Найти
<< Назад
Далее >>
Два документа рядом (откл)
Сохранить(документ)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Процессуальные аспекты рассмотрения административных дел

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Процессуальные аспекты рассмотрения административных дел

 

 

Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП, в котором также совмещены вопросы совершения процессуальных действий. В отличие от Гражданского кодекса и гражданского процессуального кодекса или Уголовного кодекса и уголовно-процессуального кодекса.

Можно выделить две разновидности производства по делам об административных правонарушениях: обычное и упрощенное (характеризуется меньшим количеством процессуальных действий и их оперативностью, например: взимание штрафа за проезд на неразрешающий сигнал светофора).

Основаниями для возбуждения административного дела в соответствии со ст.802 КоАП являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения адмправонарушения, материалы, поступившие из правоохранительных органов, сообщения или заявления физических или юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, показания специальных автоматизированных измерительных средств и приборов наблюдения, показания контрольно-измерительной аппаратуры и (или) средств радиотехнического контроля.

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то должностным лицом, за исключением ст.807 КРКоАП и при возбуждении административного производства прокурором.

При составлении протокола должностными лицами должны соблюдаться, предусмотренные ст.ст.806 КоАП и 808 сроки их составления и направления для рассмотрения дела.

Статьей 812 КоАП регламентируются вопросы о месте рассмотрения административных дел.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, либо должностное лицо выясняет следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, жалобы, протеста;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела, жалобы, протеста судом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, а также обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности;

5) имеются ли ходатайства, в том числе по делам с участием несовершеннолетнего о рассмотрении дела в суде по месту жительства несовершеннолетнего, и отводы;

6) разрешает ходатайства, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым для рассмотрения дела, жалобы, протеста; при необходимости назначает экспертизу;

7) извещены ли о месте и времени рассмотрения дела, жалобы, протеста лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747 и 748 настоящего Кодекса.

И принимает следующее решение:

- о назначении времени и места рассмотрения дела;

- о вызове лиц и истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

- отложении рассмотрения дела, жалобы, протеста;

- продлении, приостановлении сроков рассмотрения дела, жалобы, протеста;

- передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела, жалобы, протеста на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела, жалобы, протеста не относится к его компетенции;

- передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со статьей 812 настоящего Кодекса;

- передаче дела на рассмотрение суду, правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по месту учета транспортного средства (судна, в том числе маломерного) в случаях, предусмотренных статьей 812 настоящего Кодекса

Также как УПК и ГПК, КоАП предусматривает основания отвода и самоотвода судьи, при этом заявление о самоотводе, отводе подается председателю суда, которое рассматривается председателем суда в течение суток со дня поступления и по результатам рассмотрения заявления выносится определение.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения судьей дела, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей не более чем на 1 месяц. Исключение составляют дела о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, выдворение за пределы РК, которые рассматриваются в день получения протокола об правонарушении, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Статьей 829-10 КоАП предусматривается порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях:

Судья, приступив к рассмотрению дела, объявляет состав суда, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи привлекается к ответственности, затем, удостоверяется в явке участников процесса и устанавливает их личности, проверяет полномочия представителей, защитников, в случае неявки участников производства, выясняет причины неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, разрешает заявленные отводы и ходатайства, оглашает протокол и в случае необходимости иные материалы дела.

Судья в ходе рассмотрения дела заслушивает пояснения лица, в отношении которого возбуждено административное производство, его представителей, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследует иные доказательства и в случае участия прокурора заслушивается его заключение.

Статьей 829-11 КоАП предусматриваются обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, т.е. судьей выясняются: было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность, причинен ли вред, а также другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья выносит одно из следующих постановлений:

- о наложении административного взыскания,

- о прекращении производства по делу,

- оставлении постановления, предписания без изменения, а жалобу, протест без удовлетворения;

- изменении постановления;

- отмене постановления, предписания и прекращении дела;

- отмене постановления, предписания и вынесении нового постановления по делу.

Кодекс об административных правонарушениях (ст.822 КоАП) определяет требования, предъявляемые к структуре постановления и его реквизиты. Указанные требования можно разделить на 3 группы: 1- действия суда по установлению фактических обстоятельств дела, 2- действия, связанные с выбором и анализом юридических норм и 3- мотивация принятого решения, т.е. данные требования аналогичны с требованиями, предъявляемыми к судебным постановлениям по уголовным и гражданским делам.

Вынесенное судом постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения и вручается участникам процесса по их просьбе либо высылается в течение 3-дней со дня его вынесения. В случае вынесения постановления об административном аресте копия постановления немедленно направляется прокурору.

 

Судья Карагандинского областного суда С.Оразбаев