|
|
|
Историческая важность Послания Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева народу Казахстана
Главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, д.ю.н., профессор Абдрасулов Е.Б. Руководитель Отдела конституционного,административного законодательства игосударственного управленияИнститута законодательства и правовой информации Республики Казахстан, к.ю.н. Нургазинов Б.К.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своём поистине историческом Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года обозначил основные векторы модернизации политической системы Республики на ближайшее будущее, озвучил предстоящие политические и социально-экономические реформы, изложил свое видение ситуации в стране, дальнейшего ее перспективного развития. Послание вобрало в себя всё самое важное, все те вопросы, которые возникли в нашем обществе, пережившем недавно один из сложных и трагических периодов в своей истории. Послание стало своевременным ответом на текущие глобальные и внутренние вызовы, соответствовал ожиданиям народа Казахстана по действенной модернизации государства и общества, направленной на институциональные реформы, цель которых - дальнейшая демократизация общества, экономическая либерализация и открытость всех социально-политических процессов. Вместе с тем, модернизация – это не отрицание всего прошлого, а продолжение тех позитивных преобразований, которых добился Казахстан за 30 лет своей независимости. В системе предложенной комплексной модернизации политической системы важное значение имеют усиление роли Парламента, транспарентность выборного процесса, стремление к укреплению механизмов защиты прав человека и институтов гражданского общества. Укрепление представительной ветви власти, выражающееся в усилении парламентского контроля за качеством исполнения республиканского бюджета, расширении функционала Мажилиса Парламента, в установлении прерогативы его законодательных функций, дополнение полномочий Сената Парламента, приведет к значительному шагу в повышении эффективности механизма сдержек и противовесов в системе разделения государственной власти. Так, усиление роли Парламента, отход от модели суперпрезидентской республики не означают, что страна не нуждается в более сильной президентской власти. Именно в условиях серьёзных вызовов, экономических и политических потрясений, охвативших глобальный мир, полагаем, что нашему государству нужны сильный Президент, влиятельный Парламент и подотчётное Правительство. При этом предлагается поступательное внедрение системы властных отношений, когда законодательно оформляется обязанность Президента Республики Казахстан, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и органа конституционного контроля прекратить членство в партии на период своих полномочий, запрет для ближайших родственников Президента РК занимать должности политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе и другие меры. Серьёзное внимание в Послании отведено совершенствованию избирательной системы. В этом контексте, Президент Республики Казахстан предлагает перейти от полностью пропорциональной избирательной системы к более гармоничной – смешанной избирательной системе, которая в полной мере учтёт права всех граждан. Так, при мажоритарной системе в выборные органы попадают, как правило, известные личности, которых знает весь какой-либо регион или вся страна, авторитет которых очень весом. Такие личности должны иметь право участвовать в выборах независимо от членства в той или иной политической партии. Мажоритарная система тем и привлекательна, что избиратели хорошо знают своих депутатов, ответственных перед конкретными избирателями. Однако полный переход к мажоритарной системе может иметь и свои негативные стороны. К примеру, избранные депутаты в целом по стране могут представлять только один или всего несколько слоев общества, а то и вовсе придерживаться единых политических взглядов. В этой связи в противовес мажоритарной системе разработана и хорошо апробирована пропорциональная система, нацеленная не на избрание известных людей, а на возможности всех политических партий и их социальных групп независимо от конкретных граждан представлять свои интересы в выборных органах. Наряду с этим, пропорциональная система имеет свои недостатки: личности, представленные в партийных списках, нивелируются, «электоральные процессы теряют свою былую привлекательность для граждан, многие избиратели не знают в лицо депутатов». С учётом плюсов и минусов обеих избирательных систем, в Послании Президента говорится о необходимости «депутатский корпус Мажилиса формировать по следующей схеме – 70% на пропорциональной основе и 30% – на мажоритарной. Кроме того, смешанная модель будет внедрена на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения». Значительное место в системе модернизации политической системы занимают и вопросы организации выборного процесса. Цифровизация многих сторон общественной и политической жизни, опыт проведения выборов в условиях коронавирусной пандемии и другие обстоятельства наглядно показали, что необходимо охватить правовым регулированием многие аспекты избирательного процесса. Так, активность кандидатов и партий в социальных сетях является повсеместным свершившимся фактом, однако нормативного правового закрепления таких отношений на сегодня ещё отсутствуют. Оно необходимо, поскольку важнейшие общественные отношения, а выборы относятся к такому разряду отношений, всегда нуждаются в правовых запретах, обязываниях и дозволениях, установлении юридической ответственности за нарушение установленных правовых предписаний. Следовательно, необходимо правовое моделирование соответствующих отношений, направление их в определенное позитивное русло. Кроме того, в Послании правильно подчеркивается, что нужно изучить лучший мировой опыт по внедрению альтернативных форм голосования, в том числе электронного, досрочного, дистанционного, многодневного и т.д. В механизме организации избирательного процесса требует модернизации и институт наблюдателей за выборами. Как отмечено в Послании, у наблюдателей должны быть ясно прописанные права и чётко обозначенная зона ответственности. Модернизация деятельности политических партий как институтов гражданского общества имеет существенное значение для прогрессивного развития всех политических и социально-экономических процессов в стране, поскольку «политические партии осуществляют прямые и обратные связи между государством и обществом, государством и гражданином, что дает возможность партиям выполнять в обществе уникальную роль согласования и выведения на политический уровень реальных общих и частных интересов, связывая государство и общество в политическую систему»[1]. В этом контексте в Послании акцентировано внимание на расширении возможностей для развития партийной системы, чтобы создать максимально благоприятную среду для институционального и организационного развития партий. В перечень таких мер входит упрощение процедуры регистрации партий, снижение регистрационного порога в четыре раза, уменьшение в три раза минимальной численности региональных представительств и другие позитивные новшества. Важный блок в Послании – это усиление правозащитных институтов. Так, в Послании Главы государства подчеркивается, что граждане лишены возможности напрямую обращаться в Конституционный Совет Республики Казахстан за разъяснениями норм законодательства, за защитой своих нарушенных конституционных прав и свобод. В то же время в большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. В этой связи Президент предлагает учредить в нашей Республике Конституционный суд. Действительно, институт индивидуальных обращений в органы конституционной юстиции продолжает развиваться в тех странах, где функционируют конституционные суды. Демократические государства, учитывая опыт друг друга, предоставляют гражданам все больше возможностей в области конституционного контроля и охраны индивидуальных интересов от вмешательства со стороны органов власти. Конституционный Совет Республики Казахстан, к сожалению, не гарантирует гражданам такую защиту прав, поскольку физические лица не имеют доступа по индивидуальным обращениям в орган конституционного контроля. Защита прав граждан обеспечивается лишь опосредствовано через контроль за нормами права по обращениям судов. В механизме усиления правозащитных институтов Послание акцентирует внимание на необходимости конституционного закрепления решения об отмене смертной казни; внедрения системного подхода в расследовании преступлений, связанных с пытками, закрепление за Генеральной прокуратурой функции, связанной с ответственностью за данное направление; принятия системных мер для снижения уровня насилия в обществе, эффективного противодействия правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений. Необходимо отметить, что практически все указанные в Послании цели и задачи имеют уровень конституционного регулирования, что означает необходимость внесения изменений в не менее чем в 30 статей Конституции Республики Казахстан, принятие новых законов и других нормативных правовых актов. Полагаем, что что действенная реализация новых идей Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева по масштабному реформированию политической системы Казахстана обеспечит поступательное развитие Республики Казахстан на пути ускоренного экономического, социального, культурного и духовного прогресса.
[1] Политические партии как институт гражданского общества // Политические партии как институт гражданского общества (lektsia.com)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |