|
|
|
Какие изменения ждут казахстанцев в ИЮЛЕ 2023 года
Социальный кодекс С 1 июля вводится в действие Социальный кодекс. Документом установлено, что государственная политика в сфере социальной защиты основывается на следующих принципах: 1) равноправие и недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере социальной защиты; 2) превентивность; 3) адресность, доступность и дифференцированный подход; 4) солидарность и коллективная ответственность государства, работодателей и граждан в системе социального обеспечения; 5) прозрачность и справедливость использования экономических ресурсов, а также соразмерность задачам государственной политики в сфере социальной защиты. Социальная защита предоставляется лицам (семьям) в виде: 1) социальной защиты семьям, имеющим детей; 2) мер социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, а также социальных выплат по случаю потери работы при условии участия в системе обязательного социального страхования; 3) адресной социальной помощи лицам (семьям) со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности; 4) оказания специальных социальных услуг лицам (семьям), признанным нуждающимися в предоставлении специальных социальных услуг; 5) социальной защиты лиц с инвалидностью; 6) социальной помощи отдельным категориям граждан посредством выплаты специального государственного пособия; 7) пенсионного обеспечения; 8) социальной защиты лиц, потерявших кормильца; 9) единовременной выплаты на погребение в случае смерти получателя пенсионных выплат по возрасту или получателя государственной базовой пенсионной выплаты, государственных социальных пособий его семье либо лицу, осуществившему погребение. О чем говорится в Социальном кодексе страны читайте по ссылке
Трудовое право С 1 июля в Трудовом кодексе ряд нововведений в связи с принятием Социального кодекса. В частности, устанавливается возможность совместного трудоустройства, 4-дневная рабочая неделя, скользящий график работы, определен порядок расчета размера социального пособия по временной нетрудоспособности, а также регламентирована платформенная занятость (т.е. труд водителей такси и курьеров, получающих заказы через онлайн-платформы типа Яндекс-такси, Glovo и другие.) Подробнее читайте в статье. Также смотрите видеоразъяснения от эксперта по трудовому праву Н.Гилевой для чего приняты поправки.
Социальные выплаты, пособия, АСП С 1 июля социальные выплаты по случаям утраты трудоспособности и потери кормильца повысят на 14,5% от размера получаемых выплат. Утверждены Правила назначения и выплаты государственного пособия воспитывающим детей с инвалидностью и лицам, осуществляющим уход за лицом с инвалидностью первой группы. К государственным пособиям для лиц с инвалидностью относятся денежные выплаты в виде: государственного пособия, назначаемого и выплачиваемого матери или отцу, усыновителю, опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка с инвалидностью (пособие воспитывающему ребенка с инвалидностью); государственного пособия лицам, осуществляющим уход за лицом с инвалидностью первой группы. Пособие воспитывающему ребенка с инвалидностью назначается независимо от доходов семьи ребенка. Пособие назначается со дня обращения в уполномоченный орган по назначению пособия непосредственно либо через Госкорпорацию или на портал на весь период инвалидности ребенка. При первичном установлении инвалидности ребенку, заявитель обращается за назначением пособия воспитывающему ребенка с инвалидностью в подразделение МСЭ по месту жительства с заявлением. При установлении инвалидности ребенку по выбору услугополучателя государственная услуга «Назначение пособия матери или отцу, усыновителю, опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка с инвалидностью» оказывается по принципу «одного заявления». Пособие лицу, осуществляющему уход, назначается со дня обращения лица с инвалидностью или его законного представителя на весь период установления инвалидности первой группы, при нахождении лица с инвалидностью первой группы в учреждении УИС– до окончания срока уголовного наказания. При установлении впервые инвалидности первой группы заявитель обращается за назначением пособия лицу, осуществляющему уход, в подразделение МСЭ по месту жительства с заявлением. При установлении инвалидности лицу по выбору услугополучателя государственная услуга «Назначение пособия лицу, осуществляющему уход» оказывается по принципу «одного заявления». Утверждены Правила назначения и выплаты специального государственного пособия. Специальное государственное пособие (пособие) – денежная выплата гражданам, имеющим право на пособие, предоставляемая независимо от иных видов пособий. В Перечне основных требований к оказанию государственной услуги указаны 19 категорий получателей пособия, среди которых ветераны ВОВ и приравненные к ним лица, семьи погибших военнослужащих, дети с инвалидностью, проживающие в Байконыре, участники ликвидации последствий Чернобыля, лица, удостоенные ряда почетных званий РК, ветераны боевых действий на территории других государств и др. Для назначения пособия нужно обратиться через Государственную корпорацию, подразделение МСЭ (при первичном установлении инвалидности) или через портал (для получения информации о статусе оказания государственной услуги) с заявлением с приложением перечня документов. Также услуга оказывается в проактивном формате. В случае принятия положительного решения по результатам рассмотрения представленных документов гражданину выдается удостоверение получателя специального государственного пособия. Утверждены Правила назначения и осуществления выплаты государственного пособия на рождение, пособия по уходу, пособия многодетным семьям, пособия награжденной матери.К государственным пособиям лицам (семьям), имеющим детей относятся денежные выплаты в виде: - единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка (пособие на рождение); - ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет (пособие по уходу); - ежемесячного государственного пособия многодетным семьям, имеющим 4 и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в т.ч. детей, обучающихся по очной форме обучения в колледжах и вузах, после достижения ими 18 лет до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения 23 лет) (пособие многодетной семье); - ежемесячного государственного пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени (пособие награжденной матери). Утверждены Правила исчисления совокупного дохода семьи для получения государственной адресной социальной помощи (АСП). Совокупный доход семьи исчисляет карьерный центр. Учитываются следующие виды доходов: 1) доходы, получаемые в виде оплаты труда, социальных выплат; 2) доходы в виде алиментов на детей и других иждивенцев 3) доходы от предпринимательской деятельности; 4) доходы от личного подсобного хозяйства, приусадебного хозяйства, включающего содержание скота и птицы, садоводство, огородничество; 5) доходы от сдачи в аренду и продажи недвижимого имущества и транспортных средств; 6) доходы от ценных бумаг; 7) доходы полученные в виде дарения, наследования недвижимого имущества, транспортных средств и другого имущества; 8) доходы от использования кредита (микрокредита) и безвозмездного гранта для реализации новых бизнес-идей за исключением первых шести месяцев с момента их получения; 9) доходы в виде безвозмездно полученных денег; 10) доходы в виде вознаграждений (интереса) по денежным вкладам и депозитам; 11) доходы в виде денежных переводов; 12) доходы в виде выигрышей в натуральном и (или) денежном выражении, полученных на конкурсах, соревнованиях (олимпиадах), фестивалях, по лотереям, розыгрышам, включая по вкладам и долговым ценным бумагам; 13) доходы, полученные от участия в активных мерах содействия занятости за исключением единовременной выплаты на переезд (на каждого члена семьи) участникам добровольного переселения. Также утверждены критерии нуждаемости в АСП: 1) наличие гражданства РК, статуса кандаса, беженца, иностранца и лица без гражданства постоянно проживающего в РК, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности; 2) наличие подтвержденных сведений Карьерным центром или акимом поселка, села, сельского округа предусмотренных пунктом 7 Правил назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи, утвержденных уполномоченным государственным органом в соответствии с семнадцатым абзацем подпункта 5) статьи 12 Социального кодекса РК; 3) наличие заключения о необходимости предоставления адресной социальной помощи участковой комиссии, подготовленного по результатам обследования материального положения заявителя. Кроме того утверждены формы отчетной документации в области АСП.
Трудоустройство, занятость населения Трудовое посредничество в отношении зарегистрированных безработных и проведение социальной профессиональной ориентации вошли в перечень услуг, предлагаемых в рамках аутсорсинга услуг в сфере занятости населения. Утверждены Правила регистрации лиц, ищущих работу, безработных и осуществления трудового посредничества, оказываемого карьерными центрами Лицо, не имеющее работу, ищущее подходящую работу, при обращении за содействием в трудоустройстве регистрируется в качестве лица, ищущего работу: - через карьерный центр по месту жительства; - через веб-портал «электронного правительства»; - посредством «электронной биржи труда» (enbek.kz). В случае, если карьерный центр по истечении 1 рабочего дня не подобрал для лица, ищущего работу, подходящую работу, или гражданин отказался от предложенной работы, специалист карьерного центра направляет в электронном виде через АИС «Рынок труда» местному органу по вопросам занятости населения проект решения о регистрации лица, ищущего работу, в качестве безработного. Для оказания содействия работодателям в подборе специалиста, а лицам, ищущим работу, безработным - в подборе подходящей работы осуществляется трудовое посредничество. В течение 2 рабочих дней со дня регистрации лица, ищущего работу в качестве безработного, карьерный центр составляет в АИС «Рынок труда» индивидуальный план трудоустройства. Работодатель со своей стороны направляет карьерному центру сведения о вакансиях. Карьерный центр подбирает кандидатов на вакансии и направляет их к работодателям. Трудоустраивать безработных будут также частные агентства занятости по договору аутсорсинга с центрами трудовой мобильности. Центр трудовой мобильности размещает на ЭБТ объявление о проведении аутсорсинга услуг в сфере занятости населения. Частные агентства занятости, претендующие на участие в аутсорсинге услуг, регистрируются посредством открытия личного кабинета на электронной бирже труда (ЭБТ), удостоверенной ЭЦП. Для проведения аутсорсинга услуг центр трудовой мобильности формирует лоты из числа, зарегистрированных безработных, давших согласие на содействие в трудоустройстве через аутсорсинг услуг. Лот состоит не более чем из 30 человек, в котором количество безработных второй и третьей категорий составляет не менее 30%. Частное агентство занятости подает заявки на выбранные лоты, но не более чем на 3 лота в один день. Выбор лотов частное агентство занятости удостоверяет ЭЦП. Центр трудовой мобильности направляет частному агентству занятости, соответствующему квалификационным требованиям и подтвердившему выбор лота первым, уведомление в его личный кабинет и проект договора об аутсорсинге услуг на ЭБТ. Центр трудовой мобильности в течение 1 рабочего дня уведомляет безработных об оказании им услуг в рамках аутсорсинга услуг с предоставлением контактных данных соответствующего частного агентства. Агентство обязано трудоустроить безработных в течение 30 рабочих дней с даты заключения договора. МТСЗН утвердило Типовой договор об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения. Правительство утвердило Перечень субсидируемых рабочих мест, требований к лицам, трудоустраиваемым на субсидируемые рабочие места, размеров и сроков субсидирования их заработной платы. Согласно документу: Общественные работы будут субсидировать в размере не менее 20 МРП в месяц (69 000 тенге) не более 12 месяцев. Социальные рабочие места: -для безработных – 35% от установленного размера заработной платы, но не более 20 МРП; -для лиц с инвалидностью, трудоустроенных на социальные рабочие места, созданные неправительственными организациями, – 70% от установленного размера заработной платы, но не более 20 МРП. Молодежная практика субсидируется в размере 30 МРП (103 500 тенге) ежемесячно не более 12 месяцев. Проект «Первое рабочее место» - 30 МРП (103 500 тенге) ежемесячно не более 18 месяцев. Проект «Контракт поколений» - 30 МРП (103 500 тенге) ежемесячно не более 6 месяцев. Проект «Серебряный возраст» субсидируется в следующих размерах: -за первый год работы (с 1 по 12 месяц) – 70% от установленного размера заработной платы, но не более 30 МРП, -за второй год работы (с 13 по 24 месяц) – 65% от установленного размера заработной платы, но не более 30 МРП, -за третий год работы (с 25 по 36 месяц) – 60% от установленного размера заработной платы, но не более 30 МРП. Правила квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью утвердили в РК. Местный исполнительный орган по вопросам социальной защиты и занятости населения разрабатывает предложения по установлению квоты в организациях на основе: 1) анализа, прогнозирования текущего спроса и предложения на рабочую силу из числа лиц с инвалидностью на рынке труда в соответствующей административно-территориальной единице; 2) количества действующих организаций в регионе; 3) списочной численности работников организаций, формируемой на основании представленных работодателями сведений о штатной численности работников и имеющихся вакантных рабочих мест; 4) анализа сведений о количестве действующих рабочих мест, предоставленных работодателем для трудоустройства лиц с инвалидностью; 5) анализа сведений о количестве действующих трудовых договоров, заключенных между работодателями и лицами с инвалидностью вне квоты; 6) количества безработных лиц с инвалидностью, зарегистрированных карьерным центром. Квота устанавливается местными исполнительными органами областей, городов республиканского, столицы организациям со списочной численностью работников: от 50 до 100 человек – в размере 2% списочной численности работников; от 101 до 250 человек – в размере 3% списочной численности работников; свыше 251 человека – в размере 4% списочной численности работников. Квота устанавливается для организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и ИП. Работодатели в соответствии с установленной квотой в течение 6 месяцев со дня введения квоты предоставляют рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью. Утверждены правила регистрации по безработице членов семей военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов. Военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов обращаются с письменным заявлением (в произвольной форме) о регистрации членов семей в качестве безработных и приложением списков членов семей в кадровые подразделения Министерства обороны, специальных государственных и правоохранительных органов. Кадровые подразделения вносят в информационную систему Фонда социального медицинского страхования персональные данные (ИИН) членов семей с указанием их текущего статуса «неработающий». Списки членов семей с текущим статусом «неработающий», отображаются в информационной системе «Рынок труда» только для Центра развития трудовых ресурсов. Социальную профессиональную ориентацию будут проводить согласно Правилам. Профориентацию проводят карьерные центры, организации образования с привлечением региональной палаты предпринимателей и частных агентств занятости. Карьерный центр проводит социальную профессиональную ориентацию лиц, ищущих работу, безработных и кандасов обратившихся, за содействием в трудоустройстве. Карьерные центры совместно с частными агентствами занятости, РПП и работодателями организуют ярмарки вакансий для трудоустройства лиц, определившихся с выбором будущей профессии. Карьерный центр информирует и консультирует студентов и учащихся старших классов общеобразовательных школ о состоянии рынка труда, прогнозной потребности экономики в квалифицированных кадрах. По итогам социальной профессиональной ориентации и консультаций частным агентством занятости формируется список учащихся, не определившихся с выбором будущей профессии с целью направления на краткосрочные курсы для обучения с целью дальнейшего трудоустройства. Тарифы на услуги в сфере занятости будут формировать согласно Методике. Формирование тарифа осуществляется на основе анализа и усреднения фактических расходов на финансирование деятельности карьерного центра за три отчетных года, предшествующих планируемому периоду. Предельные уровни тарифов на услуги в сфере занятости населения, оказываемые за счет бюджетных средств, составляют: 1) для безработных, зарегистрированных в местном органе по вопросам социальной защиты и занятости населения города областного значения, городов республиканского значения, столицы: первой категории не более 35 000 тенге; второй и третьей категорий не более 43 750 тенге; 2) для безработных, зарегистрированных в местном органе по вопросам социальной защиты и занятости населения района соответствующей области, города районного значения: первой категории не более 43 750 тенге; второй и третьей категорий не более 52 500 тенге. Утверждены стандарты рабочего места лица с инвалидностью: - передвигающегося на кресле-коляске; Утвержден Перечень производств, работ, профессий работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в пользу которых агентами по уплате обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет собственных средств осуществляются обязательные профессиональные пенсионные взносы. Перечень содержит 17 разделов. Напомним, ОППВ, подлежащие уплате в ЕНПФ, устанавливаются в размере 5% от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления ОППВ. В случае исключения вредных условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов, уплата ОППВ агентами не осуществляется.
Иностранная рабочая сила В закон «О миграции населения» внесены дополнения, согласно которым предусматривается выдача карты «Ата жолы». Карта «Ата жолы» - документ установленной формы, выдаваемый бизнес-иммигрантам либо лицам, обладающим востребованными профессиями, из числа этнических казахов на срок до 10 лет, но не более срока действия паспорта страны гражданства. Действие карты «Ата жолы» прекращается: 1) после получения обладателем карты «Ата жолы» гражданства РК; 2) в случае отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на постоянное проживание в РК по основаниям, предусмотренным статьей 49 настоящего Закона; 3) по истечении 10 лет, но не более срока действия паспорта страны гражданства. Также закон дополнен статьями, регламентирующими установление квоты на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС), привлечение работодателями ИРС, самостоятельное трудоустройство, а также внутрикорпоративный перевод иностранцев и лиц без гражданства. Министерство труда утвердило перечень профессий, на которых могут трудиться сезонные иностранные работники. В него вошли: - Садовники и садоводы - Полеводы и овощеводы - Рабочие по изготовлению табачной продукции - Неквалифицированные рабочие в растениеводстве и в животноводстве - Неквалифицированные рабочие в производстве смешанной растениеводческой и животноводческой продукции. Утвержден перечень востребованных профессий для самостоятельного трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства В перечень вошли ряд профессий, связанных с образовательной деятельностью, здравоохранением, транспортом и связью, обрабатывающей промышленностью, операциями с недвижимостью и индустрией развлечений, культурой и спортом. Также утверждены правила получения или продления иностранцем (лицом без гражданства) справки о соответствии его квалификации для самостоятельного трудоустройства. Для получения госуслуги нужно через веб-портал «электронного правительства» направить заявление о выдаче справки с приложением перечня документов. Документы рассматривает Комиссия, созданная акиматом. При соответствии иностранца (лица без гражданства) установленным требованием выдается справка на 3 месяца. Для продления срока справки иностранец или лицо без гражданства в течение 5 рабочих дней со дня заключения трудового договора с работодателем направляет через веб-портал «электронного правительства» соответствующие документы. Справка продляется на период действия трудового договора, но не более 3 лет.
Бытовое насилие С 1 июля усилена ответственность за правонарушения в семейно-бытовой сфере Внесены поправки в ряд статей КОАП, которые предусматривают следующую ответственность: Статья 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений - административный арест на 5 суток (было до 5 суток), повторно - 10 суток (было до 10 суток) Статья 73-1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью по части 1-1 лицом, состоящим в семейно-бытовых отношениях - 15 суток (было до 15 суток), повторно в течение года - 25 суток (было до 20 суток). Статья 73-2. Побои - по части 1-1 лицом, состоящим в семейно-бытовых отношениях - арест 10 суток (было до 10 суток), повторно в течение года- 20 суток (было до 15 суток). Из статьи 64 КОАП исключается возможность освобождения от адмответственности за примирением сторон в сфере семейно-бытовых правоотношений (исключена ст.73 КОАП). Усиливается ответственность за нарушение защитного предписания. Так ст. 461 изложена в редакции: «Статья 461. Нарушение защитного предписания Нарушение защитного предписания, вынесенного органом внутренних дел, - влечет административный арест на десять суток. (ранее было до 5 суток). Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, - влечет штраф в размере 30 МРП. Усиливается ответственность по ст.669 за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа: За нарушение установленных судом особых требований к поведению правонарушителя - установлен административный арест на десять суток. Было: штраф в размере 5 МРП либо административный арест на срок до 7 суток. За повтор данного правонарушения в течение года - арест на 20 суток (ранее было до 10 суток).
Социальные работники, организации, специальные социальные услуги Утверждены Правила аттестации социальных работников в сфере социальной защиты населения. Социальные работники проходят аттестацию не реже одного раза в три года, но не ранее одного года со дня занятия данной должности, при этом социальный работник, находящийся в отпуске по уходу за детьми, аттестуется не ранее, чем через шесть месяцев после выхода на работу. Квалификационные категории социальным работникам присваиваются сроком на три года. Аттестация включает в себя: 1) тестирование; 2) прохождение собеседования; 3) вынесение протокольного решения аттестационной комиссии. Также утверждены квалификационные требования к следующим социальным работникам: 1) социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах; 2) консультант по социальной работе; 3) специалист по социальной работе; 4) социальный работник по уходу за престарелыми и лицами с инвалидностью; 5) социальный работник по уходу за детьми с инвалидностью и лицами с инвалидностью старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями. Обновлены Типовые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения. Утвержден Перечень гарантированного объема специальных социальных услуг. В него включены: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые; социально-культурные; социально-экономические; социально-правовые услуги. Регистр организаций, предоставляющих специальные социальные услуги будут формировать в электронном виде на портале социальных услуг. Регистр формируется на основании: вступившего в силу договора об оказании специальных социальных услуг, заключенного с местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке (для частных и неправительственных организаций); плана финансирования (для коммунальных государственных учреждений). Регистр организаций содержит следующие сведения: 1) наименование организации; 2) бизнес-идентификационный номер; 3) тип отделения организации; 4) вид отделения организации; 5) наименование отделения организации; 6) адрес предоставления специальных социальных услуг; 7) контактные данные (мобильный телефон, адрес электронной почты, контактный телефон, сайт (при наличии); 8) виды оказываемых специальных социальных услуг; 9) количество мест, предназначенных для предоставления специальных социальных услуг по формам их оказания; 10) дата включения в регистр; 11) дата снятия с регистрации; 12) причина снятия с регистрации. Граждане, не относящиеся к категории нуждающихся, могут получать специальные социальные услуги на платной основе. Для получения услуг нужно представить физическому или юридическому лицу, оказывающим специальные социальные услуги следующие документы: 1) заявление; 2) копии документа, удостоверяющего личность получателя услуг; 3) медицинскую карту. Если руководитель организации, оказывающей соответствующие услуги принимает решение об их предоставлении, между сторонами заключается Договор на оказание услуг за счет средств получателя. Гарантированную сумму возмещения стоимости товаров и (или) услуг, приобретаемых лицами с инвалидностью через портал социальных услуг будут определять согласно новой Методике. Гарантированная сумма определяется для каждого из видов технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения и санаторно-курортного лечения согласно классификатору технических вспомогательных (компенсаторных) средств, специальных средств передвижения и услуг, предоставляемых лицам с инвалидностью. При этом к источникам информации для определения гарантированной суммы относятся: 1) данные портала социальных услуг – среднее значение цен за предыдущий финансовый год; 2) данные государственных закупок товаров и (или) услуг местными исполнительными органами– среднее значение цен за предыдущий финансовый год; 3) коммерческие предложения потенциальных поставщиков товаров и (или) услуг (прайс-листы)– минимальная цена из трех представленных коммерческих предложений поставщиков. Потребность граждан в социальных услугах будут определять согласно утвержденным правилам. Критериями при проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах являются: 1) ограничение жизнедеятельности; 2) социальная дезадаптация; 3) социальная депривация; 4) неблагополучная социальная среда. Социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах готовит заключение о предоставлении специальных социальных услуг с учетом индивидуальных особенностей лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах, и обеспечивает конфиденциальность сведений о состоянии здоровья лица, диагнозе заболевания, степени ограничения жизнедеятельности и персональных данных получателей специальных социальных услуг. Утверждены Стандарты оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей: Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых организациями образования; Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемых центрами; Стандарт оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей, предоставляемые лицами, принявшими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи. Урегулирована деятельность организаций для лиц с инвалидностью, престарелых и бомжей. МТСЗН утвердило Правила деятельности организаций, оказывающих специальные социальные услуги. Документ определяет порядок деятельности организаций, предоставляющих специальные социальные услуги: в условиях стационара, полустационара, на дому следующим лицам: -детям с инвалидностью с психоневрологическими патологиями, -детям с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата, -лицам с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями, -лицам с инвалидностью первой и второй групп, -лицам, не способным к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом; а также в условиях временного пребывания лицам без определенного места жительства, освободившихся из мест лишения свободы и (или) находящихся на учете в службе пробации.
Перепись населения Утверждены Правила и сроки проведения национальных переписей Национальные переписи включают в себя перепись населения и сельскохозяйственную перепись. Национальная перепись включает подготовительный, основной и заключительный периоды. Перепись может проводиться путем заполнения переписных листов на бумажном или электронном носителе. которые заполняются на государственном или русском языках. Сельскохозяйственная перепись проводится не реже одного раза в десять лет, а перепись населения – в сроки, приуроченные к очередному раунду мировых переписей. Решение о проведении национальных переписей, с указанием сроков и особенностей по их проведению, в том числе в течение какого времени будет проводиться перепись, принимает Правительство по предложению уполномоченного органа.
Государственные закупки Утвержден Перечень товаров, закупаемых у организаций лиц с инвалидностью. МТСЗН утвердило Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений лиц с инвалидностью и (или) организаций, созданных общественными объединениями лиц с инвалидностью РК. В перечень производимых товаров вошли в частности, постельное белье и спальные принадлежности, теплые ватные куртки и костюмы, рабочая униформа для сварщиков, поваров, хирургов и др. персонала, ряд канцелярских принадлежностей, коробки и др. В перечень производимых и (или) поставляемых товаров вошли тифлотехнические средства, специальные средства передвижения, обязательные гигиенические средства. В перечень работ вошло озеленение. В перечень оказываемых услуг: поставка, сборка, ремонт и обслуживание реабилитационной техники для лиц с инвалидностью, ремонт и обслуживание транспортных средств для лиц с ограниченными возможностями, организация отдыха и санаторно-курортного лечения лиц с инвалидностью, уборка помещений и территорий, благоустройство, озеленение, полиграфические и прачечные услуги.
Микрофинансовые организации, ломбарды С 1 июля 2023 года увеличен минимальный размер уставного капитала МФО. Минимальный размер уставного капитала МФО (независимо от времени прохождения регистрации - до или после 1 января 2020 года) установлен в следующих пределах: - с 1 июля 2023 года – 150 000 000 тенге; - с 1 января 2024 года – 200 000 000 тенге; Кроме того, изменился порядок расчета достаточности собственного капитала микрофинансовой организации. Расчет активов, взвешиваемых по степени кредитного риска, проводится в соответствии с Таблицей активов микрофинансовой организации, взвешенных по степени кредитного риска вложений. Также исключены требования к минимальному размеру собственного капитала ломбарда. При этом минимальный размер уставного капитала для ломбарда включили в состав пруденциальных нормативов. Вводится новая форма отчета о микрокредитах, выданных микрофинансовой организацией, в том числе по которым имеется просроченная задолженность. Форма представляется в Нацбанк ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Авторское право Минюст утвердил минимальные ставки авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений: - использование произведений путем публичного исполнения; - использование произведений путем публичного сообщения; - воспроизведение и (или) распространение произведений; - воспроизведение аудиовизуальных произведений в личных целях без согласия автора.
Торговля Правила организации деятельности торговых рынков, требования к содержанию территории, оборудованию и оснащению торгового рынка утвердило Министерство торговли. Торговля в виде оптовой и розничной продажи товаров, а также оказание услуг на торговом рынке осуществляются субъектами торговой деятельности через стационарные и нестационарные торговые объекты, расположенные на территории торгового рынка согласно схеме торгового рынка и на основании договоров аренды, заключенных посредством информационной системы. Специализация и зонирование территории торгового рынка по товарно-отраслевому признаку, а также тип торгового рынка в зависимости от объема и характера осуществляемых на торговом рынке сделок определяются собственником (владельцем) торгового рынка. Торговые рынки классифицируются: 1) по товарной специализации: продовольственные – по реализации продовольственных товаров; непродовольственные – по реализации промышленных товаров, бытовой техники; 2) в зависимости от реализуемых товаров специализированные и универсальные; 3) по объемам сделок и способам их осуществления – розничные и оптовые. Предпринимателей, сдающих в аренду торговые площади, обязали зарегистрироваться в информационной системе Начиная со 2 июля 2023 года ИП или юридическое лицо, основным видом деятельности которого является предоставление в аренду (пользование) торговых мест в крупных торговых объектах, а также на торговых рынках, обеспечение функционирования таких объектов и организация их должны пройти регистрацию в ИС через портал электронного правительства http://egov.kz. При прохождении регистрации указываются: - тип пользователя (физическое или ЮЛ), - ИИН или БИН соответственно, а также номер мобильного телефона и электронная почта. После этого пользователям предоставляется личный кабинет, в котором они должны разместить следующую информацию: - характеристика торгового места (торговая, складская, площадь, высота помещения, оборудование, температурные режимы); - цена за квадратный метр и срок аренды торгового места; - фотография и (или) видео торгового места; - утвержденный регламент работы и перечень дополнительных услуг; - договор аренды (пользования) торговых объектов и (или) торговых мест; - уведомления субъектов внутренней торговли, зарегистрированных в ИС, не менее чем за месяц о внесении изменений и дополнений в перечень дополнительных услуг или об его утверждении; - сведения о передаче торгового места, торгового объекта третьему лицу. Также в рабочем кабинете будет доступен для скачивания QR-код, который необходимо разместить при входе в торговый объект либо на торговом месте. QR-код привязывается к личному рабочему кабинету пользователя, куда поступают от субъектов внутренней торговли замечания и предложения согласно заключенному договору аренды.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |