|
|
|
Правовой статус судей Республики Казахстан
Гульнара Сулейменова, профессор Алматинской юридической академии
//Хаëт ва Конун (Жизнь и закон). 2003 г. № 4. С. 57-72
Правовой основой формирования судебного корпуса и правового статуса судей республики является нормы Конституции Республики Казахстан[1] (раздел VII. Суды и правосудие) и соответствующие им нормы Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 г. № 132-II ЗРК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». В соответствии с законодательством республики судьей является лицо, назначенное или избранное в установленном законом порядке на должность судьи, работающее в соответствующем суде и исполняющее свои полномочия на профессиональной основе. Судьями являются председатели и постоянные судьи Верховного суда РК, областных и приравненных к ним судов (в дальнейшем - областных)[2], районных и приравненных к ним (в дальнейшем - районных)[3] судов; председатели коллегий Верховного суда, областных судов. Судья является, как это указано в ч.1 ст. 23 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» носителем судебной власти. Поэтому законодательством установлены особые, не присущие другим видам профессии, требования, как к лицам, претендующим на должность судьи, так и к самим судьям. В соответствии с этими требованиями судьей районного суда может быть любой гражданин Республики Казахстан, который должен отвечать предусмотренному законом: возрастному цензу - достижение 25 лет; образовательному цензу - наличие высшего юридического образования; моральному цензу - наличие безупречной репутации; профессиональному цензу - стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, а также сдан квалификационный экзамен и успешно пройдена стажировка в суде[4], что должно быть отражено в положительном отзыве пленарного заседания[5] областного суда. Кроме того, законодательством предусмотрена обязательность прохождения кандидатом на должность судьи специальной проверки и установлен запрет о том, что к сдаче квалификационных экзаменов не могут быть допущены лица, которые в течение года перед этим были уволены с должности судьи, из правоохранительных органов или государственной службы за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении служебных обязанностей. К кандидату в судьи вышестоящего суда закон устанавливает, помимо указанных требований, дополнительные - стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, - из них, как правило, два года работы судьей. Требование об обязательном наличии у кандидатов на должность судьи гражданства республики обусловлено тем, что эти лица осуществляют, прежде всего, задачи и функции государства, вследствие чего полномочия по их осуществлению не могут быть доверены иностранному гражданину или лицу без гражданства. Установление, помимо гражданства, возрастного, образовательного, профессионального и морального ценза также логично, поскольку статус любой должности, в том числе, и судебной, представляет собой совокупность организационно-правовых положений и предполагает наличие двух элементов - служебной и личной. Законодатель, исходя из содержания специфики судебной деятельности, требует от судьи не только достаточных теоретических знаний и нравственной безупречности, но и наличия практического опыта, который обычно приходит с годами. Все это, без сомнения, позволяет судье не только правильно применять в своей деятельности нормы материального и процессуального законодательства, но и уметь разбираться в сложных ситуациях, встречающихся при рассмотрении дел, осмотрительно и ответственно принимать решения, которые должны быть не только обоснованными и законными, но и справедливыми. Лица, отвечающие указанным требованиям, зачисляются в резерв, а отбор кандидатов на должность судьи осуществляется Высшим судебным советом РК[6] и Квалификационной коллегией юстиции РК[7]. Формирование судебного корпуса судов республики осуществляется двумя способами - избранием и назначением судей из числа кандидатов, зачисленных в резерв. Судьи и председатели районного суда назначаются на должность Президентом РК по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции РК. Председатель, председатели коллегий и судьи областного суда также назначаются на должность Президентом РК. В отличие от порядка формирования судейского корпуса районного суда, основанием назначения указанных председателей является рекомендация Высшего судебного совета Президенту республики, основанная на представлении Председателя Верховного суда. Это представление вносится им с учетом заключения пленарного заседания Верховного суда республики; а основанием назначения судей на вакантную должность в областных судах является рекомендация Высшего судебного совета. Следует заметить, что отбор кандидата на вакантную должность судьи и районного, и областного суда осуществляется на конкурсной основе. Основанием для проведения конкурса является представление Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде РК об открытии вакансии на должность судьи районного или приравненного к нему суда. Сообщение о сроках и месте проведения конкурса по подбору кандидатур для занятия вакантной должности судьи должно быть опубликовано за один месяц до конкурса в официальных изданиях республиканских средств массовой информации на государственном и русском языках. Для участия в конкурсе кандидат должен подать в Квалификационную коллегию юстиции заявление и другие документы, перечень которых устанавливается регламентом этой коллегии Кандидатура на вакантную должность председателя коллегии и судьи Верховного суда рассматривается Высшим судебным советом по представлению Председателя Верховного суда республики, внесенному им с учетом заключения пленарного заседания Верховного суда. Высший судебный совет рекомендует кандидатуру на вакантную должность председателя, председателя коллегии и судьи Верховного суда Президенту РК для представления в Сенат Парламента РК. Если Сенат не принимает по предложенным Президентом кандидатурам решения об избрании их на должность, Президент вносит в Сенат письменное представление на тех же лиц или на новые кандидатуры. Кандидатуры на должности Председателя, председателей коллегий и судей Верховного суда проходят предварительное обсуждение в соответствующем комитете Сената. По результатам этого обсуждения Комитет дает заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре, оглашаемое на заседании Сената. При этом Комитет не вправе предлагать другие кандидатуры, он вправе лишь рекомендовать одобрить или отклонить предлагаемые на основе мотивированного решения Первым актом, с которого начинается осуществление судебной деятельности, является принесение судьей присяги, суть которой состоит в торжественной клятве честно и добросовестно исполнять возложенные на него обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции и законам Республики Казахстан, быть беспристрастным и справедливым, как велит долг судьи. К лицам, назначенным или избранным на должность судьи, законом также предъявляются определенные требования, заключающиеся в следующем. 1) Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РК и соответствующие ей законы, обеспечивать реализацию нормативных правовых предписаний о защите прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов и организаций. Это означает, что суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если при рассмотрении судебных дел, суд установит, что закон или иной нормативный правовой акт ущемляет закрепленные Конституцией РК права и свободы человека и гражданина, суд обязан приостановить производство по делу и обратиться с представлением в Конституционный Совет республики о признании этого акта неконституционным (ст. 78 Конституции РК). 2) При выполнении своих обязанностей, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы опорочить авторитет правосудия, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективной беспристрастности. С учетом специфики правового статуса судьи, его активной роли в выполнении задач правосудия закон возлагает на него дополнительные обязанности, не присущие другим видам профессии. Так, судья, как при выполнении своих обязанностей, так и во внеслужебных отношениях обязан не позволять своей семье, общественным и иным связям влиять на его деятельность в качестве судьи; не раскрывать или использовать в своих целях конфиденциальную информацию, которою он получил в результате своей должности; проявлять уважение, терпимость и воспитанность в профессиональных и иных отношениях и т.п. (ст.ст.1, 2, 4 Кодекса судейской этики). Судья должен избегать такого поведения, которое может быть расценено, как стремление угодить руководителям представительных или исполнительных органов, добиться расположения со стороны председателя данного суда или вышестоящих судей. Недопустимо появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, неряшливо или вызывающе одетым, посещение им заведений, пользующихся сомнительной репутацией (казино, игорные дома и т.п.), афиширование своих личных связей с руководящими работниками представительных, исполнительных и других органов и т.п. 3) Судья должен противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в его деятельность, пресекать попытки осуществлять контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными и иными органами или их должностными лицами. В целях обеспечения этого положения ч.1 ст.339 УК РК устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, а также за эти же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. В Постановление Пленума Верховного Суда РК № 1 от 14 мая 1998 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» указано, что под «вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение, и другие подобные действия». 4) Судья должен соблюдать тайну совещания судей, не разглашать сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний. Нахождение в совещательных комнате, кроме рассматривающего дело судьи (судебного состава), иных лиц, в том числе, и участников судебного заседания, законом не допускается, поскольку они могут стеснить судью, оказать на него влияние и т.д. Судья, если дело рассматривалось коллегиально, не вправе разглашать мнения других судей по обсуждаемым в совещательной комнате вопросам, консультироваться или советоваться (по телефону или иным источникам связи) по рассматриваемому делу, общаться кем бы то ни было во время нахождения его в совещательной комнате. 4) Особенностями, определяющими правовой статус судей является законодательное установление определенных запретов и правоограничений. Так, законом предусмотрена полная деполитизация судей. В этой связи важным требованием к судье является предусмотренная законом недопустимость быть депутатом, занимать иную оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Кроме того судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии (ч.2 ст.23 Конституции РК, ч.2 ст.28 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»). Тем самым законодатель устанавливает требование политической нейтральности судьи в целях обеспечения его независимости и беспристрастности. Данное конституционное ограничение обусловлено особенностью правового статуса суда в системе органов государства, специфичностью его функций и рода деятельности. Политический нейтралитет судебной деятельности означает, с одной стороны, запрет отбора кадров по политическим взглядам, а с другой - обязанность судей в рамках своих полномочий быть вне политических пристрастий и убеждений Поэтому, кандидат в судьи в случае его назначения или избрания на должность судьи, должен прекратить свои полномочия депутата, если являлся таковым, а также членство в партии, профессиональном союзе, если состоял в них, расторгнуть трудовые правоотношения, если он занимал оплачиваемую должность, не осуществлять предпринимательскую деятельность. Помимо этого, судья не вправе состоять в коммерческой организации, в составе руководящего органа или наблюдательного совета. Вместе с тем, в соответствии со ст.5 Кодекса судейской этики, «судья может участвовать в коммерческой деятельности в качестве «пассивного» участника (владеть акциями, ценными бумагами и т.д.) при условии, если такая деятельность не будет оказывать негативного влияния на его положение как судьи и не будет нарушать требования закона». Кроме того, законодателем установлен запрет для занятия должности судьи в случаях: - признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; - наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующей должности установлены в квалификационных требованиях; - отказа принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности, привести к использованию его статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах. Таким образом, указанные ограничения предусматривают, что единственной функцией судьи может быть только судебная деятельность. Занятие же преподавательской, научной и иной творческой деятельностью должно осуществляться вне рабочего времени как совместительство в соответствии с трудовым законодательством. Вместе с тем эти запреты отнюдь не означают ограничения права судей на создание объединений либо (и) членство в других общественных объединениях. Как справедливо указывается в разъяснении Конституционного Совета РК «судьи, как и любые граждане государства, в соответствии с п. 1 ст. 23 Конституции имеют право на свободу объединений в целях реализации и защиты своих корпоративных интересов, при условии не использования этих объединений для влияния на отправление правосудия, а также не преследования политических целей. Такие объединения действуют в виде судейских ассоциаций, гильдий, советов во многих странах»[8]. Поэтому судьи вправе создавать в установленном законодательством порядке общественные объединения в целях в целях представительства и защиты своих профессиональных интересов. Таким судейским сообществом является Союз судей РК, образованный на первом съезде судей 19 декабря 1996 г. В соответствии с п. 1.1 его Устава, указанный Союз «является некоммерческой организацией в форме общественного объединения с республиканским статусом, объединяющий судей, действующий в целях защиты и выражения ими своих профессиональных интересов»[9]. Целями и задачами Союза судей являются: определение позиции судейского сообщества в решении важных государственно-правовых проблем; рассмотрение актуальных проблем работы судов и статуса судей; рассмотрение обращений судей и принятие мер по защите их прав, чести, достоинства и интересов (социальных, материальных и др.); обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования законодательства; принятие мер к повышению профессионального мастерства судей; обсуждение предложений судей о даче разъяснений по вопросам применения законодательства; проведение общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности судов и правоприменительной практики и т.п. В целях надлежащего осуществления возложенных на судью функций по осуществлению судебной власти, помимо указанных выше требований, законодатель предусматривает и определенные гарантии его независимости от какого бы то ни было вмешательства и влияния на его деятельность по отправлению правосудия. Помимо порядка избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, право судьи на отставку предусмотренной процедуры осуществления правосудия, и к числу таких гарантий относятся следующие: 1) В отношении судей действует принцип их несменяемости, т.е. неограниченности их полномочий каким-либо сроком. В 1995 г. впервые в истории законодательства Казахстана законодатель отказался от бывшего традиционным в советском праве принципа избрания судей на определенный срок и перешел к принципу их несменяемости, т.е. неограниченности полномочий каким-либо сроком. Они избираются или назначаются на эту должность пожизненно. Вместе с тем, закон установил срочность полномочий - 5 лет для председателей всех судов и председателей коллегий. По истечении указанного срока они могут быть вновь назначены или избраны на ту же или аналогичную должность, если профессиональная деятельность, деловые и нравственные качества соответствуют занимаемой должности; либо переведены на должность судьи в этом или, с его согласия, в другом суде. Однако несменяемость не существует в «чистом» виде. Законом предусмотрена возможность освобождения судьи от должности при наличии предусмотренных законом оснований: а) уход в отставку или освобождение от должности судьи по собственному желанию; б) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением; в) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера; г) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи; д) утрата гражданства Республики Казахстан; е) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; ж) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу; з) упразднение суда или истечение срока полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде. Кроме того, полномочия судьи могут быть прекращены в связи с решением дисциплинарно-квалификационной коллегии судей[10] о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарных проступков или невыполнение требований, предъявляемых к должности судьи. Законом предусмотрена особая процедура освобождения судьи от должности, по итогам которой принимается: - постановление Сената - в отношении председателя, председателей коллегий и судей Верховного суда по представлению Президента РК; - Указ Президента РК - в отношении председателя, председателей коллегий и судей областного суда, председателя и судей районного суда. Законом предусмотрены также случаи, когда судья может быть временно лишен полномочий по рассмотрению судебных дел и материалов, т.е. когда его полномочия приостанавливаются. Законом установлен исчерпывающий перечень оснований, влекущие приостановление полномочий судьи: а) судья зарегистрирован кандидатом в Президенты РК, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; б) судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим; в) дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; г) при переходе на другую работу. Решение о приостановлении полномочий судьи принимается Президентом РК - в отношении Председателя Верховного суда РК; Председателем Верховного суда РК - в отношении всех остальных судей судов республики. Приостановление полномочий судьи отменяется, если отпали обстоятельства, явившиеся основанием к принятию этого решения (например, уголовное дело в отношении судьи прекращено по реабилитирующим основаниям, либо в отношении его был вынесен оправдательный приговор; суд отменил решение о признании судьи безвестно отсутствующим; судья не является депутатом Парламента, местного представительного органа и т.д.). 2) Важнейшей гарантией независимости судей и необходимым условием предотвращения какого-либо воздействия на них при отправлении ими правосудия является установленное законом положение о их неприкосновенности. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, к нему не могут быть применены меры административного взыскания, налагаемые в судебном порядке, а также привлечены к уголовной ответственности без согласия Президента РК, основанного на заключении Высшего Судебного Совета республики, либо в случае лишения неприкосновенности председателя и судей Верховного суда республики без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Посягательство на жизнь судьи, совершенное с целью воспрепятствования его законной деятельности, либо мести за такую деятельность, а также угроза убийством, причинения вреда здоровью, повреждения или уничтожения имущества в отношении судьи, а равно его близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде влечет уголовную ответственность. Так, законодатель предусматривает ответственность за конкретные формы вмешательства в деятельность суда по осуществлению правосудия (например, посягательство на жизнь судьи, а равно его близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст. 340 УК РК); угроза убийством, причинением вреда здоровью, повреждением или уничтожением имущества в отношении судьи или его близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст.ст. 340, 341 УК РК). Кроме того, Законом РК от 5 июля 2000 г. «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» установлено, что не только судья, но и члены его семьи и имущество находятся под защитой государства. Неприкосновенность распространяется на судей всех судов не только при непосредственном отправлении ими правосудия, но и вне их служебной деятельности. Однако это вовсе не означает, что судья останется безнаказанным в случае совершения им порочащего должность судьи поступка, правонарушения. Законом предусматривается лишь особая процедура привлечения его к ответственности (дисциплинарной, уголовной). Так, судья подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в случае нарушения им законности при рассмотрении судебных дел; совершения порочащего проступка, противоречащего судейской этике; грубого нарушения трудовой дисциплины, а председатели судов и председатели коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Органами, рассматривающими дисциплинарные дела в отношении судей являются областные дисциплинарно-квалификационные коллегии (в отношении судей областных судов, председателей и судей районных судов) и республиканская дисциплинарно-квалификационная коллегия (в отношении председателей и судей Верховного суда, председателей и председателей коллегий областных судов). Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РК, который поручает расследование органу, осуществляющему предварительное следствие. Для получения согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, арест и привод Генеральный прокурор РК вносит представление Президенту РК или в Сенат Парламента РК. После получения согласия Президента РК, или Сената Парламента РК производится дальнейшее расследование. Если Президент или Сенат Парламента не дали согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, уголовное дело подлежит прекращению. 3) Независимость судей обеспечивается также тем, что их материальное обеспечение, предоставление им жилья, а также финансирование судов производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.
[1] Далее - РК [2] К числу приравненных относятся: городской суд столицы республики - г. Астаны, городские суды городов республиканского значения и военный суд Войск РК. [3] К числу приравненных относятся: городские суды, межрайонные специализированные суды (административные и экономические), и военный суд гарнизона. [4] Условия и порядок прохождения такой стажировки определены Положение о прохождении стажировки и Типовой программой прохождения стажировки кандидатов в судьи. Лицо, изъявившее желание пройти стажировку для участия в конкурсе на занятие должности судьи, должно обратиться с заявлением о его допуске к прохождению стажировки к председателю районного или приравненного к нему суда. Прохождение стажировки осуществляется по индивидуальному плану, разрабатываемому на базе Типовой программы стажировки кандидатов в судьи. С учетом уровня профессиональной подготовленности стажера-кандидата для занятия должности судьи срок стажировки может быть определен от 3-х месяцев до 1-го года. По итогам стажировки стажер-кандидат составляет подробный отчет, который вносится председателем районного суда на рассмотрение пленарного заседания областного суда, по результатам заслушивания которого дается заключение, принимаемое большинством голосов, подписывающееся председательствующим. В последующем заключение и представляется в Квалификационную коллегию юстиции РК. [5] Пленарное заседание областного является органом областного суда, в состав которого входят все судьи данного суда. К компетенции пленарного заседания относится рассмотрение вопросов, связанных с организацией работы областного суда, формированием судебного корпуса районных судов (например, рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения; рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и предоставляет в Квалификационную коллегию юстиции РК соответствующее заключение), организацией ресурсного обеспечения областного суда и др. полномочия. Аналогичный орган, но с более широкой компетенцией имеется в Верховном суде республики. Особенностью пленарного заседания является то, что им не рассматриваются судебные дела. [6] Названный Совет является консультативно-совещательным органом при Президенте РК, в состав которого входят председатель Конституционного совета, председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, два депутатов Сената Парламента, шесть судей (два судьи Верховного суда, два судьи областного или приравненного к нему суда, два судьи районного или приравненного к нему суда), секретаря Совета и других лиц, назначаемых Президентом РК. Его основными задачами являются: обеспечение независимости и неприкосновенности судей; отбор на конкурсной основе кандидата на вакантную должность судей областного и Верховного суда; рассмотрение вопросов об освобождении судей названных судов от должности и др. Организация и деятельность Совета регламентирована специальным Законом РК от 28 мая 2001 г. № 203-11 ЗРК «О высшем Судебном Совете Республики Казахстан». [7] Квалификационная коллегия юстиции Республики Казахстан является автономным, независимым учреждением, формируемым из депутатов Мажилиса Парламента РК, судей, прокуроров, преподавателей права и ученых-юристов, работников органов юстиции. Ее основными задачами являются: обеспечение качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности председателей и судей районных и приравненных к ним судов; обеспечение независимости судей. Организация и деятельность коллегии регламентирована специальным Законом РК от 11 июля 2001 г. № 234-II «О квалификационной коллегии юстиции РК». [8] Постановление Конституционного совета РК от 5 июля 2000 г. № 13/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан». [9] Устав Республиканского общественного объединения «Союз судей РК» // Второй съезд судей РК. Алматы, 1999. С. 6. [10] Республиканская и областные дисциплинарно-квалификационные коллегии судей являются органами по рассмотрению дисциплинарных дел и материалов квалификационного производства в отношении судей республики, обладают правом присвоения квалификационных классов в пределах, предоставленных законодательством, а также правом наложения на судей дисциплинарных взысканий.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |