|
|
|
В проблемах и бедах молодежи виноваты мы - старшие
С. Журсимбаев экс-депутат ВС, пред.комитета д.ю.н., профессор
Мы, казахстанцы, составляем всего 0,2% от общей численности населения в мире. Тем не менее, благоприятная судьба позволила нам оказаться среди 193 государств - членов ООН, хотя в мире насчитывается около 250 стран, многие из которых и по сей день не признаны мировым сообществом. В этом отношении нашей стране, находившейся почти три столетия в составе сначала Российской империи, а затем Советского Союза безусловно повезло. Из-за неуемного желания Б.Ельцина любой ценой оказаться первым руководителем отдельной страны и беспринципной, бесхребетной позицией первого Президента СССР М.Горбачева все союзные республики, в том числе и Казахстан, обрели государственную независимость. Это было подарком Всевышнего, Божьей милостью и благосклонностью Судьбы. Наша республика объявила о своем суверенитете, когда осталась одна на «пепелище» полностью разложившегося Союза и была вынуждена выживать самостоятельно. Казахстан получил независимость, хотя ни один государственный деятель (за исключением руководителей Алашорды в период Октябрьской революции) никогда не добивался этого публично и не был принят ни один важнейший документ, направленный на получение независимости. Ни один лидер нации, ни одно общественное объединение никогда не ставила своей целью добиваться суверенитета. И главное, не была пролита кровь ни одного человека в борьбе за независимость страны. Как «последняя женщина в гареме» наша власть ждала, что «хозяин» позволит остаться еще с ним. Получилось, что страна потеряла немало своих сыновей не в борьбе за независимость, а в процессе защиты элементарных конституционных прав граждан. Поэтому попытка некоторых «придворных» историков и исследователей объяснить позицию Казахстана экономической целесообразностью и политической мудростью конкретного лица является искажением исторической действительности. Молодые видели, что коррупция и угодничество, беспринципность и двойная мораль стали образом жизни большинства чиновников. Неограниченная власть оказалась в руках ограниченных лиц, серых людей без чести и долга, которые озабочены только личным благополучием. Процветали непотизм и кумовство, все престижные и денежные места распределены между членами нескольких кланов. Организовано множество прибыльных компаний и всевозможных фондов, которыми руководили зятья и близкие родственники властвующих лидеров. Их патологическая алчность и ненасытность доминировали над интересами законности и независимости страны. Трибуна парламента была недоступна и единственным местом для молодежи, где могли выразить свое мнение, стали улицы и площади. А мы, старшие молчали. В первые годы независимости все поняли, что в демократической стране не должно быть однопартийной системы (не считая партий-сателлитов). Именно поэтому отмена статьи 6 Конституции СССР явилась своего рода Рубиконом, отделившим изжившую себя советскую систему от новой государственности, основанной на принципах демократии. Поэтому, в целях исключения монополии одной партии на власть в ст.5 Конституции Республики 1995 г. закрепили, норму о «недопущении слияния общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий, государственное финансирование общественных объединений». Но позже парламент исключил эту норму из Конституции и принял закон о финансировании парламентских партий из бюджета. В результате во всех государственных органах стали функционировать филиалы правящей партии «Нур-Отан», а руководители акиматов одновременно стали их председателями. Партия теперь содержит огромный штат своих сотрудников за счет государства. Конституционная норма об идеологическом и политическом многообразии давно забыта. Перед любыми оппозиционными объединениями, желающими конкурировать с партией власти, поставлен железный заслон. Молодые видели, а мы, старшие, молчали, хотя первоначальная норма была закреплена на республиканском референдуме. Президент Республики, как всенародно избранный и равноудаленный, должен быть гарантом открытой и честной политической конкуренции в стране. Поэтому с одобрением воспринято заявление Главы государства, что он позже может оставить председательство в данной партии. Страна только недавно с помпой отпраздновала 30-летие своей независимости, и никто не сказал, какое же государство мы построили. И вряд ли Казахстан сегодня может позиционировать себя правовой и демократической страной, как закреплено в Конституции, функционирующей на принципах верховенства права и на общечеловеческих ценностях, а материальное положение населения ― результатом социально ориентированной политики. В стране власть никогда не принадлежала народу. В период Российской империи она принадлежала царскому самодержавию, а в советский период - большевикам и теперь в современном Казахстане власть оказалась у нынешних хозяев режима, определивших как нам дальше жить, которые по словам Президента К.Ж. Токаева не могут отличить Гоголя от Бабеля. Особо важным демократическим институтом любой страны являются выборы, через которые народ выражает свою политическую волю. Однако из почти 12 млн. граждан, имеющих право на участие в выборах, почти 90% не являются членами партии, поэтому основная масса избирателей потеряли право голосовать за конкретного человека, кого полагают достойным. Более того, гражданин лишен права избираться лично, из-за непринадлежности его к какой-либо партии. Нелегитимность прошедших выборов наглядно видна из того, что избиркомы укомплектовывались партией власти, а председатель ЦИК являлся близким родственником лидеров партии. Такое откровенно вызывающе-пренебрежительное отношение к правам избирателей было высшей формой цинизма. Даже ученик начальной школы возмутился бы, если бы его спор со сверстником судил и оценивал родственник последнего. Постоянные внеочередные выборы, наглое использование административных ресурсов и подставных лиц в качестве конкурентов и различные махинации свидетельствовали о презрительном отношении к общепринятым нормам нравственности и правам избирателей. Молодые это видели, а мы, старшие, молчали. Эффективная реализация и действенная защита прав и свобод человека возможно только при наличии надлежащих структур, законодательном закреплении соответствующих процедур и механизмов, с помощью которых человек сможет потребовать соблюдения своих прав и реально добиться их устранения. Поэтому во многих странах мира существует институт индивидуальной жалобы и возможность обращения граждан в конституционный суд, который является фундаментом идейной архитектуры юстиции, основанной на верховенстве права. Но властям не нужен был такой орган. Поэтому Конституционный Суд был быстро упразднен и учрежден совершенно новый квазисудебный орган - Конституционный Совет. Это редко действующий в мире институт конституционного контроля и единственный среди стран СНГ орган, не входящий в рамки традиционной триады ветвей власти. Кем и как назначаются его члены, всем известны. Из-за ограниченности полномочий и узкого круга субъектов обращения КС оказался недееспособным в части защиты конституционных прав физических и юридических лиц. В обществе сложилось впечатление, что это «уникальное детище» в постсоветском пространстве в основном функционирует с низким коэффициентом полезного действия и не столько для охраны Основного закона и конституционных прав человека, сколько в качестве инструмента легитимизации отдельных действий исполнительной ветви власти. Другой важный государственный орган - Верховный Суд также во многих случаях оказался для населения недосягаемым, не обеспечивающим элементарный принцип доступа к правосудию. Прошедшая оптимизация судебных инстанций и придания Верховному Суду статуса функций кассационной инстанции привели не искоренению судебной волокиты, а созданию для судей наиболее щадящего режима работы. Искусственно усложнен доступ к кассационной инстанции. Не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные акты по делам об уголовных проступках; преступлениях небольшой тяжести; акты, вынесенные следственным судьей. Не пересматриваются судебные акты местных судов в случае несоблюдения апелляционного порядка их обжалования. Так что казахстанская модель правовой охраны Конституции и судебной системы не позволяет, при необходимости, хотя бы как в России, обращаться в Европейский суд за защитой конституционных прав граждан. Одним из специфических государственных органов, гарантирующих надлежащую защиту прав граждан от неправомерных действий чиновников, во многих странах является институт омбудсмена. Однако, Уполномоченный по правам человека оказался чиновником без каких-либо весомых прав и полномочий, не способным устранять факты нарушения прав человека, а только отфутболивающим обращения в другие органы. Национальные учреждения в этой сфере, несоответствующие Парижским принципам, вообще не считаются независимыми и демократичными. Только недавно поняли, что эта должность должна быть прерогативой законодательной власти. Будет ли данный институт после введения закона действенным инструментом защиты прав человека или опять останется бутафорией, покажет жизнь. Прокуратура ранее была одним из мощнейших правозащитных институтов страны. Конституция Республики обязывала прокуратуру принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывать законы и другие правовые акты, противоречащие Основному Закону страны. Однако, с 2017 г. данная конституционная норма уже признана излишней и прокуратура по существу стала «стреноженной» с ограниченными полномочиями надзора вне уголовно-правовой сферы. Таким образом, гражданин Казахстана в случае нарушения его конституционных прав и свобод не имеет права обращаться в Конституционный Совет. Уполномоченный по правам человека оказался декоративным органом, разъясняющим заявителям только способы и средства защиты. Уровень судебной защиты и авторитет носителей мантии оставляли желать лучшего. Доминирующей функцией прокуратуры стала не правозащитная деятельность, а уголовное преследование. То есть важнейшие государственные правозащитные институты были низведены до уровня аморфных органов, не способных заметно повлиять на положение дел в части обеспечения прав человека. Верховенство закона, торжество справедливости и реальная защита прав человека оказались по существу фикцией. Если западные демократы Россию считают авторитарной страной, то Казахстан стал трижды авторитарнее. Молодые видели, а мы молчали. Об экономике. Власть под видом перехода к рыночной экономике перешла от планового социализма к клановому капитализму, в результате чего прочно образовалось семейство «супербиев и супербаев», то есть сообщество «высокопоставленных чиновников и сверхбогатеев», властные полномочия которых позволили им распределять природные ресурсы в своих корыстных интересах. Радовались, что всех обдурили с купонами. Коррупция и угодничество, беспринципность и двойная мораль стали образом жизни большинства чиновников. Все были заинтересованы в «стабильности», чтобы не разрушилась система «распила бюджета», сложившаяся за долгие годы существования сегодняшнего режима. Естественно, сформировавшаяся авторитарная политико-правовая система не смогла оказать существенного влияния на экономику. Так, задолженность Казахстана на 1 июля 2021 года составила 166,7 млрд. долларов. И это несмотря на то, что мы жили за счет распродажи значительной части основных сырьевых ресурсов и нормально функционирующих объектов страны. Тем более, внешний долг СССР на себя полностью приняла Россия, а Казахстан вышел с нулевым стартом по внешнему долгу, но с диверсифицированной индустриальной экономикой и сильным агропромышленным комплексом. По официальным оценкам около 25% ВВП, а по данным Всемирного банка 40% - оказались в серой зоне. Обороты преступных групп, занимающихся обналичиванием денег, исчисляются триллионами тенге, объем потерь бюджета от теневой экономики составили свыше 600 млрд. тенге, то есть власть, публично признала продажность и неэффективность всех систем государственного управления. Курс национальной валюты, неотъемлемый атрибут нашей государственности, один из важнейших показателей силы экономики, оказался уже на пороге 100% обесценивания с момента ее введения к доллару. За период независимости особенно стал заметным раскол общества по имущественному признаку, который продолжает увеличиваться. Сейчас, по словам Президента, 162 человека владеют 55% всех богатств Казахстана. Казахстан, богатый природными ресурсами и экономическим потенциалом, намного отстал даже от тех республик, с которыми так сказать, вышли из одной советской шинели. В зарубежных счетах хранятся огромные состояния. 494 физических лиц задекларировали 666 объектов недвижимости за пределами Казахстана в 26 странах. Более тысячи задекларировали транспортных средств, зарегистрированных в 49 иностранных государствах. Значительное количество лиц задекларировали инвестиционное золото, ценные бумаги и имеют доли участия в строительстве объектов недвижимости в различных странах. За последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в оффшорные зоны составил порядка 140 млрд. долларов. Страсбургская Конвенция по обмену информацией об имуществе, к которой Казахстан давно присоединился, создала правовую основу по обмену информацией об имуществе, приобретенном за рубежом в автоматическом режиме. Так что власть давно знала, где эти места «схрона» и у кого «кубышки-заначки», но руководствовалась принципом главного закона Скотного двора Дж. Оруэлла: «Все равны, но некоторые равны более других». В соответствии с Конвенциями с 1 января 2018 г. были предусмотрены меры уголовно-правового воздействия (667-671 УПК РК), позволяющие конфискацию имущества до вынесения приговора, если собраны достаточные доказательства о том, что имущество получено незаконным путем. Если служащий не сможет подтвердить легальность источников дохода, то приобретенное им имущество может быть властями по иску обращено в доход государства. Но деофшоризация, возвращение незаконно вывезенных капиталов и конфискация незаконно приобретенного имущества стали актуальными только на бумаге. Молодые видели, а мы, старшие, молчали. О коррупции. Власть стала клептократической и уровень коррупции зашкалилась как никогда. На сегодня никто не скажет, что в стране есть надежный «незапятнанный» государственный орган, субъект квазигосударственного сектора или воинское формирование, а также регионы, свободные от коррупции - так называемые территории честности, не пораженные вирусом коррупции. Коррупция расцвела буйным цветом во всех сферах повседневной жизни и стала образом жизни многих чиновников, принимающих решения. Из-за коррупции и бездумной распродажи народных богатств, в памяти многих граждан прошедшие годы остались как мрачный период в истории страны. Ряд регионов и сельских территорий давно стали зоной застойной бедности. Казахстан занял лидирующее место в мире по количеству суицидов и больных туберкулезом. О жилье с заоблачными ценами молодые даже не мечтали. Надежным барометром, точно отражающим настроения людей, являются социальные сети, где все жители крайне возмущены постоянным ростом цен на продукты питания, коммунальные услуги и на предметы первой необходимости, которые реально свидетельствовали об уровне кризиса страны и необходимости коренных преобразовании нынешней сырьевой модели экономики. И при существующих реалиях постоянное утверждение властей о положительных воздействиях политической системы на экономику и благополучие общества выглядели циничным. Молодые это видели. Исполнительная власть вместо добросовестной работы тратили огромные суммы для своего «макияжа» - информационного освещения положительного имиджа чиновников за счет бюджетных средств. Более 145 млрд. тенге планируется потратить на размещение информационного заказа в 2020-2022 гг., за обеспечение публикации позитивных материалов в сфере достижения социально-экономического развития. Молодежь знает, кто и сколько наворовал, какие огромные деньги и сверхдорогие недвижимости за рубежом, тогда как простой народ бедствует. Они не видели перспективы в своей стране, а мы, старшие - молчали. Так называемый «зиялы кауым» безмолвствовал. В итоге, накопившийся внутренний протест вырвался наружу, как спящий вулкан. Многие думают, что люди на митинги вышли только из-за повышения цен на сжиженный газ. Это только повод, очередная капля переполненной чаши терпения. Неужели понадобилось трагическое событие, чтобы узнать грабительские ставки утильсбора и что утилизационными платежами должна заниматься государственная организация, как за рубежом. Происшедшее - всплеск эмоций на несправедливость, на некомпетентность высокопоставленных должностных лиц и коррумпированность высших должностных лиц. Поэтому недовольством неопытной молодежи активно воспользовались лица с экстремистскими взглядами. Резюме. У всех нас разные мнения, свои взгляды на прошедшие события, и своя оценка происходящего. Один мудрец сказал, что никогда невозможно достичь желаемого, если лестницу поставил не в ту стену. Наверно многие согласятся, что мы давно пошли «не в ту степь». Ведь негативные результаты налицо. Опасность в том, что наша независимость оказалась на волоске. Как правило, то что достается без особых усилий и больших затрат особо не ценится и легко теряется. И любая нестабильность в обществе может послужить поводом для призыва к возвращению в прежнее состояние. Для этого достаточно непродуманное приглашение войск ОДКБ на длительный срок. Так что, как выражаются острословы, не профукать бы нам свою независимость. Теперь возникает важный вопрос, а что делать, чтобы избежать повторения и как выбрать правильный вектор развития. Прежде всего, необходимо в корне пересмотреть порядок функционирования важнейших институтов защиты прав и свобод человека. В частности: - обеспечить право народа на конституционную власть в государстве через проведение честных и конкурентных выборов, приняв нового Закона; - реализовать права человека на свободу слова, свободно выражать свои мысли и право на объединение, исключив искусственные барьеры для регистрации новых партий; - восстановить первоначальный вариант ст.5 Конституции, запрещающий слияние общественных и государственных институтов и государственное финансирование общественных объединений. Полностью запретить государственное финансирование всех политических партий. Президент избранный всенародно должен быть вне партии; - пересмотреть деятельность законодательной ветви власти. В унитарном государстве Парламент (Верховный Совет) должен быть однопалатным; - возобновить деятельность Конституционного Суда, для чего реанимировать конституционные законы «О Конституционном Суде» и «О Конституционном судопроизводстве»; - расширить возможности правозащитных институтов, для чего законодательно закрепить соответствующие процедуры и механизмы, позволяющие эффективно обеспечить защиту прав и свобод человека; - исключить двойные стандарты в борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, строго руководствоваться конституционным принципом «все равны перед законом и судом»; - вернуть в лоно Парламента Счетный комитет (Контрольную палату); - создать Комиссии для проверки законности приватизации стратегически важных объектов и продажи природных богатств страны, а также всех объектов, реализация которых вызывает сомнения в целесообразности (по методу китайских властей, которые вернули в государственную собственность значительную часть имущества в результате деприватизации); - во избежание необоснованных митингов и новых потрясений необходимо образовать общественное объединение «Народный Парламент», от имени которого старшее поколение могло бы оперативно выражать свою позицию. В составе объединения должны быть известные общественные деятели и лица, активно выступающие в интересах населения. Народный парламент, с учетом мнений населения должен добиваться реальных политических реформ, отвечающих интересам граждан страны. Любое цивилизованное демократическое государство должно функционировать в рамках стабильной Конституции и законов, независимо от желания и прихоти главы государства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |