|
|
|
СКРЯБИН Сергей доцент кафедры гражданского права Казахского гуманитарного юридического университета
Фемида по-американски
Проведение правовой реформы немыслимо без изучения зарубежного опыта, и именно эту цель преследовала поездка в США группы представителей юридических ассоциаций Казахстана, которые, в частности, ознакомились с функционированием судебной системы этой страны, способами обеспечения ее реальной независимости, осуществлением состязательности сторон в ходе процессов. О данном аспекте немало в последнее время говорят и в нашем государстве, и, наверное, какие-то из наработок американских коллег могли бы быть интересными и казахстанским специалистам в области права. Судебная система США независима от других ветвей власти. Причем эта независимость, прежде всего, проявляется в том, что организация и деятельность судов осуществляется вне рамок политического процесса. Управление системой осуществляется самими судьями посредством особой организации — судебной администрации, которая является некоммерческой и неправительственной и имеет достаточно сложную структуру. Самый уязвимый момент, делающий зависимым любой общественный и государственный институт, — вопрос финансирования — решен в США достаточно просто. Средства на функционирование судебной системы выделяются конгрессом в результате политических дебатов. Причем финансирование судов на практике повышается год от года. Правда, как считают американцы, независимость судебной системы не является самодостаточным фактором справедливого отправления правосудия, ибо еще одно необходимое условие для этого состоит в реальном обеспечении состязательности сторон в суде. Между прочим, значительной части американцев услуга адвоката так же недоступна, как и казахстанцам. Да, собственно, такая картина характерна и для многих других стран. Поэтому в США организована целая сеть некоммерческих и неправительственных организаций по оказанию юридических услуг. Как известно, в американской юстиции процедуры рассмотрения юридических дел делятся на гражданские и уголовные. Относительно юридической помощи в уголовном процессе Конституция гарантирует каждому человеку предоставление юридической помощи от государства (в казахстанском законодательстве такое положение тоже существует). Что же касается гражданских дел, то для этого существует созданная правительством США на федеральном уровне особая некоммерческая организация — корпорация по оказанию юридических услуг. Несмотря на то, что ее учредителем выступило государство, корпорация имеет статус неправительственной организации и ежегодно финансируется из федерального бюджета. Важно подчеркнуть, что сама корпорация адвокатских услуг фактически не оказывает. Ее роль значительно скромнее — подбор на уровне штатов соответствующих организаций. Не менее интересна и другая юридическая организация США — американская ассоциация юристов (АВА). АВА, имеющая палату делегатов, по своей сути выступает в качестве своеобразного законодательного органа. Его организация и функционирование основывается на региональном представительстве. Палата делегатов проводит свои заседания два раза в год. На сессиях она принимает решения по наиболее важным и принципиальным вопросам, которые впоследствии становятся официальной позицией ассоциации. Одним из основных вопросов, отнесенных к компетенции этого органа, является утверждение так называемых «малых» бюджетов, предназначенных для финансирования отдельных направлений деятельности АВА. Кроме того, внутри организации существует группа, которая занимается лоббированием интересов ассоциации в конгрессе США, оказывая тем самым весьма существенное влияние на политический процесс принятия законов. Не менее важным моментом являются основные направления деятельности АВА. К их числу относятся: повышение квалификации юристов, аккредитация юридических вузов и факультетов, разработка этического кодекса юристов, информационная и издательская деятельность. Взять для примера этический кодекс юристов. Важнейшее значение этого документа заключается в том, что существенное нарушение этических норм ведения дел клиентов может быть основанием для лишения практикующего юриста лицензии на право оказания юридических услуг вообще. При этом инициатором подобной операции может выступить не только ассоциация, но и любой клиент юриста, нарушившего этические профессиональные предписания. Другим аспектом этики юристов является программа pro bono, т. е. безвозмездное служение обществу. В самом общем виде суть этой программы можно сформулировать так: каждый юрист должен определенную часть своего профессионального времени тратить на оказание бесплатных юридических услуг. Заслуживает внимания и американский опыт аккредитации юридических вузов. По сути, только студенты аккредитованных вузов, сдавшие специальный квалификационный экзамен, могут осуществлять практическую деятельность. Между прочим, специального государственного органа по делам образования и науки (нашего Министерства образования и науки) в США не существует, и соответствующие вопросы, как это ни парадоксально, вполне успешно решаются вузами самостоятельно или же соответствующими общественными организациями. Совершенно очевидно, что завтра, через неделю или через месяц ничего подобного мы у себя создать не сможем. Но ведь у казахстанцев есть будущее, близкое и дальнее, есть стратегия «Казахстан-2030», в которой нынешнее наше общество предстает совсем другим. Но очень важно уже сейчас по-грамотному строить это гражданское общество, в том числе и за счет государственного финансирования социально значимых программ и проектов, осуществляемых неправительственным сектором. На осеннем форуме женщин, посвященном десятилетию независимости Казахстана, главе государства уже адресовались вопросы на эту тему от неправительственных структур. Звучали они достаточно прямо: «Если наша деятельность признается нужной и важной, разве не может государство на конкурсной основе в виде госзаказа оказать нам финансовую поддержку?». И Президент ответил на вопрос достаточно прямо и однозначно: «Мы можем и будем это делать». Такое очевидное понимание главой государства явно назревшей проблемы не может не радовать и не вселять оптимизм. Но очень важно, чтобы все не свелось к одному или двум исключениям из старого действующего правила, когда Правительство само по себе, а неправительственные организации сами по себе. Пора подумать о создании стройной системы этих взаимоотношений. При этом весьма важную роль здесь, полагаю, должны сыграть общественные организации юристов. Возможны различные варианты, начиная от объединений юристов по роду деятельности (научные работники, практикующие юристы), по регионам и заканчивая общереспубликанским (национальным) общественным объединением. Подобное мощное объединение позволит решать самые разноплановые задачи, среди которых важнейшее значение должно быть отведено этическим вопросам юридической деятельности, качеству подготовки и переподготовки юридических кадров, оказанию юридической помощи нуждающимся, разработке проектов нормативных актов, их совершенствованию, издательской просветительской деятельности. Собственно говоря, именно сотрудничеством с общественными организациями юристов, как с наиболее подготовленными к конкретной конструктивной работе, и может ознаменоваться начало нового этапа взаимоотношений общественных и государственных институтов в Казахстане.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |