|
|
|
Практика правоприменения Атырауским территориальным Управлением
Шанкиева К. К. Главный государственный инспектор Атырауской области по охране окружающей среды
Второй Атырауский правовой семинар «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2004 г.)
Какие бы мы реформы ни проводили, окружающая человека среда и ее богатство всегда была, есть и будет определяющим фактором основ жизнедеятельности. От того, в каком состоянии сегодня находятся земля, вода, воздушный бассейн, зависит судьба не только настоящего, но и будущих поколений. Именно такой подход должен проходить красной нитью через деятельность представительных и исполнительных органов власти при реализации требований законодательств в области охраны окружающей среды. В нашей области с ее уникальными природными комплексами, Урало-Каспийским бассейном, значительными площадями сельскохозяйственных угодий, недрами, богатыми полезными ископаемыми проблема охраны окружающей среды вызывает обоснованное беспокойство и требует энергичных усилий исполнительных государственных органов, также широких кругов общественности. Конечно, природоохранная деятельность - это не просто периодическое внимание к возникающим проблемам экологии. В законодательном виде это большая, саморегулирующаяся комплексная система. Ведь этой системы трудно переоценить, а ее место буквально во всем, что мы подразумеваем под взаимоотношениями человека и окружающей среды. В создании такой системы и заключалась задача государства. В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Казахстан охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, является одной из важнейших целей государства. Исходя из требований указанной нормы Конституции, основными задачами законодательства в области охраны окружающей среды являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. Одним из основных принципов охраны окружающей среды - это государственное регулирование и государственный контроль, неотвратимость ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды, предотвращение нанесения ущерба окружающей среде. Данным вышеуказанным конституционным положением полномочием, Атырауское областное территориальное управление охраны окружающей среды, как компетентный орган в области охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 77 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года осуществляет государственный контроль за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований. В целях реализации требований природоохранных законодательств ежегодно государственными инспекторами управления, в соответствии с планом контрольно-инспекционных работ, проверяются около 2000 предприятий области, на предмет соблюдения ими в хозяйственной и иной деятельности экологических требований, в частности на наличие разрешения на загрязнение окружающей среды. Увы, при контрольно-инспекционной работе, ежегодно инспекторами управления выявляются нарушители природоохранных законодательств, в частности осуществляющие свои хозяйственные и иные деятельности без соответствующего разрешения, которые привлекаются к гражданско-правовой, и административной ответственности. Почему мной затронут вопрос о правонарушениях связанных с разрешительной системой. Как мы знаем, законодательством об охране окружающей среды допускается загрязнение окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности в пределах установленных норм. В этой связи, юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в результате которой происходит загрязнение окружающей среды, обязаны получить разрешение на загрязнение окружающей среды, которое выдается уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды в порядке, установленном «Правилами выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 сентября 2001 года №1154. Указанное разрешение является документом, удостоверяющим право природопользователя на загрязнение окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности, с указанием конкретных сроков, объемов и норм, условий природопользователя и применяемой технологии. Хотя, законодатель предусматривает защиту всех хозяйствующих субъектов, наделяя их правом осуществлять свои деятельности, получив в установленном порядке разрешения, при проверке государственными инспекторами управления выявляются природопользователи, которые нарушают экологические требования, порой даже неоднократно. Главой 10 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» предусмотрены экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, где одним из требований являются нормы статьи 60 указанной главы, по которым выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также размещение отходов производства и потребления в окружающую среду без разрешения центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды запрещаются. Таким образом, законодательство в области охраны окружающей среды предусматривает запрещение деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований, в частности, как было сказано выше, осуществление деятельности без специального разрешения. Но, принятие решений о закрытии производств, осуществляемых с нарушениями экологических требований или ограничении их деятельности в большинстве случаев невозможно по экономическим соображениям. Поэтому в настоящее время усилия контролирующих органов должны быть сконцентрированы на проблемах возмещения причиняемого окружающей среде вреда. Так, в 2001 году при проведении плановой проверки соответствия производственной деятельности товарищества с ограниченной ответственностью «Тенгизшевройл» требованиям природоохранного законодательства, государственными инспекторами управления было выявлено, что предприятием без соответствующего разрешения размещены в окружающую среду 5 444 876 тонн комовой серы, а также осуществляется сброс со сточными водами загрязняющих веществ в недра. По результатам проверки за самовольное загрязнение окружающей среды предъявлены претензии на общую сумму 10 992 137 650 тенге. Учитывая, что ТШО в претензионном порядке не намерено оплатить экологические платежи, нами было направлено материалы в Областной суд о принудительном взысканий. Гражданское разбирательство по данному иску с апреля 2002 года рассматривался Атырауским областным судом и 2 декабря вынесено решение областного суда о взыскании с ТШО 10 889 752 тысяч тенге, то есть сумму ущерба, причиненного природной среде самовольным размещением комовой серы, а за сбросы в недра со сточными водами загрязняющих веществ отказано. При этом, иск судом признан правильным, единственной мотивировкой отказа явилось отсутствие в решении Акима Атырауской области нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в недра (подземный горизонт) на 2001 год. ТШО в декабре 2002 года подана апелляционная жалоба на решение Атырауского областного суда от 2 декабря 2002 года. Коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан, рассмотрев апелляционную жалобу, удовлетворила частично, и в доход государства взыскано только 1 млрд. тенге, без кратности. Также, в ходе плановой проверки ТШО, проведенной в декабре 2002 года было выявлено, что предприятием без соответствующего разрешения осуществляется сброс загрязняющих веществ в недра. По результатам проверки нами подано исковое заявление в специализированный межрайонный экономический суд Атырауской области о взыскании суммы ущерба в размере 111 858 867 тенге. Решением экономического суда от 10 июля 2003 года данный иск был удовлетворен полностью. Но, 25 июля 2003 года компанией данное решение было обжаловано. Рассмотрев в апелляционном производстве жалобу, коллегия по гражданским делам Атырауского областного суда постановлением от 12 августа оставила жалобу без удовлетворения. Решение было исполнено, и 5 сентября 2003 года компанией вышеуказанная сумма ущерба была оплачена. Следует отметить, что благодаря усилению контрольно-инспекционных и правоприменительных работ компанией на 2002 год получено разрешение на размещение комовой серы, а также на 2003, 2004 год. Также получено разрешение на сброс загрязняющих веществ в недра на 2004 год. Хочется отметить, что принятые нами действия не являются специальной акцией в адрес указанной компании. Речь идет только о контроле над соблюдением природоохранного законодательства по отношению ко всем природопользователям, независимо от форм собственности. Приведенные выше примеры, лишь только одни из тех, которыми сталкиваются в своей деятельности государственные инспектора Атырауского областного территориального управления охраны окружающей среды. И приведены они доказательствами тому, что реальное усиление контроля влечет за собой положительных изменений, и поможет добиваться необходимого уровня соблюдения требований природоохранного законодательства всеми природопользователями, которые будут положительно сказываться на состояние окружающей среды. Также, хотелось бы отметить, что анализ последних лет инспектирования в области охраны окружающей среды показывает, что, несмотря на принимаемые меры правоприменительного характера, результативность природоохранной деятельности на предприятии остается слабой, нарушения природоохранного законодательства были и остаются широко распространенными явлениями, а отдельные из них имеют тенденцию ежегодно повторятся. Достаточно сказать, что в среднем по области ежегодно инспекторами управления вскрываются около 1700 нарушений экологической направленности, налагаются на юридических и физических лиц административных штрафов на общую сумму более 4349,7 тыс. тенге, предъявляются претензии за нанесенный ущерб окружающей среде только за 2003 год свыше 572079 тыс. тенге. Думаю комментарии здесь излишни, вывод напрашивается следующий, что истинный успех природоохранного правоприменения кроется не в количестве принятых мер воздействия в виде штрафов или исков или возбужденных судебных дел, а в достижении определенного состояния окружающей среды. Мы и все природопользователи должны четко осознавать, что правоприменение не является ценностью само по себе, оно лишь инструмент для достижения соблюдения требований природоохранных законодательств.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |