|
|
|
Ответственность за взяточничество
А. Агыбаев, д.ю.н., профессор КазНУ им. аль-Фараби, заслуженный деятель РК
Взяточничество - наиболее опасный вид коррупционного преступления. Опасность его обусловлена тем, что оно нередко переплетается с совершением других корыстных преступлений. Посягая на нормальную деятельность государственного аппарата, взяточничество к тому же подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти и управления, извращает принципы законности, ведет к нарушениям принципа справедливости, ущемляет конституционные права и интересы граждан, препятствует проведению социально-экономических, политических реформ в стране. Взяточничество есть одна из разновидностей коррупции. По новому Уголовному кодексу РК ответственность за взяточничество предусмотрена специальными нормами уголовного закона. Понятием «взяточничество» охватывается три самостоятельных состава преступления: получение взятки (ст. 366 УК), дача взятки (ст. 367 УК) и посредничество во взяточничестве (ст. 368 УК РК). Ответственность за получение взятки без учета способа получения, характера и общественной опасности деяния предусмотрена только лишь в одной статье, в ст. 366 УК. Сущность данного состава заключается в получении виновным лицом государственного аппарата незаконного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) определенных действий по службе в интересах взяткодателя. В борьбе со взяточничеством важная роль принадлежит совершенствованию уголовно-правовых норм, повышению эффективности их применения. По результатам проведенного нами теоретического исследования проблем уголовной ответственности за получение взятки в Республике Казахстан установлено, что по времени вручения взятки, по характеру деяний, осуществляемых за взятку, получение взятки подразделяется на следующие виды: взятка - вознаграждение; взятка - подкуп; получение взятки за предоставление должности; вымогательство взятки. Характер и степень общественной опасности их различны. Исходя из этого, предлагается внести в действующий Уголовный кодекс РК следующий вариант редакции состава получения взятки: «Ст. 366-1. Взятка-вознаграждение. 1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, а равно должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера для себя или других лиц за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказывается. 2. Деяние, предусмотренное в части первой настоящей статьи, если оно совершено: а) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность, б) неоднократно, в) в крупном размере, г) за незаконные действия (бездействие) неоднократно наказывается. 3. Деяние, предусмотренное частью первой, второй настоящей статьи, если оно совершено преступной группой, а равно в особо крупном размере - наказывается. Понятие крупного размера и особо крупного размера дано в п.п. 3 и 38 ст. 34 УК РК. Ст. 366-2. Взятка-подкуп. 1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненный к нему лицом либо должностным лицом, а также должностным лицом иностранного государства или международной организации лично или через посредника обусловленной заранее взятки в виде денежных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие входят в служебные полномочия виновноголица либо оно в силу служебного положения может способствовать такому действию (бездействию), а равно за общее покровительство, попустительство по службе - наказывается. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность, г) неоднократно, д) в крупном размере - наказываются. Ст. 311-3. Получение взяткиза предоставление должности. 1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненных к нему лицом либо должностным лицом взятки лично или через посредника за предоставление должности в системе государственной службы - наказывается. 2. То же деяние, совершенное: а) неоднократно, б) в крупном размере, в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность - наказывается. Ст. 366-4. Вымогательство взятки. 1. Вымогательство взятки, то есть требование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом либо должностным лицом взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего действия (бездействия), нарушающего его законные права, а равно постановление его в такие условия, которые его вынуждают дать взятку с целью предотвращения наступления вредных последствий его правоохраняемым интересам - наказывается. 2. Вымогательство взятки: а) неоднократно, б) в крупном размере, в) должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность - наказывается.» Неоправданно различаются меры наказания взяткодателей и взяткополучателей. На наш взгляд, меры наказания взяткополучателя и взяткодателя должны быть равны, поскольку без дачи не может быть получения взятки, поэтому общественная опасность этих деяний равноценна. По действующему уголовному законодательству субъектом получения взятки является только лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо. Однако материалы следственно-судебной практики нередко показывают, что получают взятки государственные служащие и служащие органов местного самоуправления (помощники акимов, референты должностных лиц, работники канцелярий и т.д.). Их деяния не менее общественно опасны, чем продажность участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Несмотря на это, указанные категории государственных служащих избавлены от уголовной ответственности за получение взятки. В связи с этим предлагается признать субъектом получения взятки всех государственных служащих, независимо от занимаемой должности и в ст. 3 УК РК дать соответствующее понятие государственного служащего как субъекта преступления. В действующем Уголовном кодексе РК предусматривается освобождение от уголовной ответственности только взяткодателя, если он добровольно сообщил о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, или если имело место вымогательство взятки со стороны виновного лица. Но не предусмотрено освобождение от уголовной ответственности взяткополучателя, добровольно сообщившего о получении взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, даже в том случае, если подкуп сопровождался шантажом, угрозой, применением физического насилия. Исходя из вышеизложенного, предлагается введение в Уголовный кодекс РК специальной нормы, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности взяткополучателей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |