| ||||||||||||||||||||
|
|
|
Е. Умай, Профессиональный бухгалтер РК, CAP, ДипИФР
КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ У ТОО (НЕ ПЛАТЕЛЬЩИК НДС) ПРИ ПОКУПКЕ ПО (ЛИЦЕНЗИЮ) У НЕРЕЗИДЕНТА (РФ)?
Резидент РК (юр.лицо не НДСник) покупает Программное обеспечение (лицензию) у нерезидента (РФ) и после оплаты просто высылается код на электронную почту (есть акт о передаче прав). Какие будут налоговые обязательства у резидента РК? считать ли это за роялти и платить 15% КПН? При предоставлении апостилированного сертификата (как он выглядит, за какой срок после получение ПО должны в налоговую показать, оригинал или можно скан) могу не платить 15% КПН? а что с НДС? 300 форму не сдаем, т.к. не ндсники, если мы должны платить НДС за ПО, то за какой срок и какой отчет сдавать?
Законодательная база Положения НК. В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) роялти - платеж за использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав. Согласно пункту 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами резидента из источников РК признаются: 2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории РК; 3) доходы от оказания управленческих, финансовых, консультационных, аудиторских, юридических услуг за пределами РК; 4) доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный Правительством РК, от выполнения работ, оказания услуг независимо от места их фактического выполнения, оказания, а также иные доходы, установленные настоящей статьей.
Налоговая ставка На основании пункта 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса, к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, указанных в статье 192 Налогового кодекса. Согласно подпункта 6 статьи 194 Налогового Кодекса РК, доходы в виде роялти облагаются ставкой 15 процентов.
Применение международного договора (Конвенции об избежании двойного налогообложения) Если нерезидент является резидентом страны, с которой Республикой Казахстан заключен международный договор об избежании двойного налогообложения (далее - Налоговая конвенция), то нерезидент вправе применить положения такой Налоговой конвенции. Порядок применения положений Налоговых конвенций в отношении доходов нерезидентов регламентирован статьей 212-1 Налогового кодекса. Между Правительством Республики Казахстан и Правительством и Российской Федерации заключена Конвенция «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» (Москва, 18 октября 1996 года). Ратифицирована Законом Республики Казахстан от 3 июля 1997 года № 146-1 Конвенция вступила в силу с 29 июля 1997 года. Согласно статье 12 Соглашения, роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако, такие роялти могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем роялти, взимаемый таким образом налог не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти.
Налоговый агент (ТОО, получатель услуг, работ в РК) обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента (окончательного (фактического) получателя (владельца) дохода), соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Такая копия представляется в течение 3-х календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту в одну из дат, указанных в установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту в соответствии с пунктом статьи 212 Налогового Кодекса РК.
Ответственность При неправомерном применении положений международного договора, повлекшем неуплату или неполную уплату налога в государственный бюджет, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Суммы доначисленных налогов по доходам нерезидента из источника РК будут взысканы с налогового агента (получателя работ, услуг в РК)
Требования к сертификату налогового резиденства Согласно пункта 4 статьи 219 Налогового Кодекса РК, документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. Нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента. Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода. Если иное не установлено настоящим пунктом или международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок. При этом резидент иностранного государства, являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее - Гаагская конвенция), вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, выдавшего документ, применить положения Гаагской конвенции. В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 Гаагской конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Согласно статье 5 Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Налоговая отчетность. Налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров. Согласно статье 196 Налогового кодекса налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с доходов нерезидента (по форме 101.04), в следующие сроки: 1) за первый, второй и третий кварталы - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту; 2) за четвертый квартал - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 148 Налогового кодекса, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты.
КПН, оплаченный за счет средств налогового агента Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 192 Налогового Кодекса РК, доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан не является: 1) сумма подоходного налога, исчисленная с доходов нерезидента в соответствии с положениями настоящего Кодекса и уплаченная в бюджет Республики Казахстан налоговым агентом за счет собственных средств без его удержания; Согласно пункта 3-1 статьи 193 Налогового Кодекса РК, при уплате налоговым агентом суммы корпоративного подоходного налога, исчисленной с доходов нерезидента в соответствии с положениями настоящего Кодекса, за счет собственных средств без его удержания обязанность налогового агента по удержанию и перечислению корпоративного подоходного налога у источника выплаты считается исполненной. Сроки оплаты КПН Корпоративный подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3) настоящего пункта, - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, по рыночному курсу обмена валюты на последний день налогового периода, установленного статьей 148 настоящего Кодекса, в декларации по корпоративному подоходному налогу, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты. 3) в случае выплаты предоплаты - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления.
НДС за нерезидента В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если налогоплательщиком этого государства приобретаются: работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных.
На основании подпункта 1) пункта 1 статьи 228 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица-резиденты, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан. В связи с тем, что ТОО не является плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом, следовательно, у ТОО не возникает обязательств по уплате налога на добавленную стоимость за нерезидента по приобретенным услугам от нерезидента. Дополнительно сообщаем, что на основании статьи 568 Налогового кодекса, в случае, если размер оборота налогоплательщика превышает в течение календарного года минимум оборота (30000-кратного МРП), то налогоплательщик обязан в явочном порядке подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость и производить уплату налога на добавленную стоимость.
Апостилирование справок налогового резидентсва РФ Письмо Минфина РФ от 18.09.2014 № 03-08-05/46684 В соответствии с приказом Минюста России от 03.07.2012 № 130 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции РФ госуслуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу» (далее - Приказ) обязанность по проставлению апостиля на такие документы возложена на Минюст России и его территориальные органы. В пункте 19 Приказа указано, что Минюст России проставляет апостиль на официальных документах, исходящих от федеральных органов госвласти, за исключением случаев, когда они сами наделены полномочиями по проставлению апостиля. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) не содержит положений о возможности принятия Справки без проставления апостиля. До сентября 2013 года налоговые органы РФ и Республики Казахстан принимали Справки без проставления апостиля. Однако в настоящее время в адрес Минфина России поступают многочисленные запросы от налогоплательщиков о правомерности отказа налоговых органов Республики Казахстана принимать Справки без проставления апостиля. Сообщаем, что Минфин России не располагает информацией о том, что ФНС России, являясь уполномоченным представителем Минфина России в области обмена информацией согласно статье 3 Конвенции, на взаимной основе согласовала с компетентными органами Республики Казахстан процедуру принятия Справок без апостилирования и легализации. В связи с этим Поручением Правительства РФ от 19.06.2014 N СП-П2-4552 Минюсту России и МИДу России поручено заключить с компетентными органами Республики Казахстан соглашение о сфере применения статьи 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. Согласно проекту указанного соглашения документы (в том числе Справки), выданные уполномоченным органом одной Стороны и скрепленные его гербовой печатью, принимаются на территории другой Стороны без какого-либо специального удостоверения, в том числе апостилирования или консульской легализации. Следует отметить, что до вступления в силу указанного соглашения Справки необходимо представлять с проставленным апостилем.
Правительство РФ утвердило Распоряжение от 08.08.15№ 1531-р об утверждении ноты Соглашения о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, между РК и РФ в рамках Конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, согласно которому: Документы, выданные компетентным органом государства одной Стороны и скрепленные его гербовой печатью, принимаются на территории государства другой Стороны без какого-либо специального удостоверения, в том числе апостилирования или консульской легализации - с 01 января 2011 года В настоящее время аналогичное постановление в РК готовится к утверждению, после чего будет обмен нотами и до конца 2015 года планируется завершение процесса ратификации.
Разъяснения специалиста, комментарии Выводы В случае выплат нерезиденту роялти у Компании не возникает обязательство по уплате налога на добавленную стоимость за нерезидента, так как компания не является плательщиком НДС. Дополнительная отчетность по НДС не предоставляется. У Компании возникает обязанность по удержанию и оплату КПН у источника выплаты в размере 15%. В случае применения Конвенции об избежании двойного налогообложения при наличии сертификата резидентства ставка налогообложения КПН у источника выплаты составит 10%. Компании необходимо будет предоставить форму 101.04 не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту.
ТОО, получатель услуг, работ в РК обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента. При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи: 1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты; 3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |