|
|
|
Поправки 2018 года, внесенные в налоговое законодательство относительно применения контрольно-кассовых машин, коснулись главного требования по осуществлению денежных расчетов - фискализации (контроля правильности осуществления расчетов и уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками).
Денежные расчеты - расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек.
Платежная карточка - средство электронного платежа, которое содержит информацию, позволяющую ее держателю посредством электронных терминалов или других каналов связи осуществлять платежи и (или) переводы денег либо получать наличные деньги, либо производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях.
Следовательно, если предприниматель принимает оплату за товары, услуги и работы наличными средствами и (или) пластиковой карточкой, то он должен иметь кассовую машину.
Контрольно-кассовая машина (ККМ) - электронное устройство с блоком фискальной памяти без функции передачи данных, аппаратно-программный комплекс с (без) функцией (-и) фиксации и (или) передачи данных, электронное устройство с функцией фиксации и (или) передачи данных, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Торговые автоматы и терминалы оплаты услуг, осуществляющие денежные расчеты при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, подлежат оснащению контрольно-кассовыми машинами.
Терминал оплаты услуг - электронно-механическое устройство для приема наличных денег либо расчетов с использованием платежных карточек за оказанные услуги.
Торговый автомат - электронно-механическое устройство, осуществляющее реализацию товаров посредством наличных денег либо расчетов с использованием платежных карточек в автоматическом режиме.
В случаях технической неисправности ККМ или отсутствия электроэнергии, документом, подтверждающим факт осуществления денежного расчета, является товарный чек.
При отсутствии интернет-связи необходимо перевести ККМ в автономный режим и пробить чек.
Действие статьи 166 главы 19 «Применение контрольно-кассовых машин» Кодекса РК от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), приостановлено до 1 января 2024 года, в период приостановления данная статья действует в редакции статьи 22 Закона РК от 25 декабря 2017 года № 121-VI. Данная статья Закона регулирует поэтапное уменьшение субъектов, осуществляющих денежные расчеты без применения ККМ:
Как видно из приведенной таблицы, с 1 января 2020 года индивидуальные предприниматели, вне зависимости от применяемого режима налогообложения и видов деятельности, должны производить денежные расчеты с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ применением контрольно-кассовых машин.
Кроме того, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие отдельные виды деятельности и применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан общеустановленный порядок расчетов с бюджетом, за исключением находящихся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, ОБЯЗАНЫ обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек - POS-терминалов, а также принимать платежи с использованием платежных карточек.
Перечень отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек утвержден постановлением Правительства РК от 21 октября 2016 года № 604.
Применение POS-терминала без ККМ не правомерно. При проведении оплаты через POS-терминал покупателю должен быть выдан чек кассового аппарата.
Применение контрольно-кассовых машин включает в себя: 1) постановку контрольно-кассовой машины на учет; 2) внесение изменений в регистрационные данные; 3) снятие контрольно-кассовой машины с учета; 4) эксплуатацию контрольно-кассовых машин.
С 2018 года постановке на учет в налоговых органах по месту использования подлежат технически исправные контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в государственный реестр. Контрольно-кассовые машины без функции передачи данных подлежат постановке на учет в налоговых органах ТОЛЬКО в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования. Информация об административно-территориальных единицах Республики Казахстан, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, подлежит размещению на интернет-ресурсе уполномоченного органа. Следовательно, налогоплательщики, применявшие до 1 января 2018 года ККМ без функции фиксации и (или) передачи данных, не осуществляющие оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции, виды деятельности, установленные приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 206, НЕ ОБЯЗАНЫ обеспечить замену таких ККМ.
Государственный реестр контрольно-кассовых машин, а также Перечень административно-территориальных единиц РК, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования, опубликован на сайте Комитета государственных доходов Министра финансов РК.
Порядок включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) определяется уполномоченным органом.
Виды деятельности, при осуществлении которых на территории Республики Казахстан налогоплательщики применяют контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах, утверждены приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 206.
Юридическое лицо, обеспечивающее передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования, утверждено приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 205.
Для постановки на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов, налогоплательщик представляет в налоговый орган: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе; 2) контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике; 3) пронумерованную, прошнурованную, заверенную подписью и (или) печатью (при наличии) налогоплательщика книгу товарных чеков. Для постановки на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом с функцией передачи данных, налогоплательщик представляет в налоговый орган: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе; 2) краткое описание функциональных возможностей и характеристик аппаратно-программного комплекса; 3) руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет модели аппаратно-программного комплекса и обеспечивает доступ к нему. Для постановки на учет контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов, используемых в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, налогоплательщик представляет в налоговый орган: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе; 2) контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима; 3) пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью (при наличии) налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков. Для постановки на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом без функции передачи данных, используемым в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы: 1) налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе; 2) краткое описание функциональных возможностей и характеристик аппаратно-программного комплекса; 3) руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет модели аппаратно-программного комплекса. Приказом Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 208 утверждены:
Правила применения контрольно-кассовых машин; форма регистрационной карточки контрольно-кассовой машины; форма книги учета наличных денег; форма книги товарных чеков; форма товарного чека; Правила включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра); Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных.
При возврате денежных сумм покупателю составляется Акт, форму которого см. здесь Акт об аннулировании денежных сумм при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены при работе на контрольно-кассовой машине с фискальной памятью см. здесь
К сведению: Контрольно-кассовая машина не относится к объекту налогообложения и налогом на имущество не облагается.
Если у вас возникли вопросы по использованию ККМ и POS-терминалов, то разобраться со всеми нюансами вам помогут:
Заключительный этап по переходу на применение онлайн-ККМ Преимущества применения контрольно-кассовых машин с функцией онлайн передачи данных Минфином утвержден ряд нормативных документов касательно применения ККМ О применении ККМ с ФПД по отдельным видам деятельности
Кодекс РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Закон РК от 26 июля 2016 года № 11-VІ «О платежах и платежных системах» Закон РК от 9 апреля 2016 года № 495-V «О лотереях и лотерейной деятельности» Закон РК от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации» Закон РК от 16 июля 1999 года № 429-I «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» Приказ Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 208 «О некоторых вопросах применения контрольно-кассовых машин» Приказ Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 206 «Об утверждении видов деятельности, при осуществлении которых на территории Республики Казахстан налогоплательщики применяют контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах» Приказ Министра финансов РК от 16 февраля 2018 года № 205 «Об определении юридического лица, обеспечивающего передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования» Приказ Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160 «Об утверждении форм налоговых заявлений» Постановление Правления Национального Банка РК от 26 февраля 2018 года № 39 «Об установлении формы и содержания контрольного чека аппаратно-программных комплексов, применяемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций» Постановление Правительства РК от 21 октября 2016 года № 604 «Об утверждении перечня отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2014 года № 1147 «Об утверждении перечня отдельных видов деятельности и применения оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек»».
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 29 декабря 2018 года на вопрос от 14 декабря 2018 года № 526799 (dialog.egov.kz) «О применении ККМ нотариусом» Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 19 сентября 2018 года на вопрос от 5 сентября 2018 года № 514107 (dialog.egov.kz) «Касательно применения контрольно-кассовых машин с 1 октября 2018 года». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 7 сентября 2018 года на вопрос от 25 августа 2018 года № 512789 (dialog.egov.kz) «При полном заполнении, утери (порчи) книги учета наличных денег по ККМ без ФПД необходимо руководствоваться пунктом 24 Приказа МФ РК от 16.02.2018 г. № 208». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 4 сентября 2018 года на вопрос от 25 августа 2018 года № 512782 (dialog.egov.kz) «При осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты регистрация ККМ производится по месту нахождения юридического лица». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 8 августа 2018 года на вопрос от 4 августа 2018 года № 510399 (dialog.egov.kz) «Прицепы-фудтраки (мобильное кафе) являются объектами обложения налогом на имущество, для работы на них юридическое лицо вправе зарегистрировать ККМ по месту своего нахождения». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 7 августа 2018 года на вопрос от 20 июля 2018 года № 508328/1 (dialog.egov.kz) «При внесении членских взносов членами кооператива посредством наличных денег и (или) с использованием платежных карточек применение ККМ обязательно». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 24 июля 2018 года на вопрос от 16 июля 2018 года № 507732 (dialog.egov.kz) «При осуществлении денежных расчетов применять ККМ обязаны все налогоплательщики, не зависимо от сезонности работ». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 24 июля 2018 года на вопрос от 7 июля 2018 года № 506634 (dialog.egov.kz) «Касательно налоговых проверок на соответствие показаний отчета о текущем состоянии кассы ККМ». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 10 июля 2018 года на вопрос от 25 июня 2018 года № 504604/1 (dialog.egov.kz) «При расчетах наличными деньгами с выдачей чека ККМ и (или) через терминалы оплаты услуг поставщик имеет право выписать ЭСФ покупателю в день или после даты совершения оборота, но в пределах срока исковой давности». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 15 июня 2018 года на вопрос от 8 июня 2018 года № 502013 (dialog.egov.kz) «Касательно применения контрольно-кассовых аппаратов при оптовой торговле». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 7 июня 2018 года на вопрос от 4 июня 2018 года № 501048 (dialog.egov.kz) «С 1 января 2018 года налогоплательщики обязаны регистрировать в налоговых органах ККМ исключительно с функцией фиксации и (или) передачи данных». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 4 июня 2018 года на вопрос от 29 мая 2018 года № 500131/1 (dialog.egov.kz) «Касательно требований по замене ККМ без функции фиксации и (или) передачи данных». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 28 мая 2018 года на вопрос от 23 мая 2018 года № 499347 (dialog.egov.kz) «Банки второго уровня при осуществлении денежных расчетов вправе не применять ККМ». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 18 мая 2018 года на вопрос от 14 мая 2018 года № 497581 (dialog.egov.kz) «Налогоплательщики, применявшие до 1 января 2018 года ККМ без ФПД, не обязаны в период с 1 января 2018 года до 1 января 2024 года обеспечить замену таких ККМ на ККМ с ФПД, за исключением случаев, обязывающих применять ККМ с ФПД». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 мая 2018 года на вопрос от 14 мая 2018 года № 497433 (dialog.egov.kz) «При осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты регистрация ККМ осуществляется по месту нахождения юридического лица». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 14 мая 2018 года на вопрос от 2 мая 2018 года № 495779 (dialog.egov.kz) «Использовать ККМ с ФПД без подключения к оператору фискальных данных не представляется возможным». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 26 апреля 2018 года на вопрос от 18 апреля 2018 года № 493223 (dialog.egov.kz) «Налогоплательщики при осуществлении деятельности по фиксированному налогу обязаны применять ККМ». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 18 апреля 2018 года на вопрос от 3 апреля 2018 года № 490954 (dialog.egov.kz) «Касательно освобождения банков второго уровня от применения ККМ при осуществлении денежных расчетов». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 12 апреля 2018 года на вопрос от 29 марта 2018 года № 490206 (dialog.egov.kz) «С 1 января 2018 года налогоплательщики, применяющие ККМ с ФПД вправе не вести книгу учета наличных денег». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 11 апреля 2018 года на вопрос от 29 марта 2018 года № 490226 (dialog.egov.kz) «С 1 января 2018 года банки второго уровня при осуществлении денежных расчетов вправе не применять ККМ». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 11 апреля 2018 года на вопрос от 9 апреля 2018 года № 491559/1 (dialog.egov.kz) «Требование по замене ККМ без функции фиксации и (или) передачи данных распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 27 марта 2018 года на вопрос от 19 марта 2018 года № 489105 (dialog.egov.kz) «В случае отсутствия движений по ККМ сменный отчет (Z-отчет) снимать не обязательно». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 19 марта 2018 года на вопрос от 13 марта 2018 года № 488272 (dialog.egov.kz) «С 1 января 2018 года изменилось требование, предъявляемое при регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах». Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 17 января 2018 года на вопрос от 3 января 2018 года № 480945 (dialog.egov.kz) «Налогоплательщики, применявшие до 1 января 2018 года ККМ без функции фиксации и (или) передачи данных и имеющие право на применение таких ККМ с 1 января 2018 года, не обязаны производить замену таких ККМ». Ответ Министра национальной экономики РК от 8 января 2018 года на вопрос от 3 января 2018 года № 480944 (dialog.egov.kz) «Постановке на учет в налоговых органах по месту использования подлежат технически исправные ККМ с функцией фиксации и передачи данных, модели которых включены в государственный реестр».
Порядок применения ККМ в 2018 году Выдается ли фискальный чек ККМ при осуществлении онлайн-расчетов? Нужно ли пробивать чек ККМ при оплате через POS-терминал? Как снять ККМ с учета, если утеряны регистрационные карточки? Можно ли изменить адрес в регистрационной карточке без перерегистрации ККМ? Какие изменения по применению ККМ предусмотрены в 2018 году? Обязательно ли в чеке ККМ наличие ИНН продавца при приобретении товара? Нужно ли устанавливать POS-терминал в случае, если организация не осуществляет торговлю за наличные? Возникает ли обязательство по предоставлению фискального чека ККМ при приеме денег? Как быть в случае неисправности ККМ с функцией фиксации и передачи данных? Можно ли корректировать доходы при возврате товара от покупателя, если отсутствует фискальный чек? Обязывает ли применение POS-терминала к переходу на другой режим налогообложения? Каков порядок постановки на регистрационный учет в налоговом органе ККМ юридическим лицом? Что изменилось по применению ККМ в 2018 году?
Обращаем внимание, что за несвоевременную постановку на регистрационный учет ККМ в органах государственных доходов, согласно пункту 1 статьи 284 КоАП предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения. Пунктом 2 статьи 284 КоАП установлено, что действия (бездействие), предусмотренные частью первой данной статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
За отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обязанного принимать платежи с использованием платежных карточек, при осуществлении торговой деятельности (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Казахстан, оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, - согласно пункту 1 статьи 195 КоАП - предупреждение. Штраф на субъектов малого предпринимательства в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей - за деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания.
И надеемся, что предложенные Информационной системой «Бухгалтер. Параграф» материалы помогут Вам избежать ошибок, оградить себя от штрафов, пени и судебных исков.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |