|
|
|
Типовые положения для законов об общественно полезных организациях
Закон об общественно полезных организациях Другие отдельные положения, необходимые для эффективного регулирования деятельности ОПО Законодательство о некоммерческих организациях Административное законодательство Замечание о государственных закупках и государственных грантах
Закон об общественно-полезных организациях*
Преамбула
Для того, чтобы увеличить роль общественно полезных организаций (ОПО) в общественной жизни, стимулировать их общественно полезную деятельность, повысить степень их прозрачности и отчетности, и предоставить правительству руководство в использовании общественно полезных организаций в предоставлении услуг для пользы общественности, [Парламент Государства] постановляет следующее: Тогда как в одних странах существует традиция составления преамбул, в других она отсутствует. Однако даже в отсутствие подобной традиции, закон, регулирующий абсолютно новую (или не регулировавшуюся на протяжении многих лет) область правоотношений, может содержать преамбулу для введения в суть предмета и ознакомления с основными принципами, которые могут потом быть применены для толкования этого закона. Вышеизложенная преамбула основана на Законе Венгрии 1997 года «Об общественно полезных организациях». И хотя уместно включить в преамбулу (вводную часть) закона об ОПО формулировку, которая бы поощряла партнерство между правительством и ОПО, не всегда может быть уместным с помощью закона обязывать правительства формировать партнерские отношения с ОПО. ____________________ * Эта публикация была подготовлена в течение 2000-2001 годов группой экспертов в Центральной и Восточной Европе, собранных вместе Международным Центром Некоммерческого Права. Она также может быть полезна для стран, находящихся в других регионах мира.
Статья 1 Общественно полезная деятельность Общественно полезной деятельностью считается любая законная деятельность на благо общества посредством поддержки либо содействия в отношении одной или более из следующих областей: а) Любительский спорт, b) Искусство, c) Помощь или защита физически или умственно неполноценных лиц (инвалидов), d) Помощь беженцам, e) Благотворительность, f) Гражданские права или права человека, g) Защита потребителей, h) Культура, i) Демократия, j) Экология или защита окружающей среды, k) Образование, обучение и просвещение, l) Ликвидация дискриминации, основанной на расовой, этнической, религиозной или любой другой объявленной вне закона форме дискриминации, m) Ликвидация бедности, n) Здоровье или физическое благополучие, o) Охрана исторических памятников, p) Гуманитарная помощь или помощь в случаях катастроф, q) Медицинская помощь, r) Защита детей, молодежи и других социально-уязвимых групп населения s) Защита или помощь раненным или исчезающим животным, t) Помощь в затратах, которые несет правительство, u) Религия, v) Наука, w) Общественное согласие, х) Социально-экономическое развитие, у) Социальное обеспечение, z) Любая другая деятельность, которая, согласно определению Комиссии по общественно полезной деятельности является общественно полезной. Приведенный выше перечень содержит практически все направления общественно полезной деятельности признанные таковыми в одной или нескольких странах Центральной или Восточной Европы, но ни один перечень не может быть всеобъемлющим. Перечень может быть слишком обширным для какой-либо конкретной страны. Главное, чтобы перечень толковался и применялся так, чтобы это способствовало деятельности, которая приносит пользу обществу. Любой перечень направлений общественно полезной деятельности, безусловно, должен отражать потребности, ценности и традиции конкретной страны. В то же время, никакой перечень видов общественнополезной деятельности не должен быть исчерпывающим, поскольку потребности и ценности любого общества изменяются и развиваются. Обратите внимание на Пункт (z) Статьи 1. Критерии оценки того, соответствует ли организация статусу ОПО, приведены ниже, в Пунктах 2.4 и 2.5.
Общественно полезная организация 2.1 Общественно полезной организацией (ОПО) является любая некоммерческая организация (НКО), которая: a) зарегистрирована согласно [соответствующим законам]; b) создана и действует главным образом для занятия общественно полезной деятельностью, как определено в Статье 1; c) сертифицирована как ОПО Комиссией по общественно полезной деятельности. В Типовых Положениях предполагается, что понятие НКО определено и регулируется другими законами, и что в таких других законах установлен запрет на распределение прибыли. Чаще всего НКО представляют собой фонды или ассоциации. Некоторые страны могут предусмотреть иные формы (типы) НКО (например, некоммерческие (неприбыльные) корпорации). Нет никакой необходимости лишать какую-либо конкретную форму НКО возможности получить статус ОПО. Организация считается «созданной» главным образом для общественно полезной деятельности в том случае, если цели и виды ее деятельности ограничены ее учредительными документами, главным образом, участием в общественно полезной деятельности. Организация считается «действующей» главным образом в общественно полезной области, если ее фактическая деятельность заключается главным образом в общественно полезной деятельности. «Главным образом» может означать больше 50% или практически всю деятельность, в зависимости от обстоятельств и от конкретной страны. Существуют различные способы определения того, насколько организация соответствует критерию «действия главным образом», используемому в данной статье (например, доля в расходах, во времени занятости персонала, в используемом имуществе, и т. д.). Точное определение и способ измерения должны быть даны в законе страны или же определение этих критериев может быть оставлено на усмотрение «Комиссии по общественно полезной деятельности». Следует отметить, что возможность определения и толкования такого рода понятий является существенным аргументом в пользу создания специальной комиссии по наблюдению за сектором ОПО (в противоположность другим возможностям, обсуждаемым ниже в пояснении к Статье 3). 2.2 Установление факта создания и деятельности НКО главным образом для осуществления общественно полезной деятельности должно основываться на содержании заявки НКО на сертификацию и на оценке ее фактической деятельности (если таковая осуществлялась). 2.3 Сохранение статуса ОПО должно основываться на том, подтверждает ли заявка НКО на сертификацию, её последующая отчетность и другая информация, в целом, и с учетом всех фактов и обстоятельств, то, что НКО создана и действует главным образом для осуществления общественно полезной деятельности. 2.4 Критерии, принимаемые во внимание при определении того, создано и действует ли НКО для того, чтобы заниматься главным образом общественно полезной деятельностью, обычно включают в себя следующие: (a) НКО приносит существенную пользу (і) обществу в целом, или (іі) целевой группе потребителей, получающих пользу от деятельности НКО, если при этом: (A) такая группа является более уязвимой по сравнению с населением в целом, либо (B) общество в значительной степени заинтересовано в предоставлении особой помощи такой целевой группе. Следует отметить, что этот критерий устанавливает значительное ограничение на определение ОПО. Этот критерий означает, что просто занятие общественно полезной деятельностью, виды которой указаны в Статье 1, не является достаточным для организации. Ко всему прочему она должна приносить существенную пользу либо обществу в целом, или какой-либо целевой группе, удовлетворяя указанным выше условиям. Таким образом, применяя настоящую статью вместе, например, с пунктом (x) Статьи 1 «Комиссия по общественно полезной деятельности» должна определить, что организация, которая занимается экономическим развитием только в процветающих регионах, не может квалифицироваться как ОПО. Тот, кто занимается экономическим развитием в социально неблагополучных регионах страны, даже если все население страны можно рассматривать как социально незащищенное, должен иметь право на получение статуса ОПО. (b) НКО производит значительное количество товаров или оказывает значительное количество услуг по себестоимости или ниже себестоимости; (c) любые другие факторы, которые свидетельствуют о том, что НКО создана и действует для того, чтобы заниматься главным образом общественно полезной деятельностью. 2.5 Критерии, которые свидетельствуют о том, что НКО не создана и не действует, для того, чтобы заниматься главным образом общественно полезной деятельностью, обычно включают в себя следующие: (a) НКО служит закрытому или каким-либо образом ограниченному кругу лиц, в частности, кругу лиц, каким-то образом аффилированных с организацией или ее персоналом; (b) характер и объем экономической деятельности НКО свидетельствует о том, что организация не столько преследует некоммерческие цели, а напротив, создана и работает главным образом в коммерческих целях; Цель данного критерия - обеспечить, чтобы организация, которая по существу является коммерческим предприятием, не допускалась к получению статуса ОПО. Однако если экономическая деятельность способствует достижению общественно полезных целей НКО, она не должна считаться негативным фактором. Смотрите Статью 13 и сопутствующее пояснение. (c) НКО на постоянной основе реализует товары и услуги по цене выше себестоимости; и Реализация организацией значительного количества товаров или услуг по цене выше себестоимости часто является показателем того, что НКО в реальности является коммерческим предприятием. (d) HKO выплачивает необоснованные компенсации или предоставляет другие особые преференции (льготы) своим служащим или другим лицам, связанным с организацией. Понятие «обоснованный» и «необоснованный» или их финансовый эквивалент часто определены в других законах. Например, в конкретной стране «необоснованная компенсация» может означать «компенсацию, превышающую более чем на 30% среднюю компенсацию, уплачиваемую в такой стране людям, которые делают аналогичную работу».
Глава II
Статья 3 Учреждение и состав Комиссия по общественно полезной деятельности (далее по тексту «Комиссия») учреждается согласно этому закону как независимый административный орган, состоящий из представителей государства, сообщества ОПО и общественности. Типовые Положения предусматривают существование Комиссии по общественно полезной деятельности. Комиссия действует как сертифицирующий, надзорный и санкционирующий орган. Комиссия должна получать ежегодное бюджетное содержание, необходимое для выполнения своих обязанностей. Главное достоинство объединения полномочий в руках специализированной комиссии, заключается в качестве и согласованности процесса принятия решений членами Комиссии как экспертами по ОПО. Сертифицирующими органами могут также являться: 1) суды; 2) профильные министерства, каждое в сфере своей компетенции (например, в области здравоохранения, образования, спорта); 3) одно конкретное министерство (например, министерство юстиции). Надзорные функции могут выполнять как 1) профильные министерства, так и 2) одно конкретное министерство. Однако ни в одном из этих вариантов не будет обеспечена эффективность или согласованность, а также качество решений, каковые могут быть обеспечены специальной комиссией. Административное законодательство конкретной страны будет, конечно же, регулировать создание и деятельность Комиссии. Многие существенные особенности Комиссии не оговорены в Типовых Положениях, поскольку для различных стран приемлемы различные решения. Например, необходимо обусловить конкретное количество членов Комиссии. Представляется, что Комиссия должна быть средних размеров (возможно, от шести (6) до двенадцати (12) членов), что позволяет обеспечить как широкое представление интересов, так и необходимую эффективность. Кроме того, не указан конкретный состав Комиссии, сроки полномочий ее членов и процесс, с помощью которого производится их отбор и назначение. Опять-таки, здесь возможно множество решений; необходимо выбирать то, которое больше всего подходит для данной страны, и включать его в закон об ОПО этой страны. Интересный подход к размерам и составу Комиссии представляет собой закон Молдовы «Об ассоциациях» (1996/97 гг.). В Молдове Комиссия состоит из девяти (9) человек, три (3) из которых назначены президентом страны, три (3) - парламентом и три (3) - правительством. По меньшей мере, один из каждой тройки (3) назначенных членов должен быть представителем ОПО и в то же время он не может быть государственным служащим, правительственным чиновником или членом парламента. При других подходах в Комиссии не должно быть представителей парламента, а вместо этого предусмотрено равное количество представителей правительства и представителей ОПО. Но какой бы подход ни использовался, среди членов Комиссии должны присутствовать представители ОПО, либо назначенные туда, либо выбранные демократическим путем, под управлением сообщества ОПО. Присутствие представителей ОПО предохраняет от принятия репрессивных или дискриминационных решений и увеличивает доверие к деятельности Комиссии со стороны общества. Продолжительность срока полномочий членов Комиссии обычно составляет от двух (2) до шести (6) лет. Этот срок должен быть достаточно длинным, чтобы человек успел приобрести опыт работы в Комиссии, но в то же время достаточно коротким, чтобы помешать застою или нарушению интересов. Для обеспечения непрерывности сроки должны быть дифференцированы. Может быть уместным установить ограничения для количества последовательных продлений сроков полномочий (переизбраний), которые могут быть разрешены для членов комиссии.
Полномочия по сертификации 4.1 Как орган, обладающий правом сертификации, Комиссия должна: a) сертифицировать ОПО; b) аннулировать сертификацию ОПО в соответствии с положениями Статьи 10; c) регистрировать и хранить сертификационные документы ОПО, необходимые в соответствии со Статьями 4.2 - 4.4; d) принимать формы, инструкции и типовые документы; e) предоставлять консультации и обучение для ОПО. 4.2 Сертификационные дела ОПО должны храниться в центральном реестре. Они должны содержать заявки и приложенные к ним документы, предоставленные каждой сертифицированной ОПО, и реестр всех ОПО, которые были сертифицированы. 4.3 Реестр и сертификационное дело каждой сертифицированной ОПО или организации, чья сертификация в качестве ОПО была аннулирована, должны быть открыты для общественной проверки в обычное рабочее время. Любой человек может потребовать, лично или по почте, копию любой записи из реестра или любого документа из сертификационного дела. Плата, взимаемая за предоставление таких копий, не должна превышать разумную (обоснованную) сумму. Затребованные копии или письменное мотивированное решение, объясняющее причины в отказе удовлетворить запрос, должны быть предоставлены не позднее чем через тридцать (30) дней после получения запроса. Все дела могут быть также доступны для просмотра через Интернет. 4.4 Любая организация, чья сертификация был аннулирована, должна быть удалена из реестра, но сертификационное дело, включая решение об аннулировании сертификации должно храниться и быть доступным для общественности.
Полномочия по надзору 5.1 Комиссия, как орган, обладающий правом надзора, обладает компетенцией: а) издавать положения и осуществлять толкование законодательства; b) контролировать и обеспечивать в принудительном порядке соблюдение настоящего закона и постановлений Комиссии; c) получать и проверять отчеты; d) с учетом ограничений Статьи 5.2, расследовать возможные нарушения настоящего закона отдельными ОПО, посредством изучения в обычное рабочее время их бухгалтерских книг, учетных документов, помещений и деятельности; e) предоставлять ОПО надлежащую поддержку и обучение; f) Осуществлять взаимосвязь между ОПО, правительством и парламентом во всем, что связано с проблемами ОПО. 5.2 ОПО, в отношении которой проводится расследование на основании Статьи 5.1 (d), вправе отказать в доступе к своим бухгалтерским книгам, учетным документам или помещениям, если она полагает, что проверка является необоснованной либо нарушает права ее самой или иного лица. Тогда для продолжения расследования Комиссия должна иметь возможность обращаться в суд надлежащей юрисдикции, коего следует уполномочить налагать санкции в отношении как злоупотреблений в ходе расследований, так и необоснованных отказов в сотрудничестве. Это положение, разумеется, должно применяться в соответствии с уголовным и административным законодательством конкретной страны.
Полномочия по применению санкций После предоставления письменного уведомления о нарушении и адекватной возможности исправить таковое, Комиссия, как орган, уполномоченный применять санкции, вправе: a) наложить на ОПО штраф размером до [обусловленной денежной суммы] за нарушение или несоблюдение любого положения настоящего закона; b) наложить на ОПО штраф размером до [обусловленной денежной суммы] за нарушение или несоблюдение действующего положения Комиссии; c) приостановить действие сертификата ОПО или отозвать его в соответствии со Статьей 10 настоящего Закона.
Статья 7 Предоставляемые документы Любой организации, претендующей на статус ОПО, необходимо предоставить в Комиссию следующие документы: a) копию акта об учреждении организации и ее устава; b) копии всех документов, поданных в связи с регистрацией в качестве НКО; и c) заполненный бланк заявки, в котором указываются: i) Общественно полезные цели, для которых ОПО создана и действует; ii) все основные виды деятельности, которые ОПО вправе осуществлять; и iii) любая экономическая или политическая деятельность, которой ОПО разрешено заниматься.
Сертификация и отказ в сертификации 8.1 Комиссия должна выдать ОПО письменный сертификат ОПО или письменное решение об отказе в сертификации в течение шестидесяти (60) дней с момента подачи заявки на сертификацию, если только Комиссия не запросила надлежащим образом в письменной форме дополнительную информацию или разъяснения. 8.2 Получив дополнительную информацию или запрошенные разъяснения, Комиссия должна предоставить либо сертификат ОПО, либо письменное решение об отказе в сертификации в течение более позднего из следующих сроков: a) количества дней, оставшихся до истечения первоначального срока для принятия решения, равного шестидесяти (60) дням; или b) десяти (10) дней с момента получения дополнительной информации или запрошенных разъяснений. 8.3. Организация приобретает статус ОПО по получению сертификата 8.4 При отказе в сертификации Комиссия должна предоставить, вместе с письменным отказом, подробное письменное объяснение оснований отказа в сертификации. 8.5 В сертификации может быть отказано только по любой из следующих причин: a) в заявке на сертификацию не указана требуемая информация; b) организация-заявитель не удовлетворяет квалификационным требованиям Статьи 2; или c) организация-заявитель совершила серьезное нарушение или неоднократное нарушение: i) настоящего закона; ii) других законов; или iii) других нормативно-правовых актов.
Автоматическая сертификация Если Комиссия не принимает решение в отношении сертификации организации в качестве ОПО до истечения срока (-ов), предусмотренного (-ых) в Статье 8, организация автоматически подлежит сертификации в качестве ОПО. В случае автоматической сертификации Комиссия должна выдать обычный письменный сертификат ОПО и организация должна быть внесена в реестр в общем порядке.
Аннулирование сертификации 10.1 ОПО вправе в любой момент принять решение отказаться от статуса ОПО, подав в Комиссию заявление, указывающее, что, согласно правилам, применимым к её управлению, Руководящий орган принял решение отказаться от сертификации. 10.2 С учетом требований Статей 6 и 10.3, Комиссия может приостановить или отозвать сертификат ОПО только в том случае, если имеется существенное и достоверное свидетельство того, что ОПО совершила серьезное или неоднократное нарушение: a) настоящего закона; или b) других законов; или c) других нормативно-правовых актов. 10.3 Комиссия может приостановить действие сертификата или отозвать его только после предоставления ОПО адекватного уведомления и возможности исправить нарушение, послужившее причиной для принятия Комиссией решения о приостановлении действия или отзыве сертификата ОПО. 10.4 Аннулирование сертификации осуществляется на основании Статьи 10.1, при направлении ОПО заявления о своем намерении отказаться от сертификации, или на основании Статьи 10.2, при направлении Комиссией письменного уведомления о лишении организации сертификации. 10.5 Аннулирование сертификации лишает организацию всех привилегий ОПО, но не отменяет никаких обязательств, в том числе в отношении денег или имущества, полученных в то время, когда организация являлась сертифицированной в качестве ОПО, а также не отменяет требований об отчетности в отношении этих денег или имущества и любого периода времени, когда она являлась сертифицированной в качестве ОПО. Таким образом, ОПО не может избежать ответственности, установленной настоящим законом посредством аннулирования сертификации. Однако следует отметить, что лишение организации сертификата ОПО никоим образом не затрагивает статус организации как НКО, а только ее статус как ОПО.
Управление ОПО
Статья 11 Руководящий орган 11.1 Управление ОПО должно осуществляться Руководящим органом, состоящим, по меньшей мере, из пяти (5) членов, три (3) из которых не связаны друг с другом узами родства. Руководящий орган ОПО несет основную ответственность за ее политику и финансовую деятельность. Если иное не установлено Комиссией, недееспособные лица, лица, не достигшие возраста шестнадцати (16) лет, лица, осужденные за преступления не более чем за десять (10) лет до предполагаемой даты начала их работы в Руководящем органе, не могут быть членами Руководящего органа. 11.2 Руководящий орган должен заседать не реже одного раза в год для исполнения своих обязанностей, включая рассмотрение и утверждение активов, пассивов, доходов, расходов и программ ОПО за прошедший год и ожидаемых активов, пассивов, доходов, расходов и программ на предстоящий год. 11.3 Руководящий орган ОПО не вправе делегировать: (a) свои обязанности в соответствии с данной Статьей; (b) избрание своих должностных лиц; (c) изменение его Учредительного документа или Устава; (d) решения о слиянии, разделении, роспуске или аннулировании сертификации ОПО.
Наблюдательный орган или Ревизионная комиссия 12.1 ОПО,чьи доходы за последний истекший финансовый год превысили [определенная сумма], должна иметь Наблюдательный орган либо Ревизионную комиссию, ни один из членов которого не может являться должностным лицом или сотрудником этой ОПО. Наблюдательный орган или Ревизионная комиссия должны иметь доступ ко всем бухгалтерским книгам, учетным документам и информации о деятельности организации, и должен отвечать, по крайней мере, один раз в году, за определение того, действует ли организация в соответствии с требованиями закона и в соответствии с ее учредительным актом, уставом и решениями Руководящего органа. Следует заметить, что создание Наблюдательного органа или Ревизионной комиссии требуется только для крупных организаций как дополнительное средство внутреннего контроля их деятельности и финансовых операций. 12.2 Не реже, чем раз в год, Наблюдательный орган или Ревизионная комиссия должны докладывать Руководящему органу о своих заключениях. В случае обнаружения Наблюдательным органом или Ревизионной комиссией серьезных нарушений, которые после адекватного письменного уведомления не устраняются или не предотвращаются Руководящим органом, Наблюдательный орган или Ревизионная комиссия должны сообщить об этих нарушениях компетентным органам власти.
Статья 13 Экономическая (предпринимательская) деятельность ОПО вправе заниматься экономической деятельностью, однако, лишь в той степени, в которой экономическая деятельность, не связанная с общественно полезной деятельностью, не становится основной деятельностью ОПО. ОПО разрешается поддерживать свою общественно полезную деятельность при помощи доходов, полученных в результате экономической деятельности, то есть, доходов, полученных от реализации товаров или услуг. Экономическая деятельность, связанная с основными задачами ОПО - то есть содействующая достижению общественно полезных целей организации - должна быть разрешена, поскольку зачастую экономическая деятельность оказывается наиболее эффективным способом осуществления общественно полезной деятельности. Некоторая экономическая деятельность, не связанная с основными задачами ОПО, может быть также разрешена, особенно если вся прибыль от неё используется для поддержки общественно полезной деятельности организации. Однако отсутствие ограничений в отношении экономической деятельности, не связанной с основными задачами организации, противоречит статусу ОПО и чревато уклонением от уплаты налогов и недобросовестной конкуренцией между ОПО и коммерческим сектором. Типовые Положения разрешают ОПО заниматься любой законной экономической деятельностью при условии, что экономическая деятельность, не связанная с основными задачами организации, не становится ее основной деятельностью.
Государственная политика и политическая деятельность 14.1 ОПО вправе открыто принимать участие в исследовательской, образовательной, издательской и правозащитной деятельности, во всем, что касается общественного интереса, включая критику политики или действий государства или любого государственного чиновника или органа. Она также вправе выражать свое мнение по любым проблемам и официальным подходам, которые являются или могут являться предметом критики или обсуждения в процессе проведения политических кампаний или выборов. 14.2 ОПО не вправе принимать участия в сборе средств или кампании в поддержку или против политической партии или кандидата на назначаемую или выборную государственную должность, и не может выдвигать или регистрировать кандидатов на выборные государственные должности. Приверженность принципу свободы слова диктует неправомерность любых ограничений политических высказываний или правозащитной деятельности ОПО. При этом Типовые Положения рассматривают как неправомерное использование средств ОПО для поддержки конкретных политических партий или кандидатов. Причины такого подхода, среди прочего, заключаются в недопустимости «обхода» законов, регулирующих политические партии и выборы. Однако однозначно неприемлемыми представляются запрет либо ограничение прав ОПО публично защищать или отвергать любые мотивы и подходы, критиковать политику или действия правительства, предоставлять информацию в поддержку или против конкретных путей разрешения социальных проблем.
Сбор средств От лица, участвующего в сборе средств от имени ОПО, любой, к кому оно обратилось, вправе потребовать предоставления подтверждения сертификации организации как ОПО, адекватного описания её целей, соотношения доходов организации и её расходов на административные нужды и на сбор средств, и разрешения на участие в сборе средств от имени такой организации. Это положения обеспечивает представителям общественности, к которым обращаются с просьбой о пожертвованиях ОПО, получение информации, позволяющей принять решение о пожертвовании. Подход Статьи 15, позволяет избежать расходов, задержек и злоупотреблений, зачастую характерных для правительственных лицензионных схем.
Бухгалтерский учет и документация Каждая ОПО должна вести точный и полный бухгалтерский учет своей финансовой деятельности в соответствии с принятыми стандартами бухгалтерского учета, а также придерживаться разумной политики хранения документов учета как финансового, так и в нефинансового характерах. Было бы уместным для Комиссии принять соответствующие правила сохранения документов бухгалтерского учета, стандарты бухгалтерского учета, формы и инструкции.
Необходимость независимого аудита ОПО, чьи поступления за последний финансовый год превысили [определенная сумма], подлежит независимой аудиторской проверке финансовой деятельности.
Статья 18 Общая отчетность и требование прозрачности 18.1 ОПО, чьи поступления за последний финансовый год превысили [определенная сумма], должна представлять отчеты о своей деятельности, а также финансовые отчеты Комиссии и соответствующим фискальным органам. Эти отчеты также должны предоставляться общественности за разумную оплату, по требованию. 18.2 ОПО, на которую распространяются требования об аудиторской проверке согласно Статье 17, должна предоставлять копию акта аудиторской проверки как часть отчета. Чтобы благоприятствовать росту сектора ОПО, важно не обременять небольшие ОПО громоздкими требованиями отчетности. Поэтому Типовые Положения не включают никаких требований для малых ОПО об официальной отчетности и устанавливают правило о независимой аудиторской проверке только для очень крупных ОПО. Форма и содержание отчетов должны определяться Комиссией.
Статья 19 Ликвидация 19.1 В случае добровольной или принудительной ликвидации юридического лица, сертифицированного как ОПО, Руководящий орган ОПО должен представить план ликвидации Комиссии по общественно полезной деятельности. План должен включать приемлемые положения, обеспечивающие передачу любых активов, остающихся после погашения всех долгов и обязательств, другой ОПО для их использования в целях, аналогичных целям ликвидируемой ОПО. 19.2 Запрещается передача активов как-либо иначе, чем это установлено в плане ликвидации, одобренном Комиссией.
Действие других законов Настоящий Закон отменяет [приводятся законы, подлежащие отмене].
Дата вступления в силу и переходные положения Настоящий Закон вступает в действие [дата]. Организации, имеющие в силу прежних законов статус аналогичный или эквивалентный статусу ОПО, имеют один (1) год после вступления закона в действие, чтобы обратиться с заявлением о сертификации в качестве ОПО в соответствии с настоящим Законом. Любая такая организация, которая не обратится за сертификацией в соответствии с настоящим Законом, после особого уведомления об этом и обоснованной возможности сделать это, теряет статус ОПО или любой аналогичный или эквивалентный статус через тридцать (30) дней после истечения срока специального уведомления, если только она к этому времени не подала заявку о сертификации в качестве ОПО.
Другие отдельные положения, необходимые для эффективного регулирования деятельности ОПО
Отказ в регистрации В регистрации может быть отказано (название регистрирующего органа), если название, подготовленное для организации, идентично названию любой зарегистрированной организации, имени любого физического или юридического лица, или названию какого-либо государственного органа, либо оно настолько похоже на них, что это может вызвать путаницу среди общественности в (название страны). Так, без разрешения владельца названия или имени, организация не может быть зарегистрирована под именем или названием «Вацлав Гавел», «Кока Кола» или «Фонд Министерства Юстиции».
Альтернативные правила при невозможности обеспечения кворума Если в организации, управляемой ее Членами, после надлежащего уведомления, на назначенном Ежегодном Общем Собрании Членов отсутствует достаточное для кворума число Членов Организации, последующее уведомление должно быть направлено для проведения собрания в разумное время и в разумном месте, однако не ранее чем спустя 10 (десять) дней. Какое бы число Членов ни присутствовало на перенесенном собрании, оно составит кворум в отношении любых действий кроме тех, которые требуют специального кворума. Если в организации, управляемой Руководящим Органом, а не Членами, по причине смерти, неспособности, отставки или иной уважительной причине невозможно обеспечить кворум на собрании Руководящего Органа, его члены, присутствующие на собрании, назначенном на разумное время, и в разумном месте и после надлежащего уведомления, составляют кворум, однако исключительно для целей избрания достаточного количества дополнительных директоров для обеспечения кворума в отношении любых действий.
Функции и обязанности должностных лиц, членов Руководящего органа и служащих 1. Должностные лица, члены Руководящего органа и служащие НКО должны: a) Исполнять свои обязанности перед организацией тщательно, добросовестно (усердно) и благоразумно; b) Проявлять к ней лояльность (быть преданными); c) Сохранять в конфиденциальности не подлежащую разглашению информацию об организации; и d) Обеспечивать, чтобы организация соблюдала применимые законы и выполняла требования ее учредительных документов (устава), внутренних правил и решений [органов управления]. 2. Ни одно лицо, являющееся членом Руководящего органа, должностным лицом или служащим ОПО, не несет личной [имущественной] ответственности за долги, обязанности или обязательства ОПО, однако каждый из них в отдельности несет ответственность перед ОПО или перед любой затронутой третьей стороной за умышленно или грубо небрежное (халатное) исполнение своих обязанностей или неисполнение своих обязанностей.
Запрет на личную выгоду Активы, доходы и прибыль НКО должны использоваться на цели деятельности НКО и не могут распределяться, прямо или косвенно, среди каких-либо лиц. Это положение не препятствует возмещению обоснованных расходов или выплате обоснованной компенсации каким-либо лицам за работу, выполняемую для НКО.
Конфликт интересов 1. Конфликт интересов означает несовпадение или вероятность несовпадения интересов, целей или мотивов какого-либо лица с интересами, целями или мотивами НКО. 2. Если у любого лица, предоставляющего НКО свои услуги или действующего от имени НКО, включая любое должностное лицо, члена Руководящего Органа или работника, возникает конфликт интересов, это лицо должно раскрыть характер и возможные последствия такого конфликта интересов Руководящему Органу НКО. 3. За исключением того, как установлено предшествующим параграфом (2), лицо, у которого возник конфликт интересов, не вправе участвовать в обсуждении или решении любых вопросов, касающихся НКО, в отношении которых у него или у неё возник конфликт интересов. 4. Не допускаются какие-либо сделки между НКО и ее аффилиированным лицом либо между НКО и ее должностными лицами, членами Руководящего Органа или работниками, за исключением случаев, когда Руководящий Орган, после адекватного изучения, определяет, что данная сделка совершается в лучших интересах организации и является для нее честной и разумной, и что организация не смогла бы достичь более выгодных условий при разумных, для данных обстоятельств, усилиях.
Подоходный налог ОПО освобождается от налогообложения на все свои доходы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |