В частности, в постановление внесены следующие изменения: На сегодняшний день по вопросам фактического уровня бедности и безработицы наблюдается следующая ситуация. По состоянию на 3 квартал 2022 года, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (уровень бедности) составил 5,3%. При этом в 13 регионах (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская, Южно-Казахстанская, Павлодарская, г. Астана, г. Алматы и г. Шымкент) наблюдается рост доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума c 2019 года. Так, в 9 регионах (Акмолинская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская, Северо-Казахстанская, Туркестанская и Восточно-Казахстанская области, г. Алматы и г. Шымкент) показатель превышает среднереспубликанский уровень (5,2% и больше). В структуре ВВП наблюдается низкая доля оплаты труда работников – 30,1% за январь-сентябрь 2022 года по сравнению с другими странами (39,8% в России; 53% в США; 47,0% в ЕС). Это обусловлено наличием проблем, связанных с диспропорциями в оплате труда, наличием скрытой безработицы, и, как следствие, ростом работающих бедных (Казахстан – 32,7%, Азербайджан – 39,7%, Россия – 30,7%, Греция – 13,4%). Текущая ситуация доходов населения имеет негативную тенденцию. Несмотря на постоянную положительную динамику номинальных доходов с 39,2 тыс. тенге в 2010 году до 152,5 тыс. тенге в третьем квартале 2022 года, темпы роста реальных доходов населения снижаются (6,4% в 2019 году, 4,3% в 2020 году, 4,1% в 2021 году, 3,5% за январь-сентябрь 2022 года). Это связано с замедлением экономического роста (-2,5% в 2020 году, 4,3% в 2021 году, 2,7% за 11 месяцев 2022 года) и высоким инфляционным давлением (7,5% в 2020 году, 8,4% в 2021 году, 20,3% в декабре 2022 года), которое сохранится в 2023 году. При этом, следует особо отметить, что продовольственная инфляция в декабре 2022 года составила 25,3% и оказывает существенное влияние на платежеспособность населения. Сохраняется разрыв по ВРП между регионами. Например, если по уровню ВРП в 2010 году г. Алматы был в 8,7 раз больше Северо-Казахстанской области, то в 2022 году разрыв был уже в 10-кратном размере. По ВРП на душу населения разрыв в региональном неравенстве еще более существенен. Так, например, данный показатель в Атырауской области в 2022 г. был в 17 раз больше показателя по Туркестанской области. Несмотря на устойчивую положительную динамику реального дохода (за исключением 2015-2016 гг.) в девяти регионах (Туркестанская, Костанайская, Алматинская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Жамбылская области и г. Шымкент) наблюдается проблема низких трудовых доходов, и, как следствие, высокая доля самозанятости. Вместе с тем, несмотря на относительно высокие трудовые доходы, в четырех регионах (Атырауская и Мангистауская области, г. Астана, г. Алматы) наблюдается проблема неустойчивости роста реальных доходов. В остальных четырех регионах (Карагандинская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области) наблюдается проблема отсутствия устойчивого роста реального дохода, низких трудовых доходов, высокой самозанятости и оттока населения. Главное отличие структуры доходов городских и сельских жителей – характер трудовой деятельности. Доходы городского населения на 65,6% складываются из доходов от работы по найму и на 7,4% из доходов от работы не по найму (т.е. от доходов от самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности). Основные источники доходов жителей сельской местности на 60,8% состоят из доходов от работы по найму и на 13,7% из доходов от работы не по найму (данные за 3 квартал 2022 года). Таким образом, для сельской местности характерен более высокий удельный вес доходов от самостоятельной занятости, чем у городского населения. Также проблема бедности усугубляется следующими проблемами: Рост неравенства. Наблюдается рост неравенства и увеличение разрыва между средней и медианной заработной платой, который составляет 1,5 раза (в странах ОЭСР разрыв составляет 1,13). Имеется тенденция к неравномерному распределению доходов населения. Снижение реальных доходов домашних хозяйств затронуло группы населения с наименьшим уровнем дохода и почти не коснулось высокодоходных групп населения. Распределение дохода по доходным квинтильным группам показывает, что за счет увеличения доли совокупных доходов 5-й доходной группы (высокодоходное население) произошло уменьшение доли доходов 2-й, 3-й квинтильной группы, что означает наличие неравенства в относительном выражении в распределении доходов между доходными группами населения. В 3 квартале 2022 г. у 20% населения с наивысшими доходами (богатые 3,8 млн. человек) концентрировалось до 39% доходов (в 2010 г. – 37,94%), у 20% населения с наименьшими доходами (3,8 млн. бедных слоев населения) концентрировалось 9,91% дохода (в 2010 г. – 9,43%). Остальные 60% населения имеют в общей сложности 51,1% доходов. Рост работающих бедных (бедность среди наемных работников). Анализ структуры доходов населения показал, что доля трудовых доходов населения за последние 10 лет снизилась на 7,3 процентных пункта (с 71,3% в 2010 году до 64% в третьем квартале 2022 года), в то время как доля социальных трансфертов выросла на 7,2 процентных пункта. Следует отметить, что рост социальных трансфертов с 2015 года (на 5,9 процентных пункта до 22,5%) усиливает нагрузку на бюджет государства, что создает угрозы для потенциала покрытия всех потребностей. Высокая доля непроизводительной занятости. На сегодняшний день значительная часть занятого населения (4,9 млн. человек) занимается низкопроизводительным трудом и имеет низкие доходы. При этом 3 млн. наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами. Это объясняется тем, что в экономике создаются рабочие места, для которых не требуются навыки высокого уровня, что влияет на производительность и оплату труда. Причина в слабом развитии обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных предприятий (выпускающих продукцию высокого передела), которая имеет значительный потенциал в росте доходов. В этой связи, требуется повышение навыков рабочей силы для обеспечения занятости, в том числе через создание высокопроизводительных рабочих мест. Бедность среди самозанятых. Также значительное число граждан не могут получить достаточный доход от самозанятости. В 3 кв. 2022 года в Казахстане более 2,1 млн. человек самостоятельно занятого населения, 49,5% из которых зарабатывают менее 100 тыс. тенге в месяц, 3,4% получают доход ниже величины прожиточного минимума. Доминирование занятости в низкопроизводительных отраслях экономики. Рассматривая структуру занятости Казахстана, следует отметить, что в третьем квартале 2022 года 5,6 млн. человек или 64,1% занятого населения были заняты низкопроизводительным трудом. При этом 3,9 млн. наемных работников заняты в низкопроизводительных отраслях с низкими заработными платами. В целом отсутствие стабильного роста реального дохода, относительно низкие трудовые доходы, высокая самозанятость и отток населения являются рисками недостижения целей по росту реальных доходов в будущем. Настоящая Программа сфокусирована на казахстанском гражданине, на улучшении его благосостояния и качества жизни. В качестве основной цели ставится повышение уровня доходов граждан, в том числе, сельских жителей. Программа сфокусирована не только на прямом повышении заработных плат за счет бюджета и предприятий, но и на развитии человеческого капитала, повышении профессиональных навыков, увеличении производительности труда, а также на обеспечении солидарной ответственности средних и крупных предприятий, получающих меры государственной поддержки, по повышению заработных плат и обеспечению занятости. В целях повышения эффективности и адресности, внедряется механизм проактивного формата поддержки социально уязвимых слоев населения. Разработанные меры направлены на повышение уровня благосостояния и качества жизни в каждом регионе и для каждого гражданина, активизацию вовлечения частного сектора в социально-экономическое развитие страны, а также на улучшение мониторинга, увеличение прозрачности и ответственности государственных органов. С учетом вышеприведенного анализа разработан Комплексный план «Программа повышения доходов населения до 2029 года» (далее – Комплексный план). Реализация Комплексного плана охватывает мероприятия по следующим 5 направлениям: 1) создание рабочих мест в реальном секторе экономики в рамках региональных карт занятости; 2) повышение доходов сельского населения в рамках реализации проекта «Ауыл аманаты»; 3) системные меры, обеспечивающие повышение уровня доходов и меры государственной поддержки; 4) обязательства по повышению заработных плат из бюджета; 5) государственная социальная поддержка населению. Реализация Комплексного плана приведет к трудоустройству более 3,3 млн.человек, в том числе 2,3 млн. молодежи до 2029 года, увеличению доли оплаты труда в ВВП до 41,1% (с 30,1%), снижению уровня бедности до 5% (с 5,3%), безработицы до 4,6% (с 4,9%). Постановление вводится в действие со дня его подписания. |