|
|
|
Источник: Сетевое издание «Zakon.kz» (www.zakon.kz)
08.11.2021 Законопроект «О теплоэнергетике» разработали в Казахстане
Министерство энергетики разработало концепцию и проект закона «О теплоэнергетике», сообщает Zakon.kz. Как отмечают разработчики, на сегодняшний день в республике на законодательном уровне отсутствует нормативный правовой акт, который устанавливал бы полноценную правовую основу для регулирования теплоэнергетики и всей совокупности отношений в области теплоснабжения. Также отсутствует государственное ведомство, ответственное за состояние, техническую политику и развитие систем теплоснабжения. Предлагаемый законопроект устанавливает нормы функционирования электроэнергетики, в том числе основы формирования и деятельности национальной электрической сети, рынка электрической энергии. При этом структура рынка электрической энергии имеет кардинальное отличие от рынка тепловой энергии. В связи с чем необходимо обеспечить четкое разграничение сфер тепло- и электроэнергетики. Кроме того, в отношении отрасли электроэнергетики определен уполномоченный орган, ответственный за состояние и развитие всей отрасли в целом - Министерство энергетики Республики Казахстан. Тогда как в отношении теплоэнергетики такого уполномоченного органа, ответственного за всю отрасль в целом, нет, - говорится в документе. Планируется установить принципы и нормы, касающиеся прав и обязанностей субъектов, занятых в сфере теплоснабжения, а также потребителей, и определить роли и функции центральных и местных органов государственной власти. Как отмечают в Минэнерго, отсутствие прочной специализированной правовой базы для отрасли привело к реальным и существенным проблемам - недостаточные темпы развития систем теплоснабжения, низкий уровень инвестиций в отрасль, отставание теплоэнергетики от основных целевых показателей в устойчивом и социально ориентированном развитии. Во всех сегментах и на всех стадиях процесса (производство, передача, распределение и потребление тепловой энергии) присутствуют существенные технические, экономические проблемы, а также недостатки в сфере правовых отношений, регуляторного контроля и формирования стратегий и планов развития, - указывается в концепции. Основными техническими проблемами являются: · высокая степень износа основного оборудования - в среднем по стране износ теплосетей составляет 59%; · низкий тепловой КПД (только 35-50% химической энергии топлива преобразуется в электрическую и тепловую энергию, отпускаемую в сеть казахстанскими ТЭЦ, по сравнению с КПД до 70% в передовых международных системах); · отсутствуют или не работают перекачивающие насосы на прямой и обратной тепломагистралях, полностью или частично отсутствует теплоизоляция, не налажен гидравлический режим теплосетей, не во всех сетях проводятся гидравлические, температурные испытания и испытания на плотность; · в некоторых регионах отсутствуют схемы развития тепловых сетей; · низкая надежность, несоблюдение качественных параметров, несоблюдение температурных графиков, неконтролируемый водохимический режим в централизованных системах локального централизованного теплоснабжения; · низкий уровень автоматизации процессов на предприятиях по производству, передаче и распределению тепловой энергии; · недостаточный контроль качества топлива, использование топлива с низкой теплотворной способностью (калорийностью), использование непроектного топлива, которое вредит оборудованию, не учтены вопросы утилизации остатков топлива; · высокие потери тепловой энергии в тепловых сетях (30% по сравнению с 10% в современных системах); · высокая потребность в электроэнергии для поддержания гидравлического режима; · сезонный режим работы систем централизованного теплоснабжения создает дополнительные проблемы для потребителей, которые вынуждены самостоятельно решать вопрос горячего водоснабжения во время межсезонного перерыва, и, кроме того, отрицательно сказывается на технико-экономических показателях теплоэлектроцентралей, крупных районных котельных; · отсутствие эффективной организации и планирования ремонтных работ для поддержания и восстановления основного и вспомогательного оборудования ТЭЦ, котельных и теплосетей; · преобладание устаревших и загрязняющих технологий и низкая эффективность теплоэнергетики; · отсутствие программ и планов внедрения инновационных направлений и технологий в области теплоэнергетики; · высокий уровень выбросов вредных веществ, при использовании угля для теплогенерации при одновременном отсутствии вовлечения альтернативных и возобновляемых источников энергии в энергобаланс; · отсутствие реализованных технических решений для использования избыточного тепла от промышленности и ВИЭ; · существенная нехватка профессиональных кадров и низкий уровень подготовки молодых специалистов и т.д. Также в документе указываются основные экономические проблемы отрасли. Среди которых отсутствие обоснованных нормативов потребления, потерь для подтверждения уровня фактических затрат, и метод ценового регулирования не стимулирует предприятия тепловой энергетики к повышению энергоэффективности (например, снижение удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, снижение потерь тепла в сетях). Низкие показатели потерь не поощряются, в связи с чем нет стимулов для проведения мероприятий по энергоэффективности. Называются и основные недостатки в сфере регуляторного контроля, среди которых отсутствие единого центра ответственности за отрасль; отсутствие четкого разграничения полномочий государственных органов, осуществляющих формирование политики в отрасли; отсутствие единой долгосрочной стратегии в отрасли и др. В настоящее время субъекты сектора оперируют завышенными тепловыми нагрузками, которые берутся из проектов старых систем теплоснабжения и планов развития, - отмечают в Минэнерго. Кроме того, отсутствует детальная проработка вопроса о порядке учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя в соответствующих нормативных правовых актах, отсутствует достаточный объем информации, необходимый для корректной организации взаимодействия по вопросам учета в сфере теплоэнергетики. Анализ проблем, сложившихся в процессе эксплуатации и развития отрасли теплоэнергетики республики, показал, что их эффективное решение не может быть обеспечено без создания системного правового обеспечения в рамках специального закона «О теплоэнергетике», который бы устанавливал: 1. правовые, экономические и организационные отношения в отрасли теплоэнергетики для всех систем теплоснабжения, действующих в республике; 2. полномочия государственных органов по контролю и регулированию этих отношений; 3. права и обязанности всех субъектов теплоснабжения, участвующих в процессах производства, транспортировки и потребления тепловой энергии. Новое законодательство должно позволить обеспечить технологическое обновление отрасли, возможность предоставления надежной, качественной услуги потребителю, сокращение удельного и абсолютного уровня выбросов при оказании услуги, с минимально возможной нагрузкой на бюджет, - считают в Минэнерго. Полный текст документов можно посмотреть на сайте «Открытые НПА», где они размещены для публичного обсуждения до 26 ноября.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |