|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 31. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ
В главе 31 КоАП содержатся составы административных правонарушений в области информатизации и связи. Родовым объектом административных правонарушений в области информатизации и связи является общественные отношения, охраняемые законодательными актами в области информатизации и связи. Такими законодательными актами являются, например, Закон РК от 5 июля 2004 года «О связи», Закон РК от 24 ноября 2015 года «Об информатизации», Закон РК от 7 января 2003 года № 370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Закон РК от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите» и т.д. В процессе совершенствования и оптимизации оказания государственных услуг возникла идея создания «электронного правительства». В настоящий момент через инфраструктуру электронного правительства оказывается более 900 услуг и сервисов. Популярность портала подтверждается статистическими данными. Пользователями портала являются более 50% экономически активного населения страны или более 5,3 миллиона человек, которым оказано более 130 миллионов электронных услуг[1556]. Мобильная связь и мобильные технологии, а также электронная цифровая подпись также являются на сегодняшний день неотъемлемой частью жизни граждан. В настоящее время сформированы нормативно-правовая база, инфраструктура, созданы базы данных и т.д., что обеспечивают доступность электронного правительство для каждого гражданина. В целях укрепления законности и правопорядка в данной области, кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за правонарушения в соответствующих сферах.
Статья 636. Исключена Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI
Статья 637. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи 1. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи, совершенное в виде: 1) необоснованного отказа доминирующего оператора связи от заключения договора присоединения либо установления доминирующим оператором связи заведомо ограничительных условий на присоединение или прокладку линий связи; 2) нарушения сроков присоединения сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области связи; 3) нарушения операторами связи уровней присоединения сетей телекоммуникаций, включая пропуск трафика и порядок взаиморасчетов; 4) отключения и (или) ограничения связи с номерами бесплатных соединений с экстренной медицинской, правоохранительной, пожарной, аварийной, справочной и другими службами; 5) несоблюдения оператором связи размеров единиц тарификации; 7) неуведомления абонентов о стоимости соединения при предоставлении доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств); 8) предоставления пользователям услуг связи, не соответствующих по качеству стандартам, техническим нормам и показателям качества услуг связи; 9) использования радиочастотного спектра при несоответствии технических параметров радиоэлектронных средств данным, указанным в разрешении на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан; 9-3) нарушения операторами связи правил применения сертификата безопасности; 9-4) нарушения порядка функционирования системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан; 9-5) предоставления оператором связи доступа к информации, запрещенной вступившим в законную силу решением суда или законами Республики Казахстан; 9-6) подмены сетевых адресов; 10) несоблюдения операторами связи, оператором централизованной базы данных абонентских номеров правил переноса абонентского номера в сетях сотовой связи; 11) невыполнения оператором сотовой связи обязанности по предоставлению оператору централизованной базы данных абонентских номеров информации об абонентских номерах сотовой связи; 12) оказания оператором связи и (или) владельцем сети связи услуг связи, а равно распространения представителем оператора связи абонентских номеров без заключения соответствующего договора об оказании услуг связи; 13) несоблюдения операторами почты установленных требований по организации обслуживания пользователей и порядка проведения операционного дня; 14) нарушения операторами почты установленных требований по порядку приема и вручения почтовых отправлений, а также их оформления, которые привели к утрате почтового отправления; 15) нарушения операторами почты требований по установлению на почтовых сетях технических средств и оборудований, позволяющих выявить запрещенные предметы и вещества в почтовых отправлениях; 16) необеспечения операторами связи и владельцами сетей оптимизации собственных сетей связи, включая своевременное реагирование и принятие мер с целью снижения распространения радиосигнала на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей. 3. Нарушение обязанности по сбору и хранению служебной информации об абонентах и (или) пользователях услуг связи - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей. 4. Действие, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей. 5. Невыполнение оператором связи и (или) владельцем сети связи обязанностей по обеспечению органов, осуществляющих оперативно-розыскную, контрразведывательную деятельность на сетях связи, организационными и техническими возможностями проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий на всех сетях связи, а также принятию мер по недопущению раскрытия форм и методов проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей. 6. Невыполнение оператором связи и (или) владельцем сети связи обязанностей по обеспечению органам, осуществляющим оперативно-розыскную, контрразведывательную деятельность на сетях связи, доступа к служебной информации об абонентах, а также принятию мер по недопущению раскрытия форм и методов проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей. 7. Невыполнение оператором связи и (или) владельцем сети связи обязанности по обеспечению функций своего телекоммуникационного оборудования для технического проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий в соответствии с требованиями к сетям и средствам связи - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятисот месячных расчетных показателей. 8. Действия, предусмотренные частями шестой, седьмой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут приостановление лицензии на предоставление услуг в области связи. 9. Невыполнение оператором сотовой связи обязательств по обеспечению услугами связи населенных пунктов и (или) территорий, указанных в разрешении на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан, - влечет лишение разрешения на использование радиочастотного спектра. 10. Неиспользование радиочастотного спектра в течение одного года - влечет лишение разрешения на использование радиочастотного спектра. 11. Невыполнение оператором сотовой связи обязанности по обеспечению переноса абонентских номеров в сетях сотовой связи - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства - в размере пятисот, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тысячи, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей. 12. Нарушение правил присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов), эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также проведения расчета электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского назначения - влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей. 13. Действия, предусмотренные частью двенадцатой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере сорока, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей. Примечания. 1. Под радиоэлектронными устройствами в настоящем Кодексе понимаются технические средства, состоящие из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или их комбинаций и вспомогательного оборудования, предназначенные для передачи и приема радиоволн. 2. Под высокочастотными устройствами в настоящем Кодексе понимаются оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых целях, за исключением применения в области электросвязи. 3. Под отключением и (или) ограничением связи для целей настоящего Кодекса понимается действие (бездействие) оператора связи, которое привело к невозможности соединений с экстренной медицинской, правоохранительной, пожарной, аварийной, справочной и другими службами, за исключением обстоятельств, связанных с непреодолимой силой или проводимым профилактическим и (или) аварийным обслуживанием, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
КОММЕНТАРИЙ____________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность физических, должностных лиц и субъектов предпринимательства в виде административного штрафа за нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок соблюдения требований в области связи. Согласно Закону РК от 5 июля 2004 года «О связи» (далее - закон) под связью понимается прием, сбор, обработка, накопление, передача (перевозка), доставка, распространение информации, почтовых и специальных отправлений, почтовых переводов денег. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 637 КоАП характеризуется следующими действиями (бездействиями): 1) необоснованный отказ доминирующего оператора связи от заключения договора присоединения либо установления доминирующим оператором связи заведомо ограничительных условий на присоединение или прокладку линий связи; Операторами связи являются физические или юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, оказывающее услуги связи и (или) эксплуатирующее сети связи. Доминирующим оператором связи является оператор связи, занимающий доминирующее (монопольное) положение в области связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области защиты конкуренции (например, АО «Казахтелеком», АО «Казпочта»). Согласно пункту 1 статьи 26 закона, для доминирующих операторов связи сети телекоммуникаций общего пользования договор присоединения, определяющий условия оказания услуг присоединения других сетей телекоммуникаций, а также связанные с этим обязательства по взаимодействию сетей и пропуску трафика, является публичным договором, типовая форма которого утверждается уполномоченным органом[1557]. Публичный договор является одним из специфических видов договора, закрепленных в Гражданском кодексе Республики Казахстан. Признаки публичного договора: - он заключается коммерческой организацией; - он устанавливает обязанности коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг; - эти обязанности организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; - коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. При необоснованном отказе наступают такие же последствия, как при отказе от заключения договора в случаях, когда заключение договора является обязательным (статья 399 ГК). Таким образом, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении предоставить услугу оператором связи и о возмещении причиненных таким отказом убытков в порядке гражданского судопроизводства. Правительство Республики Казахстан вправе издавать обязательные правила об отдельных видах публичных договоров в случаях, установленных законодательными актами (типовые договоры, положения и т.п.), как и в случае с договором присоединения с доминирующим оператором связи[1558]. Согласно пункту 2 статьи 26 закона, не допускается отказ доминирующего оператора связи от заключения договора присоединения либо установление доминирующим оператором связи заведомо ограничительных условий на присоединение или прокладку линий связи. Под заведомо ограничительными условиями на присоединение или прокладку линий связи понимаются технические условия на присоединения, устанавливаемые доминирующим оператором связи, выполнение которых для присоединяемого оператора связи несоразмерно с затратами, которые могли быть произведены при иных условиях присоединения, или не представляется возможным в связи с отказом собственника земельного участка, землепользователя, собственника здания или сооружения на прокладку сети телекоммуникаций на их территории и (или) в зданиях или сооружениях. 2) нарушения сроков присоединения сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области связи; Сеть телекоммуникаций представляет собой совокупность средств телекоммуникаций и линий связи, обеспечивающих передачу сообщений телекоммуникаций, состоящая из коммутационного оборудования (станций, подстанций, концентраторов), линейно-кабельных сооружений (абонентских линий, соединительных линий и каналов связи), систем передачи и абонентских устройств; Согласно пункту 9-1 Правил присоединения и взаимодействия сетей телекоммуникаций[1559], присоединение сетей телекоммуникаций операторов связи к сетям телекоммуникаций общего пользования осуществляется после приведения присоединяемого коммутационного оборудования в соответствие требованиям, установленным соответствующим техническим регламентом[1560]. Присоединение в целях сертификации на соответствие требованиям, установленным указанным техническим регламентом, осуществляется в срок не более 30 календарных дней. 3) нарушения операторами связи уровней присоединения сетей телекоммуникаций, включая пропуск трафика и порядок взаиморасчетов; Согласно подпункту 17) пункта 1, уровень присоединения – это уровень сети, определяемый по иерархии и плану нумерации присоединяющей сети телекоммуникаций и на котором осуществляется присоединение другой сети телекоммуникаций. Глава 2 Правил[1561] определяет порядок распределения ресурса нумерации. 4) отключения и (или) ограничения связи с номерами бесплатных соединений с экстренной медицинской, правоохранительной, пожарной, аварийной, справочной и другими службами; Согласно пункту 4 статьи 20 закона, операторы связи обеспечивают круглосуточное предоставление каждому пользователю услугами связи бесплатных соединений с оператором системы экстренного вызова, экстренной медицинской, правоохранительной, пожарной, аварийной и другими службами согласно перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан[1562]. 5) несоблюдения оператором связи размеров единиц тарификации; Единицей тарификации является единица измерения времени, количества или объема информации, за которые взимается плата для соответствующего вида услуги связи, являющаяся обязательной для операторов связи и владельцев сетей всех категорий, входящих в единую сеть телекоммуникаций Республики Казахстан[1563]. Так, например, размеры единиц тарификации, применяемые при взаиморасчетах между операторами связи при пропуске всех видов входящего, исходящего и транзитного трафика на сети телекоммуникаций общего пользования: 1) местного, внутризонового, междугородного телефонного трафика и операторов IP-телефонии - 1 секунда); 1-1) телефонного трафика операторов сотовой связи – 1 секунда; 2) международного телефонного трафика - 1 секунда); 3) трафика передачи данных и Интернет - 1 Кб). При этом допускается применение операторами связи размеров единиц тарификации меньших размеров единиц тарификации, предусмотренных законодательством. 7) неуведомления абонентов о стоимости соединения при предоставлении доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств); Согласно пункту 1-1 статьи 36 закона, при предоставлении посредством телефонной связи (включая сотовую связь) доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств) до начала тарифицируемого соединения оператор связи обязан уведомить абонента о стоимости данного соединения. В случае согласия абонента на телефонное соединение (то есть когда абонент не прерывает такое соединение) плата за данное соединение определяется исходя из продолжительности телефонного соединения по числу полных единиц тарификации, умноженных на тариф. Если абонент не согласен на такое соединение (то есть после получения соответствующего уведомления прервал такое соединение), то плата за организацию установления соединения не взимается. В случае если оператор связи не уведомил абонента до начала тарифицируемого соединения о стоимости данного соединения, то плата за предоставление доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств) не взимается. 8) предоставления пользователям услуг связи, не соответствующих по качеству стандартам, техническим нормам и показателям качества услуг связи; Согласно пункту 1 статьи 35 закона, операторы связи обязаны предоставлять пользователям услуги связи, соответствующие по качеству документам по стандартизации, техническим нормам, условиям договора на предоставление услуг связи. Показатели качества услуг связи, утвержденные приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 22 ноября 2017 года № 410 устанавливаются в соответствии с международными стандартами качества услуг телефонной связи и доступа к сети Интернет. 9) использования радиочастотного спектра при несоответствии технических параметров радиоэлектронных средств данным, указанным в разрешении на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан; Согласно пункту 6 статьи 12 закона, в разрешении на использование радиочастотного спектра указывается вид или стандарт связи, территория использования, тип и технические параметры используемых радиоэлектронных средств, а также обязательства по обеспечению услугами связи населенных пунктов и (или) территорий. Согласно подпункту 1 статьи 28-7, владельцы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств: 1) обеспечивают соответствие технических характеристик и условий эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств параметрам, изложенным в уведомлении о начале или прекращении эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а также установленным правилам и нормам. 9-3) нарушения операторами связи правил применения сертификата безопасности; Согласно подпункту 36-1) статьи 1 закона, сертификат безопасности – это набор электронных цифровых символов, применяемый для пропуска трафика, содержащего протоколы, поддерживающие шифрование. Глава 3 Правил выдачи и применения сертификата безопасности[1564] регулирует порядок применения сертификата безопасности. Так, согласно пункту 8 вышеуказанных Правил, применение сертификата безопасности осуществляется операторами связи в целях ограничения распространения по сети телекоммуникаций информации, запрещенной вступившим в законную силу решением суда или законами Республики Казахстан. Согласно подпункту 4) пункта 3-1 статьи 26 закона, операторы междугородной и (или) международной телефонной связи обязаны осуществлять пропуск трафика с использованием протоколов, поддерживающих шифрование с применением сертификата безопасности. 9-4) нарушения порядка функционирования системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан; Согласно подпункту 32-2) статьи 1 закона, система централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан – это комплекс организационно-технических мероприятий по формированию управляющих параметров и контролю за их исполнением, включающий в себя аппаратно-программный комплекс и каналы связи для централизованного управления сетями телекоммуникаций. Техническое сопровождение системы централизованного управления сетями телекоммуникаций Республики Казахстан, а также международных точек стыка осуществляет государственная техническая служба, относящиеся к государственной монополии. 9-5) предоставления оператором связи доступа к информации, запрещенной вступившим в законную силу решением суда или законами Республики Казахстан; Согласно пункту 1-3 статьи 36 закона, при оказании услуг доступа к Интернету оператор связи обязан ограничить доступ к информации, запрещенной вступившим в законную силу решением суда или законами Республики Казахстан. 9-6) подмены сетевых адресов; Согласно пункту 2-1 статьи 40 закона, абоненты и пользователи услуг связи несут ответственность за подмену сетевых адресов, совершенную в целях сокрытия фактов нарушения законов Республики Казахстан. 10) несоблюдения операторами связи, оператором централизованной базы данных абонентских номеров правил переноса абонентского номера в сетях сотовой связи; Согласно статье 36-1 закона, при переносе абонентских номеров операторы сотовой связи осуществляют взаимодействие исключительно через централизованную базу данных абонентских номеров. Операторы сотовой связи обязаны обеспечивать перенос абонентских номеров в сетях сотовой связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области связи. Порядок функционирования централизованной базы данных абонентских номеров и предоставления доступа к ее ресурсам, а также организационно-технического взаимодействия и взаиморасчетов между участниками переноса абонентских номеров определяется правилами переноса абонентского номера в сетях сотовой связи. Правила переноса абонентского номера[1565] определяют порядок переноса абонентского номера в сетях сотовой связи, функционирования централизованной базы данных абонентских номеров и предоставления доступа к ее ресурсам, а также организационно-технического взаимодействия и взаиморасчетов между участниками переноса абонентских номеров. 11) невыполнения оператором сотовой связи обязанности по предоставлению оператору централизованной базы данных абонентских номеров информации об абонентских номерах сотовой связи; Согласно пункту 5 статьи 36-1, операторы сотовой связи обязаны обеспечить предоставление оператору централизованной базы данных абонентских номеров информации об абонентских номерах сотовой связи, включая сведения, определяемые правилами переноса абонентского номера в сетях сотовой связи. 12) оказания оператором связи и (или) владельцем сети связи услуг связи, а равно распространения представителем оператора связи абонентских номеров без заключения соответствующего договора об оказании услуг связи; Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 15, операторы связи и (или) владельцы сетей связи, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны обеспечить оказание услуг связи, а равно распространение представителем оператора связи абонентских номеров только при заключении соответствующего договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с правилами оказания услуг связи[1566]. 13) несоблюдения операторами почты установленных требований по организации обслуживания пользователей и порядка проведения операционного дня; Статья 24 Закона РК от 9 апреля 2016 года «О почте» (далее – закона о почте) содержит следующие правила предоставления услуг почтовой связи. 1) организации почтовой сети и обслуживания операторами почты пользователей услуг оператора почты, в том числе беспрепятственного доступа инвалидов к услугам почтовой связи; 2) использования именных устройств операторов почты; 3) оформления почтовых отправлений, а также виды почтовых отправлений и их технические характеристики; 4) приема, обработки, перевозки и (или) передачи, доставки и (или) вручения почтовых отправлений и (или) почтовых переводов денег, а также форму бланка почтового отправления и (или) почтового перевода; 5) приема, обработки и вручения международных почтовых отправлений; 6) получения, обработки и проверки почтовых отправлений, а также сроки хранения почтовых отправлений; 7) досылки и возврата почтовых отправлений; 8) проведения операционного дня; 9) и др. Порядок предоставления услуг почтовой связи операторами почты урегулирован Правилами предоставления услуг почтовой связи, утвержденные приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 июля 2016 года № 65. 14) нарушения операторами почты установленных требований по порядку приема и вручения почтовых отправлений, а также их оформления, которые привели к утрате почтового отправления; Согласно пункту 1 статьи 44 закона о почте, оператор почты обязан обеспечить сохранность почтового отправления с момента его приема от отправителя до момента выдачи получателю. Пункт 3 этой же статьи устанавливает ответственность оператора за утрату, повреждение (порчу) регистрируемого почтового отправления или недостачу вещей, предметов или товара внутри регистрируемого почтового отправления в определенных размерах. Необходимо отметить, что в данном случае, ответственность в виде возмещения получателю стоимости почтового отправления наступает по правилам законодательства о почте, гражданского законодательства. Согласно комментируемой статье КоАП, за нарушение операторами почты установленных требований по порядку приема и вручения почтовых отправлений, а также их оформления, которые привели к утрате почтового отправления, наступает также административная ответственность, влекущая административный штраф в бюджет государства. 15) нарушения операторами почты требований по установлению на почтовых сетях технических средств и оборудований, позволяющих выявить запрещенные предметы и вещества в почтовых отправлениях; Согласно пункту 1 статьи 7 закона о почте, операторы почты обязаны устанавливать на почтовых сетях технические средства и оборудование, которые обеспечивают проведение оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий, сбор и хранение информации о персональных данных. 16) необеспечения операторами связи и владельцами сетей оптимизации собственных сетей связи, включая своевременное реагирование и принятие мер с целью снижения распространения радиосигнала на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 15-1 закона, операторы связи обязаны обеспечить оптимизацию собственных сетей связи, включая своевременное реагирование и принятие мер с целью снижения распространения радиосигнала на территории учреждений уголовно-исполнительной системы. Правила взаимодействия при эксплуатации специального технического оборудования на территории учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы[1567] определяют порядок взаимодействия операторов связи с учреждениями уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, использующими специальное техническое оборудование. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи моет быть выражена как умыслом, так и неосторожностью. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемый статьи являются физические лица, должностные лица (специальный субъект) и субъекты предпринимательства, к которым административный штраф применяется дифференцировано в зависимости от категории субъектов предпринимательства: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным, то есть считается оконченным с момента обнаружения контролирующим органом факта правонарушения и не требуется установления факта причинения материального вреда, кроме подпункта 14) части 1 статьи 637 КоАП. В данном случае правонарушение считается оконченным, когда есть факт причинения материального вреда, то есть утрата почтового отправления. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 637 КоАП. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность субъектов предпринимательства в виде административного штрафа за нарушение обязанности по сбору и хранению служебной информации об абонентах и (или) пользователях услуг связи. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок сбора и хранения служебной информации об абонентах и (или) пользователях услуг связи. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 637 КоАП характеризуется действием (бездействием) в виде нарушения сбора и хранения служебной информации об абонентах и (или) пользователях услуг связи. Согласно Правилам осуществления операторами связи сбора и хранения служебной информации об абонентах[1568], служебная информация об абонентах – это сведения об абонентах, предназначенные исключительно для целей проведения контрразведывательной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи и включающие в себя: - информацию об абонентских номерах, включая сведения об индивидуальных идентификационных номерах (для физических лиц) или бизнес-идентификационных номерах (для юридических лиц) владельцев абонентских номеров; - информацию об идентификационных кодах абонентских устройств сотовой связи, включая сведения об индивидуальных идентификационных номерах (для физических лиц) или бизнес-идентификационных номерах (для юридических лиц) владельцев абонентских устройств сотовой связи; - биллинговые сведения (сведения о полученных абонентом услугах); - местоположение абонентского устройства в сети в соответствии с требованиями технического регламента; - адреса в сети передачи данных; - адреса обращения к интернет-ресурсам в сети передачи данных; - идентификаторы интернет-ресурса; - протоколы сети передачи данных. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 комментируемой статьи является специальный субъект, а именно, оператор связи. Санкция предусматривает административная ответственность в виде административного штрафа и применяется дифференцировано в зависимости от категории субъектов предпринимательства: субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 637 КоАП. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность субъектов предпринимательства в виде административного штрафа за невыполнение оператором связи и (или) владельцем сети связи обязанностей по обеспечению органов, осуществляющих оперативно-розыскную, контрразведывательную деятельность на сетях связи, организационными и техническими возможностями проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий на всех сетях связи, а также принятию мер по недопущению раскрытия форм и методов проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 5 комментируемой статьи, является установленный законодательством и охраняемый государством порядок обеспечение организационными и техническими возможностями проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий на всех сетях связи, а также принятию мер по недопущению раскрытия форм и методов проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 637 КоАП характеризуется бездействием в виде невыполнение оператором связи и (или) владельцем сети связи обязанностей по обеспечению организационными и техническими возможностями проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий на всех сетях связи, а также принятию мер по недопущению раскрытия форм и методов проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий. Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 15 закона, операторы связи и (или) владельцы сетей связи, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны: 1) обеспечивать органам, осуществляющим оперативно-розыскную, контрразведывательную деятельность на сетях связи, организационные и технические возможности проведения оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий на всех сетях связи, а также принимать меры по недопущению раскрытия форм и методов проведения указанных мероприятий.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |