|
|
|
Источник: НПП «Атамекен» (www.atameken.kz)
04.06.2025 Навигационные пломбы без регламентов: Бизнес просит отсрочку до принятия правил
В этом году в Казахстане запланировано введение отслеживания перевозок навигационными пломбами на железнодорожном транспорте. На первом этапе система охватит табачную и алкогольную продукцию, а также санкционные товары, пересекающие границы двух и более стран ЕАЭС в рамках экспорта, транзита или взаимной торговли. Мера принимается в рамках реализации Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок. Однако представители бизнеса выражают обеспокоенность: нормативно-правовая база до сих пор не утверждена. В этой связи железнодорожные компании настаивают на отсрочке обязательного внедрения до завершения пилотного проекта и принятия всех необходимых регламентов. Министерство транспорта подтверждает необходимость принятия нормативного правового акта, регламентирующего применение навигационных пломб, в то время как таможенные органы заявляют о полной готовности со стороны таможенных процедур. По словам заместителя председателя правления НПП РК Мурата Амрина, ответственным госорганам важно совместно с бизнес-сообществом проработать весь технологический процесс по порядку их применения при ж/д перевозках, провести пилотный проект на реальных условиях и утвердить нормативный правовой акт. Отсутствие четких регламентов обязательных для заинтересованных сторон может привести к образованию простоев на стыковых пунктах. «Мера не должна быть бременем для перевозчиков. Напротив, обязательное использование пломб должно избавить перевозчиков от бесконечных досмотров и лишних таможенных формальностей», - отметил он. Необходимо учитывать и риски для государства: стремясь избежать дополнительных затрат, грузоотправители могут начать выбирать альтернативные маршруты. К примеру, через территорию России по направлению в КНР и БАМ (Байкало-Амурская магистраль), где пломбирование не требуется. Это может привести к снижению объемов транзитных перевозок через Казахстан и, как следствие, к экономическим потерям для страны. Более того, отслеживание и снятие одной навигационной пломбы приведет к удорожанию логистики. По предварительным расчетам, стоимость использования (навешивание/снятие) одной пломбы обойдется в 150 тыс. тенге без НДС, что повысит стоимость перевозок на 20-30%. На отдельные типы вагонов стоимость процедуры может возрасти до 1,2 млн тенге. Бизнес также обеспокоен риском задержек поездов из-за отсутствия или неисправности пломб, что может замедлить транзит и снизить общий грузооборот. Бизнес-сообщество подчеркивает, что навигационные пломбы могут сыграть позитивную роль, если приведут к снижению числа досмотров, упрощению таможенных процедур и сокращению теневого рынка перевозок. В этой связи предлагается пересмотреть предлагаемую модель тарификации, при которой оплата будет покрывать только расходы на отслеживание, а все сопутствующие затраты через внешнее финансирование (гранты, банковские кредиты и т. д.). Таким образом, запуск системы возможен только после завершения пилотного проекта, принятия нормативного правового акта с четким регламентом применения, а также установления экономически обоснованных тарифов на установку и использование навигационных пломб.
Источник: НПП «Атамекен» (https://www.atameken.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |