|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ЛИЧНОСТИ
Главе 10 отведено особое место в законодательстве об административных правонарушениях. Проявляется это уже в том, что именно с нее начинается Особенная часть КоАП. Обоснованность такого отношения не вызывает никаких сомнений. Дело в том, что родовым объектом административных правонарушений главы 10 являются права личности. В главе определена административная ответственность за нарушение прав личности на надлежащее социальное обеспечение, свободу передвижения, достойные условия труда, оказание качественных медицинских услуг, участие в общественной жизни, многие другие права, которые выступают основополагающим компонентом для существования любого демократического общества. Эти права должны быть обеспечены всем людям, без какой-либо дискриминации. Исключительная важность прав личности отмечается в Основном законе нашего государства. Так, в соответствии со ст. 1 Конституции РК, человек, его жизнь, права и свободы провозглашаются высшими ценностями государства. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 12 Конституции) [204]. Правам личности огромное значение придается международным сообществом. Один из первых актов принятых Генеральной Ассамблеей ООН - Всеобщая декларация прав человека. Декларация провозглашена в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду данную Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией[205]. Обязательства государств по обеспечению прав человека предусмотрены такими уважаемыми во всем мире актами как Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Данные документы были ратифицированы подавляющим большинством стран-членов ООН, в том числе и Республикой Казахстан. Основываясь на перечисленных выше положениях Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права, КоАП своей первоочередной задачей определяет охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Размещение главы 10 в самом начале Особенной части КоАП является закономерным отражением такой позиции.
Статья 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений 1. Нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, – влекут предупреждение либо административный арест на срок до трех суток. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут административный арест на срок до десяти суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, – влекут штраф в размере пяти месячных расчетных показателей. Примечание. Под семейно-бытовыми отношениями для целей настоящего Кодекса понимаются отношения между супругами, бывшими супругами, лицами, проживающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей).
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Родовым объектом правонарушения являются установленные и гарантированные государством права личности, общественные отношения в сфере защиты прав и законных интересов личности. Непосредственным объектом данного административного правонарушения являются честь, достоинство и спокойствие личности в сфере семейно-бытовых отношений. Согласно Конституции РК и Кодексу РК «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года, обеспечивается защита прав и интересов семьи. Ее развитие является приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан. Семья — круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений. В соответствии с целями и задачами законодательства об административных правонарушениях в КоАП под семейно-бытовыми понимаются отношения между супругами, бывшими супругами или лицами, проживающими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей). Согласно положениям Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье», осуществление брачно-семейных (супружеско-семейных) прав и исполнение обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных субъектов права. При рассмотрении подобных дел необходимо обращать внимание на круг субъектов, предусмотренных в примечании к ст. 73 КоАП. Так, Постановлением апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Акмолинского областного суда от 01.04.2015 года по протесту прокурора Бурабайского района было отменено постановление специализированного административного суда Бурабайского района от 4 марта 2015 года, которым гражданин С. привлечен к административной ответственности по ст. 73 ч. 1 КоАП. Судом первой инстанции гражданин С. признан виновным в том, что находясь в квартире и проявляя неуважение к матери своей супруги (тещи), унижая ее, выразился в отношении нее нецензурной бранью. Прокурор в своем протесте указывает на то, что отношения между тещей и зятем не относятся к семейно-бытовым согласно примечанию к ст. 73 КоАП, так как они родственниками не являются, совместно никогда не проживали. Апелляционная инстанция согласилась с доводами протеста и отменила постановление суда за отсутствием состава правонарушения [206]. Объективная сторона выражается в противоправных действиях правонарушителя по отношению к вышеуказанным субъектам семейно-бытовых отношений. Противоправные действия могут быть выражены: нецензурной бранью, оскорбительным приставанием, унижением, повреждением предметов домашнего обихода и другими действиями, выражающими неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающими их спокойствие, совершенными в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (см. комментарий к УК) [207]. При этом конструктивными элементами данного административного правонарушения выступают: 1) нецензурная брань; 2) оскорбительное приставание; 3) унижение; 4) повреждением предметов домашнего обихода 5) и другими действиями. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РК свобода слова и творчества гарантируются, а цензура запрещена. В свою очередь брань характеризуется как ругательство, сквернословие, осуждающие и обидные слова[208]. В купе, нецензурная брань предполагает использование в речи нелитературных слов в конфликте. Оскорбление является самостоятельным составом уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 131 УК, под которым понимается унижение чести и достоинства другого человека, выраженное в неприличной форме. В комментируемой же норме ведется речь не о самостоятельном оскорблении, а об оскорбительном приставании, что имеет несколько иное содержание. Под приставанием понимается назойливое обращение[209], в свою очередь, под оскорбительным приставанием – назойливое обращение к человеку в форме, унижающем его честь и достоинство. Признаком объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения является унижение, по которым, как мы уже ранее определили, понимается унижение чести и достоинства. Повреждение предметов домашнего обихода предполагает нарушение целостности вещей и предметов, используемых для обеспечения жизни в доме. К их числу можно отнести очень обширный перечень предметов от посуды, мебели, домашних бытовых приборов до предметов одежды, индивидуальных средств гигиены, личных устройств и приспособлений и многое другое. Спектр других действий, квалифицируемых как противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, должен обладать признаком неуважения, т.е. непризнанием чужих прав, свобод и интересов. Место совершения также является конструктивным признаком объективной стороны данного административного правонарушения и к нему относятся: индивидуальный жилой дом, квартира, иное жилище. В соответствии с положениями Закона РК от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях» указанные понятия законодателем разъясняются (ст. 2): жилой дом (жилое здание) - строение, состоящее в основном из жилых помещений, а также нежилых помещений и иных частей, являющихся общим имуществом; жилое помещение (квартира) - отдельное помещение, предназначенное и используемое для постоянного проживания, включающее как жилую площадь, так и нежилую площадь жилища; жилище – отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным санитарно-эпидемиологическим, техническим и другим обязательным требованиям. Субъектом данного правонарушения являются физические лица, в качестве которых выступают супруги; бывшие супруги; лица, проживающие совместно; близкие родственники; лица, имеющие общего ребенка (детей). Близкими родственниками признаются: родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Субъективная сторона деяния выражена в форме умысла. Часть 2, в отличие от первой части комментируемой статьи, квалифицирующим признаком определяет повторность, т.е. совершение аналогичного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания по ч. 1 ст. 73 КоАП. Часть 3 предусматривает ответственность в виде административного штрафа на субъектов правонарушения (беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, инвалидов 1 и 2 групп, а также женщин в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и мужчин свыше шестидесяти трех лет), к которым в соответствии со ст. 50 КоАП не может быть применен административный арест. Дела по данным правонарушениям, согласно ч. 1 ст. 684 КоАП, рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов. При этом протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 73 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел.
Статья 73-1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью 1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, – влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут административный арест на срок до двадцати суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, – влекут штраф в размере сорока месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. В 2014 году при принятии сразу четырех основных кодексов (УК, УПК, КоАП, УИК) данный состав правонарушения был закреплен в УК в ст. 108. В 2017 году Законом РК от 3 июля 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы» названное деяние было декриминализовано и перенесено в КоАП, ответственность за которое установлена в комментируемой ст. 73-1. Непосредственным объектом данного административного правонарушения является здоровье, правовая защита которого берет свое начало с Конституции РК. Объективная сторона данного правонарушения имеет ряд конструктивных признаков. В соответствии с Кодексом РК от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», под понятием «здоровье» понимается состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В общем смысле под вредом здоровью понимают нарушение анатомической целости органов (тканей) или их физиологических функций (телесные повреждения), либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психогенных, а так же последствия, возникшие в результате дефектов оказания медицинской помощи, приведшие к расстройству здоровья или наступлению смерти. В соответствии с Приказом Министра юстиции РК от 27 апреля 2017 года № 484 «Об утверждении Правил организации и производства судебных экспертиз и исследований в органах судебной экспертизы» различают два вида трудоспособности: общая трудоспособность - совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к действию, направленному на получение социально значимого результата в виде определенного продукта, изделия или услуги; профессиональная трудоспособность - способность к труду в своей профессии или другой равной ей по оплате и по квалификации деятельности. В свою очередь под расстройством здоровья понимается состояние организма, при котором выявляются клинически выраженные болезненные изменения местного и (или) общего характера, обусловленные конкретной травмой или заболеванием - когда имеется нарушение анатомической целости или физиологической функции органов. Согласно диспозиции ч. 1 ст. 73-1 КоАП, составом данного административного правонарушения охватывается общая трудоспособность. Конструктивным элементом данного состава выступает срок расстройства и утраты трудоспособности. Как правило, признаками легкого вреда здоровью являются: 1) кратковременное расстройство здоровья – сроком не свыше трех недель – не более 21 дня; 2) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности – менее 10 процентов. Оценка тяжести причиненного вреда здоровью проводится экспертом в рамках судебно-медицинской экспертизы путем медицинского обследования. Также экспертиза тяжести причиненного вреда здоровью может быть проведена по медицинским документам (карте стационарного больного, карте амбулаторного пациента (больного) и другим медицинским документам) при наличии полного пакета документов, содержащих исчерпывающие данные о характере повреждения, его клиническом течении. Лёгкий вред здоровью может быть причинен как действием, так и бездействием. Обязательному установлению подлежит причинно-следственная связь между причинением вреда здоровью и расстройством здоровья или утратой трудоспособности. К примеру, не будет образован состав административного деяния, предусмотренного ст. 73-1 КоАП если после полученной гематомы лицевой части человек лечился от вирусного заболевания. Отсюда вывод, что комментируемый состав является материальным, т.е. необходимо наступление общественно-опасных последствий. Субъект данного правонарушения является общим, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Субъективная сторона может быть выражена только в умысле, т.е. виновное лицо должно осознавать общественно опасный характер своих действий и предвидеть наступлений вреда. Часть 2 комментируемой нормы предусмотрена ответственность за совершение аналогичного правонарушения в течении года повторно. При этом указанный срок начинает исчисляется с момента наложения административного взыскания за первое его совершение. За совершение административного правонарушения предусмотрено взыскание в виде ареста на срок до 20 суток. В части 3 комментируемой нормы устанавливается ответственность отдельной категории виновных лиц, к которым не применяется административное взыскание в виде ареста. Таковыми являются: -беременные женщины; -женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет; -лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста; -инвалиды 1 и 2 групп; -женщины в возрасте свыше пятидесяти восьми лет; -мужчинам свыше шестидесяти трех лет; -мужчины, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Для перечисленных категорий лиц, ответственность за причинение легкого вреда здоровью наступает по ч. 3 ст. 73-1 КоАП, а административное взыскание налагается в виде штрафа в размере сорока месячных расчетных показателей. При дифференцированном подходе в регламентировании санкций не является обязательным применять штраф при совершении данного правонарушения. Ярким примером, тому является решение Зерендинского районного суда Акмолинской области. Так, судом было установлено, что гражданин А. в ходе возникшей семейной ссоры, умышленно нанес супруге удары рукой в область лица и живота, тем самым причинив легкий вред ее здоровью. Постановлением суда гражданин А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 73-1 КоАП («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») и подвергнут административному аресту сроком на 3 суток[210].
Статья 73-2. Побои 1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, – влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут административный арест на срок до пятнадцати суток. 3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, – влекут штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Состав правонарушения, именуемый «Побои», в 2017 году был декриминализован и переведен из УК в КоАП в соответствии с Законом РК от 3 июля 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы». Отличия деяния «Побои» административного и уголовного правонарушения проявляются в квалифицированных его составах и санкции за его совершение. Так, ранее в УК состав «Побои» не предусматривал квалифицированных состава, а в КоАП в ст. 73-2 предусмотрена ответственность за его повторное совершение. Также санкция за уголовные побои предусматривала штраф до 100 МРП. Исправительные или общественные работы, а также арест до 45 суток. В настоящее время санкция за данное правонарушение устанавливает взыскания в виде штрафа в размере 10 МРП или арест на срок до 15 суток. Объектом данного административного правонарушения является здоровье человека, его физиологическое состояние и благополучие. Потерпевшим в соответствии с диспозицией комментируемой нормы может стать любой человек вне зависимости от возраста, пола или рода деятельности. Объективная сторона данного административного правонарушения может быть выражено только в действии, так как выражается в: нанесении побоев; иных насильственных действий. При этом для обоих признаков объективной стороны обязательным является последствие в виде физической боли. Побои не составляют особого вида повреждений. Под побоями при этом понимается нанесение многократных ударов, в результате которых на теле потерпевшего не возникает никаких повреждений анатомической целостности органов, либо может быть причинено легкое расстройство здоровью, длящееся непродолжительное время. Если в результате побоев на теле потерпевшего остаются повреждения, их оценивают по тяжести вреда здоровью, исходя из обычных признаков. Если побои не оставляют после себя никаких объективных следов, то судебно-медицинский эксперт в своем заключении отмечает жалобы потерпевшего, указывает, что объективных признаков повреждений не обнаружено[211]. Иные насильственные действия могут выражаться в виде заламывании и выкручивании рук, сдавливании отельных частей дела, защемлении кожи или щипании, связывании или сковывании, укусах, химическом или термическом воздействии, причинение боли с помощью механических приспособлений, животных или насекомых и т. п. Важным условием для квалификации деяния как «Побои» - это отсутствие последствий, предусмотренных в ст. 73-1 КоАП, т.е. причинение легкого вреда здоровью. Субъект административного правонарушения, закрепленного в комментируемой норме, является общим, т.е. им может быть любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона данного преступления выражается виной в форме прямого умысла. Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит причинение вреда потерпевшему и желает наступления данных вредных последствий. Часть 2 комментируемой нормы предусматривает ответственность за повторное совершение данного деяния в течении года после наложения административного взыскания за первое его совершение. Санкция за повторное совершение предусматривает административный арест на срок до пятнадцати суток. Часть 3 посвящена ответственности за побои, повторно совершенные лицами, к которым административный арест не применим в соответствии со ст. 50 КоАП, к которым относятся: беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет; лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста; инвалиды 1 и 2 групп; женщины в возрасте свыше пятидесяти восьми лет; мужчинам свыше шестидесяти трех лет; мужчины, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Для перечисленных категорий лиц, ответственность за причинение легкого вреда здоровью наступает по ч. 3 ст. 73-2 КоАП, а административное взыскание налагается в виде штрафа в размере 30-ти месячных расчетных показателей.
Статья 74. Воспрепятствование получению гражданства Республики Казахстан 1. Незаконные действия (бездействие) должностных лиц, препятствующих получению лицом гражданства Республики Казахстан, – влекут штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. В соответствии с положениями Конституции РК гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Республики Казахстан не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. В 2017 году Законом РК от 10 марта 2017 года в ч. 2 ст. 10 Конституции РК были внесены изменения в части лишения гражданства и на сегодняшний день лишение гражданства допускается только по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны. Родовым объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, которые гарантированы государством и Конституцией РК, в том числе в части приобретения гражданства. Непосредственным объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие при приобретении гражданства в соответствии с Законом РК от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан». Основания приобретения гражданства закреплены ст. 10 вышеуказанного Закона: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство Республики Казахстан; 3) по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан; 4) по иным основаниям, предусмотренным указанным законом. Также данными нормативным актом установлены условия для лиц, претендующих на приобретение гражданства Республики Казахстан: 1) лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет; 2) граждане бывших союзных республик, имеющие одного из близких родственников — граждан Республики Казахстан: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от срока их проживания в Республике Казахстан. Предусмотрен и упрощенный порядок приема в гражданство для определенной категории лиц, а именно: 1) оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях не менее четырех лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет; 2) реабилитированные жертвы массовых политических репрессий, а также их потомки, лишенные или утратившие гражданство без их свободного волеизъявления, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях, независимо от срока проживания. При этом срок рассмотрения материалов о приобретении гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке не должен превышать три месяца со дня подачи заявления. В условиях соблюдения процедуры приема в гражданство, согласно ст. 17 Закона РК «О гражданстве РК», четко определен перечень оснований отказа в приеме в гражданство Республики Казахстан, а именно: 1) совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан; 2) призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан; 3) осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб национальной безопасности, здоровью населения; 4) разжигает межнациональную, межконфессиональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан; 5) принадлежит к террористическим и экстремистским организациям или осуждено за террористическую деятельность; 6) находится в международном розыске, отбывает наказание по вступившему в силу приговору суда либо его действия признаны судом как особо опасный рецидив; 7) состоит в гражданстве других государств; 8) сообщило о себе ложные сведения при обращении с ходатайством о приеме в гражданство Республики Казахстан или без уважительной причины не представило необходимые документы в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан; 9) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Республики Казахстан или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Казахстан; 10) совершило правонарушение в сфере экономики в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в гражданство Республики Казахстан или восстановлении в гражданстве Республики Казахстан; 11) неоднократно в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в гражданство Республики Казахстан или восстановлении в гражданстве Республики Казахстан нарушило законодательство Республики Казахстан в области миграции населения; 12) утратило гражданство Республики Казахстан на основании подпунктов 1), 2) и 5) ст. 21 Закона РК «О гражданстве РК» в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в гражданство Республики Казахстан или восстановлении в гражданстве Республики Казахстан; 13) утратило гражданство Республики Казахстан на основании подпункта 8) части первой ст. 21 Закона РК «О гражданстве РК»; 14) лишено гражданства Республики Казахстан на основании ст. 20-1 Закона РК «О гражданстве РК». Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных установлений, определяется объективная сторона комментируемого административного правонарушения, формой выражения которой могут быть действия или бездействия должностных лиц, связанные с несоблюдением правил и процедур приема в гражданство Республики Казахстан[212]. При квалификации деяний по данному составу в необходимых случаях следует обращать внимание и на порядок производства по рассмотрению заявлений и предложений по вопросам гражданства Республики Казахстан (гл. 6 Закона), а также учитывать и ряд нормативных актов подзаконного характера (к примеру, Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РК, утвержденное Указом Президента РК от 10 октября 2006 г. № 198, Приказ Министра внутренних дел РК от 28 января 2016 года № 85 «Об утверждении Правил приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств (заявлений) по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан и восстановления в гражданстве Республики Казахстан, в том числе в упрощенном (регистрационном) порядке, выхода из гражданства, утраты, лишения гражданства и определения принадлежности к гражданству Республики Казахстан» и др.). Исходя из содержания указанных выше ведомственных нормативных актов в практике применения норм о гражданстве следует учитывать и такие случай. Так, Семейский городской суд, рассмотрев гражданское дело по иску Е.Оразаева к Департаменту внутренних дел Восточно-Казахстанской области признал недействительным и отменил заключение по утрате гражданства. Истец мотивировал свои требования тем, что регистрация утраты гражданства произведена сотрудниками Управления миграционной полиции ДВД ВКО на основании того, что лицо приобрело гражданство другого государства. Однако он лично не ходатайствовал о приеме его в гражданство Российской Федерации, заявление от его имени подано неизвестным лицом на основании подложных документов. Его обращения в компетентные органы результатов не дали, оспариваемое заключение не отменено, что нарушает его права и законные интересы, так как он лишен прав гражданина Республики Казахстан. В ходе судебного заседания было установлено, что решением суда Российской Федерации установлен факт использования подложных документов от имени Е.Оразаева при получении гражданства Российской Федерации. Данное решение суда вступило в законную силу. Об этом Е.Оразаев отметил в своей объяснительной на имя начальника УВД г.Семей. Тем не менее, ответчик выносит обжалуемое заключение и лишает истца гражданства Республики Казахстан. После решения суда, Федеральная миграционная служба РФ вынесла заключение об отмене решения о приеме Е.Оразаева в гражданство Российской Федерации. Несмотря на имеющиеся письменные доказательства, ответчик через четыре года после вышеуказанного заключения об отмене гражданства, выносит свое заключение о его утрате, нарушив конституционные права истца. Семейский городской суд иск Е.Оразаева удовлетворил. Заключение по утрате им гражданства Республики Казахстан Управления миграционной полиции Департамента внутренних дел Восточно-Казахстанской области признано недействительным и отменено[213]. С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться, как правило, умышленной формой вины. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица, уполномоченные осуществлять прием в гражданство, или участвующие в процедуре приобретения лицами гражданства Республики Казахстан. Часть 2 комментируемой нормы квалифицирующим признаком определяет повторность, т. е. совершение аналогичного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания по ч. 1 ст. 74 КоАП. Подведомственность дел по данным правонарушениям, определена в соответствии ч. 1 ст. 684 КоАП и закреплена за судьями специализированных районных и приравненных к ним административных судов. В соответствии со ст. 805 КоАП правом возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 74 КоАП, обладает прокурор.
Статья 75. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о языках 1. Отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц, а также нерассмотрение их по существу, мотивированные незнанием языка, – влечет предупреждение или штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. 2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей. 3. Нарушение требований по размещению реквизитов и визуальной информации – влечет предупреждение. 4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере десяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей. 5. Ограничение прав физических лиц в выборе языка, дискриминация по языковым признакам – влекут штраф на должностных лиц в размере десяти месячных расчетных показателей. 6. Действия, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ_____________________________________________ Часть 1. Конституция РК в ст. 7 закрепила, что государственным является казахский язык. При этом в государственных организациях образования и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Одновременно государство заботиться о создании условия для изучения и развития языков народа Казахстана. Родовым объектом правонарушения являются установленные и гарантированные государством права личности, общественные отношения, возникающие в связи с использованием языков. Непосредственным объектом данного административного правонарушения являются установленный порядок обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, в связи с подачей ими официальных обращений, размещения реквизитов и визуальной информации, выборе языка.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |