|
|
|
Статистический анализ Закона Республики Казахстан (по состоянию на 1 января 2018 г.)[1]
Сатбаева А.Б. научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук
Архитектурная, градостроительная и строительная отрасль направлена на создание производственной и социальной инфраструктуры, формирование полноценной среды обитания и деятельности человека, ввода объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие фондов промышленного производства, населенных пунктов и территорий. В последние годы, законодательство Республики Казахстан в сфере архитектуры, градостроительства и строительства претерпело значительные изменения. В качестве предмета исследования выступил Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного закона с описанием ее эффектов, а также анализ стабильности данного законодательного акта.
1. Общие показатели стабильности Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» принят 16 июля 2001 года. Начиная с декабря 2004 года по 1 января 2018 года (158 месяцев) изменения и дополнения в Закон внесены 67 законами (Диаграмма 1). Наибольшее количество поправок в Закон внесено в период с 2012 по 2016 годы, что было обусловлено необходимостью совершенствования законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, приумножения повышения качества строительства, повышения эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности за допущенные нарушения в процессе реализации проектов строительства. 27 января 2012 года Президент Республики Казахстан - Лидер нации Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана объявил о старте новых грандиозных проектов, определив комплекс задач по десяти направлениям. Одним из таких направлений являются доступное жилье, региональное развитие, индустриально-инновационные проекты, надлежащая реализация которых невозможна без соответствующего информационного сопровождения и мониторинга.
Диаграмма 1
Средний период стабильности данного Закона равен значению 2,4[2], из чего следует, что в среднем в Закон вносятся поправки 1 раз в 72 дня. Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Анализ изменений Закона по месяцам 2012-2016 годов, когда было внесено наибольшее количество поправок, показал, что наибольшее количество законов было принято в январе (3 закона) 2012 г., январе (4 закона) 2014 г. и октябре (3 закона) 2015 г. (Таблица 1) Таблица 1
В ходе анализа стабильности Закона установлено следующее. - принятие законов с разницей в 2 дня (12, 13 апреля 2005 г., 2, 3 июля 2013 г., 13, 14 января 2014 г., 27, 28 октября, 28, 29 октября 2015 г.); - принятие законов с разницей в 4 дня (9, 12 января 2007 г., 14, 17 января 2014 г.); - принятие законов с разницей в 5 дней (17, 21 января 2014 г.). Период стабильности Закона в минимальном значении составляет 0 день, в максимальном - чуть меньше 12 месяцев (Таблица 2). Значение периода стабильности Закона равное 0, означает, что период времени между принятием двух законов, которые вносят изменения в данный правовой акт, менее 24 часов. То есть в один день двумя или тремя законами были внесены поправки в нормы рассматриваемого Закона. 17 законов было принято в один день, что составляет 25,3%. Максимальный период стабильности составляет почти 1 год, что означает отсутствие каких-либо изменений и дополнений в Закон в течение 12 месяцев.
Таблица 2
2. Статьи анализируемых законов, наиболее часто подвергавшихся изменениям Анализ законодательных актов, которыми вносились поправки в Закон, показал, что наиболее часто подвергались изменениям статьи Закона, закрепляющие компетенцию Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства, местных представительных и исполнительных органов. При этом наибольшее количество изменений и дополнений внесено в статью 20, определяющую компетенцию уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства. В нее внесено 24 поправки. За ней следует статья 19, устанавливающая компетенцию Правительства (18 поправок), статья 24, устанавливающая компетенцию акиматов областей (16 поправок) и статья 25, закрепляющая полномочия акиматов города республиканского значения, столицы и городов областного значения (18 поправок). Наиболее частым изменениям также подвергались статьи 1 и 68, определяющие основные понятия, используемые в Законе (22 поправки) и устанавливающие основные требование к процессу строительства (18 поправок). В целях повышения эффективности контроля и усиления ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в статью 31 (организация архитектурно-строительного контроля и надзора), внесены 12 поправок, статью 33 (государственная архитектурно-строительная инспекция) 12 поправок (Таблица 3). Таблица 3
Выводы: 1. Как показывает проведенный анализ, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности преобладает политика внесения изменений и дополнений, что связано с необходимостью совершенствования законодательства в данной отрасли, повышения качества предпроектной документации, эффективности контроля и ответственности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также усиления задач и функций государственных уполномоченных органов. 2. Между тем, частые поправки, вносимые в Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» приводят к его нестабильности, что в свою очередь оказывает влияние на сферу деятельности.
[1] Исследование проведено на основе данных Информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет» [2] Средний период стабильности - длительность условного периода, в течение которого в законодательный акт не вносятся изменения. Среднее значение периода стабильности определяется через соотношение общего срока действия закона, в месяцах, на общее количество законов, которые вносили изменения и дополнения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |