|
|
|
Работа органов прокуратуры по пресечению торговли
Заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан Дембаев Б.Б.
На всех этапах существования и развития прокуратуры Казахстана вопросам защиты прав несовершеннолетних уделялось особое внимание, это направление относится к числу приоритетных, проводится постоянная целенаправленная работа. В 2017 году новый Закон «О прокуратуре» несколько изменил пределы и формы прокурорского надзора. Курс сместился на решение глобальных и системных проблем, касающихся неограниченного круга лиц, в том числе в части защиты детей. Одной из таких проблем, выявленных прокуратурой, оказалась завуалированная торговля детьми путем их незаконного усыновления. Следует отметить, что эту же проблему в 2021 году подняла и Уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин. В стране установлены несколько схем незаконного получения детей. Наиболее распространенной оказалась схема, когда мужчина, состоящий в браке с одной женщиной, устанавливает отцовство в отношении ребенка другой женщины, зачастую вовсе посторонней, с которой у него нет никакой связи. После этого биологическая мать отказывается от ребенка и передает его мужчине, признавшему отцовство. Затем законная супруга этого мужчины в судебном порядке усыновляет или удочеряет ребенка. Важно отметить, что статья 47 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» допускает установление отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи в регистрирующий орган совместного заявления. С одной стороны эта норма отвечает интересам ребенка, но с другой позволяет гражданам, в том числе иностранцам без каких-либо дополнительных проверок и постановки на учет юридически закрепить свое отцовство и обходить установленный порядок усыновления. Между тем, во многих случаях указанные отцами мужчины не являются ими генетически, за признание отцовства биологические матери получают денежное вознаграждение и фактически имеет место торговля детьми. Например, в 2020 году жительница г.Шымкент совместно со своим сожителем за 400 тыс. тенге вписали постороннего мужчину отцом новорожденного ребенка. 23 июня 2021 года все они осуждены к 6 годам лишения свободы условно. Кроме того, такой механизм нарушает права потенциальных усыновителей, которые полностью соблюдают нормы законодательства, становятся на соответствующие учеты и пытаются усыновить ребенка по всем правилам. Генеральной прокуратурой Правительству предложено внести изменения в Кодекс «О браке (супружестве) и семье» в указанной части, а именно признавать отцовство только при подтверждении этого факта генетической экспертизой. Однако, касаться это будет только отдельной категории мужчин: иностранцев, лиц, которые уже состоят в браке с другой женщиной, а также в случаях, если ранее отцом ребенка был указан другой мужчина. В настоящее время данные предложения находятся на стадии проработки. Еще одной схемой является усыновление детей на основании заявлений об отказе от них. В частности, биологическая мать пишет заявление об отказе от ребенка в пользу конкретного лица или лиц, которым ребенок передается фактически. В дальнейшем данный отказ или достоверность подписи в нем заверяются нотариально. После этого, используя данный отказ, осуществляется усыновление ребенка в судебном порядке. Изучение вопроса показало, что законодательством отказ от детей в пользу третьих лиц не предусмотрен и, соответственно, любые нотариальные действия с ними являются незаконными. В этой связи по инициативе Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции Республиканская нотариальная палата ориентировала региональные палаты и нотариусов на запрет удостоверения заявлений (подписей) об отказе от ребенка. Также доработан функционал системы «Е-нотариат» по учету выдачи доверенностей и иных нотариальных действий, касающихся детей. На сегодня такая практика минимизирована, нотариусы начали информировать правоохранительные органы о попытках женщин заверить отказы от детей в пользу третьих лиц. Следует отметить, что с 2015 года до апреля 2021 года, когда Генеральная прокуратура начала заниматься этим вопросом, судами рассмотрено около 800 гражданских дел об усыновлении и удочерении с признаками указанных схем. Лишь по некоторым из них достоверно было подтверждено отцовство (имелись заключения или проводились молекулярно-генетические экспертизы). Несмотря на это около 90% всех заявлений было удовлетворено. В этой связи Генеральной прокуратурой и Верховным Судом проведена большая работа по изучению и обобщению судебной практики, итогом которой стало внесение дополнений в Нормативное постановление № 2 от 31 марта 2016 года, регулирующее вопросы усыновления детей. Так, обязательным стало участие прокурора по делам об усыновлении и признании отцовства, а также предоставление заключений молекулярно-генетических экспертиз, подтверждающих генетическое родство. В результате удовлетворяемость подобных заявлений снизилась до 14%. Необходимо отметить, что в интересах детей, а также, исходя из позиции заинтересованных государственных органов, вопрос о пересмотре судебных актов не ставился. Условия проживания детей изучены и фактов ненадлежащего воспитания не установлено. Между тем, в дальнейшем такие попытки незаконного получения детей будут пресекаться, а участвовавшие в этом лица привлекаться к ответственности вплоть до уголовной. В целях недопущения подобных фактов органами прокуратуры проведено более 200 различных мероприятий с участием судов, нотариусов, органов опеки и общественности. Также совместно с центральными государственными органами Генеральной прокуратурой разработан и направлен в территориальные подразделения для использования в работе Алгоритм действий при выявлении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные в Алгоритме план действий и порядок реагирования уполномоченных органов в настоящее время уже реализуются в регионах, а также прорабатывается закрепление в законодательстве предложенных мер в части информирования прокурора о таких фактах. В целях пресечения схем незаконной передачи, усыновления и торговли детьми приняты меры по модернизации и совершенствованию Республиканского банка данных о детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее - РБД). Изменен порядок формирования графика общения детей с потенциальными приемными родителями, а также проведена полная ревизия всех сотрудников органов опеки и попечительства, имеющих доступ к ним. Министерством образования и науки в целях дальнейшего мониторинга детей произведена интеграция РБД с Национальной образовательной базой данных. ***** Наряду с подобными системными проблемами, после изменения Закона «О прокуратуре» прокуроры осуществляют защиту прав лиц, которые не могут защитить себя самостоятельно. Среди несовершеннолетних к такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями. Как показало изучение вопроса, это самая незащищенная категория детей. В 2020 году Генеральной прокуратурой в адрес территориальных прокуроров направлено поручение о проведении ежегодных комплексных проверок детских учреждений с привлечением специалистов в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ревизионной комиссии, государственного аудита, органов внутренних дел. Анализ результатов работы прокуроров за 2 последних года в указанном направлении свидетельствует о том, что ряд нарушений имеет системный характер. В их числе грубое несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований (в т.ч. при организации питания детей), норм противопожарной безопасности, ненадлежащее хранение лекарств и вредных предметов, нарушение жилищных прав детей. К примеру, в детском доме №4 г.Шымкент только после вмешательства прокуроров 8 детей-сирот поставлены на учет на получение жилья. Нередко допускается оснащение детей одеждой, обувью, нательным бельем и предметами первой необходимости, несоответствующими установленным требованиям, необеспечение сохранности имущества воспитанников, нарушение их прав на получение пособий, в отдельных случаях допускается их хищение. К примеру, прокурорами установлено, что директором Аркалыкского дома ребенка длительное время совершалось хищение продуктов, товарно-материальных ценностей учреждения. Кроме того, для увеличения финансирования учреждения завышалось фактическое количество опекаемых детей. Приговором суда, директор дома ребенка осуждена к лишению свободы. В Жамбылской области денежные средства 5 воспитанников Дома юношества на сумму 7,5 млн тенге обманным путем сняты одной из бывших воспитанниц этого же учреждения. Приговором суда воспитанникам возвращены похищенные пособия. Во многих учреждениях имеет место острый дефицит узких специалистов, в том числе врачей-педиатров, дефектологов, логопедов, а у педагогов отсутствует специальное образование. В отдельных учреждениях выявлены факты применения к воспитанникам силы и недозволенных методов воспитания, хищения их средств и имущества. Например, в Павлодарской области установлены факты истязания санитарами и воспитателями воспитанников КГУ «Областной психоневрологический центр оказания специальных социальных услуг», за что к уголовной ответственности привлечено 17 работников учреждения. В целом, Генеральной прокуратурой перед прокурорами поставлена задача принять действенные меры по реальному исправлению ситуации и искоренению системных нарушений. Одной из таких мер, предлагаемых Генеральной прокуратурой, является внедрение в учреждениях для детей облачного видеонаблюдения. Преимущество системы состоит в том, что видеозапись сохраняется в облачном хранилище с запретом физического доступа с целью повреждения или изменения записи, кроме того, это позволяет их удаленно просматривать. Помимо очевидного профилактического эффекта, использование таких перспективных технологий ускоряют процесс разбирательств по фактам нанесения воспитанниками себе увечий или получения не криминальных травм. В некоторых регионах такое видеонаблюдение уже установлено, что позволило предотвратить противоправные действия в отношении детей. Данная работа находится на постоянном контроле и органы прокуратуры продолжат реагировать на каждый факт нарушения прав детей, в том числе пресечению и недопущению любой формы торговли. Всего 2021 году по вопросам соблюдения требовании законодательства о несовершеннолетних органами прокуратуры внесено 774 актов реагирования, по результатам рассмотрения которых защищены конституционные права свыше 146 тыс. несовершеннолетних, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2,3 тыс. лиц, к административной – 264 и материальной – 42 (это работники государственных органов, акиматов, руководители, педагоги, воспитатели и врачи образовательных и интернатных учреждений). ___________________________________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |