|
|
|
Бизнес и права человека. Как внедрить и развивать стандарты корпоративной ответственности (КСО) в Казахстане?
Татьяна Зинович, Исполнительный директор Центра исследования правовой политики (LPRC)
Бизнес играет существенную роль в жизни рабочих и потребителей, в сфере защиты окружающей среды, общественного здоровья и устойчивого развития. Так как бизнес операции становятся все более глобализированными, государства и бизнес компании призваны работать вместе, чтобы права человека уважались и соблюдались на практике. 16 июня 2011 года Совет ООН по правам человека единогласно одобрил «Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Осуществление рамок Организации Объединенных Наций в отношении «защиты, соблюдения и средств правовой защиты». Это документ является глобальным стандартом практики для всех предприятий и государств в отношении бизнеса и прав человека. Применяется ли эти стандарты в казахстанской корпоративной среде? Почему они важны для предпринимателей, государства и общества? Что необходимо сделать для того, чтобы эти международные стандарты стали обычной практикой в казахстанском бизнесе? Беседуем на эту тему с Татьяной Зинович, исполнительным директором Центра исследования правовой политики (LPRC}:
-Татьяна, почему бизнес должен беспокоиться о соблюдении прав человека, разве это не прерогатива государственных органов? -Государства не могут использовать сферу влияния бизнеса в качестве предлога не выполнять свои обязательства по защите прав человека. Бизнес, в свою очередь, не может использовать неэффективную защиту государством прав человека как повод избежать ответственности по соблюдению прав человека. Ответственность по соблюдению прав человека заключается в том, что бизнес «должен избегать посягательств на права человека и разрешать проблемы неблагоприятных последствий, в которые они вовлечены». Под ответственным поведением подразумевается, что бизнес использует процедуры «комплексного анализа» для выявления, предотвращения и смягчения неблагоприятных эффектов. Помимо этого, бизнес несет ответственность за восстановление нарушенных прав, которые он вызвал или к которому был причастен. Бизнес также несет ответственность за предотвращение и смягчение неблагоприятных эффектов, напрямую связанных с деятельностью, продукцией и услугами своих бизнес - партнеров.
-Как же можно убедить предпринимателей внедрять в свою бизнес-среду международные стандарты и рекомендации в области соблюдения прав человека? - Несмотря на то, что Руководящие принципы ООН не представляют собой юридически обязательный документ, однако они включают в себя стандарты и правила, вытекающие из международных договоров и конвенций, обязательных для исполнения государствами - участниками. Многие наиболее важные инструменты и инициативы по социальной ответственности бизнеса были обновлены (или находятся в процессе обновления) в соответствии с Руководящими принципами ООН. Среди них Руководящие принципы ОЭСР по многонациональным корпорациям, которые были пересмотрены в мае 2011 года, с целью включения в них главы по правам человека на основе этих принципов ООН, Стандарт ISO 26000 по социальной ответственности Международной организации по стандартизации, Принципы отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности. Все эти изменения призваны привнести новое мышление относительно норм делового поведения и корпоративной социальной ответственности (КСО). Так, в существующей концепции КСО акцент делается на «положительный вклад», который бизнес решает внести в одностороннем порядке. В новом понимании акцент ставится на обязательство предотвращать негативное воздействие от бизнеса на людей и сообщества. Благотворительность, таким образом, находится за рамками ответственности бизнеса в соблюдении прав человека.
- Что можно сделать на уровне государства для развития корпоративной социальной ответственности в Казахстане? -Для эффективного внедрения Руководящих Принципов по всех государствах, в том числе для создания равных условий для бизнеса, ООН, и Европейский союз призвали все государства разработать национальные планы действий по вопросам бизнеса и прав человека. ОЭСР выступила лидером в этом процессе, где более 12 стран-участников официально опубликовали свои планы действий. Этот процесс все еще является эволюционным и зависит от положительных действий не только государств, но и бизнеса и гражданского общества.
-В Казахстане принят такой национальный план действий по вопросам бизнеса и прав человека? -Нет. Начиная с 2015 года Центр исследования правовой политики на всех уровнях предлагает Казахстану принять такой Национальный план мероприятий по развитию корпоративной социальной ответственности.. Это позволило бы установить постоянную площадку для горизонтального сотрудничества между всеми ключевыми фигурами в этой сфере для выработки единых приоритетов государства и бизнеса в аспекте прав человека для стабильного развития государства. Одна из распространённых проблем в государствах - это отсутствие координации и обмена информаций между различными структурами в одной сфере. Это приводит к дублированию, нерациональному использованию ресурсов, неэффективному регулированию, и соответственно к многочисленным проблемам на практике. Казахстан не исключение!
-Так ли необходимо разрабатывать, принимать и внедрять такой план? -Да. У национального плана есть преимущества - это прозрачность и предсказуемость государственного регулирования как для местных, так и для международных компаний. Такой документ позволяет, оценивать, измерять и отслеживать процесс исполнения обязательств государства и бизнеса в сфере прав человека. И, не менее важное, национальный план действий является эффективным форматом для международного сотрудничества, обмена положительной практикой и международной координацией. Написанию национального плана действий должна предшествовать базовая оценка практического соблюдения данных прав компаниями и роли государственных органов по их предотвращению и расследованию. Проблемы, выявленные в ходе такого исследования и меры по их решению, должны составлять основное содержание данного раздела. Для проведения такой оценки важно привлечь независимые институты, специализирующиеся на правах человека. А значит использовать человеческий капитал и ресурсы неправительственного сектора.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о деталях Национального плана по развитию корпоративной социальной ответственности в Казахстане. - План действий должен предусмотреть законодательные меры обязывающие частные компании соблюдать права человека, регулируемые национальным законодательством, которое включает международные договоры по правам человека, ратифицированные Казахстаном. В качестве механизма исполнения, необходимо законодательно урегулировать требование в отношении коммерческих предприятий, находящиеся в юрисдикции государства; применять оценку рисков по правам человека на протяжении всей своей деятельности для выявления, предотвращения и смягчения этих рисков. В первую очередь, такое требование о проведении компанией надлежащей оценки рисков по правам человека должно применяться к компаниям из группы высокого риска, такие как: добывающая промышленность, агробизнес, нефть и газ, химическая и горная промышленность. Методология оценки рисков может быть разработана соответствующими государственными органами, регулирующими эти виды деятельности на основе Руководства ОЭСР по Оценке рисков в добывающей промышленности. Требования об оценке рисков и нефинансовой отчетности должны применяться ко всем компаниям, работающим в секторах с высоким уровнем риска, независимо от их размера. В разделе «Корпоративная ответственность бизнеса по защите прав человека» План действий должен содержать рекомендации бизнесу о том, какие правила и процедуры необходимо установить в компаниях для предотвращения риска нарушения прав человека. Эти рекомендации должны быть выработаны совместно с участием государственных органов, бизнеса и общественных организаций, включая представителей международных компаний. Это позволит национальным и международным компаниям иметь четкое понимание о том, что от них ожидается и как можно обеспечить соблюдение всех требований. План действий должен содержать рекомендации по 4 ключевым аспектам корпоративной ответственности бизнеса по защите прав человека: §принятие политики компании о приверженности принципу уважения прав человека; §проведение оценки рисков по правам человека и нефинансовая отчетность; §внедрение правил и процедур по снижению рисков нарушения прав человека; §мониторинг. План действий должен содержать рекомендации о том, как проводить оценку рисков по правам человека в своей деятельности для выявления, предотвращения и смягчения этих рисков, в соответствии с новыми законодательными требованиями. В этой связи, план должен содержать меры по разработке руководства для казахстанского бизнеса по проведению оценки рисков по правам человека согласно Руководящим принципам ООН, например, Национальной Палатой предпринимателей «Атамекен». Пока такая работа ведется весьма сегментарно. В этом году Центр исследования правовой политики провел исследование «Краткий обзор исследования стоимости нарушения прав человека в энергетической отрасли Республики Казахстан». Полагаем, что этот опыт мог бы быть транслирован на другие отрасли экономики.
- Какие еще меры могут способствовать внедрению и развитию корпоративной социальной ответственности в Казахстане? -Мне кажется, что немаловажно стимулировать также в предпринимательской среде практику проведения duediligence по правам человека. В конце прошлого года Центр исследования правовой политики совместно с «Самрук-Энерго» осуществили в качестве пилотного проекта «Оценку воздействия на права человека» в одной из компаний холдинга. Важно отметить, что это был первый в Казахстане опыт проведения такой оценки в казахстанской компании усилиями казахстанских и международных экспертов в области прав человека. И сейчас мы призываем национальные компании внедрять практику регулярной оценки воздействия предпринимательской деятельности на права человека. Такой шаг демонстрирует коммерческую зрелость компаний и дальновидность с точки зрения развития инвестиционной привлекательности. Безусловно, это не исчерпывающие рекомендации, имеющиеся в нашем распоряжении, и мы выражаем готовность предложить вниманию государства полный пакет рекомендаций по составлению Национального плана действий в области бизнеса и прав человека в Казахстане. Перечисленные шаги позволят выполнить рекомендации Инвестиционного обзора ОЭСР и договорных органов на более качественном уровне.
- Спасибо за интервью!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |