|
|
|
Источник: НПП «Атамекен» (www.atameken.kz)
20.12.2016 Минздрав и бизнес «играют» в одни ворота на общем фармацевтическом рынке ЕАЭС
В НПП презентовали основные принципы функционирования общих рынков медицинских изделий и лекарственных средств Евразийского экономического союза. На площадке «Атамекен» состоялся «круглый стол на тему «Общий рынок медицинских изделий и лекарственных средств Евразийского экономического союза: консультации и разъяснения по функционированию». Сотрудники РГП «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» рассказали представителям отечественного бизнеса в сфере медицинских изделий и лекарственных средств об основных принципах функционирования общих рынков медицинских изделий и лекарственных средств Евразийского экономического союза (материалы). Стоит отметить, что предприниматели достаточно активно выразили заинтересованность в более детальном и углубленном понимании новых «правил игры на большой арене». Был задан ряд вопросов, касающихся освещения особенностей регистрации медицинских изделий и лекарственных средств по вновь принятым Правилам ЕАЭС, возможностей поддержки отечественного бизнеса и готовности казахстанской лабораторно-диагностической базы к проведению требуемых исследований. И.о. председателя Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава РК Л. Пак предоставила исчерпывающие ответы, а также поделилась с аудиторией информацией о предстоящем тесном сотрудничестве МЗСР и РГП с отечественными производителями при выборе ими Республики Казахстан в качестве референтного государства. «Минздрав ни в коем случае не заинтересован в том, чтоб заявители, выбравшие нас (т.е. РК) в качестве референтного государства, завтра не смогли пройти процедуры признания в других странах Союза или у них возникли какие-либо трудности с Евразийской экономической комиссией. В каждом подобном случае мы будем командировать компетентного сотрудника МЗСР РК и РГП для отстаивания интересов нашего заявителя, а вместе с ним и авторитета нашего ведомства и государства в глазах стран - участниц ЕАЭС. Можете не сомневаться, мы с вами по одну сторону баррикад!», - сказала она в завершение встречи. Департамент экономичнской интеграции НПП РК «Атамекен» в свою очередь отмечает необходимость проведения аналогичных мероприятий, направленных на разъяснение особенностей общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств на регулярной основе, с привлечением максимального круга отечественных производителей. Все презентационные материалы, представленные в рамках «круглого стола», а также дополнительная информация ДЭИ НПП, представлены на официальном интернет-ресурсе Палаты по адресу www.palata.kz.
К сведению предпринимателей 16 ноября 2016 года на заседании Евразийского межправительственного совета был подписан пакет единых документов, необходимых для запуска и полноценной работы общего рынка лекарственных средств (далее - Общий рынок) на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз). Первым шагом на пути к общему рынку стала статья 30 Договора о ЕАЭС, согласно которой государства - члены создают в рамках Союза общий рынок лекарственных средств, соответствующий стандартам надлежащих фармацевтических практик и основанный на единых принципах. Исходя из этого, в числе первых подписанных соглашений в рамках Договора было Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года (далее - Соглашение). Соглашение было ратифицировано в соответствие с законом Республики Казахстан от 12 октября 2015 года. На практике общий рынок должен позволить упростить процедуры обращения лекарственных средств между государствами - членами Союза, приведя основные критерии и показатели к единому знаменателю. Именно с этой целью принятый пакет документов предусматривает такие основополагающие для фармацевтической отрасли направления, как: - единые стандарты производства и контроля качества; - единая процедура регистрации лекарственных средств; - единый реестр зарегистрированных лекарственных средств; - единые требования к маркировке лекарственных средств; - единые требования к инструкции по медицинскому применению лекарственных средств; - гармонизация государственных фармакопей государств - членов и др. Регистрация лекарственных средств в Союзе проводится в соответствии с Правилами регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года № 78. В соответствии с Правилами регистрация лекарственных средств будет осуществляться по последовательной процедуре (процедура взаимного признания) или одновременной процедуре (децентрализованная процедура регистрации). Процедура взаимного признания предполагает регистрацию лекарственного средства в два этапа: · национальная процедура регистрации - референтное государство осуществляет регистрацию для целей нахождения лекарственного средства на рынке данного государства; · процедура взаимного признания - по желанию заявителя лекарственное средство может быть признано в других государствах - членах Союза (государствах признания). Регистрация лекарственного средства по децентрализованной процедуре также осуществляется в два этапа, проводимых одновременно: · регистрация в референтном государстве; · признание экспертного отчета по оценке в государствах признания. Вместе с тем под процедуру регистрации лекарственных средств в рамках ЕАЭС не будут подпадать: - лекарственные средства, изготовленные в аптеках; - фармацевтические субстанции; - лекарственные средства, предназначенные для использования в качестве выставочных образцов; - лекарственные средства, предназначенные для проведения доклинических и клинических исследований (испытаний); - лекарственные средства, ввезенные физическим лицом для личного применения; - радиофармацевтические лекарственные препараты, изготовленные непосредственно в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченными органами государств-членов; - лекарственные средства, не предназначенные для реализации на таможенной территории Союза; - образцы лекарственных средств, предназначенные для регистрации, и стандартные образцы. Производство лекарственных средств государствами - членами ЕАЭС должно осуществляться только при соответствии надлежащей производственной практике (Good Manufacturing Practice, GMP), отражающий целостный подход по оценке параметров производства и лабораторной проверки. Уполномоченные органы сторон достигли договоренности о взаимном признании сертификатов GMP, выданных странами - членами Союза. Однако при этом предусмотрена возможность инспекционной проверки соответствия производства надлежащим практикам ЕАЭС. Правовой базой ЕАЭС в сфере лекарственных средств предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года.
Общий рынок медицинских изделий Точкой правового отсчета в создании общего рынка медицинских изделий Союза послужила статья 31 Договора о ЕАЭС, на основе которой сторонами было принято Соглашение о единых принципах и правилах обращения МИ (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года. Общий рынок медицинских изделий должен позволить создать единое пространство обращения медицинских изделий Союза, подчиненных общим требованиям и функционирующее по одним и тем же принципам. Согласно документам второго уровня, а именно Решению Совета ЕЭК от 12 февраля 2016 года № 46 предусмотрена регистрация медицинских изделий по последовательной процедуре - в выбранной заявителем референтной стране и последующая регистрация в странах-признания. Для инициирования процедуры необходимо представление в уполномоченный орган страны-референта следующих документов: · Заявление на проведение экспертизы и регистрации МИ; · Регистрационное досье; · Копии документов, подтверждающих оплату экспертизы и регистрации МИ. Документом, подтверждающим факт регистрации МИ, является регистрационное удостоверение установленной формы с бессрочным сроком действия. Вместе с тем предусмотрен ряд условий, при которых запрещен выпуск медицинских изделий в обращение в рамках Союза: · имеется официальное уведомление уполномоченного органа, производителя и (или) его уполномоченного представителя о том, что обращение МИ приостановлено, либо оно изъято из обращения, либо отозвано производителем; · истек срок службы (срок годности) МИ; · МИ не зарегистрировано в установленном порядке. В качестве эталонного показателя качества медицинских изделий ЕАЭС выступило условие соответствия стандарту ISO 13485:2003, содержащему требования к системе менеджмента качества производителей медицинских изделий. Система менеджмента качества должна обеспечивать соответствие медицинского изделия Общим требованиям безопасности и эффективности медицинских изделий применительно к стадиям (этапам) жизненного цикла: · проектирование, · разработка, · производство, · выходной контроль, · процессы, связанные с потребителем. Также пакетом документов по регламентированию обращения медицинских изделий на территории Союза установлена их маркировка специальным знаком, свидетельствующим о том, что медицинское изделие прошло установленную в рамках Союза процедуру регистрации и подтверждения соответствия общим требованиям безопасности и эффективности МИ и требованиям к внедрению и поддержанию системы менеджмента качества. Уполномоченные государственные органы стран - участниц Союза осуществляют контроль и мониторинг, включающий в себя сбор, регистрацию, анализ информации о неблагоприятных событиях (инцидентах) и принятие соответствующих решений. Правовая база ЕАЭС по общему рынку медицинских изделий также имеет переходный период и регистрационные документы, выданные уполномоченным органом государства - члена, действуют на территории этого государства до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |