|
|
|
Проект Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Казахстана»
Мамонтов Н.И. судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
Аннотация
Планируемая очередная реформа судебной системы Казахстана предполагает создание таких реальных правовых механизмов, которые позволят исключить любую возможность ограничения независимости судей от какого-либо влияния на них при отправлении правосудия, а также повысить профессиональную подготовленность судей и соответствие нормам Конституции и закона выносимых ими судебных актов. Предлагается впервые на должность судьи суда первой инстанции победителей конкурса назначать не на постоянной основе, а только на два года (своеобразный испытательный срок по оценке профессиональной пригодности судьи для отправления правосудия). И только по истечении этого срока назначать на должность судьи на постоянной основе. Из проекта исключены полномочия пленарных заседаний судов апелляционной и кассационной инстанций по рассмотрению кандидатур на должности судьи соответствующего суда. Это первая ступенька формирования психологии независимости судьи от вышестоящих судебных инстанций. Максимально упрощена процедура допуска конкурсанта для участия в конкурсе на должность судьи в порядке карьерного роста. Он получает заключение Общественного совета при областном и приравненном к нему суде, подает предусмотренный законом «О высшем Судебном Совете» пакет документов непосредственно в ВСС, при отсутствии запретов на участие в конкурсе участвует в конкурсе. В проекте предусмотрены достаточно жесткие требования, которым обязан соответствовать конкурсант, в том числе такому критерию как репутация. Критерием профессиональной подготовленности судьи к отправлению правосудия будет является качество вынесенных судебных актов до участия в конкурсе. Из проекта исключены институты оценки качества выносимых судьей судебных актов, поскольку такая оценка уже высказана судами апелляционной и кассационной инстанций. Вмешиваться же иным лицам в вопросы судопроизводства и его качество законом запрещено. Предложено исключить институт Судебного жюри с его компетенцией наложения на судей дисциплинарных взысканий за допущенные нарушения закона и деяния, противоречащие судебной этике и разрушающие репутацию судьи. Сохраняется правовой нонсенс: судья, нарушающий требования закона и подвергнутый за них дисциплинарному наказани., сохраняет право на рассмотрение и оценку правонарушений, совершаемых другими гражданами. Фактически же несоблюдение судьей требований закона свидетельствует об отсутствии профессиональной подготовленности судьи к отправлению правосудия. А этот аспект означает прекращение полномочий судьи Президентом в соответствии с рекомендацией ВСС. Поскольку кадровое обеспечение судебной власти отнесено к компетенции ВСС, то ему и решать, сохранять ли в судебной системе профессионально и нравственно не готовых судей к вынесению судебных актов на основании законности, независимости, неприкосновенности, справедливости судебных актов и нести ответственность перед Президентом. Впервые в проекте отделены функции отправления качественного правосудия, реализуемые в процессуальных отношениях судов и судей, от функции формирования судебной власти юридически подготовленными кадрами судей. В силу принципов состязательности и диспозитивности только стороны вправе заключать мировое соглашение, посредством которого определяют способы уточнения субъективных прав и обязанностей в спорном материально-правовом отношении. Судья обладает независимостью и беспристрастностью, оценивает условия заключенного сторонами мирового соглашения и утверждает его определением. Когда же судья по искуственной аргументации отступает от принципов независимости и беспристрастности и становится участником (своеобразным консультантом сторон) вырабатываемого сторонами способа урегулирования своих прав и обязанностей, то это означает возложение на судью функции, отличной от функции отправления правосудия. Судья-примиритель не тождественен по своему статусу общественному медиатору, поскольку изменять статус судьи может только Президент Казахстан. Введение в процесс фигуры «судья-примиритель» означает, что статус судьи умаляется, он в этот период лишается гарантий, предусмотренных Конституцией в отношении судьи. Приведены конкретные основания для разграничения оснований для прекращения полномочий судьи, освобождения судьи от должности. Усилен институт кадрового резерва судей. Высказаны предложения по иным вопросам деятельности судебной власти и статуса судей. Не все предложения могут быть восприняты с «первого прочтения» с учетом устоявшихся убеждений, но при вдумчивом их изучении могут способствовать дальнейшим изменениям подходов к решению кадровых вопросов судебной власти.
09 марта 2021 год
Проект (вариант третий)
Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Казахстана»
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Содержание судебной власти
Статья 1. Судебная власть 1. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции Казахстана судебная власть является самостоятельной ветвью единой государственной власти и взаимодействует с законодательной и исполнительной ветвями власти с использованием системы сдержек и противовесов. 2. Через принимаемы Парламентом Казахстана законы судебная власть делегирована народом Казахстана как единственным источником государственной власти судьям судов судебной системы Казахстана, а также присяжным заседателям, осуществляющим правосудие в порядке и по основаниям, установленным законом. Никакие другие государственные органы и государственные служащие, юридические лица любой организационно-правовой формы или граждане не вправе присваивать себе полномочия судьи либо осуществлять функции судебной власти. 3. Обращения, заявления или жалобы физических либо юридических лиц, подлежащие рассмотрению в установленных законом видах судопроизводства, не могут рассматриваться иными государственными органами или юридическими лицами любой организационно-правовой формы, а также куонтролировать их рассмотрение. Поступившие в суд обращения, не относящиеся к его компетенции, направляются по подведомственности для рассмотрения в соответствующие республиканские или местные органы исполнительной власти, правоохранительные органы. 4. В соответствии со статьей 76 Конституции Казахстана судебная власть осуществляется судьями соответствующих судов судебной системы от имени Казахстана и имеет своим назначением судебную защиту нарушенных или подвергшихся угрозе нарушения субъективных прав и свобод граждан, законных общественных и государственных интересов, административно-территориальных единиц и юридических лиц на основании подлежащих применению норм Конституции и закона. 5. Никто не может быть лишен или ограничен в праве на обращение в суд и рассмотрение его обращения в соответствии с подлежащими применению нормами материального и процессуального закона компетентным, независимым и беспристрастным судом. 6. Судьи при отправлении правосудия независимы и руководствуются нормами Конституции и закона, не обязаны никому давать пояснения об избранной при вынесении судебного акта правовой позиции, за исключением предусмотренных законом процедур при оценке профессиональной пригодности судьи для отправления правосудия. 7. Какое-либо вмешательство любых лиц в процессуальную деятельность судей единоличного или коллегиального состава суда при осуществлении правосудия, проявление неуважения к судьям, неисполнение вступившего в законную силу судебного акта недопустимо и влечет установленную законом юридическую ответственность.
Статья 2. Символы судебной власти 1. На зданиях и в залах судебных заседаний судов устанавливается Государственный Флаг и размещается Государственный Герб Казахстана в качестве символа судебной власти. На бумажных носителях решений, приговоров судов первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций размещается Государственный Герб Казахстана. 2. Судьи осуществляют правосудие в залах судебных заседаний в судейской мантии, Положение о которой утверждается Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана.
Статья 3. Осуществление судебной власти 1. Судебная власть осуществляются только судьями судов судебной системы Казахстана в установленных законом порядке и видах судопроизводства, а также с соблюдением подведомственности и подсудности материально-правовых отношений. 2. При осуществлении судьями правосудия действует конституционный принцип равенства каждого перед законом и судом. Судьи не могут отдавать предпочтения участвующим в процессе лицам по признаку их гражданства, социальной, половой, расовой, национальной, языковой либо политической принадлежности, происхождения, имущественного или должностного положения, места рождения и жительства, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям и партиям, а равно по любым другим основаниям. 3. Судьи осуществляют судебную власть независимо от законодательной власти и центральных либо местных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, руководствуясь подлежащими применению нормами Конституции и закона. Если судья усмотрит, что подлежащий применению закон умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, то обязан в установленном законом порядке обратиться в Конституционный Совет Казахстана с представлением о соответствии этого закона нормам Конституции. 4. В Казахстане не могут законами отменяться или умаляться предусмотренные Конституцией гарантии независимости и неприкосновенности судей, принципы правосудия. Любые подзаконные нормативные правовые акты, умаляющие статус судей, недействительны с момента принятия и исполнению не подлежат. 5. Разбирательство судьями материально-правовых отношений происходит в открытых судебных заседаниях, за исключением тех, которые в соответствии с законом подлежат рассмотрению полностью или частично в закрытых судебных заседаниях. 6. Судебное заседание проводится на государственном, русском или ином установленном судом языке судопроизводства с очным участием сторон рассматриваемого материально-правового отношения. По заявлению обеих сторон судебное заседание может проводиться при помощи электронных сервисов и соответствующих мобильных приложений.
Раздел 2. Судебная система Казахстана
Глава 2. Единство судебной системы Казахстана
Статья 4. Виды судов судебной системы Казахстана 1. Судебная система Казахстана едина, устанавливается Конституцией и регулируется настоящим Конституционным законом. 2. Верховный Суд является высшим судебным органом и возглавляет судебную систему Казахстана, не подлежит ликвидации, но может быть реорганизован. Суды первой и суды апелляционной инстанций на основании представления Президента Казахстана, основанного на рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, учреждаются реорганизуются или ликвидируются законом, принимаемым Парламентом Казахстана. 3. Суд первой или суд апелляционной инстанций не может быть ликвидирован или реорганизован, если отнесенные законом к его подведомственности и подсудности материально-правовые отношения не будут одновременно отнесены к юрисдикции другого суда. 4. Верховный Суд, суды первой и апелляционной инстанций имеют печать с изображением Государственного Герба Казахстана и своим наименованием на государственном и русском языках. 5. Создание специальных или чрезвычайных судов под каким-либо названием в судебной системе Казахстана не допускается.
Статья 5. Единство судебной системы Казахстана Судебная система Казахстана едина, ее единство обеспечивается: 1) инстанционным построением в порядке, предусмотренном Конституцией и законом; 2) общими и едиными для всех судей принципами и процессуальными правилами судопроизводства, установленными Конституцией и процессуальными законами; 3) осуществлением судебной власти в установленных Конституцией и процессуальными законами видах судопроизводства; 4) применением всеми судьями соответствующих норм Конституции, материального и процессуального закона; 5) недопустимостью применения закона, которым нарушаются конституционные права и свободы человека и гражданина; 6) единым порядком отбора кандидатов на должность судьи, единым порядком назначения (избрания) судьи на должность и законодательного закрепления единого статуса судей, но с конкретизацией объема процессуальных полномочий; 7) единым порядком и основаниями прекращения полномочий судьи за нарушение норм закона и Кодекса судейской этики; 8) обязательностью исполнения вступивших в законную силу судебных актов судов; 9) финансированием всех судов только из республиканского бюджета в объемах, обеспечивающих деятельность судебной власти и достойное материальное содержание судей, судей в почетной отставке и отставке, которое не подлежит уменьшению.
Глава 3. Суды первой инстанции
Статья 6. Виды судов первой инстанции 1. Под судами первой инстанции понимаются суды, к подведомственности и подсудности которых котором отнесены материально-правовые отношения, впервые рассматриваемые и разрешаемыми ими в порядке, установленном процессуальным законом на основании подлежащих применению норм материального закона. К районным судам как судам первой инстанции приравниваются специализированные суды (следственные, гарнизонные и флотские военные суды; суды административной юстиции; суды по административным правонарушениям; налоговые и финансовые суды; семейные (ювенальные) суды; экономические и инвестиционные суды; суды по интеллектуальной собственности; трудовые; социальные суды и другие виды судов, образуемых в судебной системе). 2. Суд первой инстанции учреждается, реорганизуется и ликвидируется принятым Парламентом Казахстана законом и дислоцируется в административно-территориальной единице. Законом в нескольких административно-территориальных единицах либо в одной административно-территориальной единице может быть учрежден один или несколько судов первой инстанции. 3. Общее число судей всех судов первой инстанции по представлению Президента Казахстана, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, устанавливается принятым Парламентом Казахстана законом. 6. Штатное расписание каждого суда первой инстанции утверждается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана. 7. Постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана судьи местных судов, находящиеся в почетной отставке либо в отставке, с их согласия могут привлекаться к отправлению правосудия в суде первой инстанции на общий срок не более шести месяцев в календарном году в качестве судьи с сохранением пожизненного содержания и выплатой в этот период должностного оклада судьи суда первой инстанции.
Статья 7. Состав и структура суда первой инстанции 1. Суд первой инстанции, исходя из численности населения соответствующей административно-территориальной единицы, состоит не менее чем из трех судей, а также из сотрудников Аппарата (канцелярии) суда. 2. Судья суда первой инстанции по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на итогах конкурса, назначается на должность Указом Президента Казахстана на постоянной основе. 3. Судья суда первой инстанции по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана впервые назначается на должность Указом Президента Казахстана сроком на два года. 4. Типовое положение об Аппарате (канцелярии) суда первой инстанции утверждает руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. В штатном расписании суда первой инстанции предусматривается каждому судье консультант и секретарь зала судебного заседания, полномочия которых устанавливаются процессуальным законом и должностными инструкциями по делопроизводству в суде. 5. Другие должности сотрудников Аппарата (канцелярии) суда первой инстанции предусматриваются штатным расписанием, которое не подлежит сокращению и должно обеспечивать деятельность суда.
Статья 8. Компетенция суда первой инстанции Судьи суда первой инстанции рассматривают и разрешают отнесенные к подведомственности и подсудности суда материально-правовые отношения в соответствии с нормами подлежащего применению материального и процессуального закона.
Статья 9. Председатель суда первой инстанции 1. Председатель суда первой инстанции назначается на должность Указом Президента Казахстана сроком на три года по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на итогах проведенного конкурса в порядке карьерного роста. Победителем конкурса на занятие вакантной должности председателя суда первой инстанции признается судья, состоящих в кадровом резерве на указанную должность, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет, обладающих организаторскими способностями и безупречной репутацией. 2. Пребывание судьи в должности председателя в одном и том же суде первой инстанции не может превышать двух сроков подряд. Председатель суда пеервой инстанции не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока пребывания в должности вправе участвовать в конкурсе на занятие должности председателя суда на общих основаниях в другом или таком же виде суда первой инстанции. 3. Председатель суда первой инстанции, срок полномочий которого закончился или он досрочно освобожден от должности председателя за неисполнение обязанностей председателя, остается в штате суда в качестве судьи, если имеется вакантная должность судьи. 4. Если должность председателя суда первой инстанции вакантна, то Высший Судебный Совет Казахстана объявляет конкурс на ее занятие судьями, отвечающими требованиям, предусмотренным настоящим Конституционным законом. 5. Если на вакантную должность председателя суда первой инстанции в объявленном конкурсе участвует судья вышестоящего суда, который зачислен в кадровый резерв на должность председателя суда первой инстанции, обладает организаторскими способностями и безупречной репутацией, то он Высшим Судебным Советом рекомендуется Президенту Казахстана на назначение на вакантную должность председателя суда без конкурса.
Статья 10. Компетенция председателя 1. Председатель суда первой инстанции: 1) рассматривает и разрешает материально-правовые отношения, отнесенные законом к подведомственности и подсудности суда; 2) обеспечивает общее руководство Аппаратом (канцелярией) суда по соблюдению Инструкции по делопроизводству; 3) ведет прием участников процесса и граждан, процессуальных представителей по вопросам несоблюдения процессуальных сроков: а) рассмотрения судьями материально-правовых отношений; б) направления дела в суд апелляционной инстанции или не извещения участника процесса об этом; в) выдачи копий судебных документов. Жалобы на несоблюдение судьями норм судейской этики подлежат направлению автором в Комиссию по судейской этике; 4) утверждает планы изучения судьями действующих (вновь принятых) законов и правовых позиций Верховного Суда Казахстана; 5) проводит совещания с судьями по вопросам анализа допущенных судьями ошибок, указанных вышестоящим судом при применении Конституции и закона; 6) организует в коллективе суда профилактические мероприятия по противодействию коррупции и нарушению норм судейской этики; 7) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о признании несоответствующими Конституции норм закона, подлежащих применению при рассмотрении конкретного судебного дела. 2. В случае временного отсутствия председателя суда первой инстанции (отпуск, в том числе без содержания, командировка, стационарное лечение) по его распоряжению исполнение обязанностей председателя возлагаются на одного из судей этого суда, страшего по возрасту и судейскому стажу. В случае освобождения по предусмотренным законом основаниям председателя суда первой инстанции от должности председателя исполнение его обязанностей временно (до проведения конкурса и издания Президентом Казахстана указа о назначении на должность председателя победителя проведенного конкурса) возлагается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана на одного из судей этого же суда, имеющего по сравнению с другими судьями больший стаж работы в должности судьи, обладающего безупречной репутацией и организаторскими способностями. Освобождение от должности председателя суда первой инстанции не влечет прекращение полномочий в качестве судьи этого суда. Однако прекращение полномочий судьи по предусмотренным законом основаниям автоматически влечет его освобождение от должности председателя суда.
Глава 4. Суды апелляционной инстанции
Статья 11. Виды судов апелляционной инстанции 1. В судебной системе Казахстана судами апелляционной инстанции являются: а) суд соответствующей области: б) суд столицы Казахстана; в) Военный суд Казахстана; г) суд города республиканского значения. Суды апелляционной инстанции учреждаются, реорганизуются и ликвидируются принимаемыми Парламентом Казахстана законами по представлению Президента Казахстана на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана. 2. Общее число всех судей судов апелляционной инстанции по представлению Президента Казахстана, основанного на рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, устанавливается принятым Парламентом Казахстана законом, которое не подлежит уменьшению. 3. Количество судей каждого суда апелляционной инстанции устанавливается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана.
Статья 12. Структура и состав суда 1. Суд апелляционной инстанции состоит из председателя суда, судей и сотрудников Аппарата (канцелярии) суда. 2. Судьи суда апелляционной инстанции по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначаются Указом Президента Казахстана на должность на постоянной основе. 3. В суде апелляционной инстанции образуются: 1) пленарное заседание из судей суда; 2) судебная коллегия по гражданским правоотношениям; 3) судебная коллегия по уголовным правонарушениям; 4) судебная коллегия по административным правонарушениям; б) судебная коллегия административной юстиции. 4. Персональный состав каждой судебной коллегии утверждает пленарное заседание по предложению председателя суда апелляционной инстанции. В коллегиях могут образовываться специализированные составы судей по рассмотрению конкретных категорий материально-правовых отношений. По мере необходимости в этом же порядке состав судебной коллегии и специализированный состав судей может пересматриваться. 5. Типовое Положение об Аппарате (канцелярии) суда апелляционной инстанции утверждается руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. В штатном расписании Аппарата (канцелярии) суда апелляционной инстанции предусматривается для каждого судьи консультант и секретарь зала судебного заседания, полномочия которых устанавливаются процессуальным законом и должностными инструкциями. 6. При судах апелляционной инстанции образуется консультативно-совещательный орган - Совет по взаимодействию с областным и приравненным к нему судом, который дает заключения по морально-нравственным качествам кандидатов, участвующих в конкурсе на занятие впервые вакантной должности судьи суда первой инстанции и должности судьи в порядке карьерного роста. Заключения Совета носят рекомендательный характер и даются по месту жительства или работы конкурсанта. 7. Типовое Положение о Совете по взаимодействию с судами, а также персональный состав членов каждого Совета утверждаются постановлениями Высшего Судебного Совета Казахстана.
Статья 13. Компетенция суда апелляционной инстанции Судьи суда апелляционной инстанции: 1) по основаниям и в порядке, установленных процессуальными законами, рассматривают и разрешают материально-правовые отношения, по которым на вынесенные судебные акты поданы апелляционные жалобы сторон или их процессуальных представителей, процессуальных прокуроров; 2) в соответствии с планом работы анализируют практику применения судами норм Конституции и законов по конкретным категориям материально-правовых отношений; 3) изучают судебные акты и правовые позиции Верховного Суда Казахстана, которыми конкретные судебные акты судей соответствующего суда первой инстанции или судебной коллегии были отменены или изменены; 4) изучают вновь принятые законы; 5) заслушивают информацию Администратора суда оо организации деятельности судов первой инстанции и соответствующего суда апелляционной инстанции.
Статья 14. Председатель суда апелляционной инстанции 1. Суд апелляционной инстанции возглавляет председатель, который по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначается на должность Указом Президента Казахстана сроком на пять лет. Пребывание в должности председателя суда одного и того же суда не может превышать двух сроков подряд. 2. Председатель суда апелляционной инстанции: 1) вправе председательствовать в судебных заседаниях соответствующей судебной коллегии при рассмотрении конкретного материально-правового отношения; 2) созывает пленарные заседания судей суда апелляционной инстанции и председательствует на них; 3) организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики судьями суда апелляционной инстанции; 4) утверждает ежеквартальный и годовой план работы суда с обязательным рассмотрением вопросов о практике применении в апелляционном производстве Конституции и законов; 5) организует изучение содержания правовых позиций и толкования норм материального или процессуального закона, содержащихся в судебных актах Верховного Суда Казахстана; 6) во взаимодействии с руководителем Аппарата суда создает условия для качественного исполнения сотрудниками Аппарата суда отнесенных к их компетенции вопросов; 7) ведет прием участников процесса по вопросам несоблюдения судьями процессуальных сроков: а) рассмотрения судебных дел судьями суда апелляционной инстанции; б) выдачи копий судебных документов сотрудниками Аппарата суда. Жалобы на несоблюдение судьями норм судебной этики подлежат направлению в Комиссию по судебной этике. 8) ведет прием судей и сотрудников аппарата суда по личным вопросам; 9) направляет в Конституционный Совет Казахстана представление о неконституционности подлежащих применению при рассмотрении конкретных судебных дел законов нормам Конституции Казахстана. 2. В случае временного отсутствия председателя суда (отпуск, командировка, болезнь, временного отстранения от должности) исполнение обязанностей председателя возлагается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана на одного из судей суда апелляционной инстанции, старшего по возрасту и судейскому стажу, обладающего безупречной репутацией. В случае освобождения по предусмотренным законом основаниям председателя суда от должности председателя исполнение его обязанностей временно (до проведения конкурса и издания Президентом Казахстана указа о назначении на должность председателя победителя проведенного конкурсапо рекомендации Высшего Судебного Совета) возлагается постановлением Высшего Судебного Совета Казахстана на одного из судей этого же суда, имеющего по сравнению с другими судьями больший стаж работы в должности судьи, обладающего безупречной репутацией и организаторскими способностями. Освобождение от должности председателя суда апелляционной инстанции не влечет прекращение полномочий в качестве судьи этого суда. Однако прекращение полномочий судьи суда апелляционной инстанции по предусмотренным законом основаниям автоматически влечет его освобождение от должности председателя суда.
Статья 15. Председатель апелляционной судебной коллегии 1. Соответствующую апелляционную судебную коллегию суда апелляционной инстанции возглавляет председатель, который по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана, основанной на проведенном конкурсе в порядке карьерного роста, назначается на должность Указом Президента Казахстана на срок четыре года. Пребывание в должности председателя апелляционной судебной коллегии суда апелляционной инстанции в одном и том же суде не может превышать двух сроков подряд. 2. Председатель апелляционной судебной коллегии суда апелляционной инстанции: 1) председательствует в судебном заседании апелляционной судебной коллегии; 2) организует работу по изучению судьями законодательства, правовых позиций Верховного Суда Казахстана; 3) организует работу по обобщению судебной практики судов первой инстанции и апелляционной судебной коллегии по запланированной категории материально-правовых отношений; 4) образует рабочие группы по подготовке предложений по проектам разъяснений закона, разрабатываемых Верховным Судом Казахстана; 5) информирует судей пленарного заседания суда апелляционной инстанции о деятельности апелляционной судебной коллегии по качеству выносимых судебных актов судьями судов первой инстанции и судьями апелляционной судебной коллегии; 6) вносит в пленарное заседание суда апелляционной инстанции кандидатуры судей для включения их в специализированные составы судей апелляционной судебной коллегии; 7) предлагает категории материально-правовых отношений и институты права для специализации судей каждого судебного состава апелляционной судебной коллегии. 3. В случае временного отсутствия председателя апелляционной судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда апелляционной инстанции на одного из судей апелляционной судебной коллегии, старшего по возрасту и судейскому стажу, обладающего безупречной репутацией. В случае прекращения полномочий председателя апелляционной судебной коллегии суда апелляционной инстанции по предусмотренным законом основаниям временное исполнение его обязанностей возлагается постановлением Высшего Судебного Совета на одного из судей апелляционной судебной коллегии, старшего по возрасту и судейскому стажу, обладающего безупречной репутацией. 4. По истечении срока занятия должности председателя апелляционной судебной коллегии судья продолжает исполнять компетенцию судьи в этом же суде либо на общих основаниях вправе участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности судьи или председателя судебной коллегии или председателя другого суда апелляционной инстанции. Председатель апелляционной судебной коллегии, срок полномочий которого истек, по рекомендации Высшего Судебного Совета Казахстана может быть Указом Президента Казахстана назначен на вакантную должность председателя любого суда первой инстанции без участия в конкурсе.
Статья 16. Компетенция пленарного заседания 1. Пленарное заседание судей суда апелляционной инстанции состоит из судей этого суда и правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа действующих судей суда апелляционной инстанции. 2. Порядок работы пленарного заседания судей суда апелляционной инстанции определяется Регламентом, утверждаемым пленарным заседанием. 3. Пленарное заседание судей суда апелляционной инстанции созывается председателем этого суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год, на котором: 1) устанавливается численный и персональный состав соответствующей апелляционной судебной коллегии и специализированных составов судей этой судебной коллегии; 2) заслушивается информация председателя суда апелляционной инстанции, председателей апелляционных судебных коллегий, а также судей специализированных составов этих коллегий о качестве отправления правосудия судьями судов первой инстанции и судьями апелляционных судебных коллегий; 3) изучаются правовая определенность и правовые позиции Верховного Суда Казахстана, а также обсуждаются причины отмен или изменений в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судьями судов первой или апелляционной инстанций. 4. В работе пленарного заседания суда апелляционной инстанции вправе принимать участие прокурор области (прокурор города республиканского значения или столицы), Председатель Высшего Судебного Совета Казахстана, представители соответствующих территориальных государственных органов, коллегии адвокатов, средств массовой информации.
Глава 5. Верховный Суд Казахстана
Статья 17. Компетенция Верховного Суда Казахстана 1. Верховный Суд Казахстана является высшим органом судебной ветви государственной власти, представляет ее во взаимоотношениях с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти Казахстана, а также во взаимоотношениях с высшими судебными органами иностранных государств и международных судебных организаций. 2. Верховный Суд Казахстана: 1) является судом кассационной судебной инстанции, по основаниям и в порядке, установленных процессуальными законами, рассматривает кассационные ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов; 2) обращается в Конституционный Совет Казахстана с представлением о признании неконституционным закона, подлежащего применению, если усмотрит, что нормы закона ущемляют закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина; 3) дает заключение по вопросам своей компетенции по проектам международных договоров Казахстана 4) дает судам судебной системы официальные разъяснения по вопросам правовой определенности применяемых норм Конституции и законов на основании выработанных правовых позиций; 5) изучает и обобщает судебную практику судов по конкретным категориям материально-правовых отношений; 6) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 47 Конституции, дает заключение об обоснованности выдвинутого депутатами Мажилиса Парламента импичмента Президенту Казахстана; 7) публикует в «Бюллетене Верховного Суда Республики Казахстан» официальные разъяснения по вопросам применения судами норм Конституции, материального и процессуального закона, а также судебные акты судебных коллегий Верховного Суда Казахстана, судов апелляционной инстанции и судов первой инстанции, обобщения, анализы. 8) оказывает необходимую методическую и практическую помощь в послевузовском повышении юридических знаний магистрантам и судьям судов первой и апелляционной инстанций, проходящим переподготовку в Академии правосудия при Верховном Суде Казахстана.
Статья 18. Структура и состав Верховного Суда Казахстана 1. Верховный Суд Казахстана состоит из Председателя, судей и Аппарата. 2. Верховный Суд действует в составе: 1) пленарного заседания судей Верховного Суда; 2) кассационной судебной коллегии по гражданским правоотношениям; 3) кассационной судебной коллегии по уголовным правонарушениям; 4) кассационной специализированной судебной коллегии по инвестиционным правоотношениям и административным правонарушениям; 5) кассационной специализированной судебной коллегии административной юстиции. В Верховном Суде Казахстана могут образовываться иные кассационные судебные коллегии. 3. В Верховном Суде Казахстана образуется Аппарат, структура и штатная численность которого утверждается руководителем Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Казахстана. В штате Аппарата Верховного Суда Казахстана предусматриваются помощники судей, секретари залов судебного заседания, судебные приставы, другие специалисты, обеспечивающие деятельность пленарного заседания и судебных коллегий. 4. При Верховном Суде Казахстана образуется Научно-Консультативный Совет, Положение о котором утверждается и персональный состав которого формируется пленарным заседанием судей Верховного Суда Казахстана. 5. Верховным Судом Казахстана издается периодический печатный орган судебной ветви власти «Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан», в котором публикуются разъяснения Верховного Суда Казахстана применяемых судами норм Конституции и законов при рассмотрении и разрешении материально-правовых отношений, постановления судебных коллегий о правовой определенности и правовых позициях по конкретным судебным материально-правовым отношениям, консультации по вопросам права.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |