|
|
|
Точка зрения касательно необходимости принятия и проблем применения закона «Об адвокатской деятельности и юридический помощи»
Уважаемые коллеги! Вот уже почти 2 года в действии Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридический помощи» от 05 июля 2018 года (далее-Закон). С момента обсуждения проекта Закона в Парламенте, принятия и вплоть до настоящего времени вокруг него не утихают «страсти». Имеются как противники, так и сторонники данного Закона, которые до сих пор продолжают высказывать и «навязывать» свое мнение. Не буду останавливаться и тем более давать оценку этим высказываниям, а попробую выразить свою точку зрения касательно необходимости принятия и проблем применения Закона. Безусловно, обсуждение и принятие Закона навело фурор не только в юридическом сообществе. По моему мнению зарождение проекта Закона уже было заложено в «Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, где государством чётко взят курс на строительство в Казахстане правового государства требующего дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан. Действовавший до 2018 года Закон «Об адвокатской деятельности» от 05.12.1997 года, устраивавший в первую очередь самих адвокатов, уже не отвечал современным требованиям и нуждался в правовой модернизации. С введением же в действие Закона удалось консолидировать и объединить огромный пласт юридических консультантов до этого остававшихся в «тени» адвокатского сообщества. Законом впервые дано понятие юридического консультанта, его правовой статус, определены права и обязанности, закреплена обязанность членство в Палатах и так далее. Конечно же, эти новеллы повышают роль юридических консультантов и одновременно ужесточают требования к ним. Если раньше, лица, оказывавшие юридические услуги (частнопрактикующие юристы) свободно «плыли по течению» и по сути оставались вне поле зрения, то в настоящее время обязанность членства в Палате, страхование их деятельности и другие рычаги воздействия повышают требовательность и ответственность юридических консультантов. Сегодня, любое лицо недовольное качеством юридической помощи может обжаловать действия юридического консультанта в уполномоченный орган и в случае подтверждения доводов жалобы, спрос будет серьезный. К тому же, это удар по имиджу Палаты, в которой состоит юридический консультант, поэтому внутренний контроль со стороны Палаты является уместным и действенным рычагом. Здесь хотелось бы немного заострить внимание на деятельности некоторых Палат. В целях соблюдения критерия количества членства в Палатах их руководители умышленно идут на обман, искусственно набирая в члены лиц ничего общего не имеющих с юриспруденцией, формально и поверхностно проводящих экзамены при приеме, тем самым формируя мнимое благополучие. Еще на слуху факты, когда в некоторые сообщества частных судебных исполнителей просачивался такой контингент. И здесь очень важна роль ОЮЛ «Ассоциация Палат юридических консультантов Республики Казахстан», которое располагает возможностью пресекать подобные действия и думаю, что в этом направлении уже ведется определенная работа. На сегодняшний день в республике насчитывается около 80 разрозненных Палат юридических консультантов, и к сожалению, деятельность отдельных Палат нельзя назвать прозрачной и отвечающей требованиям Закона. Наиболее рациональным и эффективным выходом будет являться их общая консолидация и вхождение в ОЮЛ «Ассоциация Палат юридических консультантов Республики Казахстан» по аналогии «первых шагов» в успешном становлении института Палат частных судебных исполнителей, нотариусов. Немного о проблемах применения Закона. Наиболее актуальной проблемой для юридических консультантов является, не работающая норма, предоставляющая право запроса сведений в государственных органах по аналогии с правами адвокатов. При отсутствии в Кодексе об административных правонарушениях ответственности за неисполнение запросов юридических консультантов, предоставленное Законом право по сути нивелировалось. Представьте, если в суде встретились с одной стороны адвокат, с другой стороны юридический консультант. Неравенство в правах при возложенных ГПК обязанностях обеспечения и сбора доказательств, могут сказаться на итогах рассмотрения дела. Есть законодательные ограничения участия юридических консультантов в уголовном и административном процессах. Даже в правоохранительных органах, адвокаты могут свободно пронести и воспользоваться мобильными гаджетами, в отличии от юридических консультантов. Таким образом, арсенал правовых возможностей юридического консультанта намного скуднее чем у адвоката. И даже несмотря на это, имеется множество случаев более квалифицированного оказания юридической помощи юридическими консультантами и успешного завершения дел, где по разные стороны находятся адвокат и юридический консультант. Эти и другие проблемы подняты ОЮЛ «Ассоциация Палат юридических консультантов Республики Казахстан» и доведены до сведения Министерства юстиции Республики Казахстан. Полагаю, что разрешение этих проблем будет способствовать повышению уровня юридической помощи юридическими консультантами, формированию здоровой конкурентной среды между юридическими консультантами и адвокатами.
С уважением,
Председатель Палаты юридических консультантов города Алматы Б. Макулбаев
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |