|
|
|
14.10.2019 Деятельность уголовно-исполнительной системы многогранна и сложна
И.О. Председателя Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК
Деятельность уголовно-исполнительной системы многогранна и сложна. Она затрагивает широкий круг вопросов. Начиная от образования, здравоохранения, материально-вещевого обеспечения, заканчивая соблюдением прав осужденных. Гуманизация уголовного законодательства позволила сократить численность осужденных в местах лишения свободы на 49 % (с 57 тыс. в 2011 году до 29 тыс. 2019 году) и в мировом рейтинге тюремного населения Казахстан переместился с 3-его (в 2000 году) на 95-ое место (в 2019 году). Снижение тюремного населения позволило ликвидировать 12 учреждений с наиболее худшими материально-бытовыми условиями содержания. В итоге за последние годы условия содержания осужденных в казахстанских учреждениях пенитенциарной системы улучшены. Пересмотрены нормы питания для заключенных. Если по старым нормам ежедневный рацион состоял из 15 наименований продуктов питания, то новым требованиям в ежедневное меню входят 26 наименований (утверждено постановлением Правительства РК от 28.11.2014 года № 1255). Увеличена жилая площадь осужденных до 3,5 квадратных метров на одного человека, также для женщин и несовершеннолетних не менее 4,5 квадратных метров (утверждено приказом МВД «Об установлении лимита мест учреждений УИС органов внутренних дел Республики Казахстан» с внесенными изменениями от 24 июля 2017 года № 501). Прежде всего, хотел бы отметить, что мы последовательно принимаем меры по устранению деятельности отечественной пенитенциарной системы. В первую очередь, это касается улучшения правового положения и условий содержания осужденных, гуманизации исполнения наказаний и усиления гражданского контроля. В сентябре прошлого года (совместным приказом МВД, ГП, МЮ, МФ, МЗ) утверждена Дорожная карта развития УИС на 2019 - 2023 годы. Отдельный блок мероприятий по совершенствованию пенитенциарной системы предусмотрен также и в Дорожной карте по модернизации ОВД на 2019 - 2021 г.г. (утверждена постановлением Правительства от 27 декабря 2018 года №897). Принимаются законодательные меры. В их числе: - зачет срока содержания под стражей при назначении наказания в виде лишения свободы (1 день содержания под стражей за 2 дня в учреждении минимальной безопасности и полтора дня в учреждении средней безопасности, 2 дня отбывания наказания в виде ограничения свободы); - сокращение сроков рассмотрения судом представлений об освобождении от наказания, замене не отбытой части наказания более мягким видом в связи с болезнью; - сокращение сроков подачи ходатайства прокурора на судебные постановления по жалобам осужденных, связанным с исполнением приговора и другие (ранее не предусматривалось, предлагается в течение 10-ти суток. Жалобы и ходатайства подлежат рассмотрению в апелляционном порядке в течение трех суток). Эти инициативы реализуются в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования УК, УПК» (находится в Правительстве). Всего предусматриваются 32 поправки в Уголовно-исполнительный кодекс, одна в Уголовный и две в Уголовно-процессуальный кодексы. 29 мая 2019 года по поручению Главы государства (дано на расширенном заседании Коллегии МВД РК от 17 апреля 2019 года) проведен форум «Открытый диалог - инструмент реформирования пенитенциарной системы». Мероприятие в таком формате и составе участников проводилось впервые в истории нашей уголовно-исполнительной системы. Мы вовлекли в процесс реформирования максимальное количество экспертов. Форум собрал более 150 участников. Кроме представителей государственных органов и депутатов в работе форума приняли участие представители общественности, ОНК, НПМ, научного сообщества, адвокаты, блогеры и просто граждане, которые заинтересованы в реформировании уголовно-исполнительной системы, а также дипломатические миссии и организации (посольства Австрии, Канады, Финляндии, ФРГ, Великобритании, Японии, США). По итогам форума создана Межведомственная рабочая группа для всестороннего анализа имеющихся проблем и их решения. В целях повышения прозрачности в этой работе на ведомственном сайте создана рубрика «Общественное обсуждение по вопросам совершенствования уголовно-исполнительной системы». В рубрике опубликована обзорная информация о принимаемых мерах и сравнительная таблица по внесению изменений в законодательство. За 3 месяца поступило более 200 предложений (рассмотрены на четырех заседаниях - 18 июня, 10 и 17 июля, 5 августа 2019 года). Из них 54 одобрены и рекомендованы к дальнейшей реализации. По предложениям, требующим подзаконного урегулирования, разработаны соответствующие проекты приказов МВД. По предложениям организационного характера определен алгоритм реализации с конкретными сроками и установлен контроль за качеством и своевременностью их исполнения. Многие предложения уже внедряются. В городе Алматы и Акмолинской области мы запустили пилотный проект сервиса электронных магазинов для приобретения товаров осужденными. Внедряется дистанционное обучение осужденных в высших учебных заведениях и многое другое. Следует отметить, согласно приказу министра от 13 сентября 2019 г. «О внесении изменений в приказ от 17 ноября 2014 года № 819 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы» осужденным максимальный вес одной передачи увеличился с 14 до 20 кг. и продлен график работы таксофонных аппаратов до 21.00 часов (ранее было до 18.00 часов). Вместе с тем для инвалидов, не имеющих возможности самостоятельного передвижения, в учреждениях уже введены должности санитаров из числа осужденных, которые оказывают помощь при передвижении. В настоящее время в учреждениях содержатся 27 осужденных без возможности самостоятельного передвижения (20 - колясочников, 7 - слепых), которым требуются сопровождение с места нахождения до объектов коммунально-бытового обеспечения учреждения (мед. часть, столовая, библиотека, баня и т.д.). Не мене важными являются и другие направления развития деятельности пенитенциарной системы. Первое - это цифровизация, одним из направлений которой является оснащение учреждений камерами видеонаблюдения и сотрудников УИС видеорегистраторами. Второе - развитие производства, трудоустройство осужденных и их ресоциализация в обществе. Для этого надо консолидировать усилия заинтересованных госорганов, неправительственных организаций и бизнес-сообщества с использованием механизмов ГЧП. Третье. Улучшение медицинского обслуживания. Один из рассматриваемых вариантов - передача медицинской службы УИС в ведение Министерства здравоохранения. В продолжение принятия и реализации инициатив по совершенствованию деятельности УИС, прорабатываются вопросы обеспечения проведения длительных свиданий осужденных к пожизненному лишению свободы; выведения системы видеонаблюдения из под контроля администрации учреждений УИС; создание фронт-офисов, обеспечивающих открытость и доступность услуг, надлежащие условия для адвокатов и лиц, ожидающих свидания. В учреждении ЕЦ-166/1 г. Нур-Султан, 11 октября 2019 г. состоялось открытие фронт-офиса, работающего по принципу ЦОНов. Подобный фронт-офис функционирует в учреждении г. Алматы, также планируем создать и в других учреждениях УИС. В завершении, хочу отметить, что нами будут приняты все меры по улучшению правового положения осужденных, условий и порядка содержания, защите прав осужденных, гуманизации исполнения наказаний, совершенствования процесса исполнения наказаний, а также усилению гражданского контроля.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |