|
|
|
Открытое письмо руководителей юридических фирм Президенту Республики Казахстан г-ну Токаеву Касым-Жомарту Кемелевичу Председателю Сената Парламента Республики Казахстан г-ну Ашимбаеву Маулену Сагатханулы Председателю Мажилиса Парламента Республики Казахстан г-ну Нигматулину Нурлану Зайруллаевичу
Уважаемый Президент Республики Казахстан! Уважаемые Председатели Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан!
Причиной нашего обращения к Вам является то, что в настоящее время депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан инициирован проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи». Наиболее спорными и противоречащими действующему законодательству по вопросам конкуренции, предпринимательства и саморегулирования являются поправки, предусматривающие создание Республиканской палаты юридических консультантов с обязательным членством в этой организации всех существующих Палат юридических консультантов, действующих по правилам саморегулирования, а также обязательное присоединение к некоей «Единой информационной системе юридической помощи». Должны обратить Ваше внимание на то, что принятие данных поправок существенно отразится не только на некоторых аспектах деятельности юридических консультантов, но и, возможно, повлияет на социально-экономическую ситуацию в стране. Фактически речь идет об ограничении допуска к профессии юриста и установлении своеобразного «оброка», что противоречит конституционным нормам, в частности, статье 24 Конституции РК, где закреплено положение о том, что «каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии». В результате этих поправок юридические услуги существенно подорожают, что может оставить без юридической помощи и так находящийся в плачевном состоянии из-за коронавируса малый и средний бизнес, а также малоимущие слои населения. Палаты юридических консультантов (в настоящее время в Реестр Министерства юстиции РК внесены 86 Палат) являются саморегулируемыми организациями, деятельность которых осуществляется в соответствии с Законом РК «О саморегулировании» и профильным Законом РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». К одному из важнейших принципов саморегулирования относится независимость. Принцип независимости подразумевает под собой недопустимость вмешательства в деятельность саморегулируемых организаций со стороны государственных органов, иных организаций и должностных лиц. Поэтому Палаты юридических консультантов, действующие по правилам саморегулирования, могут объединиться в любую организацию только на принципах равенства и добровольности. Разработка депутатами законопроекта аргументируется несколькими обстоятельствами. Так, например, обосновывая необходимость создания Республиканской палаты юридических консультантов, инициаторы законопроекта указывают на имеющиеся жалобы физических и юридических лиц на недобросовестность юридических консультантов. Однако подобные жалобы со стороны физических и юридических лиц не относятся исключительно к практике юридических консультантов, поскольку жалобы поступают на всех, кто предоставляет услуги юридическим и физическим лицам. В связи с чем создание Республиканской палаты юридических консультантов никак не гарантирует исключение таких жалоб или хотя бы их минимизацию. Практика показывает, что создание республиканских объединений не является эффективным механизмом решения проблемы и снижения количества жалоб со стороны физических и юридических лиц. Кроме того, делегирование полномочий по рассмотрению жалоб уполномоченному органу и/или республиканской структуре вместо нынешней дисциплинарной процедуры внутри самих Палат юридических консультантов создаст дополнительную бюрократию и волокиту. В качестве еще одного аргумента в пользу создания Республиканской палаты юридических консультантов авторы законопроекта называют обеспечение выдачи единообразных выписок из Реестра для подтверждения членства юридических консультантов в той или иной Палате. Также авторы законопроекта отмечают, что различие форм выписок из Реестров Палат юридических консультантов якобы вводит судей и суды в замешательство касательно достоверности этих выписок. Однако для установления единого формата выписки из Реестров, подтверждающего членство юридического консультанта в Палате юридических консультантов, существует возможность утверждения регулятором типовой формы выписки. Кроме того, существует возможность проверки судами достоверности информации, представленной в выписке, через официальный сайт Министерства юстиции РК и сайты Палат. В качестве еще одного аргумента в пользу создания Республиканской палаты юридических консультантов приводится довод о том, что уполномоченному органу сложно отследить передвижение членов, а также двойственность, достоверность и правомочность принятых членов. Мы видим решение этой проблемы в налаживании эффективной обратной связи между уполномоченным органом и Палатами, в своевременном внесении уполномоченным органом в Реестр информации, поступающей от Палат. Следует отметить, что императивное требование о вступлении в Республиканскую палату юридических консультантов усложнит доступ к профессии, но никак не повысит качество оказываемой юридической помощи и не разрешит иные проблемы, существующие в деятельности Палат юридических консультантов. Прошло не так много времени (около двух лет со дня принятия профильного закона), чтобы судить об эффективности или неэффективности Палат юридических консультантов. Тем не менее, очевидно, что институт юридических консультантов является состоявшимся правовым институтом и его дальнейшее развитие, совершенствование должно проходить гармонично и сбалансированно, без кардинальных и резких изменений, с учетом мнения самих юридических консультантов. Даже если фундаментальные изменения и потребуются, то это точно не вопрос ближайших лет. Необходимо продолжать развивать логику, изначально заложенную законодателем и профильным министерством по отношению к юридическим консультантам в части саморегулирования и свободы предпринимательской деятельности. На сегодняшний день наблюдается естественный процесс укрупнения палат юридических консультантов, а также самостоятельное и добровольное объединение их в ассоциации. Считаем, что на настоящем этапе вполне достаточно объединений Палат юридических консультантов в виде Ассоциаций, образованных самими Палатами на добровольных началах, при этом ни одна из таких действующих Ассоциаций не должна иметь монополию. Если же когда-нибудь в будущем будет инициирован вопрос о создании единой Республиканской ассоциации, то к этому необходимо прийти эволюционным путем и на основе инициативы самих Палат юридических консультантов. При этом у Республиканской палаты юридических консультантов должен быть ограниченный функционал, минимальный штат и минимальный бюджет. Создавать же «бюрократического монстра» императивным путем с карательными функциями и неподъемными для большинства юристов обязательствами по членским взносам в настоящее время противоречит основополагающим принципам саморегулирования. Мало того, это приведет к росту социальной напряжённости и падению уровня материального положения юристов и их семей. Сейчас, в период пандемии, не время для таких социальных потрясений. Предложение депутатов Парламента РК касательно «Единой информационной системы юридической помощи» также противоречит положениям Законам РК «О саморегулировании», «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и Предпринимательского кодекса РК, поскольку фактически устанавливают «платный вход в профессию» для всех юристов. Этой поправкой, видимо, хотят узаконить существующую практику, когда созданная путем применения административных рычагов «Ассоциация палат юридических консультантов Республики Казахстан», представляющая около 30% юридических консультантов в стране, подключилась к Информационной системе «Заң көмегі», которая аффилирована с Министерства юстиции РК, ОЮЛ «Ассоциация палат юридических консультантов РК» и АО «НИТ». Подобная комбинация трех структур прямо противоречит еще одному принципу саморегулирования, изложенному в статье 4 Закона РК «О саморегулировании» — это разграничение компетенции государственных органов и саморегулируемых организаций с целью исключения двойного контроля в отношении членов (участников) саморегулируемых организаций. Обращаем Ваше внимание на то, что в статье 22 Предпринимательского кодекса РК предусмотрено, что «государством создаются условия для развития саморегулирования в предпринимательской и профессиональной деятельности посредством сокращения сферы государственного регулирования». Эта законодательная норма исключает императивный подход в выборе информационных систем предпринимателями, каковыми являются юридические консультанты. Например, на сегодняшний день, юристы по своему усмотрению уже пользуются различными базами данных законодательства. Есть несколько поставщиков подобных услуг и существует конкурентная среда. Мы оплачиваем их услуги в объеме и количестве, необходимом юридической компании или частнопрактикующему юристу. Закон не обязывает нас подключаться к подобным базам законодательства, это наше право и, тем более, закон не обязывает выбирать конкретного поставщика. Поэтому считаем, что информационные системы нельзя вменить юристам в обязательном порядке. И наконец, хотели обратить Ваше внимание, что посягательство на независимость юристов может крайне негативно повлиять на инвестиционный климат и отношение инвесторов к юридическому бизнесу в Казахстане, и это неизбежно негативно отразится на рейтингах Казахстана «Doing Business» и других подобных мировых рейтингах. Очевидно, что институт юридических консультантов является состоявшимся институтом. Его дальнейшее развитие и совершенствование должно проходить гармонично и сбалансированно без «революционных» инициатив. Необходимо продолжать развивать концепцию, изначально заложенную законодателем и профильным министерством по отношению к юридическим консультантам, поддерживать принципы саморегулирования и свободы предпринимательской деятельности, плюрализм и множественность палат. В связи с вышеизложенным, мы просим Вас поддержать общую позицию большинства юристов Казахстана, выступающих против создания Республиканской палаты юридических консультантов с обязательным членством и введения обязательной для всех юристов «Единой информационной системы юридической помощи», поскольку эта инициатива депутатов Парламента РК противоречит принципам саморегулирования и предпринимательской деятельности.
С уважением,
Жусупов Ерланбек Бахиткереевич Управляющий партнер юридической фирмы «ZANGER» (офис в г.Алматы)
Гусман Тлек Старший партнер международной юридической фирмы «Grata», Председатель Совета по защите предпринимателей при НПП РК (в Казахстане офисы: в г.Нур-Султан, г.Алматы, г.Актау, г.Актобе, г.Атырау, г.Караганда, г.Кокшетау, г.Костанай, г.Аксай, г.Кызылорда, г.Павлодар, г.Петропавловск, г.Талдыкорган, г.Тараз, г.Темиртау, г.Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент)
Джоел Бенджамин Управляющий партнер международной юридической фирмы «Kinstellar», (офисы: в г.Алматы и г.Нур-Султан)
Кенжебаева Айгуль Толеухановна к.ю.н., Управляющий партнер международной юридической фирмы «Dentons Kazakhstan» (офисы: в г.Алматы и г.Нур-Султан), член Международного Совета при Верховном Суде РК
Касымбекова Жанар Амангельдиевна LLM, Партнер юридической фирмы «SG Global Advice» (офис в г.Алматы)
Перзадаева Сания Муратовна LLM, Управляющий партнер юридической фирмы «Unicase» (офисы: в г.Алматы и г.Нур-Султан)
Ченцова Ольга Ивановна к.ю.н., Управляющий партнер юридической фирмы «Aequitas» (офисы: в г.Алматы и г.Нур-Султан)
Жылкайдарова София Сайлауовна LLM, Управляющий партнер юридической фирмы «Signum» (офисы: в г.Алматы и г.Нур-Султан)
Коробейников Александр Владимирович Партнер международной юридической фирмы «Baker & McKenzie» (офис в г. Алматы)
Талжанов Курмангазы Айтказыевич к.ю.н., Соуправляющий партнер международной юридической фирмы «Integrites Kazakhstan» (офисы в г.Актау, г.Алматы, г.Нур-Султан, г.Атырау, г.Караганда)
Телемтаев Максим Булатович Управляющий партнер юридической фирмы «White & Case» (офис в г.Нур-Султан)
Алиев Фарид Бахтияр оглы Управляющий партнер юридической фирмы «ALC Attorneys» (офисы в г.Нур-Султан, г.Актау, г.Алматы, г.Атырау)
Джармуханова Динара Маратовна Партнер юридической фирмы «Centil»
Стамкулов Нуржан Аскарович Управляющий партнер юридической фирмы «Synergy Partners»
Артюшенко Андрей Александрович Управляющий партнер юридической фирмы «Артюшенко и партнеры» (офисы в г. Алматы и г.Нур-Султан)
Тукулов Бахыт Азатканович Управляющий партнер юридической фирмы Tukulov & Kassilgov Litigation LLP
Сулейманов Тимур Маратович Член Правления Палаты KazBar, частнопрактикующий юрист, ИП «Законная сила»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |