно содержать адрес заявителя. 3. К заявлению о выдаче разрешения на открытие банка должны прилагаться следующие документы: а) учредительные документы вновь создаваемого банка: учредительный договор, устав, протокол принятия устава и назначения (избрания) органов банка; б) сведения об учредителях (по перечню, определенному Национальным Банком), бухгалтерские балансы учредителей - юридических лиц на две последние отчетные даты, заключение аудиторской фирмы (аудитора) о финансовом состоянии учредителей; в) в случае, если один или более учредителей не являются резидентами Республики Казахстан: письменное уведомление государственного или надзорного органа соответствующего государства о том, что он разрешает участие в уставном фонде банка-резидента Республики Казахстан, либо заявление государственного или надзорного органа соответствующего государства о том, что такое разрешение по законодательству государства-учредителя не требуется; г) в случае преобразования в банк небанковского финансового учреждения: учредительный договор, устав, бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; заключение аудиторской фирмы (аудитора) о финансовом состоянии небанковского финансового учреждения; д) список членов наблюдательного совета вновь создаваемого банка с указанием председателя и его первого заместителя, содержащий сведения об имени каждого лица, гражданстве и адресе, а также сведения, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным пунктом 3 статьи 20 настоящего Указа; е) для председателя правления вновь создаваемого банка: сведения, указанные в подпункте д) настоящего пункта; ж) для иных руководящих работников вновь создаваемого банка: сведения, указанные в подпункте д) настоящего пункта, а также сведения о предыдущей трудовой деятельности; з) подробная организационная структура вновь создаваемого банка; и) положение о службе внутреннего аудита вновь создаваемого банка; к) положение о кредитном комитете вновь создаваемого банка; л) бизнес-план вновь создаваемого банка, раскрывающий стратегию деятельности, направления и масштабы деятельности, финансовые перспективы (бюджет, расчетный баланс, счет прибылей и убытков за первых три финансовых (операционных) года, план маркетинга (формирования клиентуры банка), план привлечения трудовых ресурсов; м) отчет о проведенных учредителями подготовительных мероприятиях согласно представленному бизнес-плану; н) нотариально либо законным образом удостоверенный документ, подтверждающий полномочия заявителя на подачу заявления от имени учредителей. 4. Заключение аудиторской фирмы (аудитора) признается действительным при условии представления документов, подтверждающих, что он(а): независим(а) от учредителей проверяемых банков и их должностных лиц; уполномочен(а) на проведение аудиторской проверки банковской деятельности в соответствии с лицензией Национального Банка или компетентного органа государства, резидентом которого является. 5. Национальный Банк вправе запросить дополнительную информацию или документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на открытие банка. 6. Заявление о выдаче разрешения на открытие банка может быть отозвано заявителем в любой момент его рассмотрения Национальным Банком. Статья 20. Требования к руководящим работникам банка 1. Руководящими работниками банка признаются председатель и члены наблюдательного совета, председатель правления и его заместители, главный бухгалтер банка и его заместители, первый руководитель и главный бухгалтер филиала банка и их заместители. 2. Руководящие работники банка, а также кандидаты, рекомендуемые для назначения или избрания на должности руководящих работников, должны соответствовать минимальным требованиям, установленным пунктами 3-5 настоящей статьи. Соответствие указанным требованиям устанавливается квалификационной комиссией Национального Банка. 3. Признается несоответствующим занимаемой должности или не может быть назначен на должность председателя правления, председателя или члена наблюдательного совета лицо: не имеющее высшего образования; имеющее непогашенную или неснятую в установленную законом порядке судимость; не обладающее достаточными знаниями банковского и хозяйственного законодательства; в прошлом являющееся руководящим работником юридического лица, потерпевшего банкротство, или банка, у которого за невыполнение требований законодательства было отозвано разрешение на открытие банка. 4. Иные руководящие работники банка, назначаемые (избираемые) на должности, помимо соответствия требованиям, изложенным в пункте 3 настоящей статьи, должны иметь высшее или среднее специальное образование, соответствующее профилю работы. 5. Председатель правления банка и его заместители, главный бухгалтер банка и его заместители, первый руководитель и главный бухгалтер филиала банка назначаются (избираются) на должности с согласия Национального Банка и, как правило, должны иметь стаж работы в банковской системе председатель и главный бухгалтер - не менее трех лет, заместитель председателя правления и заместитель главного бухгалтера - не менее двух лет. Перечисленные работники не могут исполнять свои обязанности до получения согласия Национального Банка свыше трех месяцев. 6. Требования, предусмотренные настоящей статьей, обязательны к соблюдению банками в течение всего срока их деятельности. Статья 21. Дополнительная документация, необходимая для создания банка с участием банка-президента Республики Казахстан 1. Банк-президент Республики Казахстан, являющийся учредителем банка, помимо документов, указанных в статье 19 настоящего Указа, обязан приложить к заявлению о выдаче разрешения на открытие банка следующие документы: а) решение соответствующего органа банка -учредителя о его участии в банке-резиденте Республики Казахстан; б) письменное подтверждение органа банковского надзора соответствующего государства о том, что банк-учредитель обладает действующей лицензией на ведение банковской деятельности; в) письменное подтверждение органа банковского надзора соответствующего государства о том, что банк-учредитель подлежит надзору на консолидированной основе; г) должным образом оформленные годовые отчеты банка-учредителя (включая консолидированный баланс и отчет о прибылях и убытках) за три последних финансовых (операционных) года, заверенные аудиторской фирмой (аудитором), соответствующей (им) требованиям пункта 4 статьи 19 настоящего Указа; д) письменное уведомление органа банковского надзора соответствующего государства о том, что он разрешает участие банка-учредителя в уставном фонде банка-резидента Республики Казахстан, либо заявление органа банковского надзора соответствующего государства о том, что такое разрешение по законодательству государства банка-учредителя не требуется. 2. Нормы настоящей статьи применяются также к банкам-нерезидентам Республики Казахстан в случае приобретения ими доли уставного фонда действующего банка-резидента Республики Казахстан. Статья 22. Дополнительные требования к созданию и деятельности банков с иностранным участием 1. При создании и осуществлении деятельности банков с иностранным участием на территории Республики Казахстан должны быть соблюдены следующие требования: а) суммарный зарегистрированный уставный фонд банков с иностранным участием может превышать двадцати пяти процентов совокупного зарегистрированного уставного фонда всех банков Республики Казахстан; б) не менее чем один член наблюдательного совета банка с иностранным участием должен являться гражданином Республики Казахстан и представить документы, свидетельствующие об опыте руководящей работы не менее трех лет в банке действующем на территории Республики Казахстан, и о знании банковского и хозяйственного законодательства Республики Казахстан; в) банк с иностранным участием обязан размещать во внутренние активы средства в сумме и в порядке, устанавливаемых Национальным Банком. Под внутренними активами понимаются активы банка с иностранным участием в тенге и иностранной валюте, размещенные на территории Республики Казахстан, в том числе: банкноты, монеты и платежные документы; средства банка с иностранным участием на корреспондентских и иных счетах в банках Республики Казахстан; ценные бумаги правительства и резидентов Республики Казахстан; кредиты, предоставленные правительству и резидентам Республики Казахстан. 2. Национальный Банк вправе предъявить к банкам с иностранным участием дополнительные требования относительно состава их органов, перечня выполняемых банковских операций, пруденциальных нормативов и порядка отчетности. Статья 23. Порядок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на открытие банка 1. Заявление о выдаче разрешения на открытие банка должно быть рассмотрено Национальным Банком в течение шести месяцев со дня представления заявителем последней дополнительной информации или документа, запрошенного Национальным Банком, но не более девяти месяцев со дня приема заявления. 2. Национальный Банк письменно уведомляет заявителя о принятом решении. Уведомление направляется по адресу, указанному в заявлении о выдаче разрешения на открытие банка. 3. Национальный Банк ведет учет выданных разрешений на открытие банка. Статья 24. Отказ в выдаче разрешения на открытие банка 1. Отказ в выдаче разрешения на открытие банка производится по любому из следующих оснований: а) несоответствие учредительных документов банка действующему законодательству; б) несоответствие наименования банка требованиям пунктов 2-4 статьи 15 настоящего Указа; в) несоответствие размера, состава и структуры уставного фонда банка требованиям статьи 16 настоящего Указа; г) неустойчивость финансового положения учредителей банка; д) несоблюдение ограничений, установленных статьей 17 настоящего Указа; е) несоответствие кандидатов на руководящие должности банка минимальным требованиям, установленным пунктами 3-5 статьи 20 настоящего Указа; ж) несоответствие учредительных документов банка с иностранным участием нормам, установленным пунктом 1 статьи 22 настоящего Указа; з) бизнес-план создаваемого банка и иные представленные заявителем документы не показывают, что: по истечении первых трех финансовых (операционных) лет деятельность банка будет рентабельной; банк намерен соблюдать требования к ограничению и создать надлежащую структуру управления; банк обладает организационной структурой, соответствующей планам его деятельности; банк обладает учетной и контрольной структурой, соответствующей планам его деятельности. 2. Национальный Банк обязан письменно уведомить заявителя об основаниях отказа. 3. Выдача разрешения на открытие банка в случае несоблюдения условий статей 18-22 настоящего Указа не допускается. Статья 25. Государственная регистрация банка Государственная регистрация банка осуществляется Министерством юстиции на основании разрешения Национального Банка на открытие банка. Учредители обязаны обратиться в Министерство юстиции для государственной регистрации банка в течение одного месяца со дня получения разрешения Национального Банка на открытие банка. Статья 26. Лицензирование банковских операций 1. Национальный Банк является единственным лицензиаром на территории Республики Казахстан, уполномоченным на выдачу лицензий на проведение операций, отнесенных в соответствии с настоящим Указом к категории банковских. Лицензии на проведение банковских операций выдаются в порядке, установленном Национальным Банком. 2. Для получения лицензии на проведение банковских операций в течение одного года со дня государственной регистрации заявитель должен: а) выполнить все организационно-технические мероприятия, в том числе подготовить помещение и оборудование, соответствующие нормативным требованиям Национального Банка, а также нанять персонал соответствующей квалификации; б) оплатить объявленный уставный фонд. 3. Одновременно с заявлением о выдаче лицензии на проведение банковских операций лицензиат обязан представить документы, подтверждающие выполнение требований пункта 2 настоящей статьи. 4. Заявление о выдаче лицензии на проведение банковских операций должно быть рассмотрено Национальным Банком в течение одного месяца со дня его приема. 5. Лицензия на проведение банковских операций выдается на неограниченный срок. 6. Лицензия на проведение банковских операций является именной и не подлежит передаче третьим лицам. 7. Все виды банковских операций могут осуществляться только при наличии прямого указания в лицензии на право их проведения. 8. Решение о предоставлении лицензии на проведение банковских операций публикуется Национальным Банком в двух республиканских газетах. Статья 27. Основания отказа в выдаче лицензии на проведение банковской операции Отказ в выдаче лицензии на проведение банковской операции производится в случае: а) несоблюдения любого из требований, установленных пунктом 2 статьи 26 настоящего Указа; б) если банк в течение одного года со дня его государственной регистрации не обратился за получением лицензии. Статья 28. Изменения и дополнения в учредительные документы банка 1. Изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка, требующие перерегистрации в Министерстве юстиции, подлежат обязательному предварительному согласованию с Национальным Банком. 2. Вопрос о даче согласия на внесение изменений и дополнений в учредительные документы банка должен быть рассмотрен Национальным Банком в течение одного месяца. Статья 29. Создание филиалов и представительств банка 1. Филиал банка - подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения банка, осуществляющее банковские операции от имени банка и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему банком. Филиал банка имеет единые с банком уставный фонд, баланс, а также наименование, полностью совпадающие с наименованием банка. 2. Банк обязан получить согласие Национального Банка на открытие, слияние своего филиала. Вопрос о даче согласия на открытие филиала банка должен быть рассмотрен Национальным Банком в трехмесячный срок. 3. К заявлению о даче согласия на открытие филиала банка должны прилагаться следующие документы: а) положение о филиале банка, включающее перечень банковских операций, которые филиал будет уполномочен проводить; б) сведения о кандидатах на должности первого руководителя и главного бухгалтера филиала банка, составленные согласно требованиям подпункта ж) пункта 3 статьи 19 настоящего Указа. 4. На создание банка, филиала или представительства банка на территории Республики Казахстан согласия местных представительных и исполнительных органов не требуется. 5. Отказ в даче согласия на открытие филиала банка производится по любому из следующих оснований: а) несоответствие кандидатов на должности первого руководителя и главного бухгалтера филиала банка минимальным требованиям, установленным пунктами 3-5 статьи 20 настоящего Указа; б) несоответствие помещений и оборудования филиала банка нормативным требованиям Национального Банка; в) несоблюдение банком пруденциальных нормативов, установленных Национальным Банком; г) нарушение действующего законодательства и нормативных актов Национального Банка. 6. Представительство банка - подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения банка, действующее от имени и по поручению банка и не осуществляющее банковских операций. 7. К заявлению о даче согласия на открытие представительства банка-нерезидента Республики Казахстан должны прилагаться следующие документы: а) учредительные документы банка-заявителя; б) решение соответствующего органа банка-заявителя об открытии представительства на территории Республики Казахстан; в) письменное подтверждение органа банковского надзора соответствующего государства о том, что банк-заявитель обладает действующей лицензией на ведение банковской деятельности; г) надлежащим образом оформленный годовой отчет банка-заявителя (включая консолидированный баланс и отчет о прибыли и убытках) за последний финансовый (операционный) год, заверенный аудиторской фирмой, соответствующей требованиям пункта 4 статьи 19 настоящего Указа; д) письменное уведомление органа банковского надзора соответствующего государства о том, что он не возражает против открытия представительства банка-заявителя на территории Республики Казахстан, либо заявление органа банковского надзора или авторитетной юридической службы соответствующего государства о том, что такое разрешение по законодательству государства банка-заявителя требуется; е) сведения о предполагаемом количестве сотрудников представительства и его руководителе. Глава 3. Осуществление банковской деятельности Статья 30. Банковская деятельность 1. Банковской деятельностью является осуществление банковских операций, а также проведение иных установленных настоящей статьей операций банками.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |