В соответствии с пунктом 5 статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года, с пунктом 9 статьи 347 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, утверждены Правила технического применения средств подачи документов в суды в форме электронного документа, их регистрации, обработки, ознакомления с ними. В частности, Правила предназначены для подачи в суд электронных документов посредством веб-портала «электронного правительства», Единой системы электронного документооборота государственных органов, сервиса «Судебный кабинет» интернет-ресурса Верховного Суда Республики Казахстан, регистрации, обработки и ознакомления с ними в автоматизированной информационно-аналитической системе судебных органов Республики Казахстан (далее - ИС СО). Действие Правил не распространяется на электронные документы ограниченного распространения и (или) содержащие сведения, составляющие государственные секреты Республики Казахстан. Подача электронных документов в суд с веб-портала «электронного правительства» обеспечивается соответствующей электронной услугой указанного веб-портала. После прохождения процедуры авторизации, заявитель посредством раздела «Правовая помощь» выбирает одну из трех электронных услуг сервиса «Судопроизводство»: 1) подача искового заявления; 2) подача заявления о выдаче судебного протокола в электронном виде; 3) подача замечания на протокол судебного заседания. После выбора вида услуги осуществляется переход на сервис «Судебный кабинет». Заявителю, не зарегистрированному в сервисе «Судебный кабинет», при переходе необходимо осуществить регистрацию. Порядок подачи электронных документов посредством Единой системы электронного документооборота государственных органов, их регистрации, а также оповещения заявителей системы осуществляется в соответствии с Правилами электронного документооборота, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2004 года № 430. Заявитель представляет в суд электронные документы посредством заполнения электронных форм, размещенных в сервисе «Судебный кабинет». Для подачи электронных документов в суд необходимо зарегистрироваться в сервисе «Судебный кабинет». Авторизация в сервисе «Судебный кабинет» осуществляется с помощью электронной цифровой подписи или индивидуального идентификационного номера (далее - ИИН)/бизнес-идентификационного номера (БИН) и пароля. Заявитель после прохождения процедуры авторизации посредством соответствующего раздела гражданского, уголовного и административного судопроизводства для направления электронного документа выбирает один из видов судебной инстанции: 1) производство в суде первой инстанции; 2) производство в суде апелляционной инстанции; 3) производство в суде кассационной инстанции. Подаваемые в суд электронные документы оформляются в текстовом формате (шрифт 14 TimesNewRoman, межстрочный интервал). Заявитель заполняет электронную форму искового заявления (заявления), жалобы, ходатайства, отзыва и других документов, соответствующих требованиям, установленным ГПК, УПК и Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Для оплаты государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» заполняется поле «онлайн-платеж», затем документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (электронный платеж в формате *pdf) в автоматическом режиме загружается и передается в ИС СО. В случае оплаты государственной пошлины через банки второго уровня посредством электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств, заявитель загружает копию платежного документа (платежные поручения, квитанции, чеки и другие) об оплате государственной пошлины путем проставления галочки «прикрепить квитанцию». Для проверки электронной оплаты государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» в разделе «Проверка чека оплаты», где вводится уникальный код электронного чека и осуществляется его поиск. Результатом поиска отображается реквизиты электронного чека на экране. Каждый электронный документ загружается в систему подачи электронных документов в виде отдельного файла. Количество файлов должно соответствовать количеству документов, подаваемых в суд. Заявитель загружает файлы в формате *doc, *docx, *pdf, *jpeg, *xlsx. Максимальный размер каждого файла не превышает 10 Мегабайт. После загрузки документы удостоверяются электронной цифровой подписью заявителя и в автоматическом режиме передаются в ИС СО. Подтверждением отправки электронного документа является формирование талона об отправке, в котором указываются дата и время отправки, уникальный номер, а также реквизиты отправителя и получателя. Статус регистрации и ход рассмотрения искового заявления (заявления), жалобы, ходатайства, отзыва и других документов просматриваются во вкладке «Мои дела». При необходимости заявитель дополнительно направляет необходимые документы, воспользовавшись функцией «Отправить дополнительные документы», и (или) производит доплату государственной пошлины посредством функции «Отправить доплату государственной пошлины». Для участия в суде представителей предусмотрена возможность формирования электронной доверенности, подписываемой электронной цифровой подписью доверителя. В случае необходимости доверитель добавляет одного или нескольких поверенных лиц, устанавливает срок действия доверенности и вводит краткое содержание (фабулу) дела. Для представления электронной доверенности от юридических лиц прикрепляется сканированная копия приказа о назначении руководителя и подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации. Подписанная доверителем электронная доверенность отображается в разделе «Доверенность» в личном кабинете поверенного лица с возможностью просмотра и скачивания. Заявитель при подаче обращения осуществляет выбор раздела «Подача обращения» и заполняет электронную форму. Поступившие обращения рассматриваются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Заявитель загружает в систему подачи электронных документов файлы, содержащие обращение и документы, прилагаемые к нему. При завершении загрузки файлов заявитель осуществляет проверку правильности введенных данных, используя возможность их исправления. Обращение после удостоверения электронной цифровой подписью заявителя в автоматическом режиме передается в ИС СО. Подтверждением отправки обращения является формирование талона об отправке, в котором указываются дата и время отправки, уникальный номер, а также реквизиты отправителя и получателя. Приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования. |