|
|
|
Концепция кодекса Республики Казахстан
С.А.Боголюбов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
XIII международная Атырауская правовая конференция «Недропользование - основа экономики Республики Казахстан» (17 апреля 2015 г., г. Атырау)
Аксиомами представляются цели правотворческого процесса, заключающиеся в регулировании общественных отношений согласно с требованиями социально-экономического развития, поддержании законодательства в динамичном состоянии с учетом реализации предыдущих нормативных требований: это не может не относиться к законодательству о недрах и недропользовании. В Российской Федерации Закон «О недрах», принятый в 1992 г., за прошедшую почти четверть века десятки раз актуализировался, то есть изменялся и дополнялся в сторону упорядочения управления разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых, разграничения и уточнения полномочий Федерации и ее субъектов, вычленения участков недр федерального значения, а также расширения компетенции регионов и местного самоуправления, особенно в части разработки общераспространенных полезных ископаемых. Цивилизованные правила законотворчества предполагают разрабатывать новые проекты «не откладывая» и «не спеша», отрабатывая и максимально обсуждая концепцию принятия (изменения, дополнения) закона с тем, чтобы он стал не очередным мероприятием, проведенным в угоду кому-то или чему-то, а серьезной вехой в обеспечении законности, налаживании правопорядка, например, в сфере недропользования, установлении новых и, может быть, отмене прежних правоотношений, возложении новых обязанностей либо новых функций (как и их ограничений), предоставлении новых прав и возможностей[1]. В этом контексте обоснование новых законопроектов Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и/или Кодекса о недрах и недропользовании характеризуется развернутой и глубокой мотивировкой, квалифицированным сравнительно-правовым сопоставлением с разнообразными, смежными и аналогичными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и других стран, направленностью на устранение коллизий, пробелов в национальной системе законодательства, на инвестиционную привлекательность минеральных и иных природных ресурсов Республики. Сохраняются при этом многие оправдавшие себя за десятилетия принципы и нормы суверенного недропользования, опирающиеся на менталитет и привычки казахстанских и иностранных граждан, на вековые традиции природопользования, что должно способствовать лучшему пониманию правоприменителями законодательных институтов в сфере охраны окружающей среды, экологического (природоохранного, природоресурсного) права. Учитываются конституционные и иные важнейшие законоположения РК, например, цель государства охранять окружающую среду, благоприятную для жизни и здоровья человека (ч.1 ст.31 Конституции РК; такой нормы в Конституции РФ не имеется), обязанность граждан РК сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам согласно ст. 38 Конституции РК и др. Оптимизируется реализация административного законодательства РК, упорядочивающего полномочия органов центральной и местной исполнительной власти в экологической сфере, что призвано способствовать профессиональному осуществлению этой важнейшей функции государственного управления использованием и охраной природных ресурсов, поскольку принятие в РК Закона «Об административных процедурах» призвано способствовать организации управленческой деятельности, обеспечению бесперебойного функционирования государственных органов, соблюдению прав и свобод граждан и юридических лиц, защите государственных и частных интересов, недопущению использованияслужащими своих полномочий во внеслужебных целях, предупреждению коррупции. Соблюдаются общие требования об осуществлении субъектами природоресурсных отношений принадлежащих им прав без нанесения вреда природному ресурсу и иным объектам окружающей среды, а также правам и законным интересам других лиц; имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению природными объектами, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством РК, если иное не предусмотрено земельным, экологическим, лесным, водным законодательством РК, законодательством РК о недрах, о растительном и животном мире, особо охраняемых природных территориях; установленные законами права физических и юридических лиц не могут ограничиваться актами государственных органов[2]. Таким образом, обсуждаемые законопроекты сохраняют преемственность законодательства РК о недрах и недропользовании. Привлекают внимание изучение и изложение опыта других добывающих стран и международной практики, попытки повышения статуса и комплексности регулирования сложных отношений не только посредством природоресурсного, экологического законодательства, но и налогового, административного, гражданского и других отраслей законодательства, сочетания разрешительного (вертикального) и цивилистического (горизонтального) способов регулирования. Проекты опубликованных концепций новых законов Республики Казахстан о недрах и недропользовании от мая 2014 г., февраля 2015 г. и др. весьма многоаспекты, заслуживая тщательного рассмотрения и публичного обсуждения; здесь целесообразно остановиться лишь на некоторых, имеющих, по нашему мнению, концептуальный характер, узловых, в какой-то мере, дискуссионных, проблемах, соотносимых с аналогичными российскими проблемами в связи с многочисленными предложениями о кодификации и иных формах совершенствования законодательства о недрах и другого природоресурсного законодательства РФ, определенных в утверждены Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утв.30 апреля 2012 года Президентом РФ. Концепции изобилуют пожеланиями внедрения рыночных механизмов, экономической целесообразности, рациональности, эффективности, безопасности и комплексности использования минерально-сырьевых ресурсов, материальной заинтересованности и стимулирования наряду с исключением волюнтаристских усмотрений должностных лиц, устранением излишних административных барьеров и препятствий для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущением монополизации и недобросовестной конкуренции (ч. 1 и 2 ст.34 Конституции РФ). Точно так же провозглашаются для недропользователей свобода в применении технологических и методологических решений, необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов, развития саморегулирования, отсутствия за их пошаговыми действиями навязчивого постоянного государственного надзора и контроля с упразднением излишних административных барьеров, стабильности законодательных и государственных требований к недропользователям, презумпции добросовестности участников отношений, связанных с недрами и недропользованием. Такими способами внедряются новейшие научные и практические национальные и зарубежные наработки, призванные свидетельствовать о модернизации горного законодательства РК[3]. Динамизм предлагаемых изменений законодательства РК о недрах и недропользовании, включение в него передовых юридических «технологий» обусловливается имплементацией в него новейших достижений мирового опыта в сфере правового регулирования недропользования, соблюдения, использования и применения правовых норм и институтов, в том числе требований подписанной Казахстаном Орхусской конвенции о доступе общественности к экологической информации, к обсуждению и принятию решений, доступе к правосудию по экологическим делам. Весьма положительным представляется формулирование в законопроектах подробных и детально разработанных механизмов реализации предусмотренных в них требований, поскольку слабым звеном правоохранительного механизма на Евразийском пространстве является возможность уклонения субъектов природоохранной деятельности от выполнения своих обязанностей; соответствующие инструменты надлежащей правореализации являются еще одной сильной стороной представляемых законопроектов. Но не менее нужны - эколого-правовая культура должностных лиц и иных граждан, курс общества и государства на всеобщее законопослушание и уважение к иным достойным социальным ценностям, повышение авторитета закона и его безусловного соблюдения и применения повсеместно, не взирая на лица, создание подлинно юридической, цивилизованной атмосферы нетерпимости к любым отступлениям от требований формирования правового государства, режима законности и экологического правопорядка. [1] См. Закон РК «О нормативных правовых актах» 24 марта 1998 г.; Билиспаев А.М. Конституционно-правовое развитие независимости судебной власти в условиях централизации государственной власти в Республике Казахстан. Алматы. 2012. 353 с.; Н.А.Власенко. Разумность и определенность в правовом регулировании. Монография. М, ИНФРА-М. 2015. 157 с. [2] Например, Указ Президента РК от 3 декабря 2003 г.№ 1241 «О Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004 - 2015 годы»; Послание Президента народу Казахстана «Казахстан - 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», оглашенное 10 октября 1997 г. в городе Астана; Экологический кодекс РК от 9 января 2007 г № 212-111; Правила реализации преимущественного права Республики Казахстан на приобретение полезных ископаемых, утв. постановлением Правительства РК от 28 января 2011 г. № 38; Правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, утв постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 г. № 535. [3] См. Битабарова Ж.А. Возмещение экологического вреда: внутригосударственные и международно-правовые аспекты. Дисс. на соискание академич. степени «доктор философии» (PhD) по специальности международное право. Алматы. 2010; Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. Учебник для магистров. М, Юрайт. 2011; Еркинбаева Л.К. Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и проблемы совершенствования экологического законодательства // Материалы Девятой Международной Атыраузской правовой конференции. Атырау. 2011. С. 13-18.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |