|
|
|
Г. Дорошева, аудитор РК, директор аудиторской компании «DSAudit», член правления ПАО «Коллегия аудиторов»
КАКИЕ РИСКИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ, ЕСЛИ ПУНКТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИИ НЕ ВКЛЮЧЕН В ОФИЦИАЛЬНЫЙ СПИСОК?
ТОО импортирует товары с Беларуссии в РК для дальнейшей реализации. В договоре указано, что условия поставки FCA и риски по товарам переходят при отгрузке товара в Беларуссии, т.к. ТОО сам организовывает доставку жд путем. В товаросопроводительных документах имеются несколько штампов о пересечении границы: Белорусская жд, Московская жд, Семиглавый МАР-Эксп.КЗХ и конечный пункт Алма-ата-1-КЗХ. При расчете НДС по импорту и стран-членов ЕАЭС курс доллара рассчитывается по дате первого пункта пересечения границы РК- Семиглавый МАР-Эксп.КЗХ, но данный пункт не внесен в перечень приграничных пунктов в официальных документах. Какие риски могут возникнуть в этом случае у ТОО? Где можно найти официальный перечень приграничных пунктов?
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 276-6 Налогового кодекса датой ввоза товаров на территорию Республики Казахстан является при перевозке товаров в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом - дата ввоза на первый приграничный пункт пропуска (станция), установленный Правительством Республики Казахстан. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июля 2013 года № 697 утвержден «Перечень пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан», в котором установлены железнодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан через границу с Российской Федерацией. Действительно, названный Вами железнодорожный пункт пропуска отсутствует в Постановлении Правительства РК. На подобный вопрос, заданный Президенту ЗАО НК «КТЖ» 19.04.2012 г. на сайте этой организации, дан следующий ответ: «В международном сообщении перевозки железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с международным соглашением - Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). В целях обеспечения перевозок грузов в прямом межгосударственном железнодорожном сообщении железнодорожные администрации Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины установили Порядок передачи вагонов и контейнеров с грузами через межгосударственные железнодорожные передаточные переходы государств участников Содружества (Приложение 5 к Соглашению об особенностях применения отдельных норм СМГС) и Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств. В соответствии с вышеуказанным Порядком и Правилами передача грузов между железными дорогами осуществляется на межгосударственным стыковом пункте (МГСП) оформлением принимающей и сдающей Сторонами поездной передаточной ведомостью (ППВ). МГСП является один из двух пограничных пунктов, по которому учитывается переход (прием и сдача) поездов вагонов и контейнеров между железными дорогами сопредельных государств. Вагоны считаются принятыми только при наличии соответствующим образом, оформленных ППВ с подписанием должностных лиц сдающей и принимающей дорог и проставлением в документах календарных штемпелей. ППВ хранится также в архиве информационных систем АО «НК «Қазақстан темір жолы». Обратившись официально в филиал АО «НК «Қазақстан темір жолы» -«Информ-Сервис» вы можете получить информацию и дате, времени пересечения вагона с грузом границы Республики Казахстан (контактные телефоны 605672,605474,605684).» Из ответа следует, что Постановлением Правительства утверждается список межгосударственных стыковых пунктов, а по всем остальным пунктам пропуска дата прохождения указана в транспортной накладной. По нашему мнению, отметка с датой пересечения государственной границы является достаточным основанием для определения облагаемого импорта и в нашей практике не было случаев, что налоговым органом оспаривалась дата ввоза на территорию Республики Казахстан на этом основании. Для исключения налоговых рисков, все-таки рекомендуем задать вопрос по сложившейся ситуации налоговым органам.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |