|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Л. Букина, профессиональный бухгалтер РК, налоговый консультант, лектор курса «Налоги и налогообложение» в рамках профсертификации в РК
МОЖНО ЛИ ПРОДАТЬ ТОВАР КАК УСЛУГУ ЛИБО УСЛУГУ КАК ТОВАР, И КАК ОТРАЗИТЬ ЭТО В УЧЕТЕ?
Сфера деятельности IT. Техподдержка - электронный Smartnet (что-то типа сервисный контракт). Если это покупать, то заказчик получает от производителя следующие услуги: замена оборудования при его выходе из строя, доступ к разделу сайта производителя по обновлению и замене ПО, доступ к сервисному отделу производителя для получения консультации и разрешения технических проблем. По сути, это можно понимать и как товар, и как услугу, потому что при покупке оборудования его можно быстро заменить на равноценное, при покупке ПО в любой момент обновить или заменить. Это все в рамках гарантии от 1 года до 3 лет. Основная идея данной поддержки заключается в том, чтобы клиент мог получать сервис поддержку напрямую от компании-производителя в независимости от компании-поставщика. 1) ТОО покупает услугу (техподдержку) - заказчик хочет купить как товар. Можно ли продать услугу как товар? 2) ТОО покупает товар (техподдержку) - заказчик хочет купить как услугу. Как правильно сделать и провести по бухучету?
Комментарии. Следует разделить в деятельности Компании стадии реализации: 1) реализация оборудования, программного обеспечения; 2) техническая поддержка данного оборудования, программного обеспечения; 3) гарантийное обслуживание оборудования, программного обеспечения (далее по тексту ПО); 4) прочие услуги. В зависимости от того, какой заключается договор с клиентом (купля-продажа, техническая поддержка и т.п.) соответственно и должны оформляться первичные документы. В одном договоре могут быть указаны как покупка оборудования, ПО, так и его дальнейшее обслуживание. Исходя из вопроса, следует, что компания-производитель оборудования, ПО, посредством Компании осуществляет их реализацию на территории РК. Далее с помощью Компании оказывает услуги по технической поддержке или гарантийному обслуживанию реализованного оборудования или ПО. Таким образом, при реализации оборудования, ПО происходит реализация товара. Если Компания предоставляет гарантию на оборудование и ПО, то замена оборудования происходит согласно условиям договора. При дальнейшем заключении договора технической поддержки Компания оказывает услугу по технической поддержке. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться: 1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий; 2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий; 3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным). Также в статье 7 вышеуказанного Закона содержатся требования к бухгалтерской документации, а именно 1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Выводы. Таким образом, при приобретении «услуги» и получении первичного документа с указанием наименования услуги в системе бухгалтерского учета необходимо корректно отражать данный документ. Если приобретаемые Компанией услуги используются для производства товаров, то в этом случае себестоимость товаров формируется и отражается на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |