|
|
|
Профессор Каспийского университета: «Горжусь выпускниками Caspian Dream Team!»
Образование - сфера, которая в последние годы проходит серьезную трансформацию во всем мире. Стираются границы между отраслями знаний, информация становится все более доступной, учиться можно онлайн в любом вузе мира на выбор. Но, по-прежнему, в образовании важен личный контакт с преподавателем, который не только обучит, но и поможет обрести жизненные ценности и ориентиры. Отличное знание теории и практика в лучших компаниях, упор на воспитание, социальную ответственность студентов - это те составляющие, на которые опирается не имеющий прецедентов в Казахстане социальный образовательный проект - бакалаврская программа Caspian Dream Team*. Программа дает возможность лучшим абитуриентам бесплатно обучаться профессии юриста в Высшей Школе Права «Әділет» Каспийского Общественного Университета (КОУ). Подробнее о программе и о том, как она работает, рассказывает кандидат юридических наук, ассоциированный профессор ВШП «Әділет» Caspian University Елена Нестерова.
- Елена Викторовна, как вы оцениваете проект Caspian Dream Team? Каковы преимущества, которые он дает своим студентам? - Прекрасный проект, вот уже пятый год с удовольствием работаю с ребятами, избравшими для себя эту программу. О преимуществах скажу с точки зрения педагога. Мне невероятно радостно получать положительные отзывы от практикующих юристов о качестве подготовки выпускников проекта Caspian Dream Team, а таких отзывов я получаю много и, в том числе, о нынешних наших студентах, которые уже успешно сочетают профессиональные занятия юриспруденцией с обучением в Высшей Школе Права «Әділет» Caspian University.
- Поделитесь, какими инструментами и методами преподавателя вы пользуетесь, чтобы добиваться высоких результатов в обучении? - Наверное, два основных момента могу назвать. Во-первых, это лекции, направленные на мотивацию студентов к исследованию, изучению как можно большего количества дополнительных источников. Успех достижим только в условиях, когда наши слушатели не пренебрегают самоподготовкой, а мы, в свою очередь, направляем их, учим ориентироваться в огромном массиве юридической литературы и нормативного материала. И, конечно же, раскрываем прикладную значимость тех или иных тем. Во-вторых, это решение практических кейсов, позволяющих оттачивать аналитические навыки, применять полученные теоретические знания на практике, уметь дискутировать, логично и обоснованно формировать свою позицию.
- Елена Викторовна, почему вы в свое время выбрали профессию юриста? - В свое время мне посчастливилось учиться в «Шайкеновском» КазГЮИ и закончить этот легендарный вуз в 2000 году, как раз накануне его приватизации. Тогда в университете был собран блестящий профессорско-преподавательский состав, включающий в себя ведущих теоретиков и практиков в области юриспруденции. Например, курс теории государства и права читал нам профессор Нагашбай Амангалеевич Шайкенов. Мы учились праву у таких достойных педагогов, как С.Ф. Ударцев, С.Б. Маркин, А.А.Таранов, В.И. Ротницкий, В.В. Нездемковский, Г.Ж. Сулейменова, Ж.О.Кулжабаева, Ф.А. Тлегенова, Л.В.Воронина, Э.А.Ли и многих других. Учебные планы отличались от теперешних: основной упор делался на аудиторные занятия с внушительной продолжительностью часов. Когда нынешним студентам рассказываю, что раньше общая часть гражданского права изучалась в течение целого учебного года, а вся дисциплина предусматривала более 400 академических часов, они очень удивляются.
- То есть выбор был сделан по зову сердца? - Да, мне очень нравится моя профессия, и я никогда не жалела о своем выборе. Причем мне одинаково интересно, как решение сугубо прикладных задач, так и научно-исследовательская работа. Каким бы сложным ни было сочетание преподавания с практической работой, я считаю такое сочетание необходимым. Именно практика диктует новые подходы к обучению будущих специалистов гражданскому праву и способствует выработке у них необходимых профессиональных навыков. Но все-таки своей главной профессией я считаю преподавание гражданского права, которым с большим удовольствием занимаюсь уже более 20 лет. После окончания обучения я начала работать в Алматинской юридической академии, а в 2007 году, в связи с реорганизацией Академии, практически весь состав нашей кафедры перешел в Каспийский общественный университет, в составе которого функционирует и знаменитая Высшая школа права «Әділет», возглавляемая сейчас профессором Светланой Павловной Мороз. Несмотря на все реформы (зачастую неблагоприятные) в системе науки и юридического образования вот уже более 10 лет в Каспийском университете мы стараемся сохранять традиции кафедры гражданского права, переданные нам нашими любимыми Учителями.
- Как, на ваш взгляд, развивается правовая система в РК, и какие факторы содействуют или мешают ее развитию? - Мне сложно рассуждать в целом о правовой системе, но могу сказать о развитии гражданского права, которое мне всегда было ближе. В Казахстане очень сильная цивилистическая школа и традиции, связанные, прежде всего, с именами Юрия Григорьевича Басина, Анатолия Григорьевича Диденко и Майдана Кунтуаровича Сулейменова. Сегодня казахстанская цивилистика по праву ассоциируется с деятельностью Caspian University, где продолжают свою работу «Әділет» и Научно-исследовательский институт частного права, возглавляемый академиком М.К. Сулейменовым. Таким образом, Caspian University стал центром гражданско-правовой науки современного Казахстана, и здесь активной творческой деятельностью занимаются корифеи цивилистической школы и их талантливые ученики, издаются многочисленные учебники, монографии и научные статьи, проводятся международные научные конференции, ведутся фундаментальные исследования, издаются сборники «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика» под ред. профессора А.Г.Диденко, журнал «Научные труды «Әділет» и многие другие. Что касается перспектив, то для науки гражданского права они, несомненно, благоприятные, поскольку эта отрасль юриспруденции в наибольшей степени призвана отвечать вызовам времени.
- Как бы вы оценили правовую культуру в Казахстане? Можно ли изменить ее или повлиять на ее формирование с помощью реформы образования? - Конечно, уровень правовой культуры в современном Казахстане нужно повышать: многие элементарно не знают о своих правах и не умеют их защитить. То же самое касается обязанностей, ответственности пределов осуществления прав. Яркий пример - уровень агрессии в отечественном сегменте Интернет-пространства, где становятся нормой хейтинг, буллинг, оскорбления. Благодаря развитию соцсетей, прочих диалоговых площадок, активному вовлечению казахстанцев в сетевое общение Интернет стал ареной настоящей борьбы мнений, которая, очевидно, не всегда происходит корректно. В последнее время в казахстанском сегменте Сети то и дело вспыхивают публичные споры и конфликты. Некоторые, наиболее громкие и известные из них получают широкую огласку и дальнейшее процессуальное развитие. Сеть предоставляет мнимое чувство анонимности и безнаказанности, которое позволяет отдельным лицам оскорблять своих оппонентов, распространять о них порочащую и несоответствующую действительности информацию. Эти лица вряд ли задумываются о том, что их действия могут иметь крайне серьезные последствия: от нанесения морального ущерба и ущерба деловой репутации до серьезного стресса или суицида.
- А те, кто страдает от их действий, в свою очередь, редко обращается в суд? - Да, и это говорит о неготовности нашего общества цивилизованно отстаивать свои права и, главное, показывает уровень доступности такой защиты. Вот, например, на днях Верховный cуд Великобритании постановил, что водители Uber являются, по сути, работниками и, следовательно, вправе рассчитывать на минимальную заработную плату и оплачиваемые отпуска. Невероятно интересный юридический кейс о статусе самозанятых работников платформенной экономики, но мне с трудом верится, что в Казахстане возможно продвижение подобной инициативы, исходящей от людей, занятых в аналогичных сферах.
- Вы поднимаете эти вопросы в беседах со своими студентами? - Конечно, мы обсуждаем это в контексте повышения правовой культуры и грамотности. Именно поэтому так важно качественное юридическое образование. Несмотря на заметное перенасыщение кадрового рынка юристов, профессионалы по-прежнему остаются штучным товаром. Среди своих студентов и магистрантов я вижу, что талантливые ребята трудоустраиваются еще во время обучения в вузе, а слушатели магистратуры практически все совмещают обучение с работой по специальности.
- Сегодня зачастую нормы права в стране меняются быстрее, чем успевает меняться система образования. Как сегодня решается данная проблема в Каспийском университете? - Не думаю, что это большая проблема. Законодательство всегда менялось и меняется. Сейчас имеется масса доступных информационных ресурсов, позволяющих оперативно отслеживать такие изменения. Что же касается юридического образования, то изучение тех или иных норм права является далеко не первоочередной задачей по подготовке будущих юристов. Гораздо важнее развивать у них аналитическое и логическое мышление, прививать навыки юридических исследований.
- Что бы вы пожелали будущим юристам и тем, кто собирается поступать на юридические специальности? - Если коротко, то побольше читать. И, по моему убеждению, для юриста самыми главными качествами являются честность и профессионализм, поэтому желаю будущим коллегам развивать в себе эти качества.
- Спасибо за интервью!
*Нестерова Елена Викторовна, кандидат юридических наук, ассоциированный профессор ВШП «Әділет» Caspian University; руководитель научно-экспертной службы ОФ «Ар-Бедел», автор более 70 опубликованных работ по вопросам договорного права, государственной собственности, инвестиций, хозяйственных товариществ, акционерных обществ, защиты личных неимущественных прав и другим проблемам гражданского права и права недропользования, арбитр Арбитражного центра «Атамекен» Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |