|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
А. Дорохова, профессиональный бухгалтер РК, CAP, CIPA, ДипИФР
МОЖНО ЛИ ПРИМЕНИТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР С ЦЕЛЬЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ НЕРЕЗИДЕНТА, И ВОЗНИКАЕТ ЛИ НДС ЗА НЕРЕЗИДЕНТА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ?
Организация с России оказала резидентам РК, консультационные услуги и выставило счета-фактуры на 1 квартал 2015 года. Освобождаются ли консультационные услуги по международной конвенции от уплаты налога у источника выплаты при подтверждающем документе о резидентстве? И на 2015 год в справке о резидентстве должен ли быть апостиль? Или уже налоговые органы РК запрашивают подтверждающую информацию у налоговых органов РФ? Местом оказания услуг является Россия. Компания - резиденн, не плательщики НДС. Должны ли в этом случае оплачивать НДС 12%?
Положения Налогового кодекса. В соответствии со статьей 212 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор. В рассматриваемом случае между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключен договор об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Следовательно, ТОО может применить данный международный договор при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. При этом, документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 212 Налогового кодекса: 1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты; 3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием. Налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров. Сертификат резидентства. Также налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Копия такого документа представляется в течение трех календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту в соответствии с пунктом 3 указанной статьи. При неправомерном применении положений международного договора, повлекшем неуплату или неполную уплату налога в государственный бюджет, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 219 документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. Нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента. Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода. Если иное не установлено настоящим пунктом или международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок. Поскольку Российская Федерация это страна, на которую распространяется действие Гаагской конвенции, то единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля, то есть консульская легализация не требуется. Выводы. Таким образом, при заключении договора с юридическим лицом - нерезидентом (Российская Федерация) на консультационные услуги у юридического лица - резидента Республики Казахстан (ТОО) возникает обязательство по уплате корпоративного подоходного налога по ставке 20% и сдаче налоговой отчетности по форме 101.04. При наличии сертификата резидентства, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса ТОО имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения, предусмотренное договором об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал заключенного между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты. НДС за нерезидента. В соответствии со статьей 276-2 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе являются: 1) лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса; 2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов Таможенного союза. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость являются лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан: индивидуальные предприниматели; юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений; нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство; доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления с учредителями доверительного управления либо с выгодоприобретателями в иных случаях возникновения доверительного управления. Таким образом, обязательство по НДС за нерезидента возникает только в случае, если лицо является плательщиком НДС. Если же лицо, не является плательщиком НДС, то в случае, если местом реализации работ, услуг, оказанных нерезидентом, будет являться Республика Казахстан, то данный оборот необходимо принять во внимание для целей обязательной постановки на регистрационный учет по НДС согласно статье 568 Налогового кодекса. Согласно статье 232 Налогового кодекса место реализации товаров, работ, услуг в Таможенном союзе определяется в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если налогоплательщиком этого государства приобретаются консультационные услуги. Таким образом, поскольку резидент Республики Казахстан приобретает консультационные услуги, то и местом их реализации является Республика Казахстан, значит, данный оборот необходимо принять во внимание для целей обязательной постановки на регистрационный учёт по НДС согласно статье 568 Налогового кодекса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |