|
|
|
Важные аспекты кадровой политики
В Казахстане за годы независимости реализована комплексная реформа, в результате которой созданы необходимые условия для развития и укрепления судебной системы. Одной из актуальных задач для ее совершенствования продолжают оставаться вопросы модернизации системы подготовки и отбора судейских кадров и повышения их профессионализма. Данная тема обсуждена в Алматинском городском суде участниками «круглого стола», посвященного вопросам обеспечения верховенства закона и механизма отбора кандидатов в судейский корпус. На повестку дня вынесены основные вопросы реализации Плана нации «100 конкретных шагов» - ужесточение квалификационных требований и механизм отбора кандидатов на судейские должности, усиление подочетности судей, разработка нового этического кодекса судей. Участие в обсуждении приняли действующие судьи, члены комиссий по кадровому резерву и этике, председатель филиала Союза судей РК и районных судов, судьи, зачисленные в кадровый резерв и кандидаты, проходящие стажировку на должность судей судов г. Алматы. Задачей встречи стала выработка рекомендаций по улучшению качества прохождения стажировки кандидатами и обеспечению отбора кандидатов на судейские должности, в целях формирования высокопрофессионального судейского корпуса. Открывая встречу, председатель апелляционной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда Бахытжан Караманов зачитал приветственное собращение председателя Алматинского городского суда Акжана Ештая, в котором особо подчеркивается, что в настоящее время наша страна находится на пути реализации пяти институциональных реформ, направленых на укрепление казахстанской государственности. - Для судей приоритет имеет вторая реформа - обеспечение верховенства закона, которая содержит 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы нашей страны. Из них 11 шагов направлены на реформирование судебной системы. Указанная реформа предусматривает переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Будут ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на должность судьи, расширена область применения суда присяжных, открыт Международный арбитражный центр AIFC на примере опыта в Дубаи, создано судопроизводство по инвестиционным спорам. В целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики предусмотрена передача Института правосудия из структуры Академии государственного управления в структуру Верховного Суда. Планируется внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке, передача следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, - отмечено в приветственном слове. В ходе «круглого стола» председатель Комиссии по кадровому резерву Алматинского городского суда Г. Мусина в своем докладе представила информацию относительно кадровой политики городского суда. В последние два года на Комиссию по кадровому резерву возложены функции по первичному рассмотрению заявлений о допуске к стажировке и предварительному заслушиванию отчетов кандидатов в судьи по итогам стажировки до пленарного заседания. За этот период поступило более 100 таких заявлений. Из допущенных к стажировке 102 кандидатов в судьи, на пленарном заседании заслушано 73 отчета по итогам стажировок. В соответствии с требованиями п. 18 Положения о прохождении стажировки пленарным заседанием дано 68 положительных и пять отрицательных заключений. Из числа кандидатов в судьи, прошедших стажировку в указанный период, 20 лиц назначены на должность судей районных судов страны. Стоит отметить, что в случае получения отрицательного заключения по итогам стажировки стажер-кандидат допускается к прохождению повторной стажировки на общих основаниях лишь через три года. - Одним из аспектов институциональной реформы по совершенствованию механизма отбора кандидатов на должность судьи является ужесточение квалификационных требований к кандидатам в судьи. При этом, на мой взгляд, еще не обеспечено безусловное соблюдение уже установленных требований к кандидатам в судьи. Высшее юридическое образование - безусловное требование к кандидату в судьи. За последние годы изменилась система высшего образования. Ныне существуют такие формы обучения, как бакалавриат, магистратура. Не ясно, после окончания какой из этих форм обучения лицо считается получившим высшее образование. Достаточно ли для кандидатов в судьи степени бакалавра? В этой связи полностью поддерживаю предложение председателя Верховного Суда К. Мами о новой модели подготовки и отбора судей по двум направлениям, - подчеркнула Г. Мусина. Спикер пояснила, что в перспективе отбор кандидатов на должность судьи будет проводиться преимущественно из числа лиц, завершивших обучение в специализированной магистратуре. Программа обучения магистрантов должна включать годичную практику в судах. Это позволит тщательно изучить морально-нравственные качества кандидатов. Данное предложение основано на мировом опыте. Также важна стажировка в судах специалистов, имеющих длительный практический опыт в правоприменительной деятельности и положительно зарекомендовавших себя на прежней работе. Медицинское освидетельствование на предмет выявления заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, также является одним из основных требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, согласно ст. 29 Конституционного Закона РК «О судебной системе и статусе судьи», а также главе 2 и Положению о прохождении стажировки кандидатов в судьи. - До настоящего времени не разработан механизм такого медицинского освидетельствования. Нам представляется, что оно должно проводиться до сдачи кандидатом квалификационного экзамена, тем более - до допуска к стажировке, - отметила Г.Мусина. По мнению спикера, необходимость пятилетнего стажа надо рассматривать как одно из важных, но не главных требований. Сам факт наличия стажа работы не может свидетельствовать о соответствии кандидата. - Давно назрела необходимость повышения возрастного ценза для судьи. Мера позволит пополнить судейские ряды более подготовленными лицами, которые обладают профессиональным опытом. Это подтверждают сами кандидаты в судьи на заседаниях Комиссии по предварительному заслушиванию отчетов. Данная мера повысила бы доверие к суду, - подчеркнула спикер. В настоящее время в кадровом резерве Алматинского городского суда на должность председателя районного и приравненного к нему суда находятся 15 судей районных судов; на должность председателей судебных коллегий областных и приравненных к ним судов - шесть судей, в том числе пять судей городского, один председатель районного суда; на должность председателя областного суда - один председатель коллегии, на должность судьи Верховного Суда - семь судей городского суда. За последние два года четыре судьи городского суда избраны судьями Верховного Суда, семь - назначены председателями районных судов, двое - председателями судебных коллегий; один председатель коллегии назначен председателем областного суда. По вопросам реализации кадровой политики, совершенствования механизма отбора кандидатов на судейские должности выступили председатель Алмалинского районного суда г. Алматы К. Бухбанова, ст. прокурор прокуратуры г. Алматы А. Жилкибаева, ст. помощник прокурора группы кадровой работы г. Алматы Б. Мажатаев, судья Бостандыкского районного суда г. Алматы Р. Турсымбаева, судья районного суда № 2 Алмалинского района г. Алматы М. Амиров.
Сахибам Садырова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |