|
|
|
Некоторые практические рекомендации по обжалованию уведомлении таможенных органов о начисленных суммах таможенных платежей, налогов и пени
Хасанов Геннадий Газизович Владелец адвокатской конторы «Хасанов», к.ю.н.
VI международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 11 апреля 2008 г.)
1. Ни для кого ни секрет, что деятельность значительного числа юридических лиц действующих в Казахстане напрямую связана, с необходимостью использования товаров и транспортных средств, поступающих из-за рубежа. Согласно действующего законодательства РК, вопросы таможенного оформления и последующего контроля за ними, возлагаются на таможенные органы в соответствии с их компетенцией. В ее рамках, в отдельных случаях, таможенными органами в адрес юридических лиц выставляются уведомления о неуплаченной в установленный срок суммах таможенных платежей, налогов и пени, а также об обязанности погашения в установленный этим уведомлением срок неуплаченной суммы таможенных платежей, налогов и пени. Это требование подлежит исполнению в срок не более 10 рабочих дней, следующего за днем вручения уведомления плательщику, за исключением случаев обжалования плательщиком такого уведомления. При обжаловании данного уведомления адвокат либо другое лицо (представитель) при получении поручения по защите и представительству юридического лица должен иметь ввиду, что для данной категории дел в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РК установлен месячный срок рассмотрения. Учитывая процедуру обжалования уведомления, когда последнее, может обжаловаться в вышестоящий таможенный орган или в суд в течение 10 дней, после получения настоящего уведомления, тактически грамотно, если обжалование будет иметь место в вышестоящий таможенный орган, а затем в суд. Это позволит иметь больше времени для изучения всех документов, получения представления о позиции вышестоящего таможенного органа, а также выработки определенной позиции по делу. В том случае, если отсутствовало разрешение спора по существу после подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган, необходимо после анализа всех фактических обстоятельств как в полученном ответе так, и по делу, подать заявление в суд.
2. Необходимо отметить, что анализ материалов связанных с обжалованием уведомлении показывает, как правило спор идет по вопросу правильности и обоснованности начисления таможенным органом соответствующих денежных сумм таможенных платежей, налогов и пени. На практике обычно встречаются 2 ситуации: Первая. Юридическое лицо, зная о том, что идет проверка, осуществляемая таможенным органом, заранее готовится к защите своих интересов, отстаивании собственной позиции имеющейся по вопросам проверяемых таможней. И в этих целях, привлекает адвоката (представителя), представляя ему документы и другие данные для ознакомления и выработки позиции по обжалованию уведомления о начисления соответствующих денежных сумм таможенных платежей, налогов и пени. Вторая. уведомление уже выставлено, срок обжалования истекает либо дело находится в этот момент уже в суде и, адвокат привлекается к защите интересов юридического лица. При наличии этой ситуации, как правило, времени мало для ознакомления с материалами и соответственно некоторые доводы не могут быть положены в основу жалобы в вышестоящий орган либо в суд по причине отсутствия возможности их предварительной проверки и их обоснованности в качестве доводов, излагаемых в жалобе и истечении срока обжалования. Применительно к этому, хотелось бы отметить, что сам факт проверки и ее проведения не является чем - то неожиданным для проверяемых, и поэтому представляется правильным при получении информации о ее проведении таможенными органами, своевременное принятие юридическим лицом решения о защите своих интересов. Это позволит тщательно и полно исследовать все фактические данные, собрать необходимые документы, провести качественный анализ сложившейся ситуации и выработать позицию защиты, в целях профессионального (качественного) оспаривания уведомления о начислении соответствующих денежных сумм таможенных платежей, налогов и пени. В то же время, независимо от наличия описанных, выше ситуации, приступая к выполнению поручения, необходимо составить план работы по делу. Сразу же следует отметить, что он не исключает возможности его расширения, дополнения, детализации в зависимости от предмета оспаривания, фактических обстоятельств по делу. План работы должен включать в себя ряд основных позиции. Они следующие:
а) изучение акта проверки, уведомления, других документов, имеющих значение для дела.
Здесь, важное значение, имеет тщательное изучение всех документов имеющих отношение к настоящему поручению. В первую очередь, это акт проверки, составленный таможенным органом, который содержит ряд важных данных указывающих на период проверки, результаты. Акт проверки составляется таможенным органом и доводится до сведения юридического лица, после проведения проверки. В свою очередь, уведомление по данному акту может поступить, не позднее месяца со дня установления факта задолженности. Надо отметить, что несмотря на то, что между указанными документами имеется неразрывная связь, тем не менее их процессуальный статус различен. Обжалованию подлежит уведомление таможенного органа. К другим документам, требующих обязательного изучения относятся учредительные документы юридического лица, грузовые таможенные декларации, документы, оформляемые в соответствии с избранным таможенным режимом, финансовые документы, переписка между таможенным органом и юридическим лицом, контракты и др. Так, в результате изучения акта проверки, уведомления возможно выявление, например, арифметических ошибок, вызванных неправильным проставлением соответствующих цифр, не связанных с базовыми расчетами. Случай из практики. К примеру, в одном из уведомлении, итоговые суммы таможенной пошлины, пени; налога на НДС, пени; при сложении не составляли итоговые суммы начисления. Это в свою очередь, в определенной степени привело к выводу о неправильной сумме начисления соответствующих сумм таможенных платежей, налогов и пени. При дальнейшей проверке этого обстоятельства, данный вывод подтвердился. По другому уведомлению, имело место неправильные расчеты, связанные с изначально неверно определенной суммой таможенной пошлины. Для установления основания отклонения были исследованы первоначальные документы, определяющие таможенную стоимость товара, исчисление таможенной пошлины. Далее при сравнении их с расчетами, представленными таможенным органом было установлено превышение размера таможенной пошлины за счет включения в нее суммы- НДС. Данное обстоятельство и явилось причиной возложения обязанности на юридическое лицо по уплате начисленной суммы таможенной пошлины, пени. При вынесении решения судом это обстоятельство было учтено.
б) анализ основании, послуживших составлению акта и выставлению уведомления.
Они могут быть различны. Вместе с тем, выполнение этого требования позволит определить какие необходимые действия надо осуществить для получения фактических данных, используемых в дальнейшем, как доказательства по делу. В качестве примеров можно привести следующее: по результатам проведенной таможенным органом проверки юридического лица, последнему было выставлено уведомление о начислении соответствующих сумм таможенных платежей, налогов и пени. Основанием для вынесения настоящего уведомления явилось то, что при таможенном оформлении товара, заявителем неверно указан код ТН ВЭД ЕврАзЭс. Вследствие этого, по мнению таможенного органа импортируемый товар должен иметь другой код ТН ВЭД и облагаться в соответствии с постановлением Правительства РК от 14.11.1996 г. таможенной пошлиной в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 0.5 евро за 1 кг., а не по нулевой ставке. Обоснованием этого являлось и Классификационное решение Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничениях Федеральной Службы РФ от 16.06.2005г., а также Классификационное решение КТК МФ РК от 02.07.2005г. В ходе судебного разбирательства в результате нашего обращения в КТК МФ РК, последним было подготовлено обращение в адрес Комитета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации по вопросу классификации спорного товара. По результатам обращения было получено разъяснение об отнесении данного товара к коду ТН ВЭД ЕврАзЭс. Наряду с этим были представлены заключения экспертов ЦТЛ КТК МФ РК, Алматинской региональной лаборатории ЦТЛ КТК МФ РК, заключение специалиста Алматинской торгово-промышленной палаты, письменного заключения доцента кафедры Алматинского института энергетики и связи, письмо иностранного производителя данного товара, подтверждающие это обстоятельство. Судом были исследованы эти и другие доказательства и по результатам рассмотрения заявленных требовании, действия таможенного органа по выставлению уведомления были полностью признаны незаконными, Что в свою очередь, исключило ответственность заявителя по уплате значительной суммы денежных средств.
в) подготовка арифметических расчетов
При осуществлении данного действия, в первую очередь необходимо помнить, что эту работу могут выполнить бухгалтера и лица, знакомые с процедурой таможенного оформления товаров и транспортных средств. Зачастую, эта работа является объемной (так по одному уведомление требовалось произвести расчеты, используя порядка 70 ГТД), что в свою очередь и требуетзначительного времени. Все производимые расчеты должны быть напрямую связаны с приводимыми доводами по делу, которые в свою очередь основываются на требованиях действующего законодательства РК.
Пример: Так при таможенном оформлении товаров в документах была указана ставка НДС - 20 %. Согласно НК РК в указанное время действовала ставка НДС -16 %. Принимая во внимание требования налогового законодательства устанавливающего в различные периоды разные размеры ставки НДС и требование таможенного законодательства, указывающего на применение ставки НДС действующей на момент осуществления импорта товара, заявителем при оспаривании уведомления о начислении таможенным органом денежных суммы и пени по налогу на добавленную стоимость были произведены расчеты. Последние составили значительные разницу в денежной сумме между ставкой 20% и 16%. При представлении данных обосновании и расчетов их суду, имело место снижение начисленных сумм по НДС и пени за продолжительный период времени. Здесь также необходимо помнить, что сумма начисления таможенным органом соответствующих денежных сумм таможенных платежей, налогов и пени включает в себя ряд показателей, как период начисления, ставка рефинансирования и др. Все это должно проверяться. Учет этих данных позволит произвести правильный расчет и привести к уменьшению суммы начисления. Иногда встречается такая ситуация по делу, когда первоначально произведенные расчеты не могут быть достоверными и применимыми по делу в связи с изменениями в приводимых доводах либо появлении новых, и поэтому возникает необходимость их перерасчета. Учитывая это, а также, что по ряду дел необходимо производство множества расчетов, которые достаточно трудны для восприятия, необходимо подготовить основанную на них пояснительную записку, где наряду с приводимыми доводами в качестве их обоснования будут приведены расчеты. Этот документ в окончательном варианте и приобщить к материалам дела.
г) составление бесед с сотрудниками компании, имеющих отношение к предмету проверки.
Это могут быть сотрудники бухгалтерии, таможенные брокеры, другие лица располагающие информацией по вопросам проверки и обслуживающие данное юридическое лицо. В последующем в зависимости от ценности располагаемой информации они могут быть использованы в качестве свидетелей по делу.
д) изучение и анализ действующего законодательства РК.
Этому вопросу должно придаваться большое значение. Представляется что при изучении норм таможенного, налогового законодательства и другого отраслевого законодательства, подзаконных нормативных актов и их анализа, целесообразно составление таблицы возможных доводов со ссылкой на положения нормативных актов. Использование такого подхода позволит составить представление по предмету оспаривания, определить взаимосвязь возможных доводов, последовательность их применения при последующем обжаловании уведомления таможенных органов.
е) подготовка адвокатских запросов, собирание доказательств
Направляемые в соответствующие органы, негосударственные структуры запросы адвоката, преследуют цель получения информации, свидетельствующие о подтверждении тех или иных выводов по делу. Основное требование к ним, наряду с правильной постановкой вопросов требующих выяснения, это своевременное направление для получения ответов на них, в сроки позволяющие использовать полученную информацию в период рассмотрения дела. При несоблюдении этого требования, последнее приводит к несвоевременному представлению фактических данных, имеющих значение по делу, невозможность их проверки и оценки и в конечном итоге их использование в качестве доказательств по делу.
ж) обжалование в вышестоящий таможенный орган.
Результаты рассмотрения жалобы в вышестоящем таможенном органе могут быть различные, это -признание решения, действия (бездействия) таможенного органа или должностного лица таможенного органа правомерным - признание неправомерным решение, действия (бездействия) таможенного органа или должностного лица таможенного органа полностью либо частично и обязывает принять в пределах компетенции новое решение в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В соответствии со ст.501 ТК РК жалоба должна быть рассмотрена в срок до 15 дней или одного месяца со дня ее регистрации, в зависимости от необходимости дополнительного изучения и (или ) проверки. В этот период, работу над материалом необходимо продолжать. Этот промежуток времени, надо использовать для производства запросов и получения ответов на них, сбора доказательств и исследования фактических данных. При получении ответа от таможенного органа признающего правомерными решения действии( бездействия) нижестоящего таможенного органа, с которым мы не согласны данное решение подлежит тщательному изучению. Зачастую, в решении вышестоящего таможенного органа содержатся дополнительные обоснования правильности принятого решения нижестоящим таможенным органом. Это необходимо учитывать при дальнейшей работе над материалом. Собранные документы, в том числе и решение таможенного органа, приобщается к материалам, направляемых вместе с заявлением в суд.
з) обжалование уведомления в суд.
Подаваемое заявление в суд должно содержать в качестве требования -признание незаконным и отмену уведомления полностью либо частично. Учитывая, что речь идет о правильности и обоснованности начисления соответствующих денежных сумм таможенных платежей, налогов и пени, к исковому заявление должны быть приложены расчеты о несогласии с выставленной суммой. Иногда, это не удается. И как правило, это связано с отсутствием достаточного времени необходимого для подготовки, большим объемом арифметических расчетов, отсутствием на этот момент необходимых документов и других данных. В этом случае, необходимо отразить в подаваемом заявлении свои доводы без приведения расчетов, для того чтобы не упустить срок обжалования, одновременно принимая все меры к подготовке расчетов. К заявлению, подаваемому в суд должны быть приложены и другие документы, это: контракты, ГТД, финансовые и другие документы, переписка с между юридическим лицом и государственными органами и другие, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу и которые в последствии могут быть признаны доказательствами по данном делу. После принятия судом данного дела к производству и участия в судебном разбирательстве необходимо ознакомиться с отзывом ( возражением) таможенного органа. Это позволит определить основную позицию стороны по делу, сопоставить ее с имеющимися фактическими данными заявителя, определить ряд необходимых действии со стороны заявителя. Это может быть изучение отдельных положении действующего законодательства, подготовка адвокатских запросов, поиск необходимых документов, производство дополнительных расчетов и другие. В ходе дальнейшего судебного разбирательства для подтверждения своей позиции необходимо постоянно анализировать складывающуюся ситуацию по делу, внимательно относиться к доводам другой стороны. При подготовке к прениям необходимо проанализировать все имеющиеся материалы на момент завершения судебного разбирательства по делу, дать им правовую оценку, определить какие фактические обстоятельства необходимо положить в основу своего выступления и обосновать их соответствующими расчетами. В этом случае, представляется целесообразным после окончания выступления, письменный вариант речи передать суду для приобщения к материалам дела. Необходимо помнить, что применительно к рассматриваемой категории дел, очень важно изначально принимать все меры к сбору и тщательной оценке доказательств на этапе подготовки к их рассмотрению, так и в ходе судебного разбирательстве в суде первой инстанции. Последнее связано с тем, что в случае обжалования решения суда в апелляционном и надзорном порядке, будет устанавливаться обоснованность и законность тех или иных выводов суда, в том числе соответствующих арифметических расчетов. И если, мы будем располагать четкой и обоснованной позиций по приводимым доводам, это может явиться основой для удовлетворения заявленных требовании в указанных выше судебных инстанциях.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |