|
|
|
Воздух за миллионы: проблематика и правовые меры по регулированию недобросовестной деятельности в сфере инфобизнеса
Әлімов Олжас Төлегенұлы, магистр юридических наук, сеньор-лектор ВШП «Әділет» Каспийского Университета, Директор юридического департамента АО «КБТУ»
Сейткасымов Алмат Қамбарұлы, Студент 4 курса ВШП «Әділет» Каспийского Университета
В век информационных технологий опыт и знания превратились в товар, а Интернет стал глобальным рынком образовательных услуг. Сегодня каждый, кто умеет убедительно говорить и обладает хоть какой-никакой аудиторией, может продавать курсы, тренинги и вебинары, объявляя себя экспертом или коучем. Особенно популярны сейчас онлайн-курсы по личностному росту, заработку и «успешному успеху». Однако как отметил Президент РК Касым-Жомарт Токаев 5 ноября 2024 года: «Сегодня красивая жизнь в соцсетях и агрессивная реклама так называемого «успешного успеха» создают у людей иллюзию, что добиться всего легко и просто. Какая-то часть молодежи в это верит и тратит свое драгоценное время впустую» [1]. Президент не случайно обратил внимание на информационный бизнес. Этот рынок демонстрирует бурный рост, однако до сих пор остается без должного правового регулирования. В условиях недостаточного правового регулирования и слабой финансовой и юридической грамотности потребителей рынок инфобизнеса становится благодатной почвой для недобросовестных предпринимателей. В данной статье мы рассмотрим понятие информационного бизнеса, его правовое регулирование в Республике Казахстан, а также предложим решения для защиты потребителей от недобросовестных инфобизнесменов, так называемых «инфошулеров».
I. Понятие информационного бизнеса и законодательное регулирование в РК.
Информационный бизнес - это передача знаний или опыта с целью получения прибыли как в онлайн, так и в офлайн-формате (чаще всего в онлайн-формате). Информация передается аудитории посредством онлайн-курсов, вебинаров, консультаций, мастер-классов, чек-листов или иных инфопродуктов [2]. По сути, это способ монетизировать свои знания и навыки, используя интернет. Инфобизнес охватывает такие понятия как непосредственно сам инфопродукт, методика обучения, привлечение аудитории («прогрев»), воронка, а также авторская методика.
Сам инфопродукт определяется как информационный ресурс, структурированный и оформленный согласно определённым правилам. Он предназначен для распространения знаний через интернет. Основными форматами реализации инфопродуктов в сфере инфобизнеса являются онлайн-курсы и вебинары [3, с. 53]. В отличие от формального образования, инфобизнес не регулируется государственными стандартами, не требует лицензии или аккредитации. Деятельность в этой сфере осуществляется вне рамок требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, таких как наличие штата квалифицированных педагогических работников и специализированных помещений. Тем не менее блогеры (инфлюенсеры) обязаны предоставлять образовательные услуги в статусе индивидуального предпринимателя или в рамках любой организационно-правовой формы коммерческой организации.
В настоящее время в Республике Казахстан отсутствует прямое законодательное регулирование сферы инфобизнеса. Регулирование осуществляется косвенно, через нормы Гражданского кодекса, регулирующие оказание услуг и продажу информационных продуктов. Также применяются положения Закона РК от 27.07.2007 г. «Об образовании» (далее - Закон) и нормы Закона РК от 04.05.2010 г. «О защите прав потребителей». В связи с этим предмет деятельности инфобизнеса законодательством Республики Казахстан четко не регламентирован. В соответствии с положениями Закона, формами повышения уровня знаний и профессиональных компетенций граждан в настоящее время признаются дополнительное и неформальное образование. Указанные виды образовательной деятельности направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей в обучении, профессиональном развитии и приобретении новых навыков вне рамок обязательного образования. Хотя понятия «дополнительное» и, в особенности, «неформальное» образование могут показаться применимыми для описания деятельности в сфере инфобизнеса, они существенно отличаются от него как с точки зрения законодательного регулирования, так и с точки зрения практики применения. Так, дополнительное образование взрослых (лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста) направлено на удовлетворение их потребностей в течение всей жизни для получения дополнительного объема знаний и навыков в соответствии с происходящими социально-экономическими изменениями в обществе (п.2 ст. 37 Закона). Такое дополнительное образование осуществляется организациями образования, а также юридическими лицами, имеющими структурные подразделения, реализующими дополнительные образовательные программы (п.2 ст. 23 Закона) [4]. Организации дополнительного образования реализуют обучение в следующих формах: переподготовка, профессиональная подготовка, повышение квалификации и стажировка. Учебный процесс в таких организациях проводится на основании образовательных программ, специально разработанных для дополнительного образования [5]. В качестве примера можно привести высшее учебное заведение, организующее тренинги или семинары для повышения квалификации. По завершении такого дополнительного обучения выдается свидетельство о присвоении квалификации и сертификат. Организации, не обладающие статусом образовательной, вправе самостоятельно оказывать услуги по проведению курсов, мастер-классов и иных обучающих мероприятий. Очевидно, что данный вид дополнительного образования не охватывает сферу инфобизнеса, поскольку уже обладает своей устоявшейся практикой и характеризуется формальной структурой и регламентированностью. Рассмотрим следующий вид образования — неформальное. Оно представляет собой запланированный и организованный процесс, реализуемый организациями, оказывающими образовательные услуги. Обучение ведется без строго фиксированных требований к месту, срокам и форме проведения, и завершается выдачей документа, подтверждающего результаты [6]. Получение неформального образования на практике реализуется посредством специальной платформы «skills.enbek.kz». Разработчиками курсов на данной платформе выступают образовательные организации, учебные центры, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, государственные органы и др. Для размещения онлайн-курса автор обязан соблюдать установленные требования и пройти процедуру модерации. По завершении обучения выдается сертификат о прохождении курса, содержащий уникальный идентификационный код. Данный вид дополнительного образования также не подходит под инфобизнес. Во-первых, инфобизнес не всегда характеризуется как запланированный и организованный процесс. Во-вторых, субъекты инфобизнеса, как правило, не являются образовательными организациями, и в большинстве случаев даже не зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательской деятельности. В-третьих, в области неформального образования сформировалась устойчивая практика, ориентированная на повышение профессиональных компетенций обучающихся. В то же время инфобизнесмены могут предлагать к продаже практически любую информацию - от личного взгляда до уникального опыта.
При этом, результаты дополнительного и неформального образования удостоверяются документами (свидетельствами, сертификатами), имеющими юридическую силу. Данные документы могут свидетельствовать о присвоении определённой квалификации или подтверждать достигнутый уровень подготовки. В отличие от вышеупомянутых документов, свидетельства или сертификаты, выдаваемые инфобизнесменами по итогам прохождения онлайн-курсов, тренингов и иных обучающих мероприятий, лишь удостоверяют факт участия или завершения обучения. Такие сертификаты не обладают юридической силой, не признаются в порядке, установленном законодательством, и не дают права на присвоение какой-либо квалификации. По сути, их ценность — формальное подтверждение пройденного обучения, не более того. Также следует отметить, что в соответствии с Законом, дополнительное и неформальное образование предназначено исключительно для совершеннолетних граждан. В то же время, инфопродукты могут быть приобретены и лицами, не достигшими совершеннолетия.
II. Недобросовестный инфобизнес, или «инфошулерство», как результат недостаточного правового регулирования сферы.
Неопределённость правового статуса инфобизнесменов и отсутствие прямого законодательного регулирования привели к возникновению феномена, известного как «инфошулерство». Инфошулерство представляет собой практику предоставления инфопродуктов, которые не имеют реальной ценности. Такие продукты, как правило, предлагаются популярными блогерами или самопровозглашёнными экспертами. За плату предлагаются курсы, направленные на предоставление информации и методов, якобы способствующих достижению успешной жизни и финансового благополучия. Содержание таких курсов зачастую сводится к общедоступной информации, которую можно легко найти в открытых источниках [7].
В медийной сфере обычно используют термин «инфоцыгане» и «инфоцыганство», однако этот термин указывает на этническую принадлежность и имеет ярко выраженный негативный оттенок. Рекомендуем использовать альтернативные термины для обозначения понятий: «инфошулер» и «инфошулерство». Распространенной проблемой является практика, при которой инфошулеры предоставляют гарантии успеха своих курсов. Например, это часто встречается в «марафонах по заработку», где инфошулер заявляет о гарантированном увеличении дохода участников в установленный срок. На деле инфошулеры не несут никакой правовой ответственности за результаты и эффективность предоставляемого обучения. Данное обстоятельство квалифицируется как нарушение прав потребителей. В частности, согласно ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать услугу надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями [8]. Но, очевидно, главной проблемой является то, что потребители за значительные денежные средства фактически приобретают услуги, не имеющие объективной ценности. Вместо предоставления конкретных знаний инфошулеры зачастую ограничиваются использованием психологических техник, направленных на формирование эмоциональной вовлеченности. Например, в рамках таких курсов может предлагаться изменить обстановку дома, пойти на неоправданный риск, отказаться от употребления определенной пищи и тому подобное. Подобные действия, не имеющие конкретного результата и подтвержденной методологии, не только вводят потребителей в заблуждение, но и создают риск существенных финансовых потерь у потребителей. Часто стоимость подобных онлайн-курсов оказывается завышенной, поскольку в основу ценообразования закладывается не реальная ценность обучающего контента, а скорее популярность автора, размер его аудитории и его личные достижения. Отмечаем также, что при приобретении онлайн-курсов зачастую отсутствует заключение письменного договора между сторонами. Это обусловлено тем, что инфобизнесмен не предлагает его заключение, а потребитель не инициирует данный процесс. В результате взаимодействие сторон сводится к обмену сообщениями в мессенджерах таких как Telegram или WhatsApp. Однако в данном случае стороны должны оформлять договор на оказание услуг по проведению онлайн-обучения. В случае, если договор между потребителем и организатором онлайн-курса не был заключен в письменной форме, потребителю следует обратить внимание на источник информации о предлагаемом курсе. Если онлайн-курс рекламировался через веб-сайт или страницу инстаграм, представленные на нем сведения могут содержать элементы публичной оферты в соответствии со статьей 395 ГК РК [9]. Сайт, как правило, включает информацию о составе предоставляемых образовательных услуг, их продолжительности, стоимости, предполагаемых результатах, а также дополнительных условиях, таких как добавление участников в специализированные группы в мессенджерах или возможность пересматривать материалы курса в течение определенного периода. Эти данные могут быть использованы как доказательства при установлении условий оферты и последующего акцепта со стороны потребителя, что имеет юридическое значение при рассмотрении споров о качестве или объеме предоставленных услуг. Возврат денежных средств за такие курсы представляет собой сложную задачу так как недостаточно просто заявить, что обучение не принесло ожидаемой пользы или что содержание курса сводилось к очевидным и общеизвестным фактам. Законодательство РК не предусматривает право потребителя на возврат денежных средств в случае, если курс не соответствовал его ожиданиям или оказался бесполезным. Для повышения эффективности защиты своих прав потребителю следует изначально заключить договор, который будет служить правовой основой для оценки обязательств исполнителя и установления возможных недостатков в процессе оказания услуг. В данном контексте в качестве примера мы обратили внимание на судебную практику Российский Федерации. В 2022 году в РФ был установлен правовой прецедент, в рамках которого суд привлек инфошулера к гражданско-правовой ответственности, что стало значимым событием в контексте применения норм гражданского законодательства и защиты прав потребителей в сфере инфобизнеса. Потребитель заплатил 108 тыс. рублей за онлайн-курс, но быстро понял, что платит ни за что - ничего нового для себя не узнает. Потребитель написал претензию ИП и потребовал вернуть деньги. Письмо осталось без ответа, и он обратился в Роспотребнадзор. Ведомство в интересах заявителя обратилось с иском в суд. Мировой суд участка № 251 района Текстильщики удовлетворил требования Роспотребнадзора в полном объёме. В результате истец получил сумму, превышающую изначально уплаченную. Согласно решению суда, ответчик обязан вернуть 72 тысячи рублей (плату за курс), выплатить компенсацию морального вреда в размере 6 тысяч рублей и штраф. В общей сложности общая сумма выплат составила 130 тысяч рублей [10]. Данный случай представляет собой уникальный прецедент, в рамках которого потребитель, выразивший неудовлетворенность именно качеством онлайн-курса, сумел добиться возврата денежных средств. В Республике Казахстан, к сожалению, подобные прецеденты на данный момент отсутствуют.
III. Предложения.
В результате проведенного анализа сферы инфобизнеса была выявлена главная проблема: отсутствие прямого законодательного регулирования информационного бизнеса в Республике Казахстан. В частности: 1. Отсутствие предмета деятельности информационного бизнеса; 2. Отсутствие норм и правил, регламентирующих деятельность субъектов информационного бизнеса. Для решения проблемы с информационным бизнесом предлагаются следующие решения: 1. Ввести в Закон «Об образовании» понятие «Информальное образование». Согласно п. 9-1 ст. 1 Закона, образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности. При этом сам Закон «Об образовании» не содержит понятия информального образования. Это понятие закреплено в Законе РК «О профессиональных квалификациях» от 04.07.2023 г., где оно определяется как вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения (пп. 4 ст. 1) [11]. В других законах РК это понятие отсутствует. В словаре «Основы андрагогики» информальное образование определяется как «процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института, т.е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека через общение, чтение, посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других. Не имеет атрибутов педагогической формы» [12]. Отмечаем, что префикс «ин-» в слове «Информальное» используется в значении «без-», что позволяет интерпретировать термин как образование, свободное от процедурных формальностей, или как неформализованное образование. В доктрине еще не сложилось точное мнение насчет определения информального образования. Митусова О.А. предлагает рассматривать информальное образование как «приобретение информации из различных источников — через средства массовой информации, от коллег, знакомых, при посещении кинотеатров, театров и других культурных мероприятий. Информация, получаемая человеком случайно, может быть не всегда точной, однако сам факт ее получения способствует продолжению образования, независимо от того, стремился ли человек к этому или нет» [13]. По мнению Вершловского С.Г., информальное образование - это повседневная деятельность человека, связанная с удовлетворением практических и духовных потребностей. Этот тип образования - своеобразный мостик между традиционными формами образования и культурной деятельностью [14]. Согласно определению, предложенному С. А. Золотухиным и Б. Хунг, информальное образование охватывает «любую деятельность, связанную с развитием знаний, умений, навыков и компетентностей, которая происходит без внешнего оценивания по определённым учебным критериям» [15]. В то же время О. Р. Шувалова указывает на то, что информальное образование может рассматриваться и как «неформальное индивидуальное обучение (самообразование), которое в отличие от формального образования и дополнительного образования осуществляется самостоятельно и не фиксируется в дипломе или ином документе, но вносит вклад в расширение знаний и умений» [16]. Как отмечает Окерешко А.В., «отличие от формального и неформального образования заключается в том, что оно протекает вне стен учреждений, входящих в систему образования, а именно в социальным институтах, выполняющих иные функции в общественном разделении труда, — в семье, сфере труда, в разного рода формальных и неформальных группах и объединениях» [17].
Предлагается следующее определение: Информальное образование - это вид образования, получаемый при освоении новых знаний и навыков у лиц, зарегистрированных в реестре организаций информального образования, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
В основу предлагаемого определения заложены ключевые идеи о свободном характере освоения знаний и навыков, отсутствии формальных оценочных процедур, а также о необходимости правового закрепления деятельности субъектов, предоставляющих соответствующие услуги, что отражено в упоминании реестра организаций информального образования. 2. Информальным образованием могут заниматься только те, кто находится в реестре организаций информального образования. В целях обеспечения прозрачности и правовой определенности в сфере информального образования предлагается законодательно предусмотреть создание саморегулируемой организации (СРО) в форме некоммерческой организации (НКО). Членство в данной организации должно быть обязательным для всех субъектов, оказывающих услуги в сфере информального образования. Такой подход позволит: 1) установить единые нормы и стандарты качества; 2) создать механизмы контроля за деятельностью участников; 3) обеспечить эффективную защиту прав потребителей. Одним из ключевых элементов предлагаемой системы является формирование двух реестров: - Реестр субъектов информального образования - в него будут включаться физические и юридические лица, оказывающие услуги в данной сфере, при условии их соответствия установленным требованиям. - Реестр инфопродуктов - в него будут вноситься онлайн-курсы и другие образовательные материалы, прошедшие проверку на соответствие стандартам. Реестр следует разместить в открытом доступе на официальном сайте СРО. Данная система позволит каждому потенциальному потребителю самостоятельно проверить статус как самого автора курса, так и его образовательного продукта. Если курс отсутствует в реестре, это будет сигналом о возможных рисках. Для того чтобы автор онлайн-курса мог официально предоставлять образовательные услуги, он, во-первых, должен вступить в СРО информального образования, что будет подтверждать его соответствие базовым требованиям профессиональной этики, компетенций и качества оказываемых услуг, во-вторых, представить онлайн-курс для проверки, в рамках которой будут оцениваться его содержание, соответствие заявленным целям, корректность информации и отсутствие вводящих в заблуждение элементов. Одним из ключевых аспектов законодательного регулирования является создание эффективного механизма защиты прав потребителей. Закон должен предусматривать возможность подачи жалоб в СРО, а также ответственность субъектов за предоставление некачественных услуг. В случае выявления нарушений саморегулируемая организация должна иметь право: 1) Обязывать автора курса устранять выявленные недостатки. 2) Исключать инфопродукт из реестра. 3) Лишать субъекта членства в СРО и права на предоставление образовательных услуг. Соответственно, в случае лишения субъекта членства в СРО дальнейшее осуществление деятельности в сфере информального образования должно рассматриваться как незаконное предпринимательство и влечь за собой штрафные санкции. Таким образом, СРО информального образования должно выполнять следующие функции: 1. Разработка и внедрение стандартов качества для субъектов информального образования и их инфопродуктов. 2. Ведение реестра субъектов информального образования - включение в него будет обязательным условием для осуществления деятельности. 3. Ведение реестра инфопродуктов - все онлайн-курсы и образовательные программы должны проходить предварительную проверку перед включением в реестр. 4. Осуществление контроля и мониторинга за деятельностью участников. 5. Рассмотрение жалоб потребителей и применение санкций к недобросовестным авторам курсов. 6. Разработка этических норм и правил поведения для субъектов информального образования.
Для саморегулируемой организации в сфере информального образования предлагается название: «Палата информального образования».
Предложенные механизмы регулирования деятельности в сфере инфобизнеса были направлены на рассмотрение в Сенат Парламента Республики Казахстан, а также в Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство культуры и информации. В связи с актуальностью вопроса возникла необходимость представить гражданам Республики Казахстан данные предложения для общественного обсуждения. Прогнозируется, что 2025 год станет временем интенсивного роста информационного бизнеса, что, вероятно, приведет к увеличению числа инфошулеров — недобросовестных «экспертов» в сфере онлайн-образования. В целях защиты от их манипуляций необходимо подходить к информации, размещённой в интернете, с должной осмотрительностью и критическим анализом, тщательно проверяя достоверность источников и обоснованность заявленных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Президент призвал бизнесменов развивать село [Электронный ресурс] // Tengrinews. - 2023. - Режим доступа: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/prezident-prizval-biznesmenov-razvivat-selo-554161/ (дата обращения: 22.02.2025). 2. Калёнова, Ю. Почему инфобизнес - это не всегда про обман [Электронный ресурс] / Ю. Калёнова // Unicraft.org. - Режим доступа: https://www.unicraft.org/blog/13714/infobiznes/#:~:text=%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9,%D1%87%D0%B5%D0%BA%2D%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2. (дата обращения: 12.11.2024). 3. Гумирова А. Р., Титова К. А. Потенциал инфобизнеса в снижении издержек на корпоративное обучение в условиях экономического кризиса //Ответственный редактор. - 2016. - С. 53. 4. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&pos=1630;-27#pos=1630;-27 (дата обращения: 22.02.2025). 5. Министерство просвещения Республики Казахстан. Приказ от 31 авг. 2022 г. № 385 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 авг. 2022 г. № 29329. [Электронный ресурс]: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33565276 (дата обращения: 22.02.2025). 6. Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, Министерство просвещения Республики Казахстан. Совместный приказ от 24 окт. 2023 г. № 544/№ 322 «Об утверждении Правил признания результатов обучения, полученных через неформальное образование, а также результатов признания профессиональной квалификации». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 окт. 2023 г. № 33580. [Электронный ресурс]: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37225385&show_di=1 (дата обращения: 22.02.2025). 7. Каминская Т. Л., Петровская В. Феномен «инфоцыганство» в современных медиа // Вопросы журналистики. - 2022. - № 11. - С. 71-84. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/koha:000896859/SOURCE (дата обращения: 22.02.2025). 8. О защите прав потребителей: Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 г. № 274-IV. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30661723&pos=3;-108#pos=3;-108 (дата обращения: 22.02.2025). 9. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 дек. 1994 г. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061&pos=5;-108#pos=5;-108 (дата обращения: 22.02.2025). 10. Роспотребнадзор. Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/regional/339995 (дата обращения: 22.02.2025). 11. О профессиональных квалификациях: Закон Республики Казахстан от 4 июля 2023 г. № 14-VIII. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38051365 (дата обращения: 22.02.2025). 12. Основы андрагогики: терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей / сост. В. В. Маслова. - Мариуполь, 2004. - 19 с. 13. Митусова О. А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов / О. А. Митусова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2011. — № 3. — С. 171-176 14. Вершловский С. Г. Непрерывное образование как фактор социализации [Электронный ресурс] // Общество «Знание» России. - Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (дата обращения: 22.02.2025). 15. Золотухин С. А., Хунг Бу. Основы информального медийного обучения в педагогической среде // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 3(27). - Т. 1. - С. 226-232. 16. Шувалова о.р. международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании. м., 2010. 17. Окерешко, А. В. Информальное образование: опыт определения понятия / А. В. Окерешко // Академия профессионального образования. - 2016. - № 1. - С. 74-79. - EDN WWICPP.
Статья была опубликована на английском языке в КиберЛенинка и доступна в Google Scholar: https://www.xn----8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/archiv/journal-3-84-1.pdf#page=99
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |