|
|
|
Закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе – важный шаг по усилению защиты прав граждан
Фархад Карагусов, член Международной академии сравнительного правоведения (IACL), доктор юридических наук, профессор
Президент Республики Казахстан К. Токаев подписал Закон от 10 июля 2023 года «Об онлайн-платформах и онлайн рекламе», который вступит в действие после 10 сентября текущего года. Принятие этого Закона свидетельствует о заметном развитии онлайн-среды в Казахстане, на каком-то этапе потребовавшем особого внимания со стороны государства, принятия определенных законодательных и регуляторных мер, направленных на обеспечение безопасности и прозрачности этой среды, защиту прав граждан и юридических лиц, охрану публичного интереса. Ознакомление с досье законопроекта (см. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36847071&pos=828;-48#pos=828;-48) позволяет сделать вывод, что при его подготовке во внимание принимались примеры законодательного регулирования Великобритании и в Европейском Союзе, иной мировой опыт.
Об объекте регулирования и категориальном аппарате
Выделяется два объекта регулирования у этого Закона: во-первых, в нем закладываются основы правового режима онлайн-платформ и регулируются отношения, связанные с их функционированием и использованием в Казахстане; во-вторых его нормами предусматриваются особенности производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы в нашей стране. Именно создание соответствующих правовых основ для этих двух видов (пусть и связанных, но разных по своему содержанию) общественных отношений определено целью данного Закона. Для достижения этой цели в нем также четко определены задачи, подлежащие решению с помощью этого нового для нашего общества и государства законодательного регулирования. Перечень этих задач является исчерпывающим, включая в себя обеспечение прозрачности функционирования онлайн-платформ и безопасности информационного пространства Республики Казахстан, недопущение противоправного контента (очевидно, в рамках использования онлайн-платформ и осуществления онлайн-рекламы), а также защита гражданских прав и свобод, в частности, защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и соблюдение действующего законодательства о персональных данных. Законом вводятся новые легальные термины, теперь уже официально формирующие категориальный аппарат в вышеназванных сферах общественных отношений. Такие важные понятия, как «аккаунт», «спонсорский контент», «публичное сообщество» и «модератор публичного сообщества», «инфлюенсер (блогер)», «онлайн-платформа» и «онлайн-реклама», «профайлинг» и другие ранее использовавшиеся только в профессиональной среде или повседневной жизни термины теперь получили законодательное закрепление их содержания. Являясь новыми для нашего законодательства, некоторые из них сформулированы не очень удачно, в ряде случаев – неграмотно с точки зрения права и юридической терминологии. Это, конечно же, требует корректировки, но не умаляет значимости нового категориального аппарата для нашей правовой действительности. Более того, поскольку этот Закон определяет конкретные правила поведения и предусматривает ответственность за их нарушение, очень важным является то, что им четко определяются такие понятия, как «ложная информация», «собственник онлайн-платформы», «пользователь онлайн-платформы», «распространитель онлайн-рекламы» и другие термины, которые позволяют соответствующим лицам понимать особенности своего правового статуса, рамки своей деятельности или границы своего поведения.
О государственном контроле
Принципиально важным моментом является то, что Законом вводится государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием онлайн-платформ, а также осуществлением онлайн-рекламы. В связи с этим устанавливается конкретная компетенция Правительства Республики Казахстан и уполномоченного государственного органа в этих областях. На данном этапе предусматривается только одна форма государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе – осуществление профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом, но с особенностями, предусмотренными в этом Законе. В частности, определено, что объектом контроля является как функционирование онлайн-платформ, так и производство, размещение, распространение онлайн-рекламы. В свою очередь, субъектами этого контроля могут быть, соответственно, модераторы публичных сообществ (то есть собственники или уполномоченные пользователи онлайн-платформ) и распространители онлайн-рекламы (то есть те пользователи онлайн-платформы, которые производят, размещают или распространяют онлайн-рекламу). Примечательно, что с учетом легального определения понятия «распространитель онлайн-рекламы» субъектом такой проверки может быть любой пользователь онлайн-платформы, который даже не является производителем онлайн-рекламы, и не разместил ее в онлайн-платформе, но который своими действиями распространил ее в рамках онлайн-платформы. Формой реагирования на выявленные в результате этих контрольных мероприятий нарушения определена рекомендация об устранении нарушений. Законом регулируются сроки и способы ее направления, обязательность ее исполнения также в установленные сроки, а также возможность и срок направления возражений на такую рекомендацию в уполномоченный орган. К сожалению, Закон не регулирует последствия подачи таких возражений, возможные формы реагирования на них со стороны уполномоченного органа и некоторые другие важные моменты. Однако, примечательно, что в рамках определения компетенции уполномоченного государственного органа в другой статье Закона предусмотрена выдача предписаний при выявлении нарушения требований законодательства об онлайн-платформах и онлайн-рекламе. С учетом того, что такая компетенция уполномоченного органа определена открытым (не исчерпывающим) перечнем полномочий, представляется, что уполномоченному органу предоставлено право выбирать формы реагирования на нарушения между направлением рекомендаций и предписания об устранении выявленных нарушений. Важным является предусмотренное в Законе ограничение возможности проведения указанного профилактического контроля - не чаще одного раза в квартал. Однако и в этом случае остается место для вопроса о том, в отношении кого или по поводу каких обстоятельств применяется такое ограничение. Учитывая, что распространителем онлайн-рекламы может быть признан практически любой пользователь данной онлайн-платформы, в этом видится создание нежелательных условий для того, что государственный контроль в отношении того же модератора этой онлайн-платформы может прямо или косвенно в отношении одних и тех же обстоятельств проводится чаще установленного временного ограничения. В любом случае, сохранение подобной неопределенности законодательного регулирования представляется нежелательным с учетом того, что задачей законодателя всегда должна оставаться обеспечение стабильности и твердости гражданского оборота.
Правовой режим и функционирование онлайн-платформ
Хотя этого специально не сформулировано в Законе, его принятием также в определенной степени решается задача формирования правового режима онлайн-платформ. Закон дает легальное определение понятию «онлайн-платформа», допуская в качестве нее как интернет-ресурс или сервис обмена мгновенными сообщениями, так и программное обеспечение. Правда, из этой легальной дефиниции сложно понять, должны ли соответствующие интернет-ресурсы и программное обеспечение функционировать в сети Интернет или нет (дефиниция онлайн-платформы сформулирована недостаточно однозначно / ясно). Однако понятно, что такая онлайн-платформа не может быть сервисом обмена мгновенными сообщениями, предназначенным для предоставления финансовых услуг в электронной коммерции; она также не может быть сервисом обмена мгновенными сообщениями, осуществляющим функции внутрикорпоративных сервисов по обмену сообщениями, служб электронной почты. Предназначением онлайн-платформы, регулируемой Законом, определено получение, производство и (или) размещение, и (или) распространение, и (или) хранение контента на онлайн-платформе пользователем онлайн-платформы посредством созданного им аккаунта, публичного сообщества. Само это определение онлайн-платформы в заметной степени отличается от другой легальной дефиниции понятия «онлайн-платформа», которая содержится в Законе об информатизации. Законом предпринята попытка заложить основы правового режима онлайн-платформ: установлено требование о назначении при наличии определенных условий законного представителя собственника онлайн-платформы по взаимодействию с уполномоченным органом (при этом, используется понятие «законный представитель онлайн-платформы», хотя в соответствии с Гражданским кодексом допускается лишь представительство интересов субъекта права, а законный представитель может быть только у не являющихся совершеннолетними или по иным основаниям полностью дееспособными лиц, каковыми субъектами ни одна онлайн-платформа не является); определены обязательные функции для любой онлайн-платформы, заключающиеся в возможностей определения количества пользователей на территории Республики Казахстан и подачи пользователями предусмотренных Законом жалоб с автоматическим подтверждением их получения. Нет сомнений, что по вопросам правового режима онлайн-платформ Закон нуждается в скорейшем совершенствовании и согласовании с нормами Гражданского кодекса (в том числе, по вопросам права собственности и исключительных прав, представительства и другим аспектам), может, и других законодательных актов. Однако же позитивный эффект от принятия Закона очевиден, будучи обусловленным целым рядом чрезвычайно важных моментов. Так, например, Законом закреплен исчерпывающий перечень обязанностей собственников и «законных представителей» онлайн-платформ. В числе этих обязанностей особо выделяются принятие мер противодействия распространению противоправного контента, правда, только на территории Республики Казахстан; незамедлительное уведомление правоохранительных органов в случае выявления противоправного контента, если этот контент влечет за собой угрозу жизни или безопасности человека и гражданина, а также приостановление на основании предписания уполномоченного органа деятельности аккаунтов на территории Республики Казахстан, размещающих и распространяющих противоправный контент, информацию, признанную кибербуллингом в отношении ребенка. Отдельно установлены их обязанности по вопросам защиты персональных данных на онлайн-платформах и обращения с ними.
О языке онлайн-платформ
Примечательной нормой Закона является требование, относящееся к языку любой используемой в Казахстане онлайн-платформы. Воспринимать содержание статьи 5 Закона можно по-разному. Кто-то удивится, почему в стране, где казахский язык является государственным языком, потребовалась норма, даже не обязывающая собственников онлайн-платформ, но больше предписывающая им создавать возможность использования интерфейса, а также ознакомления с пользовательским соглашением онлайн-платформы, в том числе [с - Ф.К.] кратким изложением его основных условий[, - Ф.К.] на казахском языке, а также возможность автоматического перевода контента на казахский язык и обеспечивать модерацию контента на казахском языке. Возможно даже, что будет усмотрено наличие недостаточности регулирования, ибо, например, целесообразным было бы обязать собственников онлайн-платформ отвечать на жалобы, поданные на казахском языке, на языке обращения. Также возникает вопрос о том, каковы должны быть обязанности собственника онлайн-платформы, функционирующей на другом языке, в случае размещения на ней контента и онлайн-рекламы на казахском языке. Кто-то другой воспримет эту нормы так, что языком любой функционирующей на территории Казахстана онлайн-платформы может быть любой язык мира, но используемая в рамках казахстанской юрисдикции онлайн-платформа должна обеспечить полное соблюдение наших Конституции и Закона о языках. Наверное, такая точка зрения была бы наиболее рациональной и объективной, хотя не исключены и любые другие реакции на данную нормы Закона. В то же время очевидным является то, что действующая редакция Закона направлена на соблюдение нашей Конституции, а собственникам онлайн-платформ придется выполнять эти предписания Закона (хотя простого предписания Закона в этом случае может быть недостаточно; может потребоваться установление соответствующих обязанностей, а также правовых механизмов принуждения к их исполнению).
О правах пользователей и правовом статусе инфлюенсеров (блогеров)
Закон регулирует права и обязанности пользователей онлайн-платформ. В данном случае представляется очень прогрессивным и чрезвычайно важным обратить внимание граждан, пользующихся регулируемыми Законом онлайн-платформами, что, помимо других предусмотренных обязанностей, на них возлагаются обязанности проверять достоверность размещаемого или распространяемого контент, а также удалять ложную информацию, противоправный контент в случае их размещения или распространения. Одновременно запрещается размещать и распространять ложную информацию и противоправный контент. И хотя инфлюенсеры (блогеры) тоже отнесены к пользователям онлайн-платформам с предоставлением им тех же прав и возложением на них тех же обязанностей, как и на всех других, обычных пользователей, обращает на себя внимание два значимых аспекта: (1) в соответствии с Законом любой блогер, публикующий информацию на онлайн-платформе для неопределенного круга лиц с целью извлечения дохода, автоматически является инфлюенсером, и (2) такая активность инфлюенсеров (блогеров) однозначно признана предпринимательской деятельностью, что влечет применение к блогерам всех законодательных требований, регулирующих предпринимательство в Казахстане (в том числе по вопросам налоговой и иной отчетности, налогообложения, юридической ответственности и другим аспектам).
О запрете противоправного контента, модерации контента и праве на удаление ложного контента
Совершенно однозначно и безусловно установлен запрет размещать и распространять противоправный контент на онлайн-платформах на территории Республики Казахстан. При этом четко определено, что «противоправным контентом являются: призыв, пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, суицида, порнографии, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, идеи сепаратизма, мошенничества, информации, способствующей нарушению межнационального и межконфессионального согласия, а также высказывания, подвергающие сомнению государственность и территориальную целостность Республики Казахстан, информация, раскрывающая государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и иная информация, запрещенная законами Республики Казахстан». Перечень информации, которая может быть признана противоправным контентом, не является закрытым (исчерпывающим). Серьезные требования установлены для соблюдения и защиты прав граждан и других пользователей онлайн-платформ. Так, установлено требование о том, что «интерфейс онлайн-платформы не должен вводить в заблуждение или иным образом препятствовать пользователю в принятии решения». Введена обязательная модерация контента, размещаемого на онлайн-платформах, а обязанность по созданию и совершенствованию системы модерации контента возложена на собственников онлайн-платформ. Пользователям предоставлено право подавать жалобу собственнику онлайн-платформы на контент, интерфейс, других пользователей, действия онлайн-платформы, а также (если в отношении лица была распространена ложная информация) право обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации. В свою очередь, на собственников онлайн-платформ возложены обязанности определить механизм и правила подачи жалобы пользователем определяются собственником онлайн-платформы, а также предоставить мотивированный ответ пользователю, обратившемуся с жалобой. При ненадлежащей или неудовлетворяющей реакции собственника платформы на такие жалобы и требования за заинтересованным лицом предусмотрено право обращения в суд.
Об онлайн-рекламе
Любая реклама, существующая в рамках онлайн-платформы, признается онлайн рекламой. Закон прямо называет два ее вида – таргетированная реклама и спонсорский контент, определяя оба этих понятия и устанавливая требования к каждому из этих видов онлайн-рекламы. Вместе с тем, к онлайн-рекламе также отнесена любая другая реклама в виде «иной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц». Общими для всех видов онлайн-рекламы являются требования о том, что онлайн-реклама должна быть идентифицируема и маркирована (причем она должна маркироваться в порядке, определяемом уполномоченным органом), а размещение и распространение онлайн-рекламы осуществляются в соответствии с требованиями Закона «О рекламе».
Заключительная ремарка
Принятие данного Закона является первым шагом в направлении законодательного регулирования использования регулируемых им онлайн-платформ, деятельности инфлюенсеров (блогеров) и осуществления онлайн-рекламы. Он не лишен недостатков. Целый ряд его положений нуждается в пересмотре и согласовании с институтами того же Гражданского кодекса; очевидна необходимость повторной редактуры и корректуры его текста (во всяком случае, на русском языке). В то же время, принятие этого Закона, введение в нашу правовую действительность целого ряда значимых концепций и механизмов является очень своевременным. С их применением на практике ожидается заметное повышение степени осознанности поведения многих людей, существенно более щепетильное отношение к самосознанию и чувствам, достоинству и чести каждого отдельного гражданина, более уважительное отношение к публичному интересу и общественному благу (как этот термин используется в нашей Конституции). А до того момента, как законодательным путем будут устранены неясности, незавершенность и иные недостатки в содержании Закона, целесообразно основываться на тех задачах и принципах данного Закона, которые сформулированы в его статьях 3 и 4, при разрешении любых жизненных ситуаций, которые могут возникнуть в практике его применения как государственными органами, так и собственниками и пользователями онлайн-платформ.
13 июля 2023 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |