| ||||||||||||||||||||
|
|
|
К. Рахманов, аудитор РК, СIPA
КАК ВСТУПЛЕНИЕ КАЗАХСТАНА В ВТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ?
Во время вступления во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) Президент Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан освободит инвесторов от оплаты корпоративного подоходного налога, земельного налога и налога на имущество сроком на 10 лет. Кроме того было сказано, что Государство готово компенсировать 30 процентов капитальных затрат после ввода объектов эксплуатации иностранными инвесторами. В соответствии подпунктом 11) ст 1) Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» инвестор - физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан. Пунктом 8) ст 1) Закона определено, что инвестиционная деятельность - деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также по произведенным и полученным фиксированным активам в рамках договора концессии концессионером (правопреемником); Ввиду того, что в открытом доступе нет нормативно-правовых актов, дающих разъяснение понятия «инвестор» и «инвестиционная деятельность» в рамках ВТО просим разъяснить: 1) существует ли проект соглашения о ВТО, которые раскрывают понятие «инвестор»?; 2) подпадут ли под льготы, освобождающие от уплаты налогов, иностранные инвесторы, являющие учредителями дочерних организаций на территории Республики Казахстан в течение уже 10 лет, не имеющие постоянного учреждения на территории Республики Казахстан?; 3) подпадут ли под льготы, освобождающие от уплаты налогов, вновь созданные Товарищества - совместные предприятия, в уставном капитале которого доля иностранного инвестора составляет более 50%, которые планируют покупать по договору купли-продажи у своего инвестора узлы и комплектующие и осуществлять сборку сельскохозяйственной техники на территории РК с 2016 года?; 4) для получения льгот по налогам достаточно, чтобы учредителем Товарищества был иностранный инвестор или он должен иметь постоянное учреждение на территории Республики Казахстан или только вновь созданные компании имеют право на льготы?
Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 15 апреля 1994 года путем принятия Марракешской декларации. Согласно пункту 1 статьи 2 Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, ВТО обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам, включенным в Приложения к настоящему Соглашению. То есть, целью ВТО является регулирование торговых операций между ее членами с целью увеличения объемов торговли и уменьшения торговых барьеров между странами. Понятия «инвестор» в Соглашении о ВТО нет. Казахстан подписал документы о вступлении в ВТО на условиях, которые позволяют в отдельных отраслях защищать внутренний рынок при определенных условиях. Понятия «инвестор» и «инвестиционная деятельность» содержатся в статье 1 закона Республики Казахстан от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях». В соответствии со статьей 13 данного закона по инвестиционному проекту предусматриваются освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты; по инвестиционному приоритетному проекту к вышеуказанным преференциям добавляются преференции по налогам, инвестиционная субсидия. Согласно пункту 2 статьи 18-4 данного закона предусмотрены преференции по налогам в виде уменьшения 100% по КПН, нулевая ставка по земельному налогу, налогу на имущество. В соответствии с пунктом 2 статьи 18-5 данного закона инвестиционная субсидия предоставляется путем возмещения до 30% фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования без учета налога на добавленную стоимость и акцизов на основании подтверждающих документов, но не превышающих стоимость затрат, предусмотренных предпроектной документацией, имеющей заключение государственной экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. То есть, как видно из вышеприведенных норм закона «Об инвестициях», перечисленные в вашем вопросе льготы и преференции для инвесторов уже предусмотрены действующим казахстанским законодательством. Их применение регламентировано действующим законодательством РК, вступление Казахстана в ВТО не связано с применением норм закона «Об инвестициях». Данный закон позволяет инвесторам применять преференции независимо от того обстоятельства, является ли РК членом ВТО или нет. По мнению консультанта, законодательство РК в сфере инвестирования и связанных с ним преференций не зависит от вступления РК в ВТО, и будет распространяться на всех инвесторов. Согласно пункту 1 статьи 15 данного закона инвестиционные преференции предоставляются: 1) по инвестиционному проекту - юридическим лицам Республики Казахстан; 2) по инвестиционному приоритетному проекту - вновь созданному юридическому лицу Республики Казахстан. То есть, в действующем законе «Об инвестициях» нет ограничений к инвесторам в части требований к учредителям юридических лиц (иностранные лица или нет), также нет требований к совместным предприятиям. Основное требование - это должно быть юридическое лицо Республики Казахстан, поэтому нерезидент, имеющий постоянное учреждение в РК, не сможет применить преференции, предусмотренные данным законом.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |