|
|
|
Отдельные нюансы формирования Фонда
Мамонтов Н.И. судья Верховного Суда Казахстана в почетной отставке
В Казахстане последовательно осуществляется модернизация уголовного и уголовно-процессуального закона, целью которой является максимально возможное устранение последствий вреда, причиняемого совершенными умышленно или по неосторожности уголовных правонарушений. Традиционным правовым средством восстановления нарушенных прав является иск в уголовном судопроизводстве, посредством которого потерпевшему возмещается имущественный ущерб, а также вред, причиненный здоровью или личным неимущественным благам и правам потерпевшего. Достаточно новым правовым способом восстановительного правосудия является выплата потерпевшим единовременной денежной компенсации в предусмотренных законом случаях и размере из Фонда компенсации потерпевшим. 10 января 2018 года Президент Казахстана подписал Закон «О Фонде компенсации потерпевшим», которым установлен статус Фонда, порядок формирования его средств и выплаты потерпевшим компенсации. Законом предусмотрено, что с 1 июля 2018 года в резолютивной части обвинительного приговора с каждого осужденного за совершение любого уголовного проступка или преступления, независимо от вида и размера уголовного наказания, подлежит взысканию в Фонд компенсации потерпевшим принудительный платеж. Правовая природа принудительного платежа законом не конкретизирована, а только указан его размер. Принудительный платеж можно рассматривать в качестве единовременной оперативной социальной поддержки потерпевшего, которому причинен тяжкий вред здоровью. Принудительный платеж не следует относить к санкции за совершенное уголовное правонарушение, поскольку он в качестве санкции (меры против лица, нарушившего запреты закона) не предусмотрен ни одной статьей, формируемой состав уголовного деяния. Принудительный платеж не следует относить к штрафу, который является видом уголовного наказания за совершенное конкретно уголовное правонарушение и взыскивается в бюджет. Принудительный платеж взыскивается на специальный счет (контрольный счет наличности) и платежи с этого счета в специально установленных не бюджетных процедурах производятся персонально потерпевшим в целях их социальной поддержки. Принудительный платеж взыскивается в размере: 1) пяти месячных расчетных показателей - при осуждении лица за совершенный уголовный проступок; 2) десяти месячных расчетных показателей - при осуждении лица за совершение преступления небольшой тяжести; 3) пятнадцати месячных расчетных показателей - при осуждении лица за совершение преступления средней тяжести; 4) двадцати месячных расчетных показателей - при осуждении лица за совершение тяжкого преступления; 5) тридцати месячных расчетных показателей - при осуждении лица за совершение особо тяжкого преступления [3. ст. ст. 98-1, 98-2; 10. п\п 1) п. 1 ст. 10]. Принудительный платеж взыскивается судом при вынесении обвинительного приговора с осужденного за совершенный им уголовный проступок или преступление любой категории в заранее установленном размере, исчисляемом в месячном расчетном показателе. Размер месячного расчетного показателя для исчисления пособий и иных социальных выплат, применения штрафных санкций, налогов и других платежей устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Поскольку принудительный платеж, взыскиваемый с каждого осужденного по обвинительному приговору, по правовой природе является мерой единовременной социальной поддержки потерпевших, то при его взыскании и выплате из Фонда компенсации потерпевшим следует исходить из того размера месячного расчетного показателя, который установлен законом на дату вынесения обвинительного приговора и дату выплаты компенсации. Исходя из периода действия размера месячного расчетного показателя, может возникать ситуация, при которой размер выплаченной потерпевшему компенсации может не совпадать с размером принудительного платежа, взысканного приговором с осужденного. Например, совершенные в июне 2019 года действия подозреваемого путем систематического нанесения побоев потерпевшему с применением пытки квалифицированы по п\п. 4) ч. 2 ст. 110 УК, которые относятся к категории тяжкого преступления. Потерпевшему в этом же месяце выплачена компенсация в размере сорока месячных расчетных показателей. В июне 2019 года размер месячного расчетного показателя равнялся 2 525 тенге. Потерпевшему из Фонда выплачена компенсация в сумме 101 000 тенге. Обвинительный приговор в отношении подозреваемого судом вынесен в марте 2020 года. Принудительный платеж на совершенное тяжкое преступление установлен в размере двадцати месячных расчетных показателей. Этот показатель на период вынесения приговора составлял 2 651 тенге. С осужденного подлежало взыскать в виде принудительного платежа 53 020 тенге. Несоответствие размера взыскания и выплаты не должно порождать никаких сомнений, поскольку взыскания принудительного платежа в установленном размере производятся с каждого осужденного по обвинительному приговору, а выплата компенсации предусмотрена только понетпевшим по некоторым составам тяжких или особо тяжких преступлений. Но принцип: компенсация потерпевшему исчисляется из размера месячного расчетного показателя, действовавшего на день ее выплаты, а взыскание принудительного платежа производится из размера месячного расчетного показателя, действовавшего на день вынесения обвинительного приговора. Законом установлено, что из аккумулированных в Фонде компенсации потерпевшим за два года денежных средств с 1 июля 2020 года будут производиться выплаты в установленном порядке тем потерпевшим, в отношении которых после 1 июля 2018 года непосредственно совершено тяжкое или особо тяжкое преступление, причинившие потерпевшему тяжкий вред здоровью или личным неиимущестенным благам и правам [10. ст. ст. 6, 7]. Под уголовным правонарушением понимается установленный уголовным законом уголовный проступок и преступление, за совершение которых вменяемому физическому лицу, достигшему возраста уголовной ответственности, назначается соответствующий вид уголовного наказания [4. ст. ст. 10,15, 16, 19, 40, 81]. Уголовным проступком признается предусмотренное уголовным законом общественно-опасное виновное деяние, за совершение которого может быть назначено уголовное наказание в виде штрафа, исправительных или общественных работ, ареста, выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Казахстана, а равно дополнительные виды уголовного наказания [4. ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 40]. К уголовным проступкам, например, относится причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью одному либо двум или более лицам [4. ч. ч. 1, 2 ст. 114]. Субъектом совершения уголовного проступка, как и преступления, может являться вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, за исключением категорий тяжких либо особо тяжких преступлений, за совершение которых установлена ответственность несовершеннолетних по достижении четырнадцати лет [4. ст. 15]. Пострадавшим (де-факто) фактически может являться каждое правоспособное физическое лицо любого возраста, которому совершенным непосредственно в отношении него уголовно-наказуемым деянием причинен имущественный ущерб, вред здоровью или личным неимущественным правам. Но статус потерпевшего (де-юро) пострадавший приобретает только после того, как дознаватель, следователь, прокурор в процессе уголовного досудебного производства вынесет постановление о признании пострадавшего от совершенного преступления потерпевшим. Статус потерпевшего означает, что он наделен совокупностью процессуальных прав и обязанностей в уголовном процессе. Пострадавшим от совершенного уголовного правонарушения и потерпевшим при участии в уголовном досудебном производстве может быть и юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым уголовным правонарушением причинен имущественный ущерб. Существенным правовым признаком потерпевшего в уголовном процессе является то, что ему непосредственно совершенным уголовным деянием причинен моральный, физический или имущественный вред [3. ч. 1 ст. 71]. Потерпевшим может быть только правоспособный гражданин [5. п. 2 ст. 13]. Вред, запрещенным уголовным законом, может причиняться и невменяемым лицом. Запрещенным уголовным законом деянием имущественный вред может причиняться и юридическому лицу либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. [5. ст. ст. 12, 13, 19, 33; 7. ст. 30]. Для физического лица статус потерпевшего возникает в процессе, если уголовным правонарушением ему причинен: а) имущественный ущерб в виде изъятия, уничтожения или повреждения имущества. Размер имущественного вреда должен составлять не менее двух месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовых год применительно к моменту совершения уголовного правонарушения. Размер имущественного вреда, причиненного физическому лицу, будет устанавливаться, исходя из рыночной стоимости имущества, и влиять на квалификацию совершенного деяния; б) физический вред в виде повреждения здоровья, на восстановление (реабилитацию) которого потребовалось платное лечение, проведение медицинских процедур, а также санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, протезирование, оплата постороннего ухода, дополнительное питание, переобучение. Способом компенсации повреждения здоровья будет являться утраченный потерпевшим доход (заработная плата) [6. ст. 937]; в) вред моральный, который выражается в физических или нравственных страданиях физического лица, причиненных непосредственно ему нарушением (умалением) личных неимущественных прав, неразрывно связанных с его личностью, неотчуждаемых от его личности и не передаваемых другим лицам по любым основаниям, за исключением передачи исключительных имущественных прав автора, исполнителя, производителя фонограмм. [5. ч. 3 ст. 115, ч. 4 ст. 116; 6. ч. 1 ст. 931; 8. ст. ст. 16, 31, 32, 37, 40-1]. Решающим в правовом содержании понятия «потерпевший» явлется слово «непосредственно». Законодатель одним словом «непосредственно» подчеркнул, что потерпевшим может быть только физическое лицом, имущественные либо личные неимущественные блага и права которого нарушены совершенным против него уголовным деянием. Потерпевшему принадлежат процессуальные права, перечисленные в законе, в том числе иметь процессуального представителя, знакомиться с протоколами следственных действий, заявлять ходатайства, обжаловать решения и действия, участвовать в судебном заседании, обжаловать судебные акты [3. ч. 6 ст. 71]. Особо следует обратить внимание на то, что в случае причинения потерпевшему смерти его правоспособность прекращается, а в уголовном досудебном производстве и в судебном заседании только имущественные права потерпевшего, нарушенные уголовным правонарушением, будет представлять его процессуальный представитель, назначенный, введенный в процесс постановлением следователя [5. ч. 2 ст.13; 3. ч. 7 ст. 71]. Важно также учитывать, что процессуальный представитель потерпевшего, которому уголовным правонарушением причинена смерть, в процессе не вправе совершать любые действия вопреки интересам представляемого лица или в своих интересах [3. ч. 4 ст. 76]. Крайне важно учитывать, что жизнь является личным неимущественным благом каждого правоспособного человека, неразрывно связана с ним, не отчуждается и не передается по любым основаниям другим гражданам. Утрата члена семьи, близкого родственника безусловно причиняет правоспособному родственнику различной степени отрицательные эмоциональные переживания. Однако такие переживания не относятся к категории морального вреда, поскольку не относятся к объектам личных неимущественных благ и прав. Вся специфика личных неимущественных благ и прав выражается в том, что в их состав не включается прекращение общения одного родственника с другим по самым различным причинам (болезнь, личные неприязненные отношения, смерть и т.д.). Такие переживания не основаны на умалении защищаемых законом личных неимущественных благах и правах правоспособного родственника. Другие лица, в отношении которых непосредственно не совершались никакие уголовно-наказуемые деяния, влекущие наступление уголовной ответственности и причинившие вред, пострадавшими или потерпевшими в уголовном процессе являться не могут ни фактически, ни юридически. Поэтому процессуальные представители лишенного жизни пострадавшего не обладают ни материально-правовыми, ни процессуально-правовыми правами на предъявление иска о взыскании с подозреваемого в свою пользу компенсации морального вреда в денежном выражении. Процессуальные представители такого пострадавшего или признанного потерпевшим до наступления смерти в результате причинения вреда здоровью являются ненадлежащими истцами. А вот правоспособные потерпевшие вправе в уголовном процессе лично или в их интересах законными либо процессуальными представителями могут предъявляться иски о взыскании имущественного ущерба, расходов на реабилитацию, а равно компенсация морального вреда в денежном выражении за умаление личных неимущественных прав. Уголовные правонарушения включают уголовные проступки и преступления, которые в зависимости от степени общественной опасности, вида и размера наказания классифицируются по четырем категориям [4. ч. 3 ст. 10, ст. 11]. Особенность отнесения преступления к соответствующей категории общественной опасности выражается в том, что при установлении размера наказания в виде лишения свободы от низшего к высшему пределу во внимание принимается максимальный размер наказания, предусмотренный санкцией конкретной статьи уголовного закона. При этом на категорию преступления не влияют предусмотренные уголовным законом особенности назначения уголовного наказания более мягкого, чем предусмотрено законом за данное деяние, при назначении наказания за неоконченное преступление [4. ст. ст. 55, 56]. Зарегистрированный в Едином реестре досудебного расследование (ЕРДР) повод к началу уголовного досудебного расследования передается по установленной законом подследственности соответствующему органу досудебного расследования (следственные подразделения КНБ, МВД, Антикоррупционная служба, СЭР Министерства финансов). [3. ст. ст. 179, 187] Каждый из названных правоохранительных органов в порядке, установленном статьей 71 УПК, выносит постановление о признании пострадавшего, которому непосредственно совершенным против него уголовным правонарушением, причинен имущественный ущерб, физический или предусмотренный законом моральный вред в виде физических или нравственных страданий, потерпевшим. Только потерпевший вправе подать в орган, который расследует уголовное правонарушение, заявление о выплате ему компенсации в соответствующем размере из Фонда компенсации потерпевшим. Право на получение компенсации из Фонда компенсации потерпевшим вреда имеют только указанные в законе физические лица, которым причинен соответствующий вид вреда совершенным названным в законе преступлением. Компенсация выплачивается только в том размере, который предусмотрен законом, на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится расследование уголовного правонарушения. Ответственность за обоснованность решения о выплате компенсации потерпевшему несет руководитель правоохоанительного органа (руководитель территориального органа дознания, следствия). Актуальным являются положения закона о категориях потерпевших, видах совершенных против них уголовно-наказуемых деяний, видах причиненного вреда, в совокупности предоставляющих право на поручение компенсации, и обязанность Фонда по ее выплате в установленном законом размере. Анализ норм закона позволяет сделать вывод о том, что правом на получение компенсации из Фонда компенсации потерпевшим обладают потерпевшие: - несовершеннолетние по преступлениям, связанным с сексуальным насилием; - по преступлениям, связанным с торговлей людьми; - по преступлениям, связанным с пытками; - которым преступлением причинен тяжкий вред здоровью; - которые заражены вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД). Лица, которые совершенным преступлением лишены жизни, к категории потерпевших, имеющих право на получение компенсации из Фонда компенсации потерпевших, не относятся только потому, что утратили правоспособность. Иждивенцы пострадавших, которые лишены жизни, обладают правом на возмещение утраченного имущественного содержания, которое они получали от кормильца, лишенного жизни преступным деянием умышленно или по неосторожности. Специфика права на получение компенсации выражается в том, что вред потерпевшему причиняется только по тем 124 составам тяжких и особо тяжких преступлений, которые с исчерпывающей полнотой перечислены в Законе «О Фонде компенсации потерпевшим», в том числе за вред, причиненный некоторым личным неимущественным благам и правам потерпевшего. Анализ концепции и норм Закона позволяет утверждать о недостатках юридической техники при его разработке и принятии, чрезмерным использованием оценочных суждений, наличием коллизий, которые затрудняют его единообразное понимание и применение. Законом установлено, что правом на получение компенсации обладают несовершеннолетние женского или мужкого пола, если в отношении них совершено преступление, сопряженное с сексуальным насилием. К несовершеннолетним относятся малолетние в возрасте до 14 лет и несовершеннолетние от 16 до 18 лет только потому, что не обладают полной дееспособностью [5. ст. ст. 17, 22, 23]. Эмансипированные несовершеннолетние в возрасте после 16 лет обладают полной дееспособностью и юридически к категории несовершеннолетних уже не относятся [5. ст. 22-1]. То есть закон к категории потерпевших прежде всего относит несовершеннолетних, которые по самым различным причинам могут не всегда понимать характер и значение тех действий, которые в отношении них совершаются. Указывая право несовершеннолетних на получение компенсации, законодатель не раскрывает содержание понятия «сексуальное насилие». Под сексуальным насилием следует понимать вовлечение ребёнка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путём злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребёнка. Очень часто сексуальные посягательства в отношении детей происходят без применения физической силы или угроз, то есть без применения насилия в традиционном для уголовного права понимании. Это связано с тем, что целью взрослого является вовлечение ребёнка в сексуальные отношения, а не причинение ему физических или душевных страданий [11.]. Сексуализированные ласки, использование ребенка для сексуальной стимуляции, сексуальной эксплуатации расцениваются в качестве сексуального насилия только потому, что отсутствует свобода волеизъявленние ребенка на совершение таких действий и манипуляций. Законодатель установил уголовную ответственность за сексуальное насилие в отношении малолетних либо несовершеннолетних в форме изнасилования, мужеложества, лесбиянства или иных действий сексуального характера с применением насилия или угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния, а равно материальной или иной зависимости потерпевшей (потерпевшего). [4. п.1), п. 2) ч. 3-1, п.1) ч. 3-2, ч. 4 ст. 120, ст. 121, ч. 2 ст. 123]. Особый состав преступления относится к развращению заведомо малолетних мужского или женского пола любым лицом, достигшим возраста шестнадцати лет, в том числе родителями, отчимом, мачехой, педагогом либо иным лицом, на которого законом Казахстана возложена обязанность по воспитанию малолетнего (малолетней) [4. ч. 2 ст. 15, ст. 124]. В зависимости от квалификации и вида и размера наказания преступление относиться к категории особо тяжкого преступления [4. ч. 5 ст. 11]. Анализ диспозиции каждой из частей статей 128 и 135 УК и квалифицированных признаков свидетельствует о том, что виновным лицом может быть несовершеннолетний, достигший возраста 16-ти лет, а потерпевшим - женщина или мужчина любого возраста. Преступление, устанавливающее уголовную ответственность за торговлю людьми, в зависимости от квалификации, относится к категории тяжкого или особо тяжкого преступления. Законом установлено, что причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, - наказывается ограничением свободы на срок от четырех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок. Объективную сторону состава преступления в виде истязания образуют систематическое нанесение побоев, угроз насилием в отношении самого потерпевшего, его родственников, близких, оскорблений чести и достоинства потерпевшего, а также иные насильственные способы: лишение сна, пищи, воды, запирание в холодное помещение, порка, связывание, которыми реализуется субъективная сторона состава преступления в виде желания причинить потерпевшему физические или нравственные страдания. Состав преступления будет исполнен в том случае, если насильственные действия виновного лица не причинили здоровью потерпевшему тяжкий или средней тяжести вред, но причинили ему физические или нравственные страдания. [4. п\п. п\п 11), 12), 13) ст. 3] Определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно. Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пытки [2. ст. ст. 1, 2]. Содержание понятия такого деяния как «пытка» предполагает, что субъектом его совершения может быть физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет либо должностное лицо правоохранительного органа или органа исполнительной власти при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Такое деяние как «пытка» образует самостоятельный состав уголовного правонарушения и в качестве квалифицирующего признака другого уголовного правонарушения не может выступать. Квалифицирующий признак конкретного уголовного деяния позволяет уточнить объективную или субъективную стороны состава этого преступления, а иное уголовное правонарушение формируется посредством содержания признаков его состава. Поэтому предлагается из части 2 статьи 110 УК исключить пункт 4. В абзаце втором пункта 1) части 1 статьи 6 Закона «О Фонде компенсации потерпевшим» слова «110 (пунктом 4) части второй» заменить цифрой «146». Весьма проблематично содержание Примечания к статье 146 УК, согласно которому не признаются пыткой физические и психические страдания, причиненные в результате законных действий должностных лиц. Любые законные действия должностных лиц не могут априори причинять лицу физические и психические (видимо - нравственные) страдания. А вот «подведение» незаконных действий под законные сохраняет простор для применения пытки при проведении следственных действий (нарушение срока проведения допроса, явные или скрытые угрозы наступления неблагоприятных последствий, недопуск защитника и т.д.). [1. ст. 17]. В пункте 2) статьи 6 Закона «О Фонде компенсации потерпевшим» перечислены виды преступлений, при совершении которых потерпевшему причиняется тяжкий вред здоровью либо происходит его заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД). Под тяжким вредом здоровья понимается вред, опасный для его жизни, либо иной вред здоровью, повлекший за собой: потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа; утрату органом его функций; неизгладимое обезображивание лица; расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть; полную утрату профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое, поведенческое расстройство (заболевание), в том числе связанное с употреблением психоактивных веществ [4. п\п 11) ст. 3]. Право на выплату компенсации имеют не только потерпевшие, которым тяжкий вред здоровью причинен не только умышленно совершенным преступлением, но и по неосторожности. При этом тяжкий вред здоровью является не только элементом объективной стороны состава преступления, но может являться квалифицирующим признаком объективной стороны другого состава преступления. По некоторым составам преступлений причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего не относится законом к праву на получение компенсации из «Фонда». Например, статья 106 УК устанавливает уголовную ответственность за умышленное причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровья, в том числе при наличии квалифицирующих признаков, но право на получение потерпевшим компенсации возникает только в том случае, если тяжкий вред здоровью потерпевшего причинен преступной группой [4. ч. 3 ст. 106]. Под преступной группой понимается организованная группа, преступная организация, преступное сообщество, транснациональная организованная группа, транснациональная преступная организация, транснациональное преступное сообщество, террористическая группа, экстремистская группа, банда, незаконное военизированное формирование [4. п\п\ п\п. 7), 18), 23) - 25), 31) - 33), 36) ст. 3]. Такое «усеченное» право потерпевшего на получение компенсации в связи с причинением ему тяжкого вреда здоровья преступлением, квалифицируемым по частям 1 - 3 статьи 106 УК вряд ли можно признать обоснованным, если только не принимать во внимание неявное желание производить выплаты всем потерпевшим, здоровью которых причинен тяжкий вред. Исключение следует делать только при совершении такого преступления с двойной формой вины как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, в том числе при наличии квалифицирующих признаков, относится к категории тяжких преступлений. Право на получение из «Фонда» компенсации имеют потерпевшие, которым по неосторожности причинен тяжкий вред здоровья преступлениями, предусмотреннными частями 3 или 4 статьи 114 УК. Указанные уголовно-наказуемые деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести. Правом на получение компенсации из «Фонда» обладает потерпевший, который при контакте с инфицированным ВИЧ (традиционные и нетрадиционные половые связи, переливание крови, использование одной иглы при употреблении внутривенно наркотиков, трансплантации органов и т.д.) не был контактером или иным лицом уведомлен о заболевании [4. ч. ч. 2, 3 ст. 118]. Очень проблематичным является Примечание, в соответствии с которым лицо, инфецированное ВИЧ, освобождается от уголовной ответственности, если о заболевании предупредит другое лицо о заболевании, а это лицо согласится совершать действия, создающие опасность заражения. Представляется, что Примечание следует исключить как основание для распространения инфекции ВИЧ. Ведь не исключено, что распространение инфекции может приобретать геометрическую прогрессию. Следует исходить из того, что лицо, осведомленное о наличии у него инфекции ВИЧ, ни при каких обстоятельствах не может другое лицо ставить в опасность заражения такой инфекцией. Может быть, в целях обеспечения общественной безопасности имеются основания для объединения частей 2 и 3 статьи 118 УК с установлением уголовной ответственности за единичный факт заражения другого лица инфекцией ВИЧ с назначением наказания как за тяжкое преступление. Законодатель предусмотрел право потерпевшего на получение компенсации из «Фонда», если ему по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью в результате заведомого (умышленного) оставления без помощи, если потерпевший находился в опасном для жизни состоянии и не мог принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие иного беспомощного состояния, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу или был обязан заботиться об этом лице либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние [4. ч. 3 ст. 119]. Указанное деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести, а само преступление рассматривается в качестве неосторожного. Законом установлено, что потерпевшая имеет право на поучение компенсации из «Фонда, если в результате ее изнасилования по неосторожности причинен тяжкий вред ее здоровью, заражение ВИЧ или наступили иные тяжкие последствия [4. п. 2) ч. 3 ст. 120]. В законе предусмотрены те последствия, которые в результате примененного к потерпевшей насилия повлекли такой тяжкий вред ее здоровью, который виновный по самонадеянности рассчитывал избежать или не предвидел возможность наступления такого вреда, хотя должен был и мог предвидеть его наступление (нежелательная беременность, утрата органом функции, психозы и т.д.) [4. п\п 4) ст. 3, ст. 21]. Заражение потерпевшей ВИЧ по неосторожности возможно, если виновное лицо достоверно не было осведомлено о наличии у него такой инфекции. Если виновным знал о наличии такого заболевания и совершил изнасилование потерпевшей (в том числе с соответствующими квалифицированными признаками), то ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 120 и 118 УК. Указанное преступление относится к категории особо тяжкого. Законом установлено, что мужеложество, лесбиянство или иные действия сексуального характере с применением к потерпевшему (потерпевшей) насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), повлекшие по неосторожности причинение потерпевшему (потерпевшей) тяжкого вреда здоровью), заражение его (ее) ВИЧ или иные тяжкие последствия, предоставляет потерпевшей (потерпевшему) право на полученние компенсации из «Фонда». Под беспомощным состоянием потерпевшего понимается его неспособность в силу физических недостатков, психического состояния или нахождения в алкогольном или наркотическом опьянении принять необходимые меры к самосохранению в условиях возникшей опасности жизни, здоровья, телесной или половой неприкосновенности, в результате примененоого насилия, противостоять которому потерпевший (потерпевшая) не в состоянии. Такое состояние потерпевшей (потерпевшего) осознает виновное лицо и его использует. Уголовная ответственность за указанное уголовно-наказуемое деяние предусмотрена пунктом 2) части 3 статьи 121 УК, а преступление относится к категории особо тяжкого. Законом предусмотрено, что потерпевший имеет право на получение компенсации из «Фонда», если в результате похищения ему по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью [4. п. 3) ч. 3 ст. 125; 10. п\п 2) п. 1 ст. 6]. Между редакцией нормы УК и редакцией Закона допущены несоответствия, которые подлежат устранению и приведению нредакции нормы Закона в соответствие с редакцией нормы УК. Уголовное законодательство состоит только из Уголовного кодекса, а основанием уголовной ответственности является состав преступления или уголовного проступка, предусмотренного Уголовным кодексом [4. ст. ст. 1, 4]. Преступление, предусмотренное пунктом 3) части 3 статьи 125 УК, выражается в похищении человека с квалифицирующими признаками, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия. Законом «О Фонде» предусмотрено, что потерпевшему по неосторожности причиняется тяжкий вред здоровью. Между тем, содержание понятие «иные тяжкие последствия» значительно шире содержания понятия «тяжкий вред здоровью» [4. п\п 4) и п\п 11) ст. 3]. По юридической силе и в иерархии нормативных правовых актов Уголовный кодекс выше закона, а при противоречии между кодексом и законом, применению подлежат нормы кодекса [9. ст. ст. 10, 12]. Аналогичным образом подлежат устранению противоречия, допущенные в тексте пункта 3) части 3 статьи 126, пункта 4) части 2 статьи 127, пункта 2) части 4 статьи 128, пункта 2) части 4 статьи 135, части3 ст. 255, части 3 статьи 261, части 3 статьи 269, части 3 статьи 270, части 2 статьи 277, статьи 352 Закона и в соответствующих нормах Уголовного кодекса. Представляется, что из Закона «О Фонде компенсации потерпевшим» подлежат исключению перечисленные нормы, поскольку нелогично и нерационально в уголовном деянии, причиняющим тяжкий вред здоровью потерпевшего, выделять отдельные квалифицирующие признаки, позволяющие производить выплату компенсации, но отказывать в таковой тем потерпевшим, которым тяжкий вред здоровью причинен другими квалифицирующими признаками. Если законодатель пришел к выводу, что в дополнительной социальной поддержке нуждаются потерпевшие: а) несовершеннолетние мужского или женского пола, подвергшиеся сексуальному насилию либо развратным действиям; б) подвергшиеся пыткам; в) мужского или женского пола, подвергшиеся изнасилованию; г) которым умышленно или по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью; д) подвергшиеся похищению в целях торговли людьми, посредством выплаты им компенсации из «Фонда компенсации потерпевшим», то в силу недопустимости дискриминации перечисленных категорий потерпевших каждому надлежит выплатить компенсацию, исходя из того, что им также причинен тяжкий вред здоровью. Предлагается пункты 1) и 2) части 1 статьи 6 Закона «О Фонде компенсации потерпевшим» изложить в следующей редакции; «1. Компенсации назначаются потерпевшим: 1) несовершеннолетним мужского или женского пола, подвергшимся сексуальному насилию либо развратным действиям; 2) подвергшимся пыткам; 3) мужского или женского пола, подвергшиеся изнасилованию; 4) которым умышленно или по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью; 5) подвергшихся домашнему насилию, причинившему тяжкий или средней тяжести вред здоровью; 6) подвергшиеся похищению в целях торговли людьми». Предлагаемая редакция очерчивает с исчерпывающей полнотой категории потерпевших, подвергшихся насилию при совершении в отношении них преступлений, относимых к категории тяжких или особо тяжких, независимо от квалифицирующих признаков, обеспечивая равное право на получение единовременной социальной поддержки в виде компенсации. Дополнительная правовая защита в виде удержания принудительного платежа обеспечит телесную и половую неприкосновенность потерпевших разного возраста и пола, психологическое здоровье несовершеннолетних, будет способствовать сокращению насильственных уголовных правонарушений, а также упростит понимание и применение закона. В пункте 3) статьи 6 Закона предусмотрено, что компенсация выплачивается лицам, наделенным правами потерпевшего, в случае смерти потерпевшего. Данная норма противоречит положениям статьи 71 УПК, в соответствии с которой в случае смерти потерпевшего в уголовном процессе участвуют назначаемые следователем процессуальные представители потерпевшего, которым запрещено совершать любые действия в своих интересах. А свои интересы процессуального представителя потерпевшего, правоспособность которого утрачена в результате причинения ему смерти, будет выражаться не только с реализации процессуальных прав, принадлежащих неполсредственно потерпевшему, но и в подаче заявления о выплате представителю компенсации из Фонда.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |