|
|
|
Основные трудности, возникающие в правоприменительной деятельности контролирующих органов
Уважаемые участники круглого стола!
Юрист-консультант Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Муканов О.Н.
Выступление на круглом столе «Актуальные вопросы применения законодательства об административных правонарушениях» (9 сентября 2016 год, г.Усть-Каменогорск)
Комитет труда, социальной защиты и миграции (далее - Комитет) является структурным подразделением Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. В задачи Комитета, помимо прочих, входит осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства РК, в том числе требований по безопасности и охране труда, законодательства о пенсионном обеспечении, социальной защите инвалидов, специальных социальных услугах. Анализ конкретных правовых ситуаций, имеющих место на практике в связи с проводимыми территориальными органами Комитета проверками, а также тщательное изучение норм Кодекса РК об административных правонарушениях от 05.07.2014 г. (далее - КоАП), иных действующих нормативных правовых актов позволяет обозначить основные трудности, возникающие в правоприменительной деятельности контролирующих органов. В связи с этим Комитет на рассмотрение действующих судей, ученых-юристов, коллег-представителей уполномоченных государственных органов для последующего формирования рекомендаций по совершенствованию действующего КоАП, выработке единой практики по решению проблем, возникающих при применении норм законодательства об административных правонарушениях, в рамках своей компетенции вносит следующие предложения. В сфере трудового законодательства: Название ст. 96 и ч. 1 ст. 96 КоАП изменить: вместо слов «Сокрытие факта несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью» указать «Несообщение (несвоевременное сообщение) о несчастном случае, связанным с трудовой деятельностью». Обоснование: предлагается предусмотреть административную ответственность именно за несообщение или несвоевременное сообщение работодателем о фактах несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, потому как на практике имеют место несчастные случаи на производстве, о которых работодатель сообщил, но не в установленные законом сроки: в силу п. 2 ст. 187 Трудового Кодекса РК от 23.11.2015 г. (далее - ТК) - в течение суток. В сфере социальной защиты инвалидов и оказания специальных социальных услуг: 1) В ст. 83 КоАП за нарушение законодательства РК о социальной защите инвалидов, совершенное в виде: необеспечения инвалидам доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, а также необеспечения условий для доступа инвалидов к культурно-зрелищным мероприятиям минимальный штраф на субъекты предпринимательства предусмотрен в размере от 120 до 400 МРП, на должностных лиц 50 МРП. При визуальном осмотре по вопросам доступности лиц с ограниченным возможностями, практически у большинства субъектов бизнеса, в отдельных государственных органах пандусы или отсутствуют вообще или не соответствуют установленным нормативам. На наш взгляд, минимальная сумма штрафа в размере от 120 МРП для субъектов предпринимательства, впервые привлекаемых к административной ответственности слишком огромна. В то время как согласно ст. 40 КоАП основной целью применения административного взыскания является прежде всего воспитание лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Предлагаем за впервые выявленное нарушение снизить административное давление на бизнес путем замены административного взыскания в виде крупного штрафа на предупреждение. а уже при повторности нарушения в течении года налагать штраф. Необходимо учесть, что выполнение требований ст. 83 КоАП уже влечет значительные материальные затраты предпринимателей для обеспечения инвалидам доступа к объектам. 2) Частью 3 ст. 462 КоАП предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции. Согласно ч. 4 ст. 802 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с действующей редакцией ст. 804 КоАП должностные лица органов социальной защиты не составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 462 КоАП как например государственные инспектора труда (пп. 48 ч. 1 ст. 804 КоАП). Предлагаем: ч.1 ст.804 КоАП дополнить пп.64) органов социальной защиты населения Республики Казахстан (ст. 462). 3) В качестве субъектов правонарушений по ст. 83 КоАП предусмотреть некоммерческие организации и общественные объединения, т.к. по результатам проведенных проверок привлечь к административной ответственности ответственных должностных лиц указанных не представляется возможным: согласно примечания к ст. 30 КоАП должностными лицами в КоАП признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления. В заключении своего доклада хотелось бы пожелать участникам круглого стола плодотворной работы и высказать предложение, чтобы подобные встречи в дальнейшем станут доброй традицией!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |