|
|
|
Некоторые аспекты совершенствования законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании
Жадауова Ж.А. Ведущий научный сотрудник отдела анализа эффективности законодательства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, кандидат юридических наук, e-mail:zhanara76@mail.ru
Социальные гарантии государства определяют качественную и количественную составляющую предоставляемых населению социальных благ и услуг. Всесторонняя реализация социальных программ обеспечивает благоприятную атмосферу в обществе. Социальное государство является неотъемлемой, значимой частью современного общества. В мировой практике имеют место такие модели социального государства, как либеральная, солидарно-консервативная, социал-демократическая. Созидательные процессы ХХІ века ориентированы на дальнейшее укрепление социального государства. Вопросы социального благополучия находятся в центре внимания политики государства. В своей деятельности социальное государство ориентировано на укрепление социальной защиты населения, обеспечение стабильности, согласия и толерантности в обществе. Задачи социального государства отражают важные стороны и интересы жизни граждан. Они заключаются в создании законодательной, нормативно-правовой базы и механизмов реализации социальной политики. Необходимо проведение всестороннего мониторинга, анализа и контроля осуществления социальных функций[1]. Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан, одобренная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2001 года № 886, определила основные направления по формированию многоуровневой системы социальной защиты населения при наступлении социальных рисков, предполагающей участие в данном процессе государства, работодателя и непосредственно работающего гражданина[2]. С 1 января 2005 года введена система обязательного социального страхования, которая стала дополнительной формой социальной защиты в случае наступления социальных рисков, таких как утрата трудоспособности, потеря кормильца, работы, дохода в связи с беременностью и родами, потеря дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), потеря дохода в связи с уходом за ребенком. Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года №396 направлена на социальную модернизацию общества[3]. Справочно: С 1 января 2023 года повышены размеры соцвыплат из Государственного фонда социального страхования по случаям потери работы, утраты трудоспособности и потери кормильца, а также увеличен период выплат по уходу за ребенком. В рамках реализации Послания Главы государства коэффициент замещения дохода, применяемый для исчисления социальной выплаты на случай потери работы, увеличен с 40% до 45%. Ожидается, что в текущем году порядка 117 тыс. гражданам данная соцвыплата будет назначена в повышенном размере, с ростом в среднем на 13%. Также увеличена продолжительность осуществления социальной выплаты по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет. В текущем году выплата будет назначена более 500 тыс. родителям. Кроме того, на 8,5% повышены размеры социальных выплат, назначаемых дополнительно к базовым государственным пособиям, для 78 тыс. лиц, утративших трудоспособность, и 55 тыс. семей, потерявших кормильца[4]. По данным Казстат[5], в 2021 году численность населения, охваченного социальными выплатами по причине потери работы составляет 105,7 тыс. человек; численность получателей пособий на рождение ребенка и уходу за ребенком до 1 года (с 1 января 2023 года- 1,5 года) - 484 тыс. человек Таким образом, система обязательного социального страхования обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. В свете реализации Стратегии «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» главными приоритетами государственной политики нашей страны в социальной сфере являются повышение уровня и качества жизни населения. В условиях рыночной экономики одной из преобладающих форм социальной защиты населения, наряду с социальным обеспечением, социальной помощью, становится обязательное социальное страхование. В Послании Главы государства народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» К.-Ж.К. Токаев в соответствии с Третьей инициативой считает необходимым сделать более понятной и простой нагрузку на фонд оплаты труда, в частности Президент предлагает внедрить для микро- и малого предпринимательства единый платеж с фонда оплаты труда со снижением суммарной нагрузки с 34% до 25%. Это простимулирует бизнес «вывести из тени» тысячи сотрудников, которые смогут стать полноценными участниками пенсионной системы, систем социального и медицинского страхования. Вместе с тем в Послании (Пятая инициатива: Формирование эффективной экосистемы на рынке труда) обозначено, что «тотальная цифровизация привела к новым формам занятости на основе интернет-платформ. Яркие примеры этого – водители такси, курьеры и другие. Эта сфера нуждается в содействии государства с точки зрения социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, налогообложения.»[6]. В Национальном Плане развития Республики Казахстан до 2025 года относительно обеспечения социального благополучия отмечается, что социальное страхование будет направлено на стимулирование продуктивной и формализованной занятости. Это будет обеспечено благодаря наличию у работающего и его семьи нескольких источников выплат в случае наступления социальных рисков. В системе социального страхования будет усилена взаимосвязь между стажем участия и размерами выплат: будут увеличены коэффициенты замещения доходов (потеря работы, потеря кормильца, утрата трудоспособности), поэтапно увеличена продолжительность выплат (потеря работы) до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР)[7]. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 520 «Об Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года» одним из Общенациональных приоритетов по направлению 1. «Благополучие граждан» является «Справедливая социальная политика». Установлены следующие целевые показатели, характеризующие достижение Общенационального приоритета «Справедливая социальная политика» по итогам 2025 года: 1) рост реальных денежных доходов населения - не менее чем на 27% от уровня 2019 года; 2) увеличение до 27% доли доходов 40% наименее обеспеченного населения в общих доходах[8]. Согласно Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года (далее - Концепция) казахстанская социальная модель развивается по основным принципам, характерным континентальной модели, но с учетом определенных национальных особенностей. Так, в действующей социальной модели эффективно функционирует национальная схема социального партнерства, основанная на распределении ответственности между государством, работодателями и гражданами. В сфере социальной защиты работодатели обеспечивают социальное страхование работников. В сфере пенсионного обеспечения ответственность возложена, прежде всего, на граждан через механизм накопительных пенсионных счетов. Дошкольное и среднее образование обеспечиваются государством, а работодатели играют значимую роль в системе профессионально-технического и высшего образования через участие в разработке профессиональных стандартов, сертификации работников и обеспечении производственной стажировки. Дальнейшее развитие казахстанской социальной модели обеспечит повышение качества жизни граждан на основе производительной занятости и инклюзивного экономического роста через всеобщее равенство возможностей и четкое распределение ответственности между государством, работодателем и гражданином. Основой справедливого казахстанского общества станет широкий средний класс. Для граждан будут создаваться соответствующие социально-экономические условия для их самореализации, основанной на их личных стремлениях и меритократии. При этом ни один гражданин не останется без социальной защиты со стороны государства в случае наступления трудной жизненной ситуации. Стержневой принцип солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за создание справедливого общества получит новое развитие в казахстанской социальной модели через расширение обязательного и добровольного страхования. Концепция содержит Приоритет 2. Сокращение бедности через эффективную систему обусловленной социальной поддержки, согласно которому к 2030 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума не превысит 5 % всего населения. Увеличится охват населения системой социального страхования[9]. На основании изложенного считаем, что анализируемый Закон соответствует стратегическим целям и задачам Республики Казахстан. В статье 1 Конституции Республики Казахстан сказано, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Как отмечает Г.С. Сапаргалиев, Конституция Республики Казахстан на государство возлагает обязанность заботиться об установлении социальной справедливости во всех областях. Для достижения такой цели перед государством ставится широкий круг задач: не допустить формирования социальных полюсов; разумно и целенаправленно регулировать экономические, социальные, демографические и другие отношения для создания стабильной системы жизнеобеспечения общества в целом, каждого человека в отдельности; ориентировать законодательство на человека, на удовлетворение его жизненных потребностей и интересов, создавая социальную защиту от безработицы, социальное обеспечение нетрудоспособных, пенсионеров и т.д. Решение указанных и подобных им задач будут достигаться общенародный консенсус, улучшение материального положения людей, социальные противоречия сведутся к минимуму[10]. По мнению В.Е. Чиркина, социальное государство призвано выравнивать ситуацию в тех сферах, где это можно сделать по существу, поднимая общий уровень[11]. Обязательное социальное страхование является одной из комплексных мер организационно-правового характера, осуществляемых государством как с целью защиты от безработицы, так и соблюдения принципов социального государства и социальной справедливости. Нормы, определяющие область обязательного социального страхования, нашли отражение в статьях 1, 24, 28, 61, 66 Конституции Республики Казахстан. Так, пункт 1 статьи 28 Конституции Республики Казахстан гласит, что гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Данная норма Конституции Республики Казахстан отражена в содержании и соответствует правовому смыслу самого Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», что следует из Преамбулы анализируемого Закона. Следует отметить, что порядок и условия назначения социальной выплаты на случай потери работы и регистрация участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного, закрепленные в подпункте 3) пункта 1 статьи 12, пункте 7 статьи 19, пункте 1 статьи 22, статье 28 анализируемого Закона соответствуют положениям статьи 24 Конституции Республики Казахстан. Согласно пункту 2 статьи 24 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. При анализе Закона не выявлено его несоответствие положениям Конституции Республики Казахстан. При анализе закона на предмет выявления типичных дефектов закона, способствующих формированию различной практики применения действующего законодательства, были выработаны следующие предложения и рекомендации: 1. Преамбула анализируемого закона гласит: «Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования граждан и регулирует отношения, связанные с созданием дополнительной формы социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования при наступлении случая социального риска.». Законодатель, определяя сферу общественных отношений, регулируемых законом использует понятие «граждан», как участников системы обязательного социального страхования. Однако, данное положение преамбулы не корректно к содержанию Закона, поскольку его действие распространяется также на других участников обязательного социального страхования. Так, в подпункте 5) статьи 7 («Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию») указано, что обязательному социальному страхованию подлежат: «5) иностранцы и лица без гражданства, а также кандасы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.». Исходя из содержания статьи, следует что определяемые в подпункте 5) статьи 7 круг лиц, подлежащие обязательному страхованию шире, чем обозначено в Преамбуле. Таким образом, обнаружена несогласованность (неточное отражение) смысловой и правовой нагрузки преамбулы и анализируемого Закона, поэтому Преамбула Закона нуждается в уточнении и приведении в соответствие с содержанием Закона. 2. В статье 4 закреплены основные принципы обязательного социального страхования: гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат; обязательность уплаты социальных отчислений на условиях, предусмотренных настоящим Законом; использование активов фонда на цели, установленные настоящим Законом; обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим Законом; дифференциация размеров социальных выплат; гласность в деятельности государственных органов и организаций, обеспечивающих обязательное социальное страхование. Вместе с тем, в Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года говорится о последовательной и сбалансированной реализации социальной политики при участии всех общественных институтов[12]. Если обратиться к зарубежному опыту, то, к примеру, статья 3 Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании» от 17 июня 1996 года №20[13] предусматривает принцип участия общественных объединений в контроле и развитии системы государственного социального страхования. «Статья 3. Принципы государственного социального страхования <…> участие общественных объединений в контроле и развитии системы государственного социального страхования;». Кроме того, российский законодатель в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ[14] определяет следующий принцип осуществления обязательного социального страхования: обеспечение надзора и общественного контроля. «Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования <…> обеспечение надзора и общественного контроля;» Вместе с тем, в Модельном законе «О государственном социальном страховании», принятым Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 6 декабря 1997 года №10-4 в статье 33[15] («Контроль за исполнением страхового обязательства») рекомендовано введение института «Общественного контроля за обеспечением прав застрахованных лиц». «Статья 33. Контроль за исполнением страхового обязательства 3. Общественный контроль за обеспечением прав застрахованных лиц, расходованием средств государственного социального страхования осуществляется представительными органами работников (органы профсоюзов, их объединения и иные органы).». Кроме того, на международном уровне активно проводилась подготовка рекомендаций по вопросам гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств в области социальной политики. Была пересмотрена законодательная база по обязательному страхованию с учетом проводимых и планируемых мер по гармонизации законодательств стран Евразийского пространства, а также необходимости заимствования лучшего передового опыта развитых стран мира. Следует отметить, что в Трудовом кодексе Республики Казахстан[16] в статье 155 закреплена норма об осуществлении общественного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан. «Статья 155. Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан Республиканские и отраслевые объединения работников осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан на условиях и в порядке, закрепленных в соглашениях и коллективных договорах.». Нормативное закрепление принципа общественного контроля повысит эффективность обеспечения обязательного социального страхования. Вместе с тем, подпунктом 4) статьи 16 («Цели и задачи Общественного совета в области общественного контроля») Закона Республики Казахстан «Об общественных советах»[17] от 2 ноября 2015 года № 383-V предусмотрено положение о том, что задачами общественного контроля являются повышение эффективности, открытости и прозрачности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов квазигосударственного сектора; реализация гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов; повышение уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления, субъектов квазигосударственного сектора, обеспечение обратной связи между обществом и государством, предупреждение и разрешение социальных конфликтов и т.д. Таким образом, основываясь на международном опыте, а также в целях повышения эффективности обеспечения обязательного социального страхования, рекомендуем включить в перечень основных принципов обязательного социального страхования, принцип общественного контроля (статья 4 анализируемого Закона). 3. Подпункт 5) пункта 15 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - Положение)[18] определяет функции уполномоченного органа. Так Положением предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет международное сотрудничество в курируемых сферах деятельности. Кроме того, основной задачей Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан является обеспечение реализации государственной политики в социально-трудовой сфере в рамках взаимодействия с зарубежными государствами, региональными интеграционными объединениями, международными организациями, экспертными и научными кругами в соответствии с внешнеполитическим курсом государства[19]. Справочно: Министерство взаимодействует с зарубежными государствами, региональными интеграционными объединениями, международными организациями, экспертными и научными кругами и с целью выявления возможных форматов взаимодействия и сотрудничества по вопросам социально-трудовой сферы. Вместе с тем, координирует работу по развитию многосторонней деятельности с международными организациями: Организацией Объединенных Наций (ООН), Программой развития ООН (ПРООН), Международной организацией труда (МОТ), Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Организацией исламского сотрудничества (ОИС), Всемирной торговой организацией (ВТО), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейским союзом, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими организациями по вопросам труда, занятости, миграции, социального обеспечения и социальной защиты населения. Министерство осуществляет сотрудничество по выстраиванию равноправного диалога в рамках членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Всемирной торговой организации (ВТО), а также в части взаимодействия государств-членов ЕАЭС с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями[20]. Однако, отмечаем, что в Законе отсутствуют статьи, предусматривающие международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере обязательного государственного страхования. Между тем статья 9 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 года[21] (далее - Пакта) гласит, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Наряду с другими участниками Казахстан, признает важное значение международного сотрудничества в отношении непрерывного улучшения условий жизни, право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, целесообразности международных мер, которые могли бы способствовать эффективному постепенному проведению в жизнь настоящего Пакта (статья 11), международных мероприятий (статья 22), способствующих осуществлению прав, признаваемых в настоящем Пакте (статья 23). Следует отметить, что в свете реализации Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года, направленной на социальную модернизацию общества, актуальны рассмотрение и анализ практики, опыта и достижений зарубежной модернизации. Справочно: В этом плане больших успехов и результатов в развитии социальной политики добились страны с высоким уровнем конкурентоспособности, инновационности и цифровой технологии. В частности – это Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция. Современная система социальной защиты населения призвана соответствовать мировым стандартам качества жизни. Она определяется такими критериями, как повышение благосостояния общества, рост занятости населения, конкурентоспособное образование и эффективное здравоохранение[22]. Вместе с тем, Казахстан, как страна, взявшая на себя обязательства по выполнению 17 Целей Устойчивого Развития на период до 2030 года, направленных на ликвидацию бедности, борьбу с неравенством и несправедливость, а также решение проблем, связанных с климатическими изменениями, активно работает по всем направлениям и готова внести свой вклад в успешное достижение глобальных целей. В частности, Целью Устойчивого Развития (далее - ЦУР) номер 1 является внедрение на национальном уровне надлежащих систем и мер социальной защиты (в том числе социального страхования) для всех, включая установление минимальных уровней, и к 2030 году достижение существенного охвата бедных и уязвимых слоев населения[23]. На основе вышеизложенного, полагаем возможным рекомендовать уполномоченному органу дополнить анализируемый Закон статьей об осуществлении международного сотрудничества в области обязательного государственного страхования. 4. Статья 3 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» закрепляет виды обязательного социального страхования, в том числе, «на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет.». Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 анализируемого Закона, социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет назначается участнику системы обязательного социального страхования, осуществляющему уход за ребенком (детьми) и имеющему право на получение социальных выплат из фонда. Вместе с тем, согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан от 28 июня 2005 года №63-III «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», пособие по уходу устанавливается в следующих размерах: «2) пособие по уходу: на первого ребенка - 5,76 месячного расчетного показателя; на второго ребенка - 6,81 месячного расчетного показателя; на третьего ребенка - 7,85 месячного расчетного показателя; на четвертого и более ребенка - 8,90 месячного расчетного показателя;» Рядом ученых высказывалось мнение о необходимости перехода к определению размера пособия в прожиточном минимуме. Так, Ж.А. Хамзина, Е.А. Бурибаев считают, что пособие исчисляется в ничего не значащем в социальном аспекте месячном расчетном показателе, его размер фактически ниже прожиточного минимума, требуется переход к определению размера пособия в прожиточном минимуме, социальные выплаты должны исчисляться и назначаться в этом исчислении, являющемся социальным показателем, определяющем минимальные потребности человека[24]. Справочно: Законом РК от 1 декабря 2022 года №163- VII утвержден республиканский бюджет на 2023-2025 годы, в соответствии с которым с 1 января 2023 года установлены: месячный расчетный показатель – 3450 тенге; величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 40 567 тенге.[25] Следовательно, считают ученые, «как можно прожить женщине с ребенком, получая в виде источника средств к существованию сумму в два раза меньшую, чем прожиточный минимум, если это первый ребенок, и сумму значительно меньшую, чем прожиточный минимум, если это пособие на последующих детей? На эти деньги должна существовать не только женщина, но и ее новорожденный ребенок, соответственно размер пособия должен составлять сумму в минимальном исчислении - два прожиточных минимума, чтобы удовлетворить минимальные запросы двух человек: матери и ребенка. В социальном государстве каждый новорожденный имеет право на прожиточный минимум, независимо от уровня доходов родителей, социальное законодательство должно стремиться к тому, чтобы создать равные стартовые возможности для каждого ребенка, родившегося в любой семье, независимо от финансового, материального благополучия родителей.»[26]. Аргументом является тот факт, «что в этот период своей жизни женщина исключается из общественной трудовой деятельности: она занята уходом за ребенком. Соответственно сумма пособия является для матери основным источником средств к существованию, причем не только для нее, но и для ее ребенка.»[27]. Проблемы материальной необеспеченности женщины в этот период, её психическая неустойчивость и т.д. приводят к поведению, когда человек считает невозможным разрешение сложных жизненных ситуаций. Одной из причин депрессии, приводящей к суицидальному действию, является социальная незащищенность. Республика Казахстан 14 февраля 2012 года ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 183 «Об охране материнства». Положениями Конвенции предусматривается, что пособия по беременности и родам должны выплачиваться из фондов обязательного социального страхования или из общественных фондов либо в соответствии с порядком, определяемом национальными законодательством и практикой. Работодатель не несет индивидуальную ответственность за прямые издержки, связанные с выплатой любых таких денежных пособий работающей у него или у нее по найму женщине. Денежные пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни. Каждое государство-член обеспечивает, чтобы условия, дающие право на денежные пособия, могли удовлетворяться значительным большинством женщин, подпадающих под сферу действия Конвенции. Однако, по мнению Ж.А. Хамзиной, Е.А. Бурибаева приведенные требования универсального международного акта не исполняются в нашей стране с позиции обеспечения женщине и ее ребенку достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и обеспечения права иметь надлежащий уровень жизни[28]. В соответствии с универсальными международными стандартами, содержание ребенка должно обеспечиваться соответствующими размерами заработной платы и гарантированными государством социальными выплатами. Международные стандарты прав на социальное обеспечение, закрепленные в Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» № 102, определяют социальным риском, в связи с которым должно предоставляться семейное пособие, непосредственно ответственность лиц за содержание детей, то есть сам факт рождения ребенка, его воспитание, усыновление или удочерение являются основаниями для предоставления семейного пособия[29]. Таким образом, в целях обеспечения гарантии права на социальное обеспечение на достаточном уровне для матери и ребенка полагаем целесообразным предложить за основу определения выплат прожиточный минимум, который должен соответствовать общепризнанным стандартам жизни, из расчета не менее двух прожиточных минимумов на весь период ухода за ребенком. 5. В соответствии с подпунктом 23) пункта 2 статьи 319 («Годовой доход физического лица») Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налогового кодекса) не рассматриваются в качестве дохода физического лица: «23) доход при прекращении обязательств в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан по кредиту (займу, ипотечному займу, ипотечному жилищному займу, микрокредиту), в том числе по основному долгу, вознаграждению, комиссии и неустойке (пени, штрафу), в следующих случаях, наступивших после выдачи кредита (займа, ипотечного займа, ипотечного жилищного займа, микрокредита) такому лицу: … отсутствия другого дохода у физического лица – заемщика, получающего социальные выплаты в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» в случаях потери кормильца, дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, кроме указанных выплат;». Следует отметить, что вышеизложенная норма не соответствует положениям Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», так как Законом Республики Казахстан от 26 декабря 2022 года № 168-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики и социального обеспечения» с 1 января 2023 года увеличен период выплат по уходу за ребенком до полутора лет[30]. Таким образом, данная норма содержит устаревшее положение касательно возраста ребенка, по достижению которого назначается социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком. В целях приведения в соответствие положений Налогового кодекса и Закона РК «Об обязательном социальном страховании»,подпункт 23) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса следует изложить в следующей редакции: «23) … отсутствия другого дохода у физического лица – заемщика, получающего социальные выплаты в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» в случаях потери кормильца, дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), уходом за ребенком по достижении им возраста полутора лет, кроме указанных выплат;». 6. В Законе обнаружен ряд положений, дублирующих положения иных НПА.
Принимая во внимание, что дублирование норм снижает его качество, полагаем целесообразным устранить данный недостаток. 7. Статья 1 анализируемого Закона содержит определение понятия «подразделение медико-социальной экспертизы»: «19) подразделение медико-социальной экспертизы (далее – подразделение МСЭ) – структурное подразделение уполномоченного органа по контролю в сфере обязательного социального страхования, проводящее медико-социальную экспертизу;». Согласно пункту 7 статьи Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах», при необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая (разъясняющий) их смысл. Далее, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», в законе могут устанавливаться основные понятия, используемые в его тексте.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |