|
|
|
Источник: Сетевое издание, ИА, портал ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
03.05.2018 Что мешает экспортному потенциалу Казахстана
Министр по инвестициям и развитию объяснил Бахытжану Сагинтаеву во время заседания правительства, что мешает Казахстану увеличивать экспорт, передает корреспондент Zakon.kz. Напомним, в 2017 году утверждена экспортная стратегия, направленная на увеличение несырьевого экспорта к 2022 году. С 2013 по 2017 годы доля экспорта обрабатывающей промышленности в общем объеме экспорта Казахстана увеличилась с 23% до 32%. Внешнеторговый оборот Казахстана увеличился на 25% до 69,5 млрд долл., экспорт вырос на 30% и составил 48,3 млрд долларов, импорт увеличился на 15,5%, составив 29,3 млрд долл. География экспорта товаров включает 123 страны. Ключевые рынки сбыта: КНР (22,9%), ЕАЭС (20,8%, в том числе Россия 18%) и страны ЕС (21,8%), которые в совокупности дают более 65% экспорта. «Явными лидерами являются Китай и Россия, которые в экспортной стратегии утверждены как страны приоритетного экспортного интереса. В текущем году сохраняется положительная тенденция экспорта. Так, за 2 месяца 2018 года, по оперативным данным, экспорт составил более 8,8 млрд долл. США, что на 27,4% (на 1,9 млрд долл. США) выше аналогичного периода прошлого года, который составил 6,9 млрд долларов США», - сказал Касымбек. Для решения ключевых задач экспортной стратегии министр предложил усилить институциональные основы поддержки экспортеров, устранить барьеры, препятствующие развитию экспорта, оказывать финансовые и нефинансовые меры поддержки, а также улучшить условия развития экспорта услуг. «Однако в настоящее время для успешного выполнения вышеуказанных задач имеются некоторые барьеры, а именно: недостаточное использование государственными органами и бизнес-сообществом основных положений, подписанных преференциальных торгово-экономических соглашений. Для активизации предлагаем проводить в рамках проектного офиса на регулярной основе оценку текущего состояния двусторонних торговых соглашений со странами приоритетного (Россия, КНР) и высокого (Индия, Иран, Турция, Беларусь, Узбекистан, Украина, Кыргызстан) экспортного интереса, определенными в экспортной стратегии», - сказал он. Помимо этого, он также предложил разработать дорожные карты по этим странам с обязательным включением вопросов в повестку заседаний двусторонних межправительственных комиссий. Также, по его словам, развитию экспортного потенциала мешает неразвитая система промоутерской поддержки экспорта (сети торговых представительств) за рубежом и, как следствие, слабая институциональная поддержка при входе на новые рынки. «В соответствии с принятой экспортной стратегией необходимо продолжить работу по открытию представительств за рубежом. Как утверждено в стратегии, в первую очередь, надо начать со стран приоритетного и высокого экспортного интереса (Россия-2; Китай-2, Беларусь, Индия, Иран, Кыргызстан, Турция, Узбекистан, Украина). Необходимо также внедрять новые инструменты поддержки экспортной инфраструктуры за рубежом (торговые дома, торгово-логистические центры и склады, торгово-информационные центры, привлечение торговых и консалтинговых компаний в управление экспортом)», - рассказал министр. Он обратил внимание, что на данный момент Казахстан имеет 2 торговых представительства за рубежом и оба расположены на территории Российской Федерации (Новосибирск и Москва). И один торгово-выставочный павильон «Казахстан», который расположен на территории Всероссийской выставочного центра ВДНХ в Москве (откроется 29 июня 2018 года). В дальнейшем, данный павильон, как один из вариантов, предлагается использовать в качестве Домов Казахстана, согласно пункту 42 Плана мероприятия по реализации экспортной стратегии, в котором будут объединены вопросы продвижения экспорта, привлечения инвестиций, туризма, транспорта и логистики. На рассмотрении находится вопрос финансирования открытия 11 торговых представительств за рубежом. «Необходимо усилить институциональный подход по формированию и проведению экспортной политики и единой координации. Мы предлагаем усилить координацию в сфере поддержки и стимулирования экспорта с внедрением конкретных ключевых показателей продвижения экспорта министерств, ведомств и квази-государственного сектора, и местных исполнительных органов. Данную работу предлагается провести в рамках работы специальной Межведомственной комиссии по вопросам развития экспорта, которую предлагаем создать с последующим предоставлением результатов на заседание Совета по экспортной политике. В дальнейшем мониторить в рамках проектного офиса и ежеквартально рассматривать на межведомственной комиссии и дважды в год выносить на Экспортный совет. Это позволит точечно отслеживать продвижение экспорта всеми участниками данного процесса», - отметил Касымбек. Также, по мнению министра, Казахстану не хватает позиционирования на мировых рынках. Нет сильных национальных брендов, формирующих репутацию и конкурентное преимущество страны. В связи с этим он предлагает сформировать больше, чем 4 бренда АПК (предусмотренных в рамках реализации шага 56.2.). «Предлагается расширить их количество, исходя из имеющегося потенциала. Для стимулирования вхождения казахстанского бизнеса в бренды предлагается обеспечить концентрированную всестороннюю точечную господдержку через налоговые льготы, субсидии, различные меры фискального стимулирования и другие меры финансовой и сервисной поддержки. Это позволит большему количеству отечественных конкурентоспособных товаров войти в казахстанские бренды. По предварительной оценке, уже можно говорить о продукции пищевой, химической промышленности, машиностроение, металлообработка и так далее», - заключил он.
Татьяна Ковалева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |